Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле.
Преп. Иоанн Лествичник, игумен Горы Синайской. Лествица, слово 1. Об отречении от жития мирского.
В наш стремительно бегущий в непонятную и неизведанную даль век, всё большее преобладание в жизни человека приобретают ценности, которые строятся на тленных и разрушимых временем началах, как правило, на материальном расчёте и выгоде. Современный человек становиться почти неспособен даже к осознанию себя как личности духовной. Временный интерес, мимолётные приятные ощущения, радости и переживания, даже они задавливаются тяжёлым ритмом повседневных нужд и обязанностей. Человеку фактически некогда вздохнуть свежим воздухом, заметить рядом находящуюся красоту девственной природы. Это, к сожалению реальность. Но она в последнее время стала приводить к трагическому концу тех или иных людей, которые за чрезмерным переутомлением ритмом и гонкой современной жизни, начинает ощущать себя лишним и одиноким, никому не нужным. Его душа рано или поздно начинает тосковать по чему-то и искать нечто.
И когда кто-то впервые попадает в монастырь, он реально начинает осознавать, что жизнь человека не бесполезна и небесцельна. Но она обретает свой смысл и содержание в Боге, в живом и драгоценнейшем источнике нашего бытия. Монастыри всегда являются некими островками в бушующем океане человеческих страстей и бесконечных пожеланий. Это маяки, указывающие путь ко Христу как единственному Спасителю мира, истинному и личному Богу, Богочеловеку.
Мы начали наше небольшое предисловие со слов святого, который написал, основываясь на своём опыте святости и обожения, книгу, ставшей азбукой монашеской жизни. В этих словах эпиграфа, преподобный Иоанн Лествичник в сжатом виде выразил суть монашества, подчёркивая его неотмирность. Эта неотмирность образа жизни привлекает обилие божественной животворящей благодати и на весь человеческий род, напоминая о Боге, о вечности.
О монашестве можно говорить много и долго. И наша благословенная Богом земля Российская обязана монашеству многим. Иноки в самые трудные годы нашей истории вливали в отчаянные сердца благодатный дух веры и надежды на Бога, на Его всесильную помощь для воссозидания разрушенного врагами, для единения разрозненного междоусобицами народа. Это та внешняя сторона монашеского служения, которая питалась внутренним жесточайшим подвигом самоотвержения ради приобретения единства с Богом. Тем самым монашество доказывала людям, что силы для подлинного созидания дает Сам Бог при устремлении человека к Нему.
Монашество дало России не мало имён, которые стали для русского человека национальным символом. Но внутренний мир, глубокий и насыщенный был всегда спрятан он внешнего любопытного взора. Монашество в своей сути всегда остаётся тайной, как тайной остаётся и путь следования за Христом для того, кто им не идёт. Свт. Василий Великий, сопоставляя монашество с мирянами говорит, что если первые живут в непрерывном общении с Богом, то последние едва касаются неба. И это потому, что вынужденная многопопечительность мирянина не даёт ему возможности ощутить близость Творца, вступить с Ним в духовный диалог. Монах же, как подчёркивает приснопамятный старец Софроний (Сахаров) должен постоянно слышать глас Божий и следовать ему. В этом заключается смысл жизни монаха и всякого человека. Но достигают его в основном иноки, всецело посвящающие себя служению Богу.
Сегодня монашество, как и вся Церковь Христова, испытывают сильное влияние мира, его апостасийный дух. И в среде где порок и грех становятся нормой жизни для современного человека, монастыри имеют особенное значение. Они представляют собой маяки, которые спасают от кораблекрушений в пучине бурного моря, окутанного мраком страстей и порока, для душ, которые ищут Свет Невечерний. Они одновременно служат и пристанищем спасения и утешения для страждущих и духовно больных. Но чтобы сохранить эту оживляющую евангельскую соль Божественной благодати, немощных врачующую, очень важно для современных обителей сохранить дух ревности к внутреннему подвигу, сохранять элементарные принципы жизни, которые выработаны Святыми Отцами, которые охраняли от мирского водоворота души людей и возводили на небо. Очень важно сохранить монашество как уникальное явление Церкви, её жемчужину и величайшую драгоценность. И это возможно только в том случае, если сами игумены монастырей будут иметь любовь к монашеству, его образу жизни, подвигу. Только вкусив сладость и горечь монашеской жизни, пережив и ощутив его благодатность и близость к Богу, можно осознать как глубоко неправы те, кто видят в монашестве лишь институт для социального служения Церкви. К глубокому сожалению этот грех стал весьма распространим.
Мы надеемся, что материалы представленные в данном разделе о монашестве, помогут многим иначе, более правильно взглянуть на иночество и его подвиг, не внешний, а внутренний. Надеемся, что эти труды помогут современному христианину полюбить монашество, это подражание ангельскому житию, низводящее своими молитвами на мятущийся мир обильное благословение Божие, умоляющее Творца о помиловании грешного человечества.