Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

пРп. иоанн Дамаскин

Глава XI. О кресте и еще о вере.

и комментарий редакции Православного Апологета

Крест с частицами Животворящего Кресте Господня в базилике святого Креста Иерусалимского в Риме

Комментарий редакции "Православного Апологета": В начале Успенского поста, который начинается 1-14 августа, Церковь Христова своим Уставым преписывает совершать специальную службу на "Происхождение (изнесения) древ Честнаго и Животворящего Креста", а по окончании Божественной литургии совершать Малое освящение воды. Данное предписание Устава не только отражает память тех исторических событий, которые стали поводом к установлению именно в этот день особого почитания Честнаго Креста, победа императора Мануила (11в.) над турками-сельджуками в малой Азии и св. благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, но и указывает народу Божию на действенную и благодатную силу Креста Господня и святой воды в защите от различных болезней и недугов. Именно так об этом говорит в своей Гомилии свт. Григорий Палама: "Итакъ, человѣколюбіе, какъ мы сказали, священныхъ Отцевъ, знающее что это время опасно для здоровья, какъ бы способствующее заболѣваніямъ, установило намъ совершать сіе окропленіе освященной водой, дабы освященные нынѣ съ вѣрою приступающіе, мы пребывали выше приражающихся намъ болѣзней, а вмѣстѣ и уча насъ, что если кому приключится болѣзнь, прибѣгать не къ знахарямъ и къ колдунамъ, но — къ Богу, къ молитвамъ Святыхъ Его, къ посвященнымъ Ему и въ теченіе всей жизни приносимымъ о насъ моленіямъ, молитвамъ и мольбамъ".  А исторические сведения о совершении этого благодатного обряда, сохранившееся до нашего времеми свидетельствуют о следующем: "Празднество это установлено въ Константинополѣ, по причинѣ болѣзней, весьма часто бывавшихъ тамъ въ августѣ мѣсяцѣ. Въ отвращеніе этихъ болѣзней, въ Константинополѣ издревле утвердился обычай выносить честное древо Креста на дороги и улицы для освященія мѣстъ. Наканунѣ, т. е. 31-го іюля, крестъ выносили изъ царской сокровищницы и полагали на св. трапезѣ великой Софійской церкви. Съ этого и до самаго дня празднованія Успенія Богородицы, творя литіи по всему городу, предлагали его потомъ народу для поклоненія. Это и есть происхожденіе честнаго креста. Августа 14-го крестъ опять возвращался въ царскія палаты. Этотъ обычай, соединенный съ другимъ обычаемъ Константинополя — освящать въ придворной константинопольской церкви воду перваго числа каждаго мѣсяца (исключая январь, когда освященіе совершается 6-го числа, и сентябрь, когда совершалось 14-го) и послужилъ основаніемъ праздника въ честь св. и животворящаго Креста и торжественнаго освященія воды на источникахъ, которое совершается 1-го августа. Обычай изношенія древа Креста Господня изъ царскихъ палатъ въ Софію предъ 1 августа существовалъ уже въ 9-мъ вѣкѣ; въ обрядникѣ Константина Порфиророднаго изложены подробно правила, когда выносить крестъ изъ палаты предъ 1-е августа: иногда выносили за 8 дней, иногда за 7, 6, 5, 4, 3 и два дня. Въ Россіи до конца 14-го и начала 15-го вѣка, т. е. до введенія іерусалимскаго устава, въ употреблявшихся у насъ съ 11-го вѣка студійскихъ минеяхъ ни 31 іюля, ни 1 августа не было никакой службы кресту. (Мѣсяц. Вост. А. Сергія, т. 2-й замѣт. стр. 222-223. Христ. чт. 1852 г. ч. 1, стр. 506.)". 

К глубокому сожалению в дни переживаемой пандемии коронавируса был выпущен священноначалием РПЦ Документ (Инструкция настоятелям приходов и подворий....в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. patriarchia.ru/db/text/5608607.html), который мы не раз подвергали справедливой и обстоятельной критике, который полностью разрушает у православных христиан веру и в силу Креста и силу и действенную защиту от болезней и недугов великой святыни - святой воды и иных священнодействий Церкви Православной. Такие указания как - обязательность обмакивания лжицы для Причащения в спирт, запрет на преподание креста за Божественной литургией верующим, запрещение давать благословляющую десницу священника верующим прихожанам с точки зрения святоотеческого православное учения является ни чем иным как кощунством, отвержением действующей через христианские священные предметы и сосуды освящающей, исцеляющей благодати божией, нетварных божественных энергий. И мы хотели бы в эти дни напомнить о том чем даже для нас православных является Крест, любой Крест, не только сам Крест Христа, но и любой освященный крест во имя Христа.

