Святоотеческое наследие — духовная жизнь
Свт. Феофан Затворник, епископ Вышенский
Об исправлении сердца
От редакции ПА: Публикуемая нами статья из известного труда свт. Феофана «Путь ко спасению» раскрывает нам путь христианского делания, в основе которого лежит не внешнее исполнение правил и обрядов, а исправление собственного сердца. Сердце по учению богоносных Отцов Церкви является средоточием духовной жизни человека, сердце — это седалище ума, органа общения с Богом. Но чтобы ум был направлен к Богу, чтобы человек Бога имел центром и смыслом своей жизни для этого христианин в первую очередь призывается в очищению своего сердца, исправлению своих сердечных страстных наклонностей, эгоизма, самолюбия. Только очистив свое сердце от пороков человек приобретает способность ощущать и умно видеть Бога. В наше время церковная жизнь большинством воспринимается исключительно ка обрядность., как некое чисто формальное и внешнее участие в какой-то религиозной церемонии. Однако Сам Господь в Своей нагорной проповеди, излагая образ христианской жизни, акцентирует внимание на душевных добродетелях: духовная нищита-смирение, кротость, милостивость, плачь, чистота сердца и т. д. И обрядовая сторона в жизни Церкви занимает уже вспомогательный характер, богослужение научает человека предстоянию пред Богом, а за Божественной Литургией человек непосредственно через Евхаристию соединяется с самим Богочеловеком Христом. Но это соединение приобретает завершенность и полноту только при условии измененности человека, очищенности его сердца покаянием, исповедью. Всякое формальное причащение, пусть даже и частое, как об этом говорят свт. Григорий Палама и прп. Симеон Новый Богослов, опираясь на глубокий опыт Церкви, не приводит к желанному обожению, а повреждает человека. Со стороны человека, по учению восточных Отцов, всегда требуется со стороны человека содействие божественной благодати, то есть подвиг, как внешний, так и внутренний. Через них в человеке по действию нетварной божественной благодати совершается преображение человека, изживается ветхий, падший человек и созидается внутренний по образу Христа. И данная статья свт. Феофана дает нам бесценные уроки рассказывающие нам о том, как совершается в человеке очищение сердца, как человек становится храмом Духа Святого.
Сыны
падшаго —
зачатые в беззаконии
и вышедшие на
свет с растленною
природою, — мы
в Св. купели
крещения возраждаемся
в святую жизнь
и в таинстве
миропомазания
получаем силу
Св. Духа, для
святой жизни.
Потому если
никто не может
похвалиться
непорочностию
и безгрешностию,
а между тем,
без насилия
совести не
может отказаться
от святаго
долга представить
себя Богу святым:
то что другое
должен возбудить
и согреть в
сердце, как не
воодушевленную
решимость к
самоисправлению,
как не Божественную
ревность об
очищении сердца
своего от всего
Богопротивнаго?
Но, воспитание
в себе всего
святаго так
трудно и многосложно,
путь к добру
пролегает среди
такого множества
сокровенных
распутий, что
приступающему
к благому подвигу
самоисправления
непременно
должно начертать
предварительно
в мысли, что и
как исправлять,
носить сие
начертание
постоянно в
уме и сердце,
чтобы с ним,
как с верным
путеводителем
безпреткновеннее
и надежнее
привесть к
концу начатое
дело.
И так —
1, что нам исправлять
в себе?!
Почти
все, что есть
в нас. Грех любит
полновластие.
Если он в любви
у нашего сердца,
то уже овладевает
им всем, и всего
человека покрывает
своею зловредною
силою. Для грешнаго
и человека и
человечества
надпись одна:
“от ног даже
до головы несть
целости” (Ис.
1:6). В этом каждый
легко убедится,
если приникнет
внутрь грешнаго
сердца. Там
увидит он коренное
семя зла, увидит
основныя возбуждения
греха, равно
как и то, в чем
он обнаруживается.
Семя
всего нравственнаго
зла — самолюбие.
Оно лежит на
самом дне сердца.
Человек по
назначению
своему должен
бы забывать
себя в своей
жизни и деятельности,
— должен бы
жить только
для Бога и людей.
Освящая свою
деятельность
возношением
ея, как благодарственной
жертвы, к Богу
Спасителю, он
должен бы всю
ее простирать
на пользу ближних
и на них же изливать
все, чтобы не
получил от
Щедродавца-Бога.
Одно здесь не
бывает без
другаго: нельзя
любить Бога,
не любя ближних
и нельзя любить
ближних, не
любя Бога, —
равно как любя
Бога и ближних
нельзя не жертвовать
собою славе
Божией и благу
ближних. Но
когда человек
мыслию, сердцем,
и желанием
отвращается
от Бога, а в
следствие того
и от ближних,
то естественно
останавливается
на одном себе,
— себя поставляет
средоточием,
к которому
направляет
все, не щадя ни
Божественных
уставов, ни
блага ближних.
Вот корень
греха! Вот семя
всего нравственнаго
зла! Глубоко
кроется оно
во внутренности
сердца. Но
разрастаясь
и подаваясь
ближе к поверхности
сердца, семя
сие выходит
из него уже в
трех видах, как
бы в трех ветвях
проникнутых
его силою,
преисполненных
его жизнию: в
самовозношении,
своекорыстии
и любви к наслаждениям.
Первое заставляет
человека говорить
в сердце своем:
кто как я; второе:
всем хочу завладеть;
третье: хочу
жить в свое
удовольствие.
Кто
как-я! — Какая
душа не ощущала
в себе подобнаго
движения? Не
те только, кои
от природы
одарены высокими
совершенствами,
или своими
трудами успели
сделать что
нибудь важное
и общеполезное,
могут мысленно
возноситься
над другими.
Самовозношение
проходит по
всем возрастам,
званиям и состояниям;
следит за человеком
чрез все умственныя
и нравственныя
степени усовершения;
оно неподчиняется
никаким внешним
отношениям
и хотя бы человек
жил один, в
безвестности
и отдалении
от всех, он всегда
и везде не свободен
от искушения
— превозношения.
С тех пор, как
он к сердцу
принял первую
лесть змия:
“будете яко
бози”, с тех
пор, он начал
возвышать себя
над всеми, как
Бог, — начал
ставить себя
выше той черты,
на которой
поставлен
природою и
обществом —
это общая болезнь
всех и каждаго.
Кажется, что
опаснаго полюбоваться
мыслию, что я
выше того, другаго,
третьяго? — А
между тем, смотрите
сколько зла
и сколько темных
порождений
проистекает
из сей незначительной,
по-нашему, мысли!
Мыслию и сердцем
возносящий
себя над всеми,
если предпринимает
что, предпринимает
не по гласу
разума и совести,
не по советам
мудрых, и внушению
слова Божия,
а по своим
соображениям,
предпринимает
потому, что
этого ему хочется:
он своеволен;
— если приводит
в исполнение
предпринятое,
— всего ожидает
от одного себя:
он самоуверен,
самонадеян;
— когда исполнит,
все относит
к себе, и оттого
бывает высокомерен,
горд, притязателен,
неблагодарен;
— поставляя
себя в отношение
к другим, желает,
чтобы везде
и во всем исполнялась
его воля, — чтобы
все двигалось
по его мановению:
он властолюбив
и склонен к
насилию; поставляя
других в отношение
к себе, — не может
терпеть их
влияния, в каком
бы скромном
виде оно ни
являлось: он
презрителен
и непокорив;
встречая нарушение
своей воли
выходит из
себя, обиженный
воспламеняется
местию; он жаждет
чести и славы,
когда обладает
сильным характером;
лицемерен и
тщеславен,
когда слаб
душою, дерзок,
своенравен,
спесив, склонен
к пересудам,
когда низок.
Вот в каких
видах является
самовозношение,
вот сколько
греховных
движений одолжены
ему своим
происхождением!
— Едва ли кто
может не изобличить
себя в том или
другом.
