Περί αποφυγής της τεκνογονίας
Του Παναγιώτη Μακρή
Панайотис Макрис.
ОБ ИЗБЕЖАНИИ ЧАДОРОДИЯ (частичный перевод)
В связи с вопросом об избежанием чадородия, авторитетная позиция Элладской Церкви запечатлена в «Окружном послании Иерархии» от 14 октября 1937 года. «Окружное послание» предлагает супругам воздержание от общения и воздержанность как единственное средство избежать чадородия, когда для этого есть особенные причины.
К сожалению, в дальнейшем, по причинам противодействия со стороны духовников, снова потребовалось суждение Церкви. Таким образом, оказалось необходимым заново выпустить «Окружное послание иерархии о чадородии» 8 октября 1978 г., которое выразило те же самые мысли, что и Послание от 14 октября 1937 г. В особенности оно побуждает женатых мужчин исполнять свой супружеский долг и соединять брак с «происходящим из него чадотворением». Послание ясно рекомендует женам «избегать каких-либо противозачаточных средств и способов», а также советует врачам «не принимать участия в абортах».
Оно призывает духовных отцов следовать общей линии, выраженной в «Окружном послании Иерархии» от 14 октября 1937 г. В послании 1978 г. не игнорируются современные трудности в воспитании детей и признается, что предлагаемый выход, состоящий в супружеском воздержании, кажется «узким и скорбным путем». Более того, более мягкое разрешение проблемы, предлагаемое для применения церковной икономии и снисхождения, относится к суждению духовников, когда в этом очевидно проявляется необходимость. Признаются трудности в пропитании и воспитании детей и духовникам дается возможность проявлять икономию в особенных случаях.
Однако, согласно единодушному мнению древних и современных Отцов, которые сталкивались с еще более напряженными проблемами такого рода, и с мнением Церкви, только воздержание является безопасным путем для избежания чадородия. А законное удовольствие в браке должно быть связано с деторождением.
Расходятся ли во мнениях св. Апостол Павел и святитель Иоанн Златоуст?
Для освещения этого вопроса вначале изложим мнение св. апостола Павла: “А о чём вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; Равно и муж не властен над своим телом,но
жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и
молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет своё дарование от Бога, один
так, другой иначе. (1 Кор. 7, 1-7).
Если кто внимательно прочтет то, что пишет Апостол к коринфянам, то легко поймет, что нигде св. апостол Павел не обращается к теме избежания чадородия. Место «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время», следует понимать в том смысле, что писали о данном вопросе Отцы Церкви, и ни в коем случае не следует это понимать так, что св. апостол Павел позволяет избегать чадородия. То, что он пишет легко может быть понято и без того, чтобы мы подразумевали здесь уклонение от деторождения. Подобно тому и место «опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим», никоим образом не подразумевает, что Апостол имеет в виду здесь уклонение от деторождения, но здесь от ставит акцент на браке, как лекарстве от страсти блуда, поэтому и пишет в начале «но во избежание блуда».
Переходим к тому, что желает сказать святой Иоанн Златоуст:
Послушай ныне Павла, говорящего, что «ради блуда пусть каждый имеет свою жену и каждая имей своего мужа». Две причины, по которым был установлен брак – чтобы мы были целомудрены и чтобы мы стали отцами, а из этих двух причин первенствующей является целомудрие. Поскольку же причина брака одна – не блудодйствовать, то посему и вводится подобное лекарство.
Далее известны и следующие отрывки святого: «Древле были две причины для брака, а ныне одна. Брак был дарован ради чадородия, а более всего – для того, чтобы погасить разжение природы. Свидетель сему Павел, говорящий: «ради блуда пусть каждый имеет свою жену и каждая имей своего мужа» - не ради чадотворения. И опять-таки, повелевает быть вместе, но не для того, чтобы они были отцами многих детей, но ради чего? «Чтобы не искушал сатана вас». И, продолжая, не говорит, «если желают стать отцами многих детей», но что говорит? «Если не воздерживаются, пусть женятся». Ибо древле для брака было две причины, а сейчас – одна. Был брак дарован ради чадотворения, намного же более для того, чтобы погасить разжение природы, когда же земля, и море, и вся вселенная наполнились людьми, то остается только один повод – устранение невоздержанности и непотребства.
