Акривия и икономия в Православной Церкви
Ακρίβεια και Οικονομία εις την Ορθόδοξον Εκκλησίαν
Много разговоров в церковной среде ведется в последнее время о понятии «икономия». Естественно, речь идёт о церковной икономии, которая, как считают многие, должна применяться пастырями в наше время в подавляющем большинстве случаев. Это мнение продвигается под тем предлогом, что в наше время, когда наблюдается небывалый всплеск зла, как они говорят, применение церковной акривии является якобы невозможным. И таким образом ищут оправдания грехам…
Поскольку есть тенденция, что данная точка зрения станет доминирующей как единственно правильная в пастырской практике, будет не лишним, если мы далее простыми словами и очень кратко обрисуем, что представляет собой акривия, а что — икономия. Разумеется, данный вопрос находится в компетенции специалистов в области канонического права, но это не означает, что простые верующие не могут заниматься этим вопросом и высказывать свою точку зрения.
Акривия — это неукоснительное соблюдение Священных Канонов, а также тех церковных постановлений и богослужебных уставов, которые действуют в определенной церковной области. Естественно, целью акривии является соблюдение единства и порядка в Церкви, достижение спасения человека и вообще продвижение и преуспеяние в духовной жизни верующих.
Икономия — это временное, ограниченное и выполненное с рассуждением отклонение от применения акривии, предписанной Священными Канонами ради спасения души. Разумеется, икономия может применяться не для каждого и назначать послабления могут не все, а только те лица, которые обладают соответствующей компетенцией и знаниями, и способны разобраться в любых, самых деликатных ситуациях.
Итак, при икономии мы имеем отступление от правила, но не уклоняемся от его цели. Таким образом, по сути, происходит отклонение от буквы правила, но не от его духовного смысла. Здесь можно было бы упомянуть мудрое высказывание приснопамятного старца Феоклита Дионисиатского, который по данному вопросу, среди прочего, писал в газете «Ортодоксос Типос» (14.06.1991) следующее: «Приостановление не означает отмену. Как только трудности будут преодолены, снова применяется акривия, предписанная Священными Канонами». Св. прп. Паисий Святогорец в своей простой и пламенной речи во время одной из дискуссий по поводу икономии и акривии, Священных Канонов и Пидалиона, подчеркнул следующее: «Кормило иногда нужно поворачивать, если это необходимо ради спасения души. Поэтому-то «Пидалион» и назван «Книга Кормчая». Пример действительно простой и яркий. Попечение о душах пасомых чем-то напоминает управление кораблем, потому что без руля судно не сможет достигнуть гавани.
После необходимых разъяснений по нашей теме и определения «акривии» и «икономии» (больше информации все интересующиеся могут почерпнуть из имеющихся пособий и специальных исследований по каноническому праву), давайте коснемся некоторых острых вопросов — «зияющих ран», которые якобы должны «затягиваться» с помощью церковной икономии. Безусловно, икономия имеет большое значение, но она не должна применяться беспорядочно и в качестве общего правила, когда идет речь о применении Священных Канонов и о Православной нравственности, которые представляют две стороны одной и той же медали.
«Откуду начну плакати?»
Давайте вначале рассмотрим вопрос о деторождении у православных пар. Сложилась и, к сожалению, имеет устойчивую тенденцию ситуация, когда брак рассматривается отдельно от деторождения. В результате этого пары (а мы здесь говорим не об атеистах) останавливаются на одном или максимум двух детях, но одновременно хотят часто участвовать в таинствах, в частности, причащаться Святых Христовых Таин. Конечно, бывают также случаи, когда действительно необходимо, чтобы данный вопрос рассматривался духовником с учетом ситуации, дабы принять правильное решение о применении икономии.
Однако, когда данная практика начинает применяться некими лицами, имеющими определенную известность в церковной среде, и используется буквально направо и налево, ситуация выходит из-под контроля, в результате чего икономия начинает восприниматься как единственно правильный и единственно возможный вариант, превращаясь в настоящую «акривию» (а на самом деле — в настоящее беззаконие) и считается «праведным образом христианской жизни». Духовный же уровень резко меняется — от духовного подвига и упражнения в воздержании до влачения долу, расхлябанности, поверхностности, и напоминает лишенный «соли» и подвига протестантизм, который не ведет на пастбища спасения.
