Величайшее преступление, совершенное в отношении Его
(Государя Императора Николая II) должно быть заглажено
горячим почитанием Его и прославлением Его подвига
Святитель Иоанн
Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович).
Вот уже девяносто лет со дня «Отречения» Государя Императора Николая II от Всероссийского Престола и мы подошли к девяностолетнему юбилею страшной трагедии в жизни русского народа и государства – кровавой бесчеловечной расправы над всей Августейшей семьёй. Спустя семь лет после прославления Русской Православной Церковью Московского Патриархата святых царственных мучеников-страстотерпцев в лике Новомучеников и исповедников Российских нам хотелось бы вновь обратиться к их беспримерному подвигу.
Как известно, Священное Писание, и, прежде всего Евангелие, не сразу можно понять после первого прочтения. Каждый раз, перечитывая, казалось бы, знакомые уже и ранее прочитанные строки священного текста, находишь что-то новое. И в этом нет ничего удивительного, так как Евангелие входит в человеческое сердце, начинает пониматься и осознаваться, когда человек пытается жить так, как говорил пришедший в мир Бог Слово, Христос. Жизнь христианина по Евангелию – это раскрытие глубины своего отпадения от Бога через греховные привычки, наклонности, страсти и усиленная работа над их выкорчёвыванием из души с помощью благодати Божией. Шаг за шагом и душа невидимо преображается, очищается в ней образ Божий. Постепенно человек начинает видеть, понимать и осознавать то, что прежде было для него невидимым и непонятным.
Это касается не только чтения Священного Писания, но и жизни и подвига святых, которые в своей жизни явили силу и действенность Евангелия. В их душах обильно действовала благодать Божия, вселился Сам Христос. Попытка углубиться в их жизнь – это тоже одна из задач христианина. Привычка воспринимать все поверхностно, с позиции собственного рационального греховного суждения обо всем – особенность нашего времени. Что не укладывается в схему моей логики – то я не приемлю, достаточно часто встречаемая в церковной среде позиция. Однако такое, на самом деле протестантское отношение к святоотеческому преданию – не приемлемо для православного христианина, оно не спасительно. Воспитать в себе святоотеческий подход ко всему в духе благодатного смиренномудрия – величайшая задача христианского подвига. Точно также, как и богословие величайших святителей Церкви постижимо лишь при условии стремления к подражанию их образу жизни.
Именно отсутствие в личной жизни подвига приводит человека к совершенно ложным мнениям и идеям, стремлению к реформаторству. И если задача Церкви – это внутреннее преображение человека, и совершается это перерождение не механически, а благодатью Божией при личном подвиге, то эта задача Божественного Промысла остаётся невыполнимой при сопротивлении человека тому, чтобы жить и мыслить как жили и мыслили святые Церкви.
Порождаемая современной действительностью идеология, – жить без богоугодного подвига, настолько тлетворно действует на дух человека, что он становится не способным видеть и воспринимать святость. Поэтому вполне объяснима и картина упорной полемики вокруг Царской Семьи перед канонизацией. Святые Церкви видели и узнавали в Августейшей семье святых угодников Божиих, а рационалисты поливали их грязью как и большевики, уничтожившие Россию.
Чтобы понять всю глубину совершенного ими подвига, пожалуй не хватит человеческих слов. Этот подвиг надо прочувствовать собственным сердцем.
Но так как подвиг Святых Царственных Мучеников – это, несомненно, подвиг мученический, мученичества и страдания за свой народ и страну, то именно в контексте учения Церкви Христовой об этом подвиге и надо рассматривать их подвиг.
«Вспоминать победы преславных мучеников над диаволом и слугами его и страдальческие деяния подвижников Христовых значит возвещать славу Христа Бога нашего и проповедовать силу Его, явленную в добрых подвигах мучеников, страдавших во славу пресвятого Его имени. Христос Сам был победителем во всём, по слову Своему: дерзайте, яко Аз победих мiр (Ин. 16, 33), и сначала Один за всех боролся с врагом. Святые мученики, после Него страждущие, будучи членами Тела Его (1 Кор. 12, 27), восполняют по слову апостольскому, лишение скорбей Христовых во плотисвоей (Кол. 1, 24); и поскольку они, подвизаясь за пресвятое имя Его, умирают непобеждёнными, постольку в них Христос является победителем, ибо в них Он страдает как в членах тела Своего, в них являет торжество Своё над супостатом и, прославляясь, вместе с Собою прославляет и Свои члены, за Него страдавшие, то есть святых мучеников, которые настолько ближе всех к Нему по славе, насколько были подражателями Его в страданиях. Поэтому подобает и нам славить и ублажать добрых воинов Христовых, учениям которых и примером мужественных подвигов Церковь Христова сияет по всей вселенной; сами же они под алтарём, одетые в белые одежды, собственною их кровью обагренные, Христовою же убелённые, почивают в блаженстве».1 Так воспринимает и так видит смысл подвига святых мучеников Святая Православная Церковь.