Следует обратить внимание прежде всего на то, о чем ведет речь святитель Иоанн. Святитель по причине связи между таинством брака и общениея в нем, как бы в виде их соотношения одновременно соединяет и то, и другое. Соотнесем их следующим образом. Брак, как таинство, был установлен по причине немощи людей, чтобы узаконить плотские моногамные связи. В браке люди могут защищать не только себя, но и супруга (супругу) от искушений лукавого. Избежание греха подразумевается и в изречении святого Иоанна Дамаскина: «Беги, насколько можешь, когда же ослабеешь, то прими как лекарство, брачное общение, чтобы не искушал вас сатана». Как первую и главную цель брака, согласно его употреблению после грехопадения, святой отец видит целомудрие, которое ведет супругов к совершенной любви и единению двоих во едино и сего единого - с Богом и, следовательно, к их совершенству. Деторождение – вторая цель брака. Бог даровал чадородие как противовес смерти, пришедшей из-за грехопадения человека, чтобы через рождение детей остались и сохранились одушевленные образы скончавшихся, и чтобы наш род не погиб. Иными словами, как подчеркивает святой отец, деторождение – не только результат воли супругов, но, прежде всего, воли Божией, как это явствует и из наличия бесплодных браков.
В любом, случае, никто не сможет доказать, что святой отец где-либо говорит о плотских связях с одновременным избежанием деторождения.
Однако, поскольку слова святого Иоанна Златоуста могут привести некоторых из нас к ложным выводам относительно дозволенности брачного общенения одновоременнно с уклонением от чадородия, поэтому мы утверждаем, что свидетельство святого Златоуста для нас недостаточно, поскольку в Священном Писании начертано, что «при устах двух и трех свидетелей станет всякое слово» (Втор. 19, 15)
Православное богословие требует целостного взгляда, а не отрывочного относительно того, что сказал каждый Отец, но мы можем извлечь здравые заключения лишь из того, что сказали все Отцы.
Следовательно, брак появляется с целью освящения единых мужа и жены и деторождение не является единственной целью брака, а равно и узаконивание плотской любви. Супружеское общение имеет своей целью не только создание детей, но является и выражением любви единых мужа и жены, и его цель – помочь им в духовной борьбе и в особенности в умервщлении плотского мудрования. Следовательно, целью брачного общения не может состоять в плотском удовлетворении, потому что оно никак не помогает в духовной борьбе, плотское общение происходит с целью, чтобы не искушаться мужу и жене от дьявола, чтобы нам не блудить и непотребствовать.
Приведем здесь случай со старцем Порфирием.
Отец Никодим рассказывает: «Я взял благословение от старца, и объяснил, что мы путешественники из таких-то мест, что нам достаточно его благословения. Я не желал занимать его никакими темами, поскольку столькие люди желали его видеть, а я пришел первым: «Просим вашей молитвы, старец, помолитесь за нас».
«Садись, садись», - говорит он мне тогда. Он сжал мне руку и держал ее: «Как дела?»
«Слава Богу, вашими молитвами хорошо, старец».
И немедленно после этого он говорит мне: «Скажи им, чтобы они не избегали рожать детей. Великий, смертный грех в тм, что они избегают рожать детей. Ты очень хорошо делаешь, что занимаешься этим делом. Продолжай говорить им, что не позволяется избегать чадородия. Великий грех – уклоняться от деторождения.
Затем и другой случай: «Я спросил мнения старца о том, какие доводы следует привести, когда мы говорим об уклонении от деторождения и как он, как духовник, сталкивался с этой темой. Я не помню в подробностях всего разговора. Скажу только, что старец Порфирий подтвердил строгую линию, которой придерживаюсь и я, и которая не позволяется уклоняться от деторождения, если существуют супружеские связи. Использование противозачаточных средств не дозволяется.
Приведем слова из книги “Современные святоотеческие образы. Духовные наставления с острова Откровения (т. е. Патмоса) старца Павла Никитара, где говорится:
«Старец Павел Никитарас подчеркивал: «Бегство от деторождения через предохранение является препятствием ко Святому Причащению».