Прп. Иоанн Дамаскин предупреждает о великой опасности доискиваться своим падшим человеческим разумом как и почему действует Господь, как Он освящает и благословляет человека через церковные священные предметы. Эту пытливость, подчеркивает прп. Иоанн Дамаскин, является серьезной болезнью, одержимостью, "бесовским знанием". Кода прп. Иоанн Дамаскин говорит, что Крест Христов это символ Христа и символ победы Христа над смертью и дьяволом, который передает нам жизнь, но под этими словами нам следует понимать действие божественной благодати через Крест на каждого из нас, почитающих крест Христос. Более того, прп. Иоанн Дамаскин говорит, что "Итак, должно поклоняться знамению Христа, ибо где – знамение, так и Сам Христос будет". Это означает, что Сам Богочеловек  присутствует в каждом Кресте посредством Свои несозданных божественных энергий. Выдающийся учитель Православной веры 20 века прп. Иустин Челиский, опираясь на все учение Церкви о святых иконах и священных предметах,     делает важный вывод, обличающий Документ РПЦ "О специальных мерах" : "Каждая святая икона - очаг и обитель чудотворной благодати Божией, которая очищает человека (а не оскверняет и передает инфекции. прим. автора), освящает, обочеловечивает, охристовляет, обоживает, отроичивает". (Прп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Пневматология. Издательский Совет РПЦ. 2007, с. 470)

 

+ + +

Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор. 1, 18). Ибо духовный востязует вся; душевен же человек не приемлет яже Духа (1Кор. II, 15). Ибо оно есть безумие для тех, которые не с верою принимают и нес верою размышляют о благости и всемогуществе Божием, но исследуют божественное при помощи человеческих и естественных рассуждений. Все же относящееся к Богу выше естества, слова и разумения. Ибо если кто станет рассуждать, каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и захочет постигнуть это при помощи естественных рассуждений, тот не постигнет. Такое знание – душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верою, станет размышлять о благости, всемогуществе, истине, мудрости и праведности Божиих, тот найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо без веры невозможно спастись. На вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Ибо без веры и земледелец не проводит борозды земли, и купец не вверяет души своей малому древу на бурной глубине моря; без веры и браки не заключаются, и ничего другого в жизни не предпринимается. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие силою Божиею; верою совершаем все, как божеские, так и человеческие дела. Вера, далее, есть согласие, без всякой придирчивой пытливости.

Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом. Елицы бо во Христа крестихомся, говорит апостол, в смерть Его крестихомся (Рим. VI, 3).Елицы же во Христа крестихомся, во Хоиста облекохомся (Гал. Ill, 27). Христос же есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1, 24). Таким образом смерть Христа или крест облек нас в ипостасную Божию мудрость и силу. Сила же Божия есть слово крестное, или потому, что через него открылось нам могущество Божие, т. е. победа над смертью, или потому, что как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божиею держится высота и глубина, длина и широта, т. е. вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как обрезание – Израилю; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных. Он есть щит и оружие, и памятник победы над дьяволом. Он есть печать для того, чтобы не коснулся нас Ангел погубляющий(Исх. XII, 23), как говорит Писание. Он есть для лежащих восстание, для стоящих утверждение, для немощных опора, для пасомых жезл, для обращающихся руководство, для преуспевающих приведение к совершенству, спасение души и тела, отражение всяких зол, виновник всяких благ, истребление греха, растение воскресения, древо жизни вечной.

Итак, должно поклоняться самому этому досточтимому и поистине драгоценному древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением святого тела и крови, точно также – и гвоздям, копью, одеждам и священным Его обиталищам, каковы: – ясли, вертеп, Голгофа, спасительный животворящий гроб, Сион – твердыня Церквей и т. п. как говорит богоотец Давид: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. СХХХ1, 7). А что Давид разумеет здесь крест, показывает следующее: воскресни. Господи, в покой твой (ст. 6). Ибо за крестом следует воскресение. Если же вожделенны для нас дом, ложе и одежда любимых нами, то насколько более должно быть вожделенным то, что принадлежит .Богу и Спасителю и через посредство чего мы спасены? Мы поклоняемся также и изображению честного и животворящего креста, из какого бы вещества оно ни было сделано, почитая не вещество (да не будет так!), а изображение, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание своим ученикам, сказал: Тогда явится знамение Сына человеческого на небеси (Мф. XXIV, 30), разумея крест, поэтому и ангел, вестник воскресения, говорил женам: Иисуса ищете Назарянина, распятого(Марк. XVI, 6). И апостол Оказал: мы же проповедуем Христа распята(1Кор. 1, 23). Хотя много – Христов и Иисусов, но распятый – один. Апостол не сказал прободенного копьем, но распята. Итак, должно поклоняться знамению Христа, ибо где – знамение, так и Сам Христос будет. Веществу же, из которого состоит изображение креста, – будет ли то золото, или драгоценные камни, – после разрушения, если бы случилось, изображения, не должно поклоняться. Итак мы поклоняемся всему тому, что принадлежит Богу, относя почтение к Нему Самому.

Этот честный крест прообразовало древо жизни, насажденное Богом в раю. Ибо так, как через древо вошла смерть (Быт. II, 3), то надлежало, чтобы через древо были дарованы жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова (Быт. XLVII, 31), первый изобразил крест, и благословивши своих сыновей переменными руками (Быт. XLVIII, 14), весьма ясно начертал знамение креста. То же прообразовали: жезл Моисея, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, фараона же потопивший (Исх. XIV, 16); руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика (Исх. XVII, II); горькая вода, услажденная древом (Исх. XV, 25); скала, рассекаемая (жезлом) и источающая воду (Исх. XVII, 6); жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия (Числ. XVII. 8 – 9), змий, вознесенный на древе в виде трофея, как будто уже умерщвленный (Числ. XXI, 9), в то время, как древо спасало тех, которые с верою взирали на мертвого врага, подобно тому, как Христос плотью, не знавшею греха, был пригвожден за грех. И великий Моисей (говорит) взывая: узрите живот ваш висящ на древе пред очима вашими (Второз. XXVIII, 66). И Исайя говорит: прострох руце Мои весь день к людем непокоряющимся и противуглаголющим(Исайи LXV, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся кресту, получили удел с распятым Христом! Аминь.



Подписка на новости

Последние обновления

События