Хочу,
чтобы все было
мое, замышляет
своекорыстный
— и вот вторая
отрасль коренного
нравственнаго
зла. Заметнее
всего раскрывается
в ней дух самолюбия.
Оно, как бы
самолично,
действует
здесь: своекорыстный
не скажет слова,
не сделает шага
и движения без
того, чтобы
отсюда не вытекала
для него какая-нибудь
выгода. Так все
у него рассчитано,
так все упорядочено,
всему дан такой
ход, что и время
и место, и вещи
и лица — все, к
чему прикасается
его рука и мысль
— несет в его
сокровищницу
сродную себе
дань. Личная
польза — интерес,
это коренная
пружина везде
и всегда приводящая
в быстрое движение
все его существо,
и по ея возбуждению
он готов все
обратить в
средство для
своих целей:
будет искать
высших степеней
достоинства
и чести, если
это выгодно,
возмет самую
трудную должность,
если она прибыльнее
других, — решится
на все труды,
не будет ни
есть, ни пить,
лишь бы соблюдалась
его польза. Он
или корыстолюбив,
или любостяжателен,
или скуп, и только
под сильным
влиянием тщеславия
может любить
великолепие
и пышность. Его
собственность
дороже ему
самаго себя,
дороже людей
и Божественных
постановлений.
Душа его как
бы поглощается
вещами и живет
даже не собою,
а ими. Вот сила
и область второй
отрасли злаго
семени — самолюбия!
И у кого нет
каких нибудь
вещей, с которыми
разстаться
столь же больно,
как потерять
самое сердце,
— разстаться
с счастием?
Хочу жить
в свое удовольствие,
говорит порабощенный
плоти, — и живет
в свое удовольствие.
Душа погрязает
у него в теле
и чувствах. О
небе, о духовных
нуждах, о требованиях
совести и долга,
он не помышляет,
не хочет и даже
не может помышлять
(Рим. 8:7). Он изведал
только разныя
роды наслаждений;
с ними только
и умеет обходиться,
говорить об
них и разсуждать.
Сколько благ
на земле, сколько
потребностей
в его теле, столько
полных удовольствиями
областей для
преданнаго
чувственности,
и для каждой
из них образуется
в нем особенная
наклонность.
Отсюда — лакомство,
многоядение,
изнеженность,
щегольство,
леность, распутство
— наклонности,
сила которых
равняется силе
закона природы,
стесняющаго
свободу. Станет
ли он услаждать
вкус, — делается
сластолюбивым;
игра цветов
научает его
щегольству,
разнообразие
звуков — многословию;
потребность
питания влечет
его к многоядению,
потребность
самохранения
к лености; иныя
потребности
— к распутству.
Состоя в живой
связи с природою
чрез тело, душевно
преданный телу
столькими
каналами пьет
из нея удовольствия,
сколько в теле
его отправлений
и вместе с
наслаждениями
он впивает в
себя и коренной
дух природы
— дух механическаго
не произвольнаго
действования.
Потому чем у
кого больше
наслаждений,
тем теснее круг
его свободы,
и кто предан
всем наслаждениям,
тот можно сказать,
совершенно
связан узами
плоти.
Вот
как разрастается
в нас зло от
малаго почти
незаметнаго
семени. На дне
сердца, как мы
заметили, лежит
семя зла — самолюбие,
от него идут
полныя его
силою три отрасли
зла — три его
видоизменения:
самовозношение,
своекорыстие,
чувственность,
а сии три раждают
уже безчисленное
множество
страстей и
порочных
наклонностей,
как в древе
главные стволы
пускают от себя
множество
ветвей и отростков.
Так образуется
в нас целое
древо зла, которое
укоренившись
в сердце, расходится
потом по всему
нашему существу,
выходит во вне
и покрывает
все, что окружает
нас. Подобное
древо можно
сказать есть
у каждаго, чье
сердце хоть
сколько-нибудь
любит грех, —
с тем только
различием, что
у одного полнее
раскрывается
одна, а у другаго
другая сторона
его.
