Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

6/19  день рождения последнего Всероссийского Государя, Его Императорского Величества, Царя-мученика

Николая Александровича

 

 Последний Российский Император Николай II Александрович. святой Царь-мученик, был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 (19) мая 1868 года в день прав. Иова Многострадального под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. Хорошо известно, что Его Императосрское Величество не раз напоминал своим близким окружающем о своем неслучайном рождении в день святого праведного Иова Многострадального. Само царское служение является по своей сути не только внешним отражением небесного единодержавия, но и непрестанного самопожертвования. заботы о своих подданных. "Да не покажется странным. братия, что в радостный день рождения Госудря мы ведем речь о скорбях и страданиях Его. — пишет свт. патриарх Всероссийский Тихон, тогда еще архиепископ Нью-Йорский, — оправдание сему можно находить и в том, что рождение государя падает на день, когда Православная Церковь воспоминает Многострадального Иова. Конечно, такое совпадение, быть может, кажется для иных случайным. Но для взора верующего человека нет ничего случайного. и тем более в таком важном событии, как рождение властелинов, которых воздвиг Сам Господь потребных вовремя (Сир. 10, 4). Посему не случайно. а скорее таинственно совпадение рождения Нашего Государя с днем памяти Многострадального Иова". Государь чувствовал свое предназначение стать благоуханной жертвой в очах Божиих и перед Престолом Всевышнего за Россию,  за православный русский народ. Особенно остро он это осознал после прочтения заветного письма прп. Серафима Саровского, которое ему было вручено во время Дивеевских торжеств 1903г. Прочтя "таинственное послание от Старца", по воспоминаниям очевидцем, "Государь безутешно плакал". Ибо в этом письме была расрыта вся страшная и трагическая картина гибели Российского Царства и Династии. Но это чувство ничего не имеет общего с чувством неизбежного рока, чувством не христинаским, лишенного полного доверия Живому Богу. По учению Православной Церкви мученическая кровь является залогом воскрешения и обновления, преображения и глубокого обращения к Богу тех людей, за которых приносится мученическая кровь. (См. свт. Григорий Палама. Омилия на свмч. Димитрия Солунского).

 

Его письма к матери, вдовствующей императрице Марие Феодоровне, часто заканчивались словами, преисполненными оптимизма, глубокой веры в промысл Божий: "Я во всем полагаюсь на Его святую волю".  Вся суть характера последнего Государя и его служения России, глубина его православной души и осознание своего служения России, как христаинского подвига и исполнение священной воли Божией, изложены им в ответной телеграмме председателю государственной Думы: "Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения родной матушки России." Для многих эти слова и последующее Отречение от Всероссийского Престола Государя окажутся навсегда великим камнем преткновения. Одни будут искать любые способы доказать что отречения не было. другие — что это акт малодушия и слабохарактерности. Но ни та, ни другая точки зрения не являются "разгадкой" данного шага Государя. Ибо ключем к пониманию жизни государя и данного поступка может быть только просвещающая Божественная благодать. только она может раскрыть ищущему сердцу "сердце Царево", которое всегда "в руке Божией". Итак, высота подвига земной жизни Государя заключается в неукоснительном исполнении святой Божественной воли. В этом и только в этом смысле и в этой перспективе раскрывается "тайна Государя", его "загадочность". А прочитывается эта "тайна" очами веры. Глубокое же почитание святого Царя мученика является, по словам духоносного свт. Иоанна Шанхайского Мироточивого, "необходимым условием для возрождения России". Вне этого почитания и благоговейного подражания жизни и деятельности Государя и Его всей Царской семьи невозможно и подлинное возрождение России.  

 

 

 

 раритетная запись голоса Государя Императора Николая Александровича 

 

 

О великий царю-мучениче и страстотерпче Христов Николае, непрестанно молись о твоем земном отечестве, царстве Российском и народе яя перед Престолом Владычним! 

