Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Іаковъ Низибійскій († 350 г.)

Сынъ князя гефѳальскаго (въ Арменіи), онъ получилъ хорошее образованіе. Съ самаго юнаго возраста возлюбивши отшельничество, онъ долгое время жилъ на высокихъ пустынныхъ горахъ, около г. Низибіи (на границѣ Персіи и Римской имперіи), гдѣ предавался самымъ строгимъ подвигамъ: жилъ подъ открытымъ небомъ, питался только древесными плодами и зеліемъ, одѣвался козьими кожами и все время проводилъ въ молитвенной бесѣдѣ съ Богомъ. Въ гоненіе Максимина онъ прославился мужественнымъ исповѣданіемъ вѣры. За его благочестивую жизнь жители низибійскіе избрали его своимъ епископомъ (не позже 314 г.). Онъ прославился своею великою ревностію къ православной вѣрѣ, великими чудесами и даромъ прозорливства. Его молитвами Низибія спасена была отъ нашествія Сапора, царя персидскаго. Онъ присутствовалъ на I Всел. Соборѣ и былъ здѣсь однимъ изъ болѣе видныхъ сторонниковъ и защитниковъ православія. Онъ былъ пастыремъ весьма мудрымъ, просвѣщеннымъ и учительнымъ. При немъ въ Низибіи была огласительная школа, въ которой онъ былъ самъ наставникомъ, своимъ высокимъ нравственнымъ обликомъ производя сильное вліяніе на сердца слушателей. Къ нему св. Григорій (см. 30 сент.) обращался съ письменной просьбой написать нѣчто о вѣрѣ, и Низибійскій пастырь послалъ ему въ отвѣтъ раздѣленное на 18 главъ разсужденіе далѣе>>

Свт. Іаковъ Низибійскій († 350 г.) 
Письмо къ св. Григорію, просвѣтителю Арменіи, о постѣ.

1. Святые посты пріятны Богу, сокровенны, подобно сокровищу, на небѣ сокрытому, и составляютъ оружіе противъ лукаваго и щитъ противъ острыхъ, раскаленныхъ стрѣлъ врага. Говоря такъ о постахъ, говорю не отъ себя самаго, но съ наставническаго голоса Св. Писанія, которое свидѣтельствуеть, что посты всегда оказывали важную помощь благочестиво и свято постившимся. Но, возлюбленный мой, посты не состоятъ въ одномъ только употребленіи хлѣба и воды, даже въ той мѣрѣ, сколько нужно это для поддержанія нашей жизни, а соблюдаются еще многими другими способами. По сей причинѣ и постники различны. Такъ, иной ограничиваетъ свой постъ воздержаніемъ отъ хлѣба и воды только до тѣхъ поръ, пока не почувствуетъ голода и жажды, а другой доводитъ свой постъ до полной, совершенной чистоты, и хоть алчетъ, но не ѣстъ, жаждетъ, но не пьетъ; а потому послѣдній несравненно выше перваго. У нѣкоторыхъ постъ состоитъ въ воздержаніи отъ мяса, вина, вообще отъ различныхъ родовъ пищи, а у другихъ въ воздержаніи отъ словъ, — въ запечатлѣніи своихъ устъ молчаніемъ, чтобы они не произносили вредныхъ словъ. Нельзя также отказать въ имени постниковъ тѣмъ, которые воздерживаются или отъ сообщенія съ людьми порочными, опасаясь заразиться отъ нихъ; или оть обладанія имуществомъ, съ тою цѣлію, чтобы самимъ не оставаться праздными, не испортиться отъ лѣности, не впасть въ пороки, свойственные богачамъ; или отъ спанья на мягкой постели, съ тѣмъ намѣреніемъ, чтобы скорѣе и охотнѣе вставать на молитву и быть бодрѣе при самомъ ея совершеніи; или отъ мірскихъ радостей, замѣняя ихъ слезами, чтобы подвигомъ самоотрѣченія угодить Господу. И уже, безспорно, именемъ постника долженъ быть почтенъ тотъ, кто совмѣщаетъ всѣ эти виды поста и дѣлаетъ изъ нихъ одинъ постъ. Впрочемъ, кто постится до возчувствованія позыва на пищу, тому имя постящагося принадлежитъ только до тѣхъ поръ, пока воздерживается онъ отъ пищи и питья; потому-что, какъ скоро онъ хоть немного чего-нибудь съѣстъ и выпьетъ, въ такомъ случаѣ уже нарушаетъ свