Свидетельство
о важности почитания святых Царственных мучеников
Прошло уже восемь лет после прославления в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских святого царя-мученика Николая Александровича, Его супруги Благочестивейшей Императрицы Александры Феодоровны, но до сих пор не утихают споры о их роли в истории Отечества, о том, правильно ли они поступали и т.д. Для православного христианина не может стоять вопрос о пересмотре канонизации святых Царственных Мучеников, поскольку случаев их помощи и чудес так много, что их невозможно даже описать. Но что очень важно для нас, русских, православных людей? Для нас очень важно осознавать, что то, что произошло 2 марта в Пскове на станции Дно, когда Государя обманным и, можно сказать, насильственным путём заставили поверить в необходимость «ради блага России» отречься от Престола, а затем фактически все верноподданные пошли по пути лёгкой измены присяге на верность Императору, данной на кресте и св. Евангелии – что это преступление. И в этом преступлении были как прямые изменники-участники (генералы Алексеев, Рузский и другие командующие фронтами и армиями, а также Великие князья во главе с Великим князем Владимиром Кирилловичем), так и те, кто косвенно в этом преступлении участвовал. А в целом фактически большая часть народа решилась на бунт против Богом поставленного Помазанника Божия. Некоторые считают этот шаг не имеющим никаких последствий. Но Церковь Христова так не учит. Она всегда говорит о том, что нераскаянный грех тяготеет и над потомками. И споры о грехе цареубийства или цареотступничества совершенно бессмысленны. Безусловно, нам всеми мерами некоторые современные богословы пытаются внушить и навязать чувство бесстрашия Божия, легкомысленное отношение к словам и поступкам, превращая богословие, догматы, за которые проливалась кровь многих исповедников веры, в простую болтовню и основание для бесконечных бесплодных споров. В этой ситуации проявляется нездоровая тенденция преобладания либо сухого рационализма, отвергающего законы благодати, либо подозрительного мистицизма, который тонким образом пытается «подмазываться» под святоотеческий мистицизм. Поэтому, чтобы избежать всех этих нездоровых крайностей от православного христианина требуется развить и воспитать в себе «чутье к истине», по словам прп. Григория Синаита. И это, безусловно непростой труд.
* * *
Здесь мы хотели бы предложить нашим читателям небольшое воспоминание о видении, которого сподобился приснопамятный старец Николай (Гурьянов) за год до своей блаженной кончины.
В комнатку старца вошла Государыня Императрица Александра Феодоровна, а затем и Государь Император Николай Александрович. Отец Николай наклонился и просил у них благословения. Но они настояли на том, чтобы старец, как иерей Божий сам благословил их. И отец Николай благословил и царя и царицу. Затем Государь вышел из комнаты и оставил Императрицу одну со старцем. Уходя, Государь только сказал, обратившись к о. Николаю: «Слушай, что она тебе скажет». Удивительное смирение монарха, нежелание демонстрировать свою славу осталась в нём и в том мире.
Государыня Императрица сказала протоиерею Николаю следующее: «Из сонма святых угодников Государь и царевич Алексий самые великие молитвенники. И надо, чтобы священники поминали их на отпусте, служили им молебны, совершали богослужение в день их памяти, а люди причащались. Очень важно, чтобы в честь их устраивались Крестные ходы вокруг храмов, между храмами, чтобы ходили крестными ходами вокруг городов и по городам».
Эти слова Государыни Императрицы о важности почитания государя Императора Николая Александровича и цесаревича наследника Алексия так удивительно созвучны со словами свт. Иоанна (Максимовича): «Царь Мученик Николай II со своим многострадальным семейством входит ныне в лик тех страстотерпцев. Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига. Перед униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими князем Игорем, как Владимирцы и Суздальцы – перед убитым Великим князем Андреем Боголюбцем! Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасёт Русскую землю от переносимых ей бедствий». (Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Сан-Франциско. Русский пастырь. 1994., с.231)
Более того, мы сегодня должны осознать нашу обязанность и иметь в доме икону святых Царственных мучеников и им ежедневно молиться. Проводимая сегодня, иначе не назовёшь, «грязная возня» вокруг останков в усыпальнице Петропавловского собора и безконечные «экспертизы» – всё это попытка совершать ещё одно грязное дело: заставить поклоняться неизвестно кому и надругаться над русским народом. Этим лишь сделать невозможным никакое возрождение России. Но ложь изобличается тёплой молитвой, когда сердцу подаётся извещение от самих Царственных Мучеников что то, что делается сегодня – это фарс и политическая игра с чётким расчётом. Но с Божьей помощью ложь не сумеет восторжествовать.
Молитва святому Царю-мученику Николаю
О святый новомучениче страстотерпче Царю Николае, ты от Господа избран и помазан был еси, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Державы Православныя быти, и царское свое служение и о душах попечение со страхом Божиим совершил еси. Испытуя же тя, яко злато в горниле, скорби горькия, яко же Иову Многострадальному, попусти ти Господь, последи же — престола царскаго лишение и смерть мученическую. Ты же вся сия кротко и безропотно претерпел еси, яко истинный раб Христов, и сего ради ныне наслаждаешися вышния славы у Престола всех Царя, купно со всеми святыми мученики. Мы же, аще и недостойни есмы, множества грех наших ради, молим тя, славне Царю страстотерпче Николае, умоли Господа о нас, да не отвратит лице Свое до конца, да не лишит народ наш избранничества Своего, но да подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из глубины падения. Ты бо, святе Царю Николае, имаши дерзновение велие, яко кровь свою за народ свой пролиял еси и душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя, и сего ради предстоиши ныне в невечернем свете Царю славы, яко верный слуга Его. И тако буди нам ходатай и заступник и приклони на милосердие правосудие Божие, да не погубит нас до конца Господь, но да простит вся, и милостивно помилует, и спасет святую землю Русскую, и народ ея от всяких бед и напастей защитит. О святый и славный наш Царю страстотерпче Николае, предстательством твоим и молитвами Святаго семейства твоего, невинно убиенных Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, да подаст нам Господь грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжем смирение, кротость и любовь, ихже вы, святии мученицы, явили есте. И да возродится в народе нашем вера и благочестие, и да дарует нам паки Господь Самодержца благочестиваго, во еже возставити в Российстей земли престол Царей православных. Да прославим Бога, и послужим Ему верно до скончания века на земли, и сподобимся царствия Его на небеси, идеже купно с тобою и со всеми новомученики и Исповедники Российскими, и со всеми святыми воспевати будем славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь святому Царю-мученику Николаю
Тропарь, глас 5.
Царства земнаго лишение, узы и страдания многоразличныя кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае, сего ради мученическим венцем на Небесех венча тя с царицею, и чады, и слуги твоими Христос Бог, Егоже моли помиловати страну Российскую и спасти души наша.