 

 

 

Свт. Филарет митрополит Московский:

Священное миропомазание и венчание царя. Священное миропомазание и венчание царя Бог предопределил Давида в царя Своему народу, и, прежде нежели настало время исполнить в действительности это предопределение. Бог хощет возвестить о сем назначении Давиду и семейству его. Исполнителем этой воли Божией избирается пророк Самуил. Что же нужно было сделать для исполнения этого повеления Божия? Казалось бы, нужно было только пойти и сказать Давиду слово. Нужно ли еще какое- нибудь особенное действие, и какое именно? Чудесное ли, для удостоверения Давида? Но юный пророк Давид и без чуда поверил бы престарелому пророку Самуилу, который от юности своей всему Израилю известен был как истинный пророк Божий. Обрядовое ли нужно действие для торжественности? Но это казалось бы даже преждевременным, потому что это еще не действительное и торжественное воцарение Давида, а только тайное предвозвещение, которое во время самого события или исполнения служило бы удостоверением о воле Божией. Но что глаголет Господь Самуилу? Наполни рог твой елея, восстану и помажи Давида (1 Цар., 16, 1, 12). Если нельзя подумать, чтобы Бог соделал что-либо излишнее или бесполезное, ибо так думать было бы богохуление, то надобно заключить, что помазание избранного Богом царя было в этом случае благопотребно даже пред очами Божиими; а по сему уже одному нельзя не признать оного важным для человека. Истина этого еще более открывается и дознается из непосредственного действия помазания над Давидом. Какого действия? Вот какого: и помаза его Самуил: и ношашвся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом (1 Цар. 16, 13). Дух Божий ношашеся над Давидом. Какое высокое состояние! Без сомнения, оно было и весьма благотворно для Давида. Без сомнения, от носившегося над Давидом Духа Божия нисходили светлые лучи в его ум, чтоб просвещать его в познании того, что есть истинно, богоугодно и спасительно; упадали в сердце святые искры, чтоб воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам; и все существо его исполнялось вышнею силою, с которою он и трудные дела начинал с дерзновением и совершал с успехом. Ибо если бы наитие Духа Божия не ознаменовалось такими благотворными влияниями, то что могли бы значить, как могли бы сказаны быть эти слова: ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом? Несомненно, что с возлиянием елея на главу помазуемого соприсущно было наитие благодати Божией. Несомненно, что наитие всесвятого и всеосвящающего Духа Божия не было бездейственным. Если же ветхозаветные священнообрядовые действия оказываются имеющими толикую важность и силу, тогда как они были только сень грядущих (Кол., 2,17), то что должно думать о духовно-таинственных учреждениях Новозаветной Церкви Христовой, в которой живоносные токи Духа Святаго, обильно и торжественно излиявшегося на апостолов, текут непрерывно и орошают все исполнение ее, яко Иисус уже прославлен (Ин., 7, 39)? Не больше ли еще важны, не более ли исполнены благодати сии учрежде- ния? По чину Христовой православной Церкви, священнодействие царского венчания начинается тем, что Церковь предлагает благочестивейшему императору произнести во всеуслышание православное исповедание веры. Что это значит? Это значит, что Церковь, как сама основана непоколебимо на камени веры, так желает и царское достоинство и благословенное царствование утвердить непоколебимо на камени веры. Поистине, если Господу нашему Иисусу Христу, владычествующему над всем по Божеству, вследствие заслуги спасительного страдания и воскресения новым образом как Богочеловеку дадеся, по собственному изречению Его, всяко, власть на земли, как на небеси (Мф., 28, 18); если Он, по слову Тайновидца, есть Князь царей земных, то, по сему самому, земные царь и царство могут быть истинно благословенны и благоденственны только тогда, когда они угодны 13 Небесному Царю и Его верховному владычеству; угодны же Ему могут быть несомненно только тогда, когда право исповедают и деятельно хранят веру, которая есть сила, и средство, и цель Его Божественного владычества. И сию-то истину деятельно исповедует благочестивейший самодержец наш торжественным испове- данием святейшего Символа святейшей веры Христовой. Далее весь чин царского венчания святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием священного кадила исполняет — обильною молитвою. Каждое восприемлемое царем знамение величества — порфиру, венец, скипетр, державу — она осеняет божественным именем Пресвятой Троицы. Чтобы усвоить царю более внутреннее, таинственное освящение, она священным помазанием полагает на нем печать дара Духа Святого. Наконец приближает его к самой трапезе Господней и на великий подвиг царствования укрепляет его божественною пищею Тела и Крови Господних. Представляя сие сколь священное, столь же и величественное зрелище, кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение православного царского величества! Оно осенено, объято, проникнуто освящением свыше. Да слышатся и здесь оные древние пророческие от лица Божия гласы: вознесох избранного от людей Моих; елеем святым помазах его; истина Моя и милость Моя с ним! (Пс., 88, 20. 21. 25) 

От редакции "Православного Апологета". 2016г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События