Что же
за причина, что
мы большею
частию не замечаем
его в себе и не
редко держим
на мысли и вслух,
не стыдясь,
говорим: что
ж такое я сделал?
— Или чем я худ?
Причина тому
очень естественная,
и она есть новое
порождение
живущаго в нас
греха. — Не замечаем
потому, что не
можем. Этого
не позволяет
нам грех: он
очень хитр и
предусмотрителен.
Непокровенное
древо зла,
изображенное
нами с перваго
раза могло бы
стать пред
взором ума и
оттолкнуть
от себя каждаго;
потому он спешит
одеть его листвием,
прикрыть его
безобразие,
и прикрывает
так, что не только
корня и стволов,
даже и ветвей
не может различить
душа, в которой
растет сие
древо. Эти лиственныя
прикрытия суть,
— разсеянность
и многозаботливость.
Разсеянный
не любит жить
в себе, многозаботливый
не имеет свободной
минуты. Один
не может, а другому
некогда — замечать
то, что происходит
внутри. С первым
побуждением
от сна душа их
тотчас выходит
из себя, — и у
перваго уходит
в мир мечтаний,
у последняго
погружается
в море нужных
будто дел. Настоящаго
для них нет,
что собственно
характеризует
всю их деятельность.
Один охотнее
живет в самосозданном
мире и действительнаго
касается только
отчасти, не
намеренно,
поверхностно;
другой и мыслию
и сердцем весь
впереди. Каждое
дело он спешит
окончить, как
можно скорее,
чтобы приступить
к другому; начинает
другое и — спешит
к третьему;
вообще настоящим
у него заняты
только руки,
ноги, язык и
проч. — а его
дума вся устремлена
в будущее. Как
же при таком
ходе внутренних
движений заметить
им, что кроется
в сердце?
Но
грех не довольствуется
одним этим
лиственным
покровом: сквозь
его можно еще
как-нибудь
проникнуть,
можно раздвинуть
листья его
ветром скорбей
и внутренних
потрясений
совести и открыть
скрывающееся
под ним безобразие
греха: потому
грех сам из
себя создает
некоторый
непроницаемейший
покров, на подобие
стоячей мутной
воды, куда погружает
свое древо и
с его листвием.
Этот покров
слагается из
неведения,
нечувствия
и безпечности.
Не знаем своея
опасности,
потому и не
ощущаем ея;
неощущаем,
потому и предаемся
безпечности.
И чтобы вы ни
предпринимали
для вразумления
такого грешника,
все напрасно.
Он глубоко
сокрыт в грехе,
как в море.
Производите
сколько можно
сильнейшие
звуки над водою,
— кто в воде,
ничего не услышит.
Поражайте чем
вам угодно
нерадиваго
грешника, он
не смутится
нисколько.
Изобразите
пред ним его
собственное
состояние, он
скажет: это не
я. Представляйте
ему крайнюю
опасность, от
которой он
недалеко, он
будет уверять
вас, что это не
до него касается;
возбуждайте
его от усыпления,
он не устыдится
провозгласить:
я действую. —
Так крепок
покров, которым
закрывает
наконец себя
грех от взоров
того, кем обладает!
Вот в общих
чертах все, что
предлежит нам
изменить в
себе, вот обширное
поприще деятельности
в святом подвиге
самоисправления!
Надобно снять
покров с греха
— изгнать из
души безпечность,
нечувствие,
самообольщение,
разсеянность
и многозаботливость;
надобно отсечь
его ветви — все
порочныя страсти
и наклонности;
наконец ископать
его с самым
корнем, изгнать
самолюбие —
самоотвержением.
— Труд не малый
и не легкий!
Греховная
нечистота,
изображенная
пред сим, покрывает
душу не как
пыль которую
можно стряхнуть
легким движением
воздуха. Нет,
она проникла
самое существо
наше, срослась
с ним в едино,
стала как бы
его частию:
потому освобождаться
от нея есть
тоже, что отделять
себя от себя,
что изымать
око, усекать
руку. Впрочем
такая трудность
не подавлять
нас должна, а
возбуждать
от нерадения.