Если мы самым тщательным образом исследуем содержание богослужебных последований нашей Церкви святым мученикам, то увидим, что Церковь Христова всегда видела в этих доблестных воинах Христовых и воспринимала их как жертву, приносимую Богу не столько за свои грехи, сколько за освобождение других людей от рабства дьяволу, освящение данного места. Так, например великомученик Феодор Стратилат, как об этом повествует его житие, специально призывает в Гераклею императора Ликиния, чтобы своими страданиями освятить этот город. Известны из житий мучеников многие случаи, как например из страданий священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, когда благодаря сопровождавшим мучеников чудесам, многие обращались от язычества к Богу Живому и истинному.
Сама идея жертвы собой ради других пронизывает всё христианское вероучение. Ведь совершенно не случайно, Сам Господь, дав нам пример безграничного самопожертвования ради спасения других, говорит в Евангелии: нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя (Ин.15, 13).
И не только в мученичестве первохристианских веков мы находим примеры самопожертвования, но и в наши времена. Так, например известный делатель умной молитвы архиепископ Антоний, раскрывая значение страдания многих новомучеников Российских, пишет: «Страданиями нашего поколения отброшены на десятки лет страдания других людей. Их жертва освободила нас на время от внешних страданий, они как бы взяли их на себя. Они за нас страдали, а нас Господь щадит за пролитую ими кровь».2
В жизни великих наших современных подвижников мы находим многие примеры удивительного самопожертвования ради спасения ближних.
Одним из достаточно ярких на наш взгляд, является пример из жизни того же архиепископа Антония, который принял величайшие страдания за избавление из адских мук недавно скончавшегося иеромонаха, который перед смертью впал в смертный грех прелюбодеяния. Умирая, он просил женщину, с которой впал в грех: «Ты за меня покайся». Она пошла к тогда уже умиравшему владыке и просила о разрешении от греха, проливая слезы глубокого покаяния. На это Владыка ответил: «Как же я ее разрешу, ведь я тогда должен епитимью нести. А как я больной, умирающий, понесу?» Владыка после долгих уговоров разрешил от бремени греха эту женщину, но своей келейнице сказал: «Понимаешь, что произошло? Ведь теперь я душой должен в ад сойти…». И только владыка это сказал, как резко поднялась температура – за сорок, страшное кровотечение началось, судороги. И изо рта шла кровь, и снизу шла кровь. Все было залито кровью. Но не было ни одного стона. Он только шептал: «Слава тебе, Боже! Слава тебе, Боже!». Он запретил делать успокоительные уколы, не принимал никаких лекарств. Кровотечение длилось целые сутки.3
В жизнеописаниях старца Паисия Афонского, покойного архимандрита Харалампия, игумена Святогорского монастыря Дионисиат мы также находим достаточно много примеров самопожертвования ради близких. Архимандрит Харалампий совершал за исцеление и освобождения от демона многочисленные ночные изнурительные бдения и ночные литургии, налагал посты и поклоны, после чего люди избавлялись от своих недугов. Старец Паисий рекомендовал родителям налагать на себя подвиги, ради исцеления детей. И все это оказывало великую помощь страждущим. Приведём ещё один интересный рассказ старца Харалампия о его учителе старце Иосифе Исихасте. «В миру у Геронды (т.е. старца Иосифа Исихаста) была двоюродная сестра… Умерла она плохо: постоянно гримасничала, кривлялась, очень нехорошо говорила и в таком жутком состоянии скончалась. Узнав об этом, Старец начал плакать. Я был сильно удивлён и подумал: «Какой Геронда тонкий человек… так много плачет». Как бы уловив мой помысел, отец Иосиф сказал: «Дитя моё, я плачу не потому, что она умерла, но потому, что её душа пошла на мучения».