Ответственными за сложившуюся ситуацию являются некоторые священники и миряне. Возможно, эти клирики либо не изучали должным образом с православной точки зрения вопрос о деторождении, либо не пытались изгнать из своего сердца соблазн и страх перед миром и посему не решаются правильно толковать слово истины, провозглашая и применяя практики абсолютно неприемлемые и антиканонические. Мирские же «богословы» — скорее, социологи и светские философы, — которые, по сути, никогда не знали живой веры и не были знакомы с Православным подвижничеством, но обладают некой «харизмой» и в результате различных теорий, сопоставляя плотское падение с возвышенной ангельской божественной любовью (что является совершенно невозможным!), смогли негативно повлиять на несведущих в богословии и невежественных в вопросах сознательной веры женатых священников и мирян.
Результатом стало то, что уже создана «школа» с крайне негативными последствиями[1] («злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 13)). Это свидетельствует о том, что им не хватает любви к Богу, она им не знакома со стороны практики, и чтобы чем-то ее заменить, они разработали такую систему взглядов. Вместо того, чтобы наслаждаться Богом, который суть «ненасытимое насыщение всякого духовного блага», они испытывают так называемую «экзистенциальную недостаточность». Это люди, которые, к сожалению, вместо того, чтобы всеми своими талантами наставлять верующих на основе Православного Святоотеческого предания, с помощью своего вводящего в заблуждение учения соделались модернистами, николаитами, лже-толкователями, «маяками погасшими вместо светящихся», холодными вместо горячих, будучи «более сластолюбивыми, нежели боголюбивыми (2 Тим. 3, 4). Это значит, что они разрушают таинство брака (и не только) и, как говорил приснопамятный старец Гервасий Параскевопулос, превращают таинство брака в «узаконенное сожительство». Естественно, здесь не может идти речи об «икономии», а только о недоверии, николаитстве и т.д., поскольку полностью нарушается смысл благословенной «икономии», а этот термин используется как прикрытие страстей и преступлений против веры.
Есть и еще одна большая открытая рана, которая никак не может затянуться посредством «икономии», но напротив, кровоточит непрестанно. Что это за рана? С болью и скорбью мы видим, как она сама по себе открывается, поскольку «с приходом нечестивого приходит и презрение», а в результате «с бесславием — поношение» (Притч. 18, 3). Мы видим эту зловонную гнойную рану на теле Церкви, созданную лицами из церковной иерархии, причина которой так называемые «препятствия к рукоположению». Срамно есть и глаголати вслух о том нечестии, которое порой имеет место и не просто становится всеобщим достоянием, но и заражает собой те места, в которых должны были благоухать лилии святости и миро благодати Христовой.
Единственное, о чем мы хотим спросить высокопоставленных лиц из церковной иерархии: является ли делом икономии окружать святой престол лицами, которые должны были бы находиться вместе с «плачущими» вне дверей храма? Разве может применяться благословенная «икономия» такого рода, когда при рукоположении во священный сан архиерей возлагает свои руки на тех, кто нуждается в специализированном психиатрическом лечении, и кто потерял человеческий облик?
Здесь, возможно, некоторые из этих иерархов ответят, что они не знали о таких препятствиях изначально. Однако, когда это становится известно, почему продолжают заходить в алтарь те, коим место — стоять в Авгиевых конюшнях? Почему наши священные алтари становятся местами, где сбывается страшное видение святого Антония Великого?
Слава, Господи, долготерпению Твоему!
Но мы зададим и вопрос более общего характера: применима ли «икономия» вообще, когда речь идет при рукоположении во священство? Мы думаем, что она применима, но только в том случае, что касается возраста священников — и то при определенных условиях и в особенных случаях. А проявлять икономию в вопросах препятствий к рукоположению принесет, скорее, проклятие.
Однако, согласно Православному вероучению и святоотеческому Преданию, если какой-либо пастырь применяет допустимую в определенном случае икономию, которая, естественно, не будет противоречить Священным Канонам и православной нравственности, необходимо, чтобы он сам находился на высоком духовном уровне и, пройдя ступень очищения, находился либо на ступени просвещения, либо на ступени обожения. В противном случае безжалостно применяемая икономия и любая отмена Священных Канонов и догматов становится ножом обоюдоострым или скальпелем, но не в руках хирурга, а в дрожащих руках невежды-дилетанта. Последствия таких действий будут, как минимум, трагичны.