Искренно желающий
спасения не
смотрит на
препятствия:
от них он еще
бодреннее
возпрянет,
решительнее
приступит и
ревностнее
начнет спасительное
дело самоисправления.
2.
Как же совершать
сие дело? — С
чего начать,
что делать
потом, что далее,
какой вообще
ход внутренняго
самоисправления.
Сердце человека
глубоко, как
узнать, что в
нем происходит,
а тем более,
что должно в
нем происходить
при известных
обстоятельствах.
Всякой имеет
свой характер,
у всякаго свое
настроение,
свои страсти,
наклонности,
привычки. У
всякаго, потому,
ход внутренняго
самоисправления
должен быть
свой: и одного
для всех установить
никак не возможно.
Самоисправление
не есть дело
холодных соображений,
а — живаго и
ревниваго
действования,
совершающагося
глубоко в сердце.
Христианство
— тайна, не в
основании
только, но и в
приложении.
Ход образования
его в сердце
подобен пути
по сокрытому
и запутанному
подземному
ходу. Вступающему
в него скажут:
вот путь, — и
решившийся
идти идет уже
сам. “Кто убо
может спасен
бытии”, скажет
кто, соображая
все трудности
самоисправления?
— Отвечаем
ответом Спасителя
на подобный
вопрос: “от
человек сие
невозможно,
у Бога же вся
возможна” (Мф.
19:25, 26). Решившийся
начать Христианскую
жизнь чрез Св.
Таинства получает
благодать Духа
— просвещающую,
укрепляющую
и утешающую.
Пребывая неотлучно
с ним, она руководит
его во все время
опаснаго, земнаго
странствования
самым премудрым
и предусмотрительным
образом. И кто
может надеяться
сам совершить
исправление
своего сердца?
— Разве в сем
святом деле
может кто ожидать
успеха от
человеческой
помощи и человеческаго
искусства?
Послушайте,
что говорит
Господь: “воскроплю
на вы воду чисту
и очиститеся
от всех нечистот
ваших: и очищу
вас, и дам вам
сердце ново,
и дух нов дам
вам, и отъиму
сердце каменное
от плоти вашея;
и дам вам сердце
плотяно, и Дух
мой дам в вас”
(Иез. 36:25—26). Все от
Господа. Ему
и предадим себя
— представим
себя Его благодатному
действию как
не чистое и
безобразное
смешение, да
образует из
нас, как художник
и содетель,
добрые сосуды
в честь, — создания
добрая зело.
С своей стороны
мы можем представить
Богу только
искреннее
желание само
исправления
и полную готовность
повиноваться
Его мановениям.
Что происходит
с тем, кого посетит
благодать
Господня, как
она поведет
его по пути
очищения в
состояние
чистоты и
непорочности,
это Спаситель
изобразил в
притче о блудном
сыне.
Первее
всего благодать
поучает человека,
как разоблачить
и снять с него
покровы: ибо
иначе как и
приступить
к труду, не видя
над чем трудиться?
В этом действии
— спадает с
очей ума ослепление,
сердцу возвращается
чувство, и воля
пробуждается
от усыпительной
безпечности.
Вместе с тем
душа невольно
останавливает
внимание на
себе и сосредоточивается
внутрь: скорбь
и страх, перенося
душу за гроб,
к судному престолу,
отторгают ее
от мира, и представляют
заботливости
ея другой высший
вечный предмет.
— Обнаженное
древо греха
стоит теперь
пред умным
взором грешника,
во всей безобразной
наготе, и уже
— не по роду
своему — плодородит
самоосуждение,
покрывает
стыдом, жжет
судом и угрызениями
совести. Луч
милосердия
Божия в смиренной
душе раждает
теплоту умиления
и изводит токи
слез раскаяния;
— обильныя
непрестанныя
слезы с самым
корнем вымывают,
наконец, из
сердца все
древо греха.