Тем не менее, с этого дня Старец наложил на себя пост и стал молиться за свою почившую сестру. Однажды, спустя какое-то время, я заметил, что отец Иосиф весь буквально сияет от радости. «Что случилось Геронда?», - спросил я. – «Сейчас расскажу, дитя моё. Все эти дни я беспрестанно молился и пребывал в бдении, посте и слезах о своей сестричке, и сегодня я сподобился радостного и удивительного видения. Во время молитвы я увидел пред собой мою сестру живой. С великой радостью она сказала мне: «Сегодняшний день для меня – день моего спасения. Я избавилась от мучений, и иду в рай».4
Таким образом, все эти примеры подчёркивают величие христианского подвига самопожертвования, через который человек уподобляется Христу. В этаком подвиге является совершенство христианской любви, которую приобретает подвижник на ступенях божественного сыноположения. Именно достигнув этого состояния, преподобный старец Силуан Афонский проводил все ночи в молитве за людей. Он говорил: «Молиться за людей – это кровь проливать». А его ученик приснопамятный старец архимандрит Софроний (Сахаров) подчёркивает, что «любить любовью Христа – это значит пить чашу Его, ту чашу, которую сам Человек-Христос просил Отца «мимонести».5
Принесение себя, своего здоровья, сил в жертву за душу другого человека в контексте библейского понимания жертвы необходимо именовать выкупом. И если жертва сама по себе – это цена выкупа, то совершаемое избавление человека, его души от гнетущего недуга, греха необходимо называть освобождением, избавлением, что тоже – искуплением. И данная терминология с точки зрения христианского богословия в рамках Священного Писания не должна кого-либо смущать, а, наоборот, помочь более точно и ясно выявить смысл и значение жертвы, какой бы формы и вида она не была.
Именно такой жертвой была и мученическая кончина Августейшей Семьи во главе с государем Императором Николаем Александровичем. Но это была жертва уже не за отдельного человека, а за весь русский народ, который так любили святые Царственные Мученики. Читая письма из заточения, мы встречаемся не с ненавистью и злобой к своим обидчикам и предателям, а сострадательной любовью. Эта та любовь, которая может быть присуще величайшим подвижникам, достигшим сыноположения.
Было бы величайшей ошибкой рассматривать и канонизацию Царской Семьи, и их почитание явлением политического характера. Необходимо помнить, что православный монарх по учению Православной Церкви фигура не политическая, а мистическая. Его роль в государстве, его права и обязанности были обрисована церковными законами. Построение государства на заповедях Господних и охранение Церкви, и христианских начал в государственном управлении, направление общего течения жизни к духовным и нравственным целям – создание условий, максимально благоприятных для спасения многих – главная миссия царского служения.
Сегодня можно наблюдать и такое явление, когда намечаются тенденции к реставрации монархии в России, но основываются такие проекты зачастую на совершенно ложных, секулярных началах, при игнорировании её построения в соответствии с Православным Преданием.6 По сути данный шаг надо будет расценивать лишь как продолжение глумления над Россией, начало которого было положено при захоронении лжеостанков «царской семьи» в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга якобы в знак «покаяния». Тем самым ещё раз был засвидетельствован богоборческий характер секулярной власти в России, её нелегитимность.7
Материалы данного раздела призваны показать, что почитание святых Царственных Мучеников, правильное и ревностное является необходимым условием для восстановления из пепла нашей многострадальной России. Мы надеемся, что они помогут нашим соотечественникам зажечь в своём сердце любовь к святым Царственным мученикам, подвигнут к более глубокому и ревностному их почитанию.
Попытки предать забвению их память или локализовать до местного почитания в Екатеринбурге – это весьма горькое и печальное явление нашего времени, свидетельствующее о серьёзном и трагическом духовном упадке нашего общества. Даже в церковной среде, отношение к святым Царственным Мученикам неоднозначно. В некоторых храмах отсутствуют иконы, не совершаются праздничные службы. Эти признаки нездорового и греховного равнодушия являются прямым следствием не только невежества, но и отсутствия подвига в личной христианской жизни. Только правильный подвиг в молитве, посте, покаянии и искоренении из своего сердца порочных страстей возводит человека к Богу, очищает запятнанный в человеке образ Божий, даёт благодатное чувство знать и видеть святых, стремиться подражать их богоугодной жизни.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Житие и страдания священномученика Лукиана и его дружины, июнь, день третий. Жития святых на русском языке. Месяц июнь. М. Синодальная типография. 1913, с. 62
2Архиепископ Антоний (Голынско-Волынский). О молитве Иисусовой и божественной благодати. Красногорск. 2000, с. 313
3Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). Указ. Сочин, с. 314
4Монах Иосиф Дионисиатис. Наставник молитвы Иисусовой. М. 2005, с. 132
5Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Свято-Иоанно-Предтеченский скит. Эссекс. 1988. Машинопись, с. 22
6См. комментарий к. т. н. А. Г. Яковицкого на книгу «Проект «Россия».// Первый и последний, 2006, № 6, стр. 21-24
7По этому вопросу рекомендуем к прочтению замечательный труд архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании», СПб, 1994 и «Русская идеология», где излагается на наш взгляд совершенно правильное православное мировоззрение в отношении политического устройства России и ее духовно-православных корней.