«Господи, не помяни наших беззаконий, первых же нынешних: ниже возмери тяжесть грехов наших подобному воздаянию» (Из молитвы от землетрясения — Большой Молитвослов, издательство «Астерос», с. 539).
Конечно, мы могли бы взглянуть, задержав дыхание, и на другие открытые и гноящиеся раны, которых не излечить путем применения злосчастной «икономии», как, например, то, что духовники разрешают добрачные отношения и многое другое, недозволительное. Эти духовники «без границ», чтобы доказать себе и другим, что они принимают верующих, и особенно молодых людей (духовных чад своих последователей и т.д.), совершают грех, «разбавляя водой свое вино», в результате чего впадают в смертные грехи, как они сами, так и те души, за которые они должны дать отчет Богу (сюда относится и так называемое «младостарчество»). Ситуация действительно трагическая, и о ней в Святом Евангелии говорится, что «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14).
Апогеем же всего вышеперечисленного, раной из ран, обманом из обманов являются совместные богослужения и совместные молитвы (и не только) т. н. «православных» экуменистов, которых явно осуждают Божественные и Священные Каноны, а также богоглаголивый сонм всех святых богоносных Отцов.
Никто не может возразить, что самое большое уклонение от веры в вопросе икономии происходит в вопросе проклятого экуменизма. В его печи плавится свод Священных Канонов. Под маской синкретизма скрывается чудовищная личина, и она не может иметь никакого отношения к истинному Православию, которым живут выдающиеся Святые нашей Церкви.
Разумеется, вопрос о совместных молитвах, как за пределами храмов, так и в них, в архиерейском и иерейском облачении, с епитрахилями, омофорами и мантиями не просто нелегок, но, учитывая, что эти экуменисты уже почти добились своего и совершают совместные богослужения с Православными, можно с уверенностью говорить об отказе от священных догматов и, следовательно, — о предательстве нашей святой Православной веры. Аргументация, что все эти театры абсурда происходят ради любви и сближения людей, настолько смешна, что те, кто ее приводит, попадают в еще более худшую категорию, чем та, в которую они уже входят, а именно в категорию предателей веры.
И все это, естественно, происходит из-за того, что нет в их сердцах страха Божия, в результате чего происходит оскорбление и презрение Божественных и Священных Канонов, нарушаемых ими в высшей степени. Однако, по словам приснопамятного старца Епифания Феодоропулоса, «при нарушении Священных Канонов неизбежно отмщение». И это отмщение, кара небесная, настигает тех «православных» экуменистов, которые разрушают вечные и благословенные пределы между истиной и ересью, которые поднимают свои нечестивые длани и благословляют, и обнимают еретиков, участвующих в богохульстве на Господа нашего Иисуса Христа.
Эти наши «праведники», которые иногда превосходят своими нечестивыми проповедями и хвалебными лже-богословскими речами даже заблудших и нечестивых еретиков, пусть будут осторожны, поскольку Божественный Зиждитель нашей Церкви — Христос — иногда закрывает глаза на некоторые ситуации по причинам, только Ему известным, но последнее слово всегда остается за Ним. Никогда не теряют актуальности эти слова, изреченные Богом через св. пророка Иеремию: «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой» (Иер. 12, 10); они с точностью выражают все то, что происходит на экуменических съездах, с совместными молитвами и пр., под прикрытием «любви» и чего угодно. Подобные мероприятия нацелены на то, чтобы подорвать не только фундамент, но и все строение нашей Православной Церкви, а их конечная цель — достигнуть объединения так называемых «церквей».
Да будут все они очень осторожны, потому что впадают в заблуждение. А слово Божие по отношению к тем, кто посягает на Его Святое Тело, Его Церковь, звучит совершенно ясно: «Страшно впасть в руки Бога Живаго!» (Евр. 10, 31).
Однако, довольно.
http://thriskeftika.blogspot.com/2014/03/blog-post_5.html
перевод выполнен интернет-содружеством Православный Апологет 2018г.
разрешается свободное копирование и использование перевода с обязательной ссылкой на ПА
[1] По-видимому, имеется в виду печально известная «школа» греческого богослова Христоса Яннараса, — прим. пер.