Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.) 
Бесѣда, произнесенная въ Ефесѣ, въ день св. Евангелиста Іоанна.
 
 

Никакое слово недостаточно для выраженія славы и достоинства святыхъ. Ибо, они являются въ мірѣ, какъ свѣтила, слово животно придержаще (Флп. 2, 16), какъ сказано въ Писаніи. А когда они проповѣдуютъ божественныя тайны, прилично сказать имъ отъ лица всѣхъ: не вы есте глаюлющіи, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Матѳ. 10, 20). Они провозвѣстили намъ Іисуса, истинный Свѣтъ и Жизнь вѣчную, которому мы говоримъ словами блаженнаго Давида: вся земля да поклонится Тебѣ и поетъ Тебѣ: да поетъ же имени Твоему, Вышній (Псал. 65, 4). Когда законъ, обнародованный чрезъ Моисея, имѣлъ еще свою силу, и Евангеліе еще не было возвѣщено, тогда былъ вѣдомъ во Іудеи Богъ, во Израили веліе имя Его (Псал. 75, 2). Моисей былъ слабъ голосомъ и косноязыченъ; поэтому и законъ слышался только во Іудеѣ. Но когда возсіялъ истинный свѣтъ, и Богъ Слово, какъ одинъ изъ насъ, воспріялъ плоть и кровь (Евр. 2, 14), тогда все исполнилось Имъ: вездѣ храмы и алтари, вездѣ собранія торжествующихъ, поклонники, добрые пастыри и стада духовныхъ овецъ, во множествѣ наполняющія священныя пристанища. До пришествія Спасителя нашего родъ человѣческій блуждалъ по землѣ: люди служили твари вмѣсто Творца (Рим. 1, 25), покланялись произведеніямъ рукъ своихъ, и у всякаго заблуждающаго богомъ было то, что ему нравилось. Но явилось намъ, какъ я сказалъ, единородное Слово Божіе, добрый Пастырь, истинный Агнецъ. Святая и неискусомужная Богородица Марія родила изъ дѣвической утробы, какъ животворное сѣмя, вочеловѣчившагося Бога, свободнаго въ образѣ раба, уподобившагося намъ ради насъ и высшаго всей твари, Того, который умалилъ Себя ради насъ, и явился въ божественной славѣ, Того, который уничижилъ самого Себя и возсѣдаетъ на престолѣ со Отцемъ, Того, который истощилъ самого Себя и отъ своей полноты раздѣляетъ достойнымъ блага, Того, который по человѣчеству вмѣстѣ съ нами творитъ поклоненіе, и какъ Богъ, служитъ предметомъ поклоненія не на землѣ только, но и на небѣ. Ибо, по слову Божію, егда вводитъ Первороднаго во вселенную, глаголетъ: и да поклонятся Ему вcu ангели Божіи (Евр 1. 6; Псал. 96, 7). Какимъ образомъ Онъ введенъ былъ во вселенную? Эту тайну открой мнѣ ты, евангелистъ, скажи мнѣ ты, святый Іоаннъ, называемый сыномъ грома, ты, поражающій вселенную великимъ и необычайно сильнымъ звукомъ, обладающій безсмертнымъ гласомъ! Вотъ какое собраніе пастырей приступило къ тебѣ; отвали намъ камень, какъ св. Іаковъ пастырямъ (Быт. 29, 10); открой намъ кладезь жизни, чтобы и мы нынѣ могли почерпать изъ источниковъ спасенія; въ особенности же предложи намъ свой источникъ жизни. Итакъ внемлите словамъ его: въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово; сей бѣ искони къ Богу (Іоан. 1, 1-2). Что единородный Сынъ Божій неизреченнымъ образомъ родился отъ Отца, этому мы издревле вѣровали; ты, евангелистъ, присовокупи къ сему и остальное. Итакъ внимайте опять словамъ его: и Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14); не вселилось въ человѣка, а содѣлалось плотію, т. е, человѣкомъ. Единородное Слово Божіе содѣлалось человѣкомъ, не переставая быть Богомъ, но и въ воплощеніи оставаясь тѣмъ, чѣмъ было. Ибо естество Слова неизмѣнно. Въ Немъ нѣтъ и тѣни измѣненія. Такъ разумѣть научилъ насъ св. евангелистъ, — эта истинно-великая и свѣтлѣйшая звѣзда, звѣзда спасительнѣйшая не для тѣхъ, которые переплываютъ это чувственное море, но для тѣхъ, которые стремятся къ благочестію, которые любятъ истину и желаютъ имѣть правую и чуждую заблужденій вѣру. Итакъ кто хочеть плавать такимъ образомъ, тоть пусть впечатлѣетъ въ умѣ своемъ слова сего богослова, какъ-бы звѣзду; — тогда онъ преодолѣетъ свирѣпыя волны ересей, приплыветъ къ тихому пристанищу и достигнетъ самой истины, т. е. Христа, въ которомъ Отцу со Святымъ Духомъ слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

 

 

базилика была постороена в 6 столетии по указу императора Юстиниана Великого

место погребения апостола Иоанна Богослова, современная фотография

Печатается по изданіюДѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ второй. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1861. – С. 253-256.



Подписка на новости

Последние обновления

События