— Так совершается
все. Человек
стоит теперь
на чистой земле
непорочности
и ревнует о
святом благочестии.
Коротко и
легко дело
самоисправления
в описании; но
не так коротко,
а тем менее
легко бывает
оно на самом
деле. Многообразны
нужды наши:
многообразны
и попечительныя
действия в нас
благодати:
одного приемлет
она прямо в
блаженный
покой, изводит
на пажить духа,
пасет и услаждает;
другаго долгими
обходами испытывает,
и после многообразных
уже странствований
проводит туда,
как утружденнаго
и изможденнаго
путника. “Стропотно
ходит с ним во
первых, боязнь
же и страх наведет
нань. И помучит
его в наказании
своем, дондеже
веру имет души
его, и искусит
его во оправданиих
своих: и паки
возвратится
прямо к нему
и возвеселит
его: и открыет
ему тайны своя”
(Сир. 4:18—21).
Поспешим
же в сей благодатный
покой, в место
веселия духовнаго,
в самые тайники
Божественнаго
действования
и освящения.
— Трудно! но
что же бывает
без труда? С
тех пор, как
проклята для
человека земля
в делех своих,
— человек в
поте лица достает
себе благо
телесное, тем
более духовное.
За то сколько
бывает наконец
утешений в
приобретении.
“Жена, егда
рождает скорбь
имать”, но за
радость рожденнаго
дитяти забывает
все прежния
скорби (Ин. 16:21).
“Недостойны
и страсти нынешняго
времени к хотящей
славе явитися
в нас” — (Рим.
8:18), — явитися и
здесь в духе,
и там во всем
нашем существе.
И что еще особенно
может служить
нам в утешение?
То, что труд
самоисправления
не столько
тягостен на
деле, как нам
кажется с перваго
раза. Он представляется
необъятным
только со стороны,
только дотоле,
пока мы не вступили
в него. — И здесь,
как в обыкновенных
делах, все зависит
от воодушевления,
с каким кто
приступает
к делу. Спросите
у всякаго не
лицемерно
деятельнаго
человека, спросите
его о тяжести
трудов: он тоже
скажет вам, что
труды его могут
исчислять и
взвешивать
только другие,
а для него их
нет, он не замечает
их. Воодушевление,
приводя в быстрое
движение все
его силы, поглощает
все безпокойства,
возносит его
над всеми
препятствиями
и среди не удобств
— он идет, как
по гладкому
и пространному
пути. — Тоже и
в деле спасения:
тесен путь к
царствию, тяжким
представляется
иго Христово:
но только до
тех пор, пока
мы стоим еще
вне, соображаем,
обдумываем
ход новой жизни.
Но когда зародится
и образуется
в сердце спасительная
решимость, —
она приносит
с собою и воодушевление
на благое делание.
Воодушевленный
последователь
Христов идет
в след Его, радуяся
и благословляя
иго, воспринятое
от Него. Со стороны
будут видеть
его в труде, в
язве и озлоблении,
— а он как пред
Сердцевидцем,
в слух всех
исповедует,
что он и все
подобные ему,
живут — “незнаемы
и познаваемы,
яко скорбяще,
присно же радующеся,
яко нищи и многи
богатяще, яко
ничтоже имуще
а вся содержащее”
(2 Кор. 6:9—10). — Спросите,
где взять такое
воодушевление?
— Будем молиться
и молитва веры
низведет сей
Божественный
огнь. Будем
молиться о
воодушевлении,
о решимости,
и возбуждении
от греховнаго
сна. — “Ныне
ближажайшее
нам спасение.
Ночь прейде,
а день приближися”
(Рим. 13:11—12). — “Бог
же, рекий из
тьмы свету
возсияти, да
возсияет в
сердцах наших,
к просвещению
разума славы
Божией о Лице
Иисус Христове”
(2 Кор. 4:6); как “Бог
упования, да
исполнит нас
всякия радости
и мира в вере,
избыточествовати
нам в уповании
силою Духа
Святаго” (Рим.
15:13).