Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В РЕШЕНИЕ ВОПРОСА
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПОМИНОВЕНИЯ
(о правильном истолковании и применении 15 правила Двукратного собора)
Πρωτοπρ. Άγγελος Αγγελακόπουλος: Συμβολή στο θέμα της διακοπής μνημοσύνου
ΣΥΜΒΟΛΗ ΣΤΟ ΘΕΜΑ ΤΗΣ ΔΙΑΚΟΠΗΣ ΜΝΗΜΟΣΥΝΟ
Протопресв. Ангелос Ангелакопулос, клирик храма Введения во Храм Пресвятой Богородицы
и Ея святыя иконы «Одигитрия» на холме Воку в Пирее
Пирей, 10.01.2018
Наиболее острым, животрепещущим и актуальным вопросом, который волнует церковный мир в последнее время, а особенно — после прошедшего Критского лжесобора (июнь 2016 г.), является вопрос об экклезиологическом, каноническом и святоотеческом пути противостояния ереси, который заключается в прекращении поминовения патриархов, архиепископов, митрополитов и епископов, являющихся сторонниками экуменизма, во время богослужений и Божественной Литургии. По этому поводу мы хотели бы отметить следующее:
1) Прекращение поминовения имен епископов-экуменистов должно применяться в соответствии с православным толкованием Священного Предания нашей Церкви, правильным толкованием деяний святых отцов и правильным толкованием 31-го Апостольского правила и 15-го правила Двукратного собора.
Можно было бы спросить: почему по такому серьезному вопросу не были изданы особые правила, а только два вышеупомянутых? Ответ очень прост. Ничего подобного не требовалось, поскольку с первых веков христианства прекращение любых духовных отношений со всяким, кто проповедует ересь, являлось обычной и общепринятой мерой. Святой Марк Эфесский, этот великий поборник Православия, говорит замечательные слова по этому поводу: «Все учителя Церкви и все соборы, все Божественное Писание советует нам бежать от еретиков и отделяться от общения с ними». Такой подход всегда был само собой разумеющимся для нашей Церкви, и поэтому священные каноны не уделяли этому вопросу особого внимания.
2) 31-е Апостольское правило с точностью утверждает: «Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный, ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином, и втором, и третием увещании от епископа» [1].
Святой Никодим Святогорец, истолковывая вышеуказанное правило, говорит: «Во всем небесном и земном наблюдается определенный порядок, согласно свт. Григорию Богослову. Поэтому повсюду должно быть сохраняемо благочиние как основополагающее и обязательное [условие], а особенно — у клириков, которые обязаны знать каждый свою меру и не преступать границы порядка, установленные в том месте, где они служат. Но пресвитеры, и диаконы, и клирики все должны подчиняться своему епископу, епископы — своему митрополиту, митрополиты же — своему патриарху. Об этом настоящий священный канон определяет следующее: «Если какой-то пресвитер пренебрежет своим епископом, не зная, согрешил ли тот по отношению к благочестию и истине, иными словами, не понимая, является ли он действительным и явным еретиком или грешником, и соберет таких же христиан и, построив другую церковь, служит в ней отдельно, без разрешения и ведома своего епископа, таковой как властолюбец должен быть извержен из сана, поскольку, подобно тирану, силою хочет захватить принадлежащую его епископу власть. А те клирики, которые согласятся с ним в таком вероотступничестве, должны быть тоже наказаны подобным образом; миряне же должны быть отлучены от Церкви. Но это должно произойти после того, как епископ мирно и спокойно трижды вопросит у отделившихся от него, а они поступят наперекор. Те же, кто отделятся от своего епископа до соборного осуждения, поскольку он публично провозглашает какое-либо заблуждение или ересь, не только не подлежат вышеуказанному наказанию, но и достойны похвалы, согласно 15-му правилу Двукратного собора».
3) 15-е правило Двукратного собора свт. Фотия Великого, Патриарха Константинопольского (861 г.) с точностью утверждает: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторех обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранить Церковь от расколов и разделений» [2].
Святой Никодим Святогорец в толковании к этому правилу говорит: «То, что устанавливают предыдущие правила (13-е и 14-е) для епископов и митрополитов, то же самое и еще строже предусматривает это правило для патриархов, говоря, что если какой-то пресвитер, или епископ, или митрополит захочет отделиться от общения со своим патриархом и не поминать имени этого патриарха в обычном порядке (т.е. когда митрополит сам [не поминает патриарха]; пресвитер же поминает имя своего епископа, а епископ — имя своего митрополита) до того, как они заявят, что они имеют против патриарха, на Соборе, и таковой будет осужден собором. Кроме того, так же следует поступать и в тех случаях, когда по обвинению в таких преступлениях, как прелюбодеяние, или святотатство,[1] или тому подобное, священники отделяются от своих епископов, епископы — от своих митрополитов, а митрополиты — от своих патриархов». В сноске к этому пункту святой Никодим говорит: «Хотя, согласно 31-му Апостольскому правилу, тот, кто отделился, считается невиновным, если будет доказано, что он был прав». Если же указанные предстоятели являются еретиками и проповедуют свою ересь открыто[2] и по этой причине отделяются их подчиненные, еще прежде их соборного осуждения за эту ересь, то таковые, отделяясь от оных, не только не осуждаются, но и достойными чести соделываются, как действующие по-православному. Ибо они не учинили в Церкви раскол, отделившись от таковых, но освободили Церковь от раскола и ереси этих лжеепископов». В примечании к этому пункту святой говорит: «Из слов этого Правила явно видно, что не должно кому-то отделяться от своего епископа, согласно Вальсамону, если епископ придерживается ереси, но скрывает ее и не проповедует, так как он может впоследствии исправиться <…>».
Вышеизложенное правило согласуется и с другими правилами некоторых Поместных и Вселенских соборов, такими как 31-е Апостольское правило, 6-е правило Гангрского Поместного собора (340), 5-е правило Антиохийского Поместного собора (341), правила 10, 11 и 92 Карфагенского Поместного собора (491), 19-е правило Четвертого Вселенского собора (451), 31-е и 32-е правило Шестого Вселенского собора (691) и правила 12, 13 и 14 Двукратного собора (861).
15-е Правило Двукратного собора состоит из двух частей.
Первая часть начинается словосочетанием «Что определено о ...» и заканчивается словами «… учинит раскол». Эта часть является продолжением двух предыдущих правил, 13 и 14, которые говорят о запрете на прекращение поминания митрополита диаконами и священниками и епископа митрополитом. 15-е Правило относится к запрету на прекращение поминания патриарха митрополитами и епископами. Этот запрет действителен «[когда] под предлогом некоторых обвинений, отступают от своего предстоятеля» и «прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его». Другими словами, правило запрещает прекращение поминовения патриарха по причине преступлений административного и нравственного характера прежде его соборного осуждения, так как прекращающие поминовение учиняют раскол и разрывают единство Церкви.
Вторая часть правила начинается словами «Ибо… ради некия ереси» и заканчивается словами «потщились охранить церковь от расколов и разделений».
4) Согласно толкованию учителя Церкви Вальсамона, то, что определили вышеуказанные правила 13-е и 14-е о епископах и митрополитах, то же самое, и еще больше, предписывает и данное 15-е правило о патриархах, говоря, что тот пресвитер или епископ, или митрополит, который дерзновенно отступит от общения со своим патриархом и не будет поминать его имени в обычном порядке, до соборного рассмотрения и осуждения, должен извергаться из чина. Но как бы отвечая на чей-то вопрос: если кто-нибудь отступит от общения со своим архиереем по благословной причине, например, по поводу ереси, не дожидаясь соборного решения, за что же он должен быть наказан извержением из сана? — отцы присовокупляют, что все это бывает тогда, когда кто-нибудь, в связи с тем или иным преступлением административного или нравственного характера, сам по себе осудит своего епископа и отделится от него, и таким образом расторгнет церковное единство. Но если кто отделится от своего епископа, или митрополита, или патриарха, не по причине преступлений административного или нравственного характера, а, как мы уже сказали, по причине ереси, которая была осуждена Церковью, и прервет поминовение своего предстоятеля, как бесстыдно учащего догматам, чуждым Православию, то таковому дозволяется, если он хочет, отделиться от общения со своим предстоятелем и прежде его соборного осуждения, а тем более — после него: и он не только не будет наказан извержением из сана, согласно общему предписанию данного правила, но и удостоится чести и т.п. Вкратце, данное правило говорит следующее:
Запрещается во избежание расколов, чтобы низший [по церковной иерархии] прекращал поминовение своего предстоятеля до соборного суда и до вынесения обвинения против предстоятеля. Тот же, кто дерзнет преступить этот порядок, наказывается извержением из сана. В исключительном случае он остается безнаказанным в своем желании поступать по своему усмотрению: если захочет прекратить поминовение, не дожидаясь соборного решения, когда речь идет о ереси, признанной таковой Церковью (осужденной святыми соборами), которую проповедует данный предстоятель. Следовательно, тот, кто в этом случае прекращает поминовение, не только не подлежит наказанию, но достоин чести; фраза «если оградит себя, то есть отделится от общения со своим предстоятелем» означает желание, волю, то есть «если захочет», а не принудительное прекращение поминовения. Следовательно, в случае ереси каждый волен поступать по своему разумению; тот, кто придерживается основного правила, то есть поминает имя [предстоятеля] на богослужениях до принятия соборного решения, поступает правильно, и тот, кто прекращает поминовение, не дожидаясь соборного решения, то есть до вынесения соборного обвинения, тоже поступает верно; но последний еще и чести достоин. Все это происходит исключительно в случае, если речь идет об известной ереси, которая осуждена как таковая Церковью.
15-е правило Двукратного собора нигде не определяет запрет на поминовение и вечные муки для тех, кто не прекратил поминовение. Правило не могло быть таким несправедливым, чтобы грозить, в случае его нарушения, извержением из сана и вечными муками, и не принимать во внимание слабое в большинстве случаев образование священников, которые часто не имеют необходимых богословских знаний, чтобы судить, является ли в действительности их предстоятель, которого они продолжают поминать в ожидании церковного суда, еретиком или нет. Ни в какой части данного правила не определяется запрет на поминовение и вечные муки поминающим, даже если их предстоятель является еретиком, до того, как Церковь вынесет свое решение. И, конечно же, поминающие еретика будут нести ответственность за это, если будут продолжать его поминовение после принятия Церковью решения о его осуждении [3].
Считаем необходимым привести здесь все, что в своем специальном исследовании, посвященном вышеуказанному правилу, подчеркнул сербский канонист епископ Никодим (Милаш) в связи с этим вопросом: «Если кто-либо из епископов, митрополитов или патриархов начнет проповедовать какое-либо еретическое учение, противное Православию, тогда прочие священно- и церковно-служители вправе и даже обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха, причем за это не только не будут подвержены какому бы то ни было каноническому наказанию, наоборот, удостоены будут похвалы, ибо этим они не осудили и не восстали против настоящих, законных епископов, а против лже-епископов, лжеучителей, и не раскол образовали они этим в церкви, а, напротив, по мере сил освободили церковь от раскола, предупредили разделение» [4].
5) Таким образом, святые отцы, участвующие в Двукратном соборе (861г.), желая положить предел расколам, которые волновали Церковь в VIII-IX вв., утвердили 13, 14 и 15 правила, которыми строго запрещали православным прерывать церковное общение со священноначалием прежде соборного осуждения. Но чтобы не понял кто-нибудь, что через это запрещение у православных отняли право прежде соборного осуждения прерывать общение с проповедующими некую ересь, мудрые отцы добавили в конце 15-го правила следующее разъяснение: «Не подлежит положенной священными канонами епитимии отделившийся прежде соборного осуждения от епископа, проповедующего некую ересь, а напротив, даже достоин похвалы».
Существительное «ограждение» (ἀποτείχισις) происходит от глагола «огораживать» (ἀποτειχίζω), который, согласно словарям и, в частности, Большому словарю древнегреческого языка Лидделла-Скотта, означает: «укреплять (возводить укрепления), окружать стеной, возводить ограждение». Следовательно, и слово «ограждение» означает: окружение стеной, укрепление. Стена же, которую возводят для защиты, называется оградой (ἀποτείχισμα). Ограждение не означает, что кто-то вышел за пределы стены, в данном случае Церкви, как ошибочно считают многие. Клирик, оградившийся по причине явной ереси от своего епископа, возводит стену внутри Церкви, которая оградит его от еретичествующего епископа, пока не соберется Великий собор, дабы извергнуть из сана епископа-еретика, если он не раскается.
Ясно, что употребление слова «ограждение» предполагает существование какой-либо опасности, некого врага, для защиты от которого строят стену. В церковный язык понятие «ограждение» вводится 15-м правилом Двукратного собора свт. Фотия Великого (861), где четко и ясно сказано, что за опасность вынуждает возводить стену — это ересь и еретичествующие епископы.
В этом случае священнослужителю дается возможность и «прежде соборного осуждения» оградиться, соорудить оборонительную стену, чтобы воспрепятствовать распространению ереси и защититься от нее. Нет никакого сомнения в том, что ограждение — это ограждение от ереси, а не от Церкви, от лжеепископов, а не от истинных епископов. Прекращение поминовения не выдворяет прибегнувших к нему за пределы Церкви и не ведет к расколу.
В соответствии со священными канонами и единодушным святоотеческим учением, прекращение поминовения и церковного общения с церковными предстоятелями прежде соборного осуждения разрешено только при наличии догматических причин, то есть если в Церкви открыто (букв. «с непокрытой головой» — «γυμνῇ τῇ κεφαλῇ»), привселюдно, откровенно, бесстыдно и нагло провозглашается ересь. Святые апостолы разрешили прекращение церковного общения при нарушении «благочестия и правды». Слово «правда» (в греческом варианте δικαιοσύνη — справедливость), естественно, можно легко истолковать неправильно, в результате чего могут произойти расколы по тем вопросам, которые могут подлежать «уврачеванию», а не по причинам догматического характера. В итоге, святые отцы Двукратного собора свт. Фотия Великого (861) установили три правила, следующих друг за другом (13-е, 14-е и 15-е), по которым до соборного осуждения строго запрещено прекращение церковного общения с епископами, которые совершили какое-либо преступление (греч. ἔγκλημα) административного или нравственного характера, если только речь не идет о провозглашении ереси. Таким образом, отцы толковали 31-е Апостольское правило и выражали православные воззрения, которые в разное время, но в полном единодушии провозглашали святые отцы Церкви.
Следовательно, прекращение поминовения имени епископа совершается только когда существует ересь, только из-за догматических преступлений, но не из-за преступлений нравственного характера (например, блуд, святотатство и т. д.). Запрещается прерывать церковное общение по причинам, не относящимся к вере. Конечно, 31-е Апостольское правило дает священнику право даже на основании действий, противных благочестию и правде,[3] прекратить поминовение имени своего епископа. Последнее правило применил преподобный Феодор Студит во время известных «михианских споров» и на этом основании прекратил поминовение Патриарха Константинопольского Иосифа. Преподобный поступил совершенно верно, поскольку в его время существовало и имело силу только 31-е Апостольское правило. Св. пр. Феодор родился в 759, а скончался в 826 году. Тогда еще не был созван Двукратный Константинопольский собор, который сформулировал свое 15-е правило 35 лет спустя; в 861 году. Св. Феодор применил акривию. Однако современником преподобного Феодора был святой Никифор, ставший впоследствии Патриархом Константинопольским, который применил икономию и не прервал поминовение Патриарха Иосифа, но состоял с ним в общении. Итак, мы видим, что по вопросам благочестия и правды в то время применялись и акривия, и икономия — два весла, с помощью которых двигался ковчег Православия. Так или иначе, Церковь никого из них не осудила и не подвергла наказанию, а, напротив, — причислила обоих к лику святых. Сегодня, во всяком случае, твердая позиция 15-го правила Двукратного собора по-прежнему остается в силе: прекращение поминовения допускается исключительно из-за ереси и никак иначе.
Нужно сказать, что, действуя по акривии, уже давно следовало прекратить поминовение епископов-экуменистов по причине их причастности к ереси посредством постоянных и весьма частых совместных молитв и соучастия в совместных богослужениях. Ересь — это та «красная линия» или граница, после пересечения которой следует применять прекращение поминовения. Однако из-за невежества, безграмотности, нерадения, нежелания и страха до сих пор продолжает применяться икономия, что является крайней степенью снисходительности. Раньше такой «красной линией» или последней каплей, переполняющей чашу терпения, после которой следовало применить прекращение поминовения епископов-экуменистов без дальнейшей отсрочки, считалось совместное богослужение и совместное причащение Папы и Патриарха, то есть общение в таинствах, интеркоммунион. Однако сейчас, после Критского лжесобора и его принятия большинством епископов, «красная линия» для применения прекращения поминовения имен епископов-экуменистов была изменена, планка снижена. Соборное признание церковного статуса у еретиков, инославных, свидетельствует о том, что собор, состоявшийся на Крите, — это лжесобор, и его преступление заключается в том, что он не осудил ереси.
6) В соответствии с утверждением уважаемого и известного канониста приснопамятного архимандрита Епифания Феодоропулоса, 15-е правило Двукратного собора является факультативным, а не обязательным. То есть оно не требует от клириков непременного прекращения поминовения проповедующего ересь епископа до соборного осуждения последнего, но просто дает им право на такое действие. Если какой-либо клирик, говорит правило, отделится от своего епископа «прежде соборного осуждения», то он не делает ничего противозаконного, а равно и не подлежит епитимье, но даже, наоборот, скорее достоин похвалы. Однако если другой клирик поступит иначе и, не разделяя учения епископа, будет продолжать поминать последнего, ожидая «соборного оглашения» и осуждения, то и он никоим образом не осуждается правилами. Правило не накладывает обязательства, но просто предоставляет право. Оно нигде не говорит, что клирики должны отделиться от такого епископа прежде его осуждения и не упоминает ни о каком наказании или хотя бы порицании тех, кто не отделился, несмотря на обычное для священных канонов «да будет низвержен» применительно к клирикам, не выполнившим в полной мере своих обязательств. Это правило просто отмечает, что клирики, отмежевавшиеся от такого епископа, не подлежат осуждению. То, что это именно так, подтверждает и тот факт, что за долгую историю Церкви были низвержены из сана за ересь многие и многие епископы, но ни разу не был наказан и даже просто не подпал под епитимью ни один клирик за то, что не поспешил сразу же отделиться от еретика-епископа, но дожидался соборного «приговора» последнему[5].
7) Устоявшаяся экклезиологическая аксиома — то, что Церковь находится там, где истина, а не там, где епископы и патриархи-еретики, поскольку Истина — это личность, это Христос, который сказал «Аз есмь путь и истина и жизнь»[6], вот почему в Церкви большинство определяется не количеством голосов: оно за теми, кто исповедает истину.
Приведем лишь два свидетельства выдающихся святых отцов, учителей и исповедников, чтобы стало ясно, где находится Церковь и кто именно уходит из Церкви, чтобы, с одной стороны, еретичествующие экуменисты закрыли свои сквернословные рты и прекратили запугивать несведущих пугалом раскола, а, с другой стороны, чтобы наши «сторонники тишины и спокойствия» еще раз хорошенько подумали и начали действовать смелее, в большей степени сообразуясь со святоотеческим учением Церкви, и чтобы они боялись быть отлученными не от людей, а отлученными от святых и Бога.
Святой Максим Исповедник (VII в.) был простым монахом, но в силу своей величайшей образованности и божественного просвещения превосходил многих патриархов и епископов [7]; он был практически единственным человеком, который взял на себя груз противодействия ереси монофелитизма, захватившей все патриархаты, и на какое-то время даже Римскую Церковь, как и сейчас всеересь экуменизма захватила большинство Поместных Церквей благодаря своему соборному укреплению на Критском лжесоборе. Даже императоров убедили, что для господства мира и единства в Церкви и государстве необходимо, чтобы святой Максим перестал противодействовать той богословской линии, которой придерживалась значительная часть полноты церковной. Он должен был, либо, поддавшись уговорам, либо насильно принять компромиссный и дипломатический текст «Образца о вере» («Типоса») — так был назван документ, подготовленный богословами императора Константа ІІ, внука Ираклия, при императорском и патриаршем дворах, подобный дипломатическим документам, которые были приняты Критским лжесобором, чтобы сейчас мы объединились не с какой-то одной ересью, а вообще со всеми еретиками в целом. Епископы, которые были сторонниками «дипломатического богословия» того времени, посланные патриархом к месту заключения святого Максима, попытались запугать и убедить его, что своей непреклонной и стойкой позицией по отношению к решениям, принятым всеми Поместными Церквами, а также прекращением общения он выводит себя за церковную ограду и уходит из Церкви. Ответ этого великого богослова и исповедника является образцом исповедания веры и не теряет актуальности, несмотря на прошествие нескольких веков. Церковь — не там, где находятся те, кто управляет Ею: патриархи, епископы или соборы, а там, где имеется спасительное исповедание веры. Соборы узаконивают не те, кто их созывает и присутствует на них в качестве участников; мерилом законности и действительности Собора является «правильность догматов». Приведем героические и исповеднические слова святого Максима: «И пришедшие сказали, что его вызывает патриарх, и, придя к святому, вопрошали его о следующем: «Скажи нам, какой ты Церкви?». И они говорили ему такие слова: «Византийской, Римской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской? — Вот все они с подвластными им епархиями объединились между собой. Итак, если ты, как говоришь, принадлежишь к Кафолической Церкви, то соединись, чтобы, вводя в жизнь новый и странный путь, не подвергся тому, чего не ожидаешь». Блаженный ответил посланным достойно своей мудрости и благочестия, сказав: «Бог всяческих объявил Кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что он исповедал Его» [8]. В другой части прений, где шла речь о соборах, а также о каноничности и неканоничности их созыва, святой Максим установил существенный критерий, по которому собор может считаться православным. Он сказал, что благочестивый канон Церкви считает святыми и действительными соборами те, которые характеризуются правотой догматов: «Священные каноны и благочестивое Предание Церкви признают только те соборы, которые правые догматы исповедовали» [9]. На обвинение, что, придерживаясь такой позиции, он учиняет раскол, в чем сейчас обвиняют и нас — тех, кто отвергает Критский лжесобор — он ответил вопросом: «Если говорящий слова Священного Писания и святых отцов разделяет Церковь, то что делающим с Церковью окажется тот, кто уничтожает догматы святых, без которых невозможно даже самое бытие Церкви?» [10].
Той же линии держался и семь столетий спустя, в XIV веке, великий исихаст и исповедник Православия, архиепископ Фессалоникийский святой Григорий Палама, несомненно, величайший богослов второго тысячелетия. В самых сильных и строгих выражениях, без ложной придворной вежливости, он осуждает как лжеца патриарха Антиохийского Игнатия, который написал патриарху Иоанну Калекасу письмо, подтверждающее его противостояние святому Григорию Паламе и наполненное неточностями и ложью. В своем письме патриарх Игнатий, отбывая из Константинополя, писал, что возвращается в свою церковь в Антиохии, которую он получил в удел благодатию Христовой (точно таких же воззрений придерживаются и сегодня те, кто захватывает епископские, архиепископские и патриаршие престолы). Он писал: «Наша мерность отправляется в эту Церковь, истинно избранную Божией милостью». Воспылав праведным гневом из-за поддержки, которую патриарх Антиохийский Игнатий оказывал патриарху Иоанну Калекасу, а также выдвинутых против него безосновательных обвинений, противоречащих богословию Православной Церкви, святой Григорий, прежде всего, задается вопросом, какое отношение, какой удел в Церкви, какую преемственность и наследие в благодати Христовой может иметь этот «защитник богохульства»; какое отношение он имеет к наследию Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» и которая пребывает верной и непоколебимой во веки, твердо держась основания истины. Он четко и ясно говорит еретичествующему патриарху, что тот является чуждым Церкви и находится за Её пределами: «И те, кто от Церкви Христовой, суть от истины, а те, кто не от истины, не суть от Церкви Христовой». Церковь находится там, где истина; те же, кто непослушны этой истине, находятся за пределами Церкви. Такие люди занимаются самообманом, даже если и именуют себя иереями или архиереями и так зовутся другими. Потому что христианство принимает во внимание не личности, но истину и точность веры: «Христианство определяется не внешним видом, но истинностью и точностью веры» [11].
Образцовой и назидательной является откровенность, смелость, стойкая и непреклонная позиция святого Максима, который был простым монахом, и простого иеромонаха, святого Григория Паламы, еще до того, как он стал митрополитом Фессалоникийским, перед всесильным церковным и политическим руководством. Они нисколько не сомневались в том, где находится Церковь, кто именно уходит из Церкви, и кто учиняет расколы. Они считали, что из Церкви уходят именно еретики, и что выразителем и представителем Церкви может быть даже простой монах и простой священник, если они выражают и исповедуют Истину.
8) Прекращение поминовения еретика-епископа на богослужениях и, тем более, на Божественной Литургии, которая является венцом литургических таинств, может совершить только священник, но не монах и не мирянин, так как только священнослужитель, через рукоположение, имеет благодать священства. Именно священник совершает богослужения, святые таинства и поминает местного епископа; следовательно, лишь он может прекратить поминовение имени своего епископа во время богослужений и на Божественной Литургии. Также долг непоминающих священников — не служить и не молиться вместе с епископами-экуменистами, не брать у них благословения, целуя их руку, не иметь церковного общения с ними, а держаться от них подальше.
Монах или мирянин принадлежит к «царскому священству» [12], но он не имеет благодати священства, не совершает богослужений, святых таинств, не поминает, и, следовательно, не может прекратить поминовение архиерея. Единственное, что может совершить монах или мирянин, — это прервать церковное общение с архиереями, священниками, монахами и мирянами-экуменистами. Это происходит а) когда он не посещает храм, где служат лжеепископы, придерживающиеся еретических взглядов, сторонники латинской ереси и экуменизма или имеющие те же взгляды клирики, а ходит на службу туда, где есть православные архиереи и священники, полностью придерживающиеся здравого учения и правильно мыслящие о Православной вере; б) когда он не принимает благословения от них и не прикладывается устами к их благословляющей деснице; в) когда он, узнав о появлении в храмах архиереев, священников, монахов и мирян экуменистов, незамедлительно отказывается посещать их, действуя при этом мирно и спокойно; и, конечно же, когда он строго следит за тем, что говорят и пишут еретичествующие экуменисты, чтобы в дальнейшем опровергнуть их ложные высказывания.
По чисто пастырским причинам верующим рекомендуется избегать участия в богослужениях, на которых служат или поминаются явные еретики-экуменисты епископы и священники. Предпочтительно ходить туда, где служат епископы и священники, имеющие православные убеждения, даже если по какой-то причине — и по икономии — они не прекратили поминовение еретичествующих. Наилучшим образом действий является применение акривии, одобряемой священными канонами: участвовать в богослужениях там, где не поминаются еретичествующие, то есть там, где священники применили прекращение поминовения.
9) Священник может прекратить поминовение не всякого епископа, а только своего правящего архиерея, так как единственно его он поминает на богослужениях и Божественной Литургии. Другими словами, он не может прекратить поминовение ни одного другого архиерея, в подчинении которого он не находится, так как он и без того не поминает оного. Митрополит может прекратить поминовение имени лишь патриарха, или архиепископа, или Священного Синода своей Поместной Церкви, в которой он служит. Епископ может прекратить поминовение лишь местного митрополита. Священник может прекратить поминовение лишь своего правящего митрополита или епископа. Патриарх или архиепископ может прекратить поминовение другого патриарха или архиепископа, не поминая его имени в диптихах.
Архиепископы и митрополиты, которые находятся в подчинении Вселенской Патриархии и поминают в качестве правящего архиерея Вселенского Патриарха и Священный Синод (как, например, архиепископы и митрополиты диаспоры и Критская Церковь), могут прервать поминовение Вселенского Патриарха и Священного Синода. Священники, которые служат в митрополиях, находящихся в подчинении Вселенской Патриархии, где епископы поминают в качестве правящего архиерея Вселенского Патриарха, могут прекратить его поминовение, как своего местного митрополита.
То же самое по аналогии применяется и к митрополитам и священникам, относящимся к другим Патриархатам древней и новой пентархии.
Что касается Элладской Церкви, правящий архиепископ может прекратить поминовение другого патриарха или архиепископа, не поминая его имени в диптихах. Митрополиты так называемого «Новых Областей», которые, как известно, поминают правящего Вселенского Патриарха и Священный Синод Элладской Церкви, могут прекратить поминовение правящего Вселенского Патриарха и Священного Синода. Митрополиты так называемой «Старой Греции», которые, как известно, поминают Священный Синод Элладской Церкви, могут прекратить поминовение Священного Синода. Священники архиепископата, которые поминают своего правящего архиепископа, могут прекратить поминовение его имени. Остальные священники могут прекратить только поминовение своего митрополита.
10) В том случае, если пресвитер прекращает поминать своего правящего архиерея, не следует вместо него поминать другого архиерея, или Священный Синод, или Христа или кого-либо ещё. 15-е правило Двукратного собора нигде не говорит о том, что прекративший поминовение своего епископа присоединяется к первому попавшемуся епископу. И уж тем более оно нигде не призывает присоединиться к епископам, которых обличают священные каноны. Клирик, прекратив поминовение своего епископа, должен этим ограничиться и избегать поминовения другого, ожидая с чистой совестью соборного решения. Этот и только этот смысл содержит в себе данное правило [13].
11) Прекращение поминовения местного епископа являются крайней мерой, дозволенной священными канонами. Не должен клирик, применяющий эту меру, идти еще дальше (то есть начинать поминовение других епископов), потому что в этом случае он дойдет до раскола. Ограничиваясь только этими действиями и продолжая оставаться в общении с Поместной Церковью и всеми Поместными Православными Церквами, он стоит на прочном экклезиологическом основании. Он должен быть осторожным и не сделать следующего шага. Поскольку он ограничился вышеуказанными действиями и не дошел до публичного осуждения местного еретичествующего епископа, то есть не объявил его отпавшим от Церкви, низверженным из сана, лишенным благодати, совершающим недействительные таинства и т. д., то его никто не будет обвинять в «протестантизме». 15-е правило Двукратного собора, позволяя прекращать поминовение до «соборного осуждения» не разрешает частным лицам судить и осуждать еретичествующих епископов. Это есть дело не частных лиц, но собора [14].
12) На богослужениях и Божественной Литургии вместо прошения «Об архиепископе нашем…» нужно говорить «О всяком епископстве православных, Господу помолимся». Возглас на Божественной Литургии «В первых помяни, Господи, архиепископа нашего… ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины» следует возглашать так: «В первых помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины». То есть возглас «Об архиепископе нашем…» заменяется на «О всяком епископстве православных». Таким образом совершали богослужения и Божественную литургию афонские отцы святых в монастырях, скитах и келиях Святой Горы, а также три митрополита Новых Областей — митрополит Флоринский Августин Кантиотис [15], митрополит Парамифский Павел и митрополит Елевферопольский Амвросий, которые прекратили поминать имя Вселенского патриарха — масона и экумениста Афинагора на протяжении трех лет, с 1970 по 1973 [16].
Возглас «В первых помяни, Господи… ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины», как замечает приснопамятный о. Епифаний Феодоропулос, не является утверждением, что все это так и есть на самом деле; он выражает пожелание, чтобы Господь даровал епископу или патриарху мир, телесное здравие, честность, духовное здравие, долгоденствие и сподобил его правильно толковать истину Божию, т.е. придерживаться православного учения во всем, нисколько не отступая от него. Глагол «даруй» («χάρισαι») – это оптатив (желательное наклонение), на -αι; мы не говорим, что он правильно толкует слово истины, но просим Бога, чтобы толковал правильно — желаем, чтобы он правильно толковал слово истины. Следовательно, произнося этот возглас, мы не представляем епископа, как правильно трактующего слово истины, а только желаем, чтобы это было так[4]. Но есть и другие случаи, когда мы свидетельствуем о епископах, как о «право правящих слово истины»: а) когда во время Великого входа выходит епископ и говорит «[помяни] Патриарха нашего [такого-то] и Священный Синод наш, право правящих слово истины» и б) когда священник возглашает «Об архиепископе нашем (таком-то)…».
Потрясающий и неотразимый довод использовали отцы-святогорцы в послании, направленном императору Михаилу VIII Палеологу, который после Лионской унии (1273 г.) заставлял их поминать на Божественной Литургии имя Папы. Отвергая это требование, они возражают: «Если же не велено нам приветствовать его, если воспрещено вводить его в дом, то как не в доме, а в храме Божием, в неприступном алтаре, у таинственной и страшной трапезы Сына Божия, нежертвенно закалаемаго, то яко Бога, то яко агнца непорочнаго, да примирит нас с Отцом и с Собою, и кровию Своею да очистит грехи наши, яко безгрешный, как тут и какой ад изрыгнет поминание Папы, достойно отсеченнаго (от Церкви) Святым Духом за то, что он поднял голову свою против Бога и против всего божественнаго, и так сделался врагом Божиим? Ибо если простое приветствие еретику приобщает нас к злым делам его, то что сказать о гласном поминании его, и где-же? Там, где предлежат божественныя и страшныя Тайны. Если Предлежащий тут есть сама Истина, то как она примет эту великую ложь? Приравнивать папу и причислять его, как православнаго патриарха, к прочим православным патриархам во время совершения страшных таинств, значило бы играть театрально, и представлять несуществующее, как существующее. И как примет это всякая православная душа? Не уклонится ли она от общения с помянувшими его? И не сочтет ли их торгашами, продающими все божественное?» [17] И в этом послании отцы-святогорцы объясняют, по какой причине они поминают имя архиерея во время Божественной Литургии. Это происходит не потому, что без поминовения имени архиерея не совершается таинство, как ошибочно считают некоторые наши современники, но для того, чтобы была видна «совершенная связь», тождество веры поминающего с поминаемым. Также они приводят объяснение Божественной Литургии Феодора Андидского, согласно которой служитель, совершающий обряд, возносит имя архиерея, чтобы показать подчинение своему предстоятелю, одинаковую с ним веру, а также то, что он совершает божественные таинства, получив благодать священства по преемству от святых апостолов [18].
13) В соответствии с 15-м правилом Двукратного Константинопольского собора, пресвитер, прекращающий поминовение своего епископа, не должен быть осужден яко схизматик, виновный в церковном расколе, или яко находящийся вне Церкви. Но напротив, заслуживает всяких похвал, потому как освобождает Церковь от раскола. Пусть услышат и хорошенько уяснят это все те епископы-экуменисты, которые обвиняют тех, кто по праву прекратил поминовение местного епископа, как схизматиков и виновных в расколе.
14) Священник, который прекращает поминовение своего епископа, не должен принимать наказание и епитимии (в виде временного запрета на служение, изгнания из храма, запрета на совершение Божественной Литургии, лишения жалованья, епископских и соборных судов, извержения из сана) от своего епископа или Синода, которое, без сомнения, последует; но должен продолжать совершать Божественную Литургию, даже если это будет в каком-то доме или зале, если ему запретят служить в храме.
15) Утверждение о том, что святые Таинства и Божественная Литургия, совершённые священниками, которые применили непоминовение правящего архиерея, якобы являются недействительными, — это неправда.
16) Святые и богоносные отцы наши, впервые прекратившие поминовение епископов-еретиков, являются для нас примером и образцом для подражания. Среди них — святой Максим Исповедник, святой Феодор Студит, афонские отцы времен «латинствующаго» Вселенского Патриарха Иоанна Веккоса, святой Григорий Палама, преподобный Иосиф Вриенниос, святой Марк Эфесский [19] и афонские отцы-современники Вселенского Патриарха масона и экумениста Афинагора. Из всех этих примеров мы остановимся только на трех, а именно на примере святого Григория Паламы, святого Паисия Святогорца и афонских отцов, подвизавшихся во время правления патриарха Афинагора, а также трех митрополитов Элладской Церкви — митрополита Флоринского Августина, митрополита Элевферопольского Амвросия и митрополита Парамифийского Павла.
Святой Григорий Палама и прекращение поминовения
Святой Григорий Палама прекратил поминовение патриарха Иоанна Калекаса до его соборного осуждения. Об этом говорит сам Калекас в небольшом документе «Отлучение от Церкви», изданном против святого Григория и его единомышленников, «потому что он посмел неканоническим образом и без суда прекратить мое поминовение». Отлучение от Церкви подписывает только Калекас: «Иоанн милостью Божией архиепископ Константинопольский, нового Рима и Вселенский патриарх». Согласно профессору П. Христу, документ «Отлучение от Церкви» «исходил только от Патриарха, считавшего себя обладающим соответствующими полномочиями согласно закрытым соборам, созванным в 1342-1343 гг., которые осудили сочинения Паламы и его же самого, возможно, из-за настойчивости его тактики». Затем «Отлучение от Церкви» было подписано и другими [20]. Следует отметить – опять же в связи с сегодняшними церковными событиями, — что когда святой Григорий прекратил поминовение Патриарха, он (Патриарх) не был еще осужден Собором, а сам святой Григорий не был тогда епископом, а был простым афонским иеромонахом. И очень важно также по сегодняшним меркам то, что данными наказаниями, наложенными на него официальной еретической «Церковью», он пренебрег, но продолжал совершать литургию тайно, как следует из Окружного послания, которое Калекас послал полноте Церкви, информируя ее о якобы богохульных учениях и непослушании святого Григория: «Палама, основатель и защитник богохульств, будучи осужден и он, и бывшие вместе с ним таким же образом (потому как не отступил от принятого решения, и не отступил каким-либо образом от своих слов, лишенных разума), извергается из Церкви Господней и из священного сана, так как становится ясно из воспоминаний о нем, представленных нам тогдашним Патриархом царствующего града Константинополя, Патриархом Антиохийским — града Господня, и каждым из архиереев, присутствующих тут и сейчас, и тех, кто участвовал в голосованиях. С одной стороны, таким образом [предпринятая ими анафема] становится препятствием и [причиной для] прекращения [священнического] служения, вместе с тем, ни во что считая наказание, они продолжают держаться своего священства, с дерзновением совершая в тайне святые службы» [21].
Святой Паисий Святогорец и прекращение поминовения
Святой Паисий Святогорец вместе с двумя другими иеромонахами, подвизавшимися в монастыре Ставроникита на Святой Горе Афон, написал два открытых письма по этому вопросу. Первое было написано 21.11.1968 г., а второе — 23.01.1969 г.
Во втором письме святой Паисий, среди прочего, говорит о смертельной опасности, которую представляет собой отделение от Церкви и создание своей собственной Церкви, пусть даже это происходит по причине так называемых экуменических «откровений». Именно так поступили в 1924 году раскольники-старостильники (Церковь истинно-православных христиан Греции). Итак, он говорит: «В наше время мы видим, что многие верные чада нашей святой Церкви, монахи и миряне, к сожалению, отделились от Нее из-за экуменистов. Мое мнение таково, что нет ничего хорошего в том, чтобы отделяться каждый раз от Церкви по вине патриарха. Конечно, священный долг и святая обязанность каждого — протестовать и бороться по мере своих сил, но желать это следует внутри Матери Церкви. Прерывать же поминовение патриарха, отделяться, создавать свою церковь и продолжать говорить хулу на патриарха, это, я думаю, неправильно. Если при каждом отклонении патриархов мы будем отделяться и создавать свои собственные церкви (Боже упаси!), то мы превзойдем даже протестантов. Отделиться легко, но как трудно потом вернуться обратно! К сожалению, в наше время — множество «церквей». Они создавались большими группами, а иногда даже одним человеком…». И завершает святой Паисий это второе письмо следующим образом: «Будем молиться, чтобы Бог просветил всех нас, и патриарха нашего господина Афинагора, чтобы воссоединились все эти «церкви», чтобы воцарилось спокойствие среди смущенного православного народа, мир и любовь духовная среди Православных Восточных Церквей. И только потом пусть подумают о воссоединении с другими вероисповеданиями, если они искренне пожелают восприять догматы Православия» [22].
Однако в итоге святой Паисий пришел к необходимости прекратить поминовение Патриарха и осуществил его на практике в афонском монастыре Ставроникита. Святой занял такую позицию, несмотря на то, что в вышеназванном письме в начале 1969 г. рекомендовал не прекращение поминовения Патриарха, а православную борьбу внутри Церкви, дабы не распространялись уже появившиеся зилотские расколы. В этом месте мы убеждаемся, что нигде святой Паисий не поддерживал еретические и богохульные взгляды о том, что якобы святые Таинства являются «недействительными» без поминовения епископа, когда епископ провозглашает ересь открыто, «с непокрытой головой». Напротив, он знал и букву, и дух священных канонов, таких как 31-е Апостольское правило и, конечно же, 15-е правило Двукратного собора. Как знал и позицию, отношение и деяния великих святых отцов против еретиков. Очень правильно поступили как святой Паисий, так и другие отцы-святогорцы, и прекратили поминовение патриарха-экумениста Афинагора в течение трех лет, 1970-1973 гг. К тому же, ориентиром для них служили антипапские соборы — собор свт. Фотия Великого (часто называемый VΙΙI-м Вселенским) и собор свт. Григория Паламы (также именуемый ΙX-м Вселенским) — и многочисленные святые отцы. Кроме святогорцев, поминовение патриарха прервали тогда и три митрополита Элладской Церкви — митрополит Флоринский Августин Кантиотис, митрополит Элевферопольский Амвросий и митрополит Парамифский Павел. Важно, что никто из тех, кто прервал и прекратил поминовение Патриарха Афинагора, не отпал ни от Вселенского Патриархата, ни от Элладской Церкви, и не обязал других епископов прекратить поминовение Патриарха, обвиняя их в том, что они еретики; церковное общение с ними не прерывалось.
Афонские отцы и прекращение поминовения
Из церковной истории всем нам известно, что в период 1970-1973 гг., монастыри, находящиеся на Святой Горе, скиты и келии, разделявшие то же мнение, что было у святого старца Паисия Афонского и побуждаемые его примером [23], а также три митрополита так называемого «Нового Света» — приснопамятный митрополит Флоринский Августин Кантиотис, митрополит Парамифский Павел и митрополит Элевферопольский Амвросий, дерзнули прекратить поминовение Вселенского Патриарха Афинагора, масона и экумениста, который в 1965 году совершил неканоническое снятие анафем [с филокатоликов], встретился с ересиархом папой Римским Павлом VI в Иерусалиме и вообще занимал фило-папистскую позицию. В течение тех трех лет прекратившие поминовение Афинагора продолжали литургическую жизнь без поминовения имени патриарха, поминая лишь наш Священный Синод.
Митрополит Элевферопольский Амвросий и прекращение поминовения
Давайте посмотрим, что пишется в исторической телеграмме митрополита Элевферопольского Амвросия о прекращении поминовения Афинагора. Эта телеграмма была отправлена Священному Синоду, который не осмелился наказать трех архиереев, прекративших поминовение патриарха Афинагора и поминавших только Священный Синод. Мы подчеркиваем это, поскольку сегодня экуменисты пугают клириков, что если они прекратят их поминовение, их извергнут из сана, что они будут названы схизматиками, что их изгонят! Почему же не извергли из сана тогда и этих митрополитов? Потому что нет канонического основания, нет канонической базы для подобного наказания, и они должны найти другие необоснованные обвинения, чтобы извергнуть из сана непоминающих. Поэтому они не извергли из сана тогда трех архиереев и всех святогорцев, которые прекратили поминовение [Патриарха]. Давайте же посмотрим телеграмму Амвросия.
«[Священному] Синоду.
С горечью мы прочитали богохульные заявления Вселенского Патриарха Афинагора, опубликованные в вечернем номере Афинской газеты, от которых затрясся фундамент Православной христианской веры. Нападение на Православие, тем более за неделю до первого воскресенья Великого поста, когда массы православных верующих празднуют Торжество Православия над всеми ересями, по всем признакам, было подготовленным и предательским.
Фанар, который еще до совсем недавнего времени был славным оплотом неустанной борьбы за Православие, вожди которого смело боролись и жертвовали собой во имя святой Православной веры, сегодня под предводительством Вселенского Патриарха и нескольких его приспешников выступили против него (Православия), чтобы нанести ему смертельную рану.
В этом было задействовано, по патриаршему выражению, одно из лиц первой величины, то есть митрополит Халкидонский Мелитон, голос Фанара — согласно патриарху, — подобных которому в Фанаре немного. [Патриарх], несомненно, восхищался бы им в Прощеное воскресенье, слушая его речи из Афин, где он, переливая из пустого в порожнее, упомянул о преображении Церкви и о карнавале, и не забыл высказаться о лицемерии в том числе (вы только послушайте внимательно!).
Но по какому праву о. Мелитон дерзнул объявить некоторых отцов лицемерами и обвинить их в ханжестве, когда он сам, да еще и во время Божественной Литургии, использовал тысячи лицемерных «красивых» слов, жестов и телодвижений, далеко не серьезных и совсем не скромных. Об этом мы знаем по свидетельству очевидцев, которые слышали и видели, что он вел себя не как подобает служителям Всевышнего, а как делают актеры и мимы. И таким образом все убедились в том, что он обладает значительным талантом к лицемерию и притворству?
После опубликованных заявлений Патриарха, которыми он, безусловно, присоединился к ереси, поскольку мое терпение иссякло и нет больше сил ждать, я прекратил с сегодняшнего дня ПОМИНОВЕНИЕ ЕГО ИМЕНИ, применяя 15-е правило Двукратного собора.
Отныне мы будем поминать только Святой и Священный наш Синод, и возобновим поминовение Патриарха, как только будут осуждены или опровергнуты его антиправославные заявления, согласно которым разрушители Православной веры и вдохновленные сатаной ереси о первенстве и непогрешимости [Папы] выставляются как простые церковные «традиции» и «несущественные разногласия».
Сегодня (1970 г.) вся Православная Церковь чтит память святого Григория Паламы, недавно праздновалась святая память свт. Фотия Великого, [6 февраля] торжественно отмечали день святого Марка Эфесского [19 января].
Если следовать антиправославным взглядам Патриарха Афинагора, нужно немедленно вычеркнуть из святцев Православной Церкви не только имена вышеперечисленных святых, но и всех тех, кто столетиями боролся во имя Православия и снискал ореол мученика.
Я глубоко сожалею, что занял жесткую позицию, — это связано с тем, что речь идет о важнейшем и серьезнейшем вопросе.
Моя архиерейская совесть обязывает меня не молчать далее. Пора возвести крепкие и непреодолимые заграждения против папского деспотизма и его экспансивных планов, смиренным служителем которых оказался — к несчастью — Вселенский Патриарх и иже с ним слабые в Православной вере экуменисты.
Надеемся, что Священный Синод Элладской Церкви не только поймет мое решение, к которому меня ведет веление моей совести, но и применит против сбившегося с правильного пути Патриарха то, что предписывают и велят священные каноны».
Митрополит Флоринский Августин Кантиотис и прекращение поминовения
Митрополит Флоринский Августин Кантиотис прекратил поминовение патриарха Афинагора после митрополита Элевферопольского Амвросия. В одном из своих заявлений по этому поводу он говорит:
«Как только я стал епископом, некоторые старостильники обвиняли меня в том, что я не прекратил поминовение патриарха Афинагора, который не преподает правильно слово истины, и не объявил его еретиком. Патриарх Афинагор, без сомнения, в своих действиях зашел слишком далеко и его воззрения не могут считаться православными. Меня просили, чтобы я объявил его еретиком, вычеркнул его из диптихов и прекратил его поминовение. Я ответил на это, что некоторые действия патриарха являются нарушением священных канонов, и если будет подтверждено, что это действительно так, то они должны быть наказаны извержением из сана. Только кто наложит на него извержение из сана? Компетентным органом для суда над клириками является Священный Синод, а для вселенского патриарха — Патриарший Синод. Но, к сожалению, он не предстал перед ним в качестве обвиняемого и таким образом остался на троне.
Как говорил приснопамятный митрополит Флоринский Хризостом Кавуридис, архиепископ старостильников, извержение из священного сана и отлучение от Церкви может иметь место потенциально (δυνάμει) и реально («ἐνεργείᾳ»). Клирик, который отошел от Православия, до его осуждения на Соборе может называться потенциально изверженным из сана; реально изверженным он становится только после соборного осуждения. Это имеет силу для антиканонических действий Патриарха. То есть, за нарушение священных канонов он считался потенциально изверженным из сана, однако не был таковым «в действительности». Но он также предпринял некоторые действия, касающиеся догматов. И в этом случае, поскольку он «с непокрытой головой», открыто, проповедует антиправославные учения, не требуется предварительного решения соборного суда об извержении его из сана; извержение из сана следует автоматически согласно 15-му правилу Двукратного собора, которое и я упоминал в своих проповедях и просил священников Северной Греции применить его и прервать [евхаристическое] общение с патриархом-экуменистом. Почему же сейчас мне задали вопрос, по какой причине, став епископом Северной Греции, я не применил это правило и не прервал духовных отношений с патриархом?
Ответ: моя вера остается такой же, как и тогда. Однако я еще не применяю данное правило, но не потому, что боюсь; я уже неоднократно рисковал митрополичьей кафедрой из-за применения священных канонов. Несмотря на мое решение применить это правило, я благоговею и трепещу перед той ответственностью, которую я несу пред Богом и людьми за действие, которое может вызвать потрясения в Православной Церкви. Я исследую и самым тщательным образом изучаю этот вопрос и жду извещение свыше, которое убедит меня в том, что время пришло. Я с молитвой и волнением слежу за развитием ситуации. Я вижу, что и другие архиереи Элладской Церкви беспокоятся и задаются вопросом: куда мы идем? Что-то страшное таят в себе нынешние времена. Я постоянно готовлю свою душу, свою паству, а также души моих друзей-читателей к решающему часу для Православия. Пусть Господь отвратит от нас горькую чашу. Пусть не разрушится единство из-за исполнения сокровенных прихотей некоторых вождей Церкви, являющимися сторонниками экуменизма. Но в любом случае то, когда и каким образом я применю вышеназванное правило, мне укажут не безответственные лица, а моя совесть, слушающая голос того народа, который боролся вместе со мной в дни жестоких испытаний».
Однако в итоге, немного позже, несколько месяцев спустя, он прекратил поминовение.
«Я приветствую [март 1970 г.] поступок митрополита Элевферопольского Амвросия, который прекратил поминовение патриарха Афинагора по причине его новых заявлений об общей Чаше, первенстве, непогрешимости (Папы) и филиокве. Прекращение поминовения обязательно распространится. Другие иерархи тоже готовятся к протестам. Скандал разрастается. Престиж патриарха падает. Близится некий пугающий распад единства Православного мира; за ним последует духовная катастрофа.
Вот результаты диалога, начатого папой и патриархом. Диалог — хитрая ловушка папизма с целью расколоть Православие. Постоянный Священный Синод Элладской Церкви, как заметили и другие, не может противостоять этой ситуации. Необходимо созывать Архиерейский собор Элладской Церкви, и я уверен, что, рассмотрев этот важный вопрос, он с достойным восхищения единством заклеймит позором отклонения от принципов Православия и обратится с воззванием ко всему православному миру, разочарованному антиканоническими и антиправославными действиями Вселенского патриарха. Может быть, и патриарх, перед опасностью быть осужденным всем Архиерейским собором, снова придет в себя.
Постоянный Священный Синод, сразу же после публикации ужасных заявлений патриарха о первенстве, непогрешимости папы и филиокве, должен был собраться на экстренное заседание, обратиться к патриарху с вопросом, точны или нет его заявления, и успокоить православный народ. Иерархи, которые протестовали или даже прервали поминовение, не только освобождаются от ответственности, но и достойны похвалы, поскольку правильно истолковали 15-е правило Двукратного Константинопольского собора. Речь идет о серьезнейшем вопросе веры и кризисе православного сознания, которому только может противостоять только Архиерейский собор. Звучащие против протестующих иерархов случайные голоса неверующих, атеистов, спиритуалистов, масонов, которые холодны и безразличны, и только номинально относятся к Православной Церкви, мы должны презирать, как лай мелких собак, как учат приснопамятные поборники Православия. Давайте послушаем верных чад Православной Церкви, которые из каждого уголка Греции встревоженно обращают взоры на своих пастырей в поисках надежной защиты традиционного святоотеческого благочестия».
После прекращения поминовения Патриарха (февраль 1973 г.).
«Нас обвиняют в том, что мы не уважаем патриархию, поскольку мы абсолютно самовольно прекратили поминовение имени Патриарха. Нет, они искажают правду, когда говорят «абсолютно самовольно». Правда совершенно противоречит этому утверждению. Если вы откроете «Пидалион» и изучите 15-е правило Двукратного собора, то вы увидите, что не «абсолютно самовольно», а «абсолютно канонически» мы прекратили поминовение патриарха. Мы прервали [евхаристическое общение] после чудовищных заявлений о первенстве, о непогрешимости папы, о филиокве и т.д. «С непокрытой головой» и на мировом уровне он провозглашал антиправославные учения, осужденные множеством соборов. Мы, три митрополита Северной Греции, с болью в сердце прекратившие поминовение имени патриарха, в документе, адресованному Св. Синоду, заявили, что, если бы патриарх отказался от соответствующих заявлений, то мы возобновили бы его поминовение. Но, к сожалению, он настаивал на своих ошибочных суждениях. Тот факт, что Св. Синод, несмотря на все оказанное на него давление, не прибегнул к санкциям против нас, показывает, что в глубине души он признает правоту наших действий. Наш же поступок сослужил хорошую службу Патриархии, поскольку стал тормозом для патриарха, который с реактивной скоростью мчался навстречу недопустимому союзу с папистами».
17) Для борьбы со всеересью экуменизма уже происходит информирование клириков и мирян о великом предательстве Православной веры, которое произошло на Критском лжесоборе посредством антиэкуменических книг, документов и статей, тщательного изучения и опровержения ложных теорий на богословских конференциях и выступлениях.
18) В 22-м пункте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» Критского лжесобора написано: «Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению». Совершенно очевидно, что Предстоятели Православных Церквей пытаются навязать гонения путем извержения и лишения сана тех, кто противится Критскому лжесобору. В этом явном случае гонений на тех, кто прекратил поминовение епископов-экуменистов из официальной Правящей Церкви, нужно, чтобы все узнали и поняли, что Православная Церковь выстоит и будет существовать только в лице тех, кто прервал поминовение архиереев-экуменистов, а не в официальной Правящей Церкви, которая через принятие экуменизма посредством лжесобора на Крите, станет еретической и экуменической.
19) Клирики-экуменисты, которые уклонились от Православия, до их соборного осуждения могут называться потенциально лишенными сана. В действительности лишенными сана они становятся только после соборного осуждения. Святой Никодим Святогорец говорит, что каноны повелевают собору епископов извергать из священного сана иереев, или отлучать от Церкви, или предавать анафеме мирян, когда они нарушают священные каноны. Однако если собор не осуществит извержение из сана священников или отлучение от Церкви, предание анафеме мирян, то эти священники и миряне на деле не извержены из сана, не отлучены от Церкви, не преданы анафеме. Обвиненными, однако, они являются — здесь для извержения из сана, или отлучения от Церкви, или предания анафеме, а там — для осуждения Божественного [24]. Пламенный и ревностный борец за Православие, митрополит Флоринский Августин Кантиотис [25], который на протяжении трех лет (1970-1973) не поминал на Божественной Литургии знаменитого экумениста и масона, Вселенского Патриарха Афинагора, дополняя вышесказанное, говорил, что все это остается в силе только для антиканонических действий клириков. То есть когда они нарушают св. каноны, они считаются «потенциально» изверженными из сана, однако не являются таковыми в действительности. Но бывают также действия клириков, которые касаются догматов. Если клирик провозглашает антиправославные учения «с непокрытой головой», то не требуется предварительного решения о его извержении из сана от уполномоченного соборного суда [26].
20) Непоминающие прекращают поминовение и [евхаристическое] общение только с еретичествующим епископом. Однако они не прекращают [евхаристическое] общение ни с Поместной Церковью, которой подчиняются, ни, тем более, со всей Православной Кафолической Церковью.
21) Приснопамятный архим. Епифаний Феодоропулос призывает: «Поминающий да не унизит непоминающего, а непоминающий да не осудит поминающего». То есть клирик, который поминает своего правящего архиерея, не должен злословить и унизительно отзываться о клирике, который перешел к непоминовению, а непоминающий клирик не должен возноситься и осуждать клирика, который по-прежнему поминает своего предстоятеля.
22) Между поминающим и непоминающим должно быть [евхаристическое] общение, достаточно того, чтобы поминающие поминали епископа, имеющего православные взгляды, были против всеереси межхристианского и межрелигиозного синкретического экуменизма, были противниками разбойничьего, еретического и экуменического лжесобора на Крите и поборниками правильного применения канонического права на ограждение. Теория необщения поминающих с непоминающими является ошибочной. Не нужно избегать [евхаристического] общения между собратьями и соратниками по борьбе с экуменизмом.
23) Прерывание поминовения — это крайний предел, самый последний протест, крайнее средство сопротивления со стороны клирика ереси. Однако это не может быть самоцелью и не представляет собой конечную цель, а только лишь временную меру. Конечной целью — и даже того же ограждения — является созыв Всеправославного Собора, который осудит всеересь экуменизма и Критский лжесобор и отречется от них.
24) Из всего, о чем мы говорили (священные каноны, учение и примеры святых отцов), можно сделать один-единственный вывод: достойно похвалы, если какой-либо верный клирик прервет церковное общение и поминовение своего епископа, когда тот публично проповедует ересь или какое-либо новое лжеучение, что, к сожалению, происходит в настоящее время. При этом он не должен медлить (на чем настаивают экуменисты) и ожидать осуждения ереси со стороны «всех епископов Церкви».
Может быть, кто-то задастся вопросом: при таком положении вещей, какое значение имеют соборы в Церкви? Отвечаем. Когда мы пишем такие вещи, то, будучи верными чадами нашей Церкви, мы нисколько не хотим поставить под сомнение соборную систему Греции. Наша цель — показать, что клирики имеют право прекращать поминовение и церковное общение со своим епископом, или митрополитом, или патриархом, который публично провозглашает учение, противоречащее Православию, а не — повторяем! — поставить под сомнение соборную систему. Пусть этого никогда не случится! Низшие клирики могут воспользоваться только этим правом, но они не имеют более широких полномочий. Принятие необходимых мер против того, кто провозглашает ереси, больше зависит от епископского корпуса, который собирается на [Архиерейский] собор. То есть, такового могут призвать к ответу, вразумить, дать время одуматься, временно отстранить от службы, извергнуть из сана и предать анафеме, если он не раскается и не отречется от своих ошибочных воззрений. И заодно возвестить всей полноте Церкви, чтобы его, по заповеди Господа, избегали «как язычника и мытаря», как носителя смертельной духовной заразы. Все это в компетенции соборов епископов, но никак не низших клириков.
25) Единственные клирики, которые правильно применяют прекращение поминовения на греческой территории, — это почетный профессор богословского факультета Фессалоникийского университета имени Аристотеля протопресвитер Феодор Зисис, протопресвитер Николай Манолис, оба клирики Фессалоникийской митрополии, и протопресвитер Фотий Везиниас, клирик Митрополии Лагадийской, Литийской и Рендинской.
26) В отношении раскольнической группировки зилотов-старостильников действительно все, что нам говорил выше святой Паисий Святогорец. Они прекратили поминовение Патриарха, откололись и образовали свои собственные группировки, которые они считают «Церквами», и превзошли даже протестантов. Они продолжают выступать с проповедями и поносить всех и вся, что совершенно абсурдно, если учесть их собственные канонические нарушения.
Глава так называемых «оградившихся», о. Евфимий Трикаминас, был извержен из сана в 2007 году при архиепископе Афинском и всея Греции Христодуле Синодальным судом Элладской Церкви второй ступени, поскольку изначально он оградился от своего поместного епископа, Преосвященнейшего митрополита Ларисского и Тирнавского Игнатия, не по причине экуменизма, а по вопросам благочестия и канонического порядка. О. Евфимий отказался признать и поминать на богослужении новоизбранного митрополита Ларисского, который был избран, несмотря на то, что канонический и законный митрополит Ларисский Феолог был в то время жив, и, по сути, такие действия являлись смещением с митрополичьего престола. Несмотря на то, что за много лет до этого сам же добровольно признал свое извержение из сана законным, вдруг в последние 3-4 года он начал служить, сам себе разрешив это, без отмены решения о лишении его священного сана и без получения канонического разрешения. А оправданием этому он выставил экуменические симпатии епископов и указал на пример для подражания себе одно лицо, антиэкуменически настроенное. Эти службы проводились в старостильном монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Стайятес (Волоса) и в частной церквушке святого Марка Эфесского в пос. Василика (ном Фессалоники), принадлежащей еще одному «оградившемуся» — Одиссеасу Цолояннису, с которым о. Евфимий тоже недавно разорвал отношения. Чтобы заручиться поддержкой епископа, о. Евфимий, будучи клириком Элладской Церкви, обратился к несправедливо лишенному сана и оградившемуся от Сербской Церкви бывшему митрополиту Рашскому и Призренскому Артемию, с которым он несколько раз совершал совместные богослужения. Преосв. Артемий официальным документом предоставил ему разрешение совершать богослужения и возносить прошение «О всяком епископстве православных». Выходя за рамки серьезной критики, о. Евфимий советует «оградившимся» не иметь церковного общения и не причащаться в Элладской Церкви, поскольку она — «экуменическая» и таинства, совершенные в ней, якобы являются недействительными. Хотя он утверждает, что законными являются только те таинства Божественной Евхаристии и Святого Причастия, которые совершаются на Божественной Литургии для «огражденных» и только его «оградившимися» руками, однако он позволяет своим последователям принимать участие и совершать остальные таинства в храмах Элладской Церкви. Каноничность и экклезиология «оградившихся» не может не вызывать изумления!
Также о. Евфимий писал: «Во всяком случае, предпочтительней принадлежать к расколам и группировкам (если, конечно, внутри них не возникают еретические учения), чем к епископам-еретикам, поскольку, согласно учению св. Отцов, ересь немедленно тебя отделяет от Бога» [27].
Вышеуказанная группа так называемых «оградившихся» занимает неверную позицию по поводу ограждения и имеет раскольническую, зилотскую направленность. Они принимают: а) обязательный характер 15-го правила Двукратного собора, б) теорию сообщающихся сосудов, в) теорию осквернения таинств из-за поминовения, г) считают, что таинства, совершаемые поминающими, являются недействительными, д) что поминающие лишены благодати, священства и таинств, е) их самоцель — прекращение поминовения, ж) они обвиняют, судят и презирают поминающих и даже непоминающих, которые не следуют их ограждению, з) они прервали церковное общение, то есть находятся в [евхаристическом] «необщении» со всей Православной Церковью и православными епископами, которых считают еретиками и экуменистами, поскольку те не переходят к прекращению поминовения, и) они считают себя спасителями Церкви и полагают, что только они принесут Церкви спасение, к) сближаются с зилотами-старостильниками, чтобы объединиться в бóльшую группу, л) подвергают сомнению даже святых нашей Церкви, которые не прекратили поминовение или прекратили его, а затем возобновили снова, м) совершают совместные службы с изверженными из сана и н) борются с нынешней экклезиологической ситуацией сегодня, когда еще не был созван осуждающий экуменизм и лжесобор Православный Собор, по критериям, которые должны иметь силу после созыва такого Собора. Одни критерии используются до созыва Собора, а другие — после него.
Поскольку вышеуказанная группа, которая неправильно применяет ограждение, за последние годы существенно разрослась, к сожалению, ограждение, которое является совершенно каноническим методом и упоминается в священных канонах, стали отождествлять с неправильным ограждением этой группы, и поэтому многие считают ограждение чем-то плохим, неприемлемым, отвратительным и даже расколом. Отчасти они правы, поскольку неправильное ограждение производится на основании ошибочных воззрений и имеет раскольническую, зилотскую направленность. Однако, согласно всему тому, что мы описали выше, становится более чем очевидным различие между правильным и неправильным применением ограждения.
Совершенно необходимо различать правильное, основанное на священных канонах и учении святых отцов прекращение поминовения, которое применяется при условиях, описанных нами выше, и неправильное зилотское ограждение, не соответствующее необходимым каноническим условиям, которое применяют некоторые группы клириков. Последнее, к сожалению, не может считаться приемлемым; оно умаляет и вредит борьбе за каноническое ограждение и приводит к расколам, в результате чего выставляется на посмешище и само понятие «ограждения» как таковое, и все, кто применяет его правильно и в соответствии со священными канонами.
Необходимое уточнение
Если бы кто-то спросил наше недостоинство, почему мы не переходим к прекращению поминовения имени Преосвященнейшего митрополита Пирейского Серафима, мы бы ответили ему так: «Мы не переходим к прекращению поминовения нашего правящего архиерея, поскольку считаем, что в данном случае не выдерживаются необходимые причины и условия, которые устанавливает 15-е правило Двукратного собора о прекращении поминовения. А этими, необходимыми для прекращения поминовения, условиями является провозглашение — постоянное и без раскаяния, открытое, привселюдное, откровенное, бесстыдное и наглое — ереси, осужденной святыми соборами или святыми отцами нашей Церкви. Этого (слава Богу!) Преосвященнейший митрополит Пирейский не делал. Напротив, как известно, он по своим убеждениям является православным, а не еретиком. Он — враг и противник всеереси межхристианского и межрелигиозного синкретического экуменизма и Критского лжесобора, в котором он даже не принимал участия и не подписывал его антиправославных документов. Своими трудами, выступлениями, сочинениями он противодействует масонству и столь разрушительному явлению, как всемирный сионизм. Памятными и историческими являются его письма ересиарху Папе Франциску, Вселенскому Патриарху Варфоломею, монофизиту-копту лжепатриарху Феодору и президенту Турции Р.Т. Эрдогану. Он организовал огромное количество богословских и научных конференций и семинаров. Преосвященнейший митрополит Пирейский Серафим, будучи митрополитом Пирейской митрополии, которая принадлежит Автокефальной Элладской Церкви, и, конечно, Новому Свету, во время богослужений не поминает какое-либо конкретное лицо, а Священный Синод Элладской Церкви, говоря «…Священный наш Синод». Это подтверждает недействительность выдвигаемых против него обвинений: будто он является еретиком и заражен [ересью], поскольку он якобы поминает экуменистов. Следовательно, на данный момент нет причин для прекращения его поминовения, поскольку, в противном случае, мы учиним раскол в Церкви — что достойно всяческого осуждения и порицания. Если случится так, что в будущем Преосвященнейший митрополит Пирейский нарушит вышеуказанные условия и станет глашатаем экуменизма или какой-либо другой ереси (не приведи, Господи!), то тогда, конечно, это будет поводом для применения 15-го правила, и прекращение поминовения будет правильной мерой.
Мы, без сомнения, желали бы, чтобы Преосвященнейший митрополит Пирейский проявлял больше осмотрительности в отношениях с епископами, являющимися явными экуменистами. Будучи членом Постоянного Священного Синода Элладской Церкви созыва 2016-2017 года, он не должен был соглашаться с выпуском обращения «К народу» (январь 2017 г.). В целом, этот документ принимает и восхваляет Критский лжесобор, несмотря на отдельные отличия в терминах: он называет еретиков «инославными христианами», а ереси — «другими христианскими конфессиями-ересями», а не «церквами», как это было в документах Критского лжесобора. Также, в разрез с экклесиологической линией Критского лжесобора, там говорится о признании статуса «Вселенских» за соборами свт. Фотия Великого, свт. Григория Паламы и других Поместных соборов. Как бы там ни было, митрополит Пирейский Серафим сам лично, как до лжесобора, так и после него, через Бюро по вопросам ересей и парарелигий Пирейской митрополии, в своих выступлениях и статьях неоднократно порицал Критский лжесобор за преступное неосуждение ересей, существовавших в разных местах и в различные исторические эпохи.
[1] СВЯТОЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ, Пидалион (Кормчая книга), изд. В. Ригопулос, Салоники, 2003. – С. 39-40.
[2] Там же, с. 358.
[3] Поминающие и зилоты Святой горы Афон, или источник просвещения о поминовении. Составлено по божественным и священным канонам и установлениям воинствующей Восточной Православной Церкви, изд. Ε.И. Стуяннаки, Папамарку 46, Салоники, 1933, СС. 50-53.
[4] в кн.: PRAVILA PRAVOSLAVNE CZORYES TUMACENJIMA, II, NOVI SAD 189, 66, 290, 291. См. по этой теме: ИЕРОМОНАХ ХРИСАНФ СВЯТОГОРЕЦ. Необоснованные аргументы филоэкуменистов, или ответы на все, что говорят, учат и пишут филоэкуменисты против нынешних исповедников, клириков и мирян Православной веры, Капсала, Святая гора Афон, 1995, с. 13.
[5] АРХИМ. ЕПИФАНИЙ ФЕОДОРОПУЛОС, Две крайности: экуменизм и зилотство, изд. Святой Монастырь Богородицы Кехаритомени Трезенской, Афины 1997, сс. 75-76.
[6] Ин. 14, 6.
[7] Жизнь, деяния и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима, 14, PG 90, 81‑84: «В виду этого он всеми средствами поощрял их, сплачивал, приготовлял беседами к мужеству и наполнял благородными помыслами. Ведь хотя они и превосходили его своим саном, но мудростью и разумом уступали и были ниже, не говоря о других доблестях этого мужа и достославности во всем. Поэтому они соглашались со словами его и беспрекословно повиновались всем его наставлениям и советам, заключавшим так много полезного».
[8] Там же, 24, PG 90, 93.
[9] Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца между господином Аввой Максимом и его учениками с одной стороны и начальниками с другой. 12, PG 90, 148.
[10]. Там же, 5, PG 90, 117: «При этих словах его Мина кричит: «Говоря это, ты разделил Церковь!» Говорит ему (св. Максим): «Если говорящий слова святых Писаний и святых отцов разделяет Церковь, то что делающим с Церковью окажется тот, кто уничтожает догматы святых, без которых (догматов) невозможно даже самое бытие Церкви?»
[11] Святой Григорий Палама, Опровержение послания Игнатия Антиохийского 3, в П. Христу, Григорий Палама, Собрание сочинений, том 2, Салоники, 1966, с. 627. Эта тема развивается более обширно в ст. ПРОТОПРЕСВ. ФЕОДОР ЗИСИС, Ограждение — это не раскол. Вынужденные объяснения, Салоники, 2017, с.16 ἐ.
[12] 1 Пет. 2: 5, 9.
[13] АРХИМ. ЕПИФАНИЙ ФЕОДОРОПУЛОС, см. выше, с. 76.
[14] Там же, с. 81.
[15] http://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=36199, http://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=36164
[16] См. Теодромия 11 (1) (январь – март 2009), с. 75-81.
[17] Послание с исповеданием веры, посланное от всех святогорцев к царю Михаилу Палеологу, в кн. V. Laurent – J. Darrouzes, Dossier Grec, см. выше, с. 397-399.
[18] Там же, с. 399: «Потому что изначала Православная Церковь Божия возношение имени архиерея при священнодействии признавала совершенным [евхаристическим] общением. Ибо написано в Изъяснении Божественной Литургии: «Священнодействующий возносит имя архиерея, показывая и свое подчинение высшему, и [евхаристическое] общение с ним, и преемство его веры и священнодействий». Феодор епископ Андидский, Протеория, или Краткое рассуждение о тайнах и образах Божественной литургии 32, PG 140, 460-461: «Затем возглас: «В первых помяни, Господи, архиепископа нашего», которым показано подчинение [священнодействующего] высшему, и что с поминаемым архиепископом он находится в общении и является преемником его веры и священнодействий, но не новым священнослужителем или открывателем предлагаемых им символов».
[19] На эту тему см. Сражения монахов за Православие, изд. св. монаст. Святого Григория, Святая гора Афон, 2003.
[20] На эту тему см. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, Собрание сочинений, том 2, изд. П. Христу, Салоники, 1966, с. 37. Полный текст «Отлучения от Церкви» приводится следующим образом в книге PG 150, 863-864: «Паламу и единомысленных ему и все нечестивые догматы их, которые следует назвать скорее безсмыслицами, и тех, кто опирается на них, и принимает, и признает содержащееся в Томосе согласно их разъяснению, а правильнее сказать — их пустословию, не являющемуся по смыслу богоугодным и православным, а также «светильников» и учителей Церкви, которым мы, следуя святым [отцам], совершенно ясно написали в Томосе, что мы не принимаем эти безсмыслицы, некоторые из которых были присланы нам ими, а другие — от иных лиц, дерзнувших неканоническим образом и без суда прекратить мое поминовение, мы подвергаем оковам от Животворящей и Святой Троицы и посылаем им анафему. Подпись: Иоанн, Божией милостью архиепископ Константинопольский, нового Рима и вселенский патриарх».
[21] P.G. 150, 880D.
[22] СВЯТОЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ «Неизвестное письмо: с болью против экуменистов и «объединителей», газета «Ортодоксос Типос» (9/16-3-2007) 1,5.
[23] http://www.romfea.gr/diafora/2431-apantiseis-gia-to-fulladio-tou-agiou-pa%CF%8Asiou
[24] СВЯТОЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ, см. выше, с. 4-5.
[25] ЕПИСКОП АВГУСТИН КАНТИОТИС, О прекращении поминовения патриарха, Как мы дошли до прекращения поминовения патриарха Афинагора в 1970 г. Ответы на церковные вопросы, Афины, 1973, с. 49-50 http://www.ekklisiaonline.gr/ekklisisiaellados/episkopos-avgoustinos-kantiotis-peri-diakopis-mnimosynou-se-patriarxi/
[26] СВЯТОЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ, см. выше, с. 358.
[27] ИЕРОМОНАХ ЕВФИМИЙ ТРИКАМИНАС, Историческое) соглашение святых отцов по поводу обязательного характера 15-го правила Двукратного собора о прекращении поминовения епископа, проповедующего ересь в Церкви, изд. Degiorgio, Трикала 2012, с. 257-258.
Источник: http://aktines.blogspot.ru/2018/01/blog-post_35.html
[1] В значении «кража святынь», «церковная татьба», - прим. переводчика.
[2] Выделено переводчиком.
[3] греч. θέματα δικαιοσύνης, — прим. переводчика.
[4] При переводе греческого глагола χάρισαι, стоящего в желательном наклонении (оптатив), было выбрано не желательное, а повелительное наклонение (императив) — даруй. Это может быть обусловлено тем, что категория оптативности, выражающая прошение, желание, может передаваться и с помощью форм повелительного наклонения, особенно в побудительно-оптативных высказываниях [см. http://www.dissercat.com/content/kategoriya-optativnosti-v-sovremennom-russkom-yazyke]. Таким образом, при помощи соответствующих лексико-грамматических средств, как в оригинальном тексте на греческом языке, так и в переводе литургии на церковнославянский язык, выражается пожелание, чтобы епископ правильно преподавал слово истины, но не утверждается, что это имеет место в действительности, — прим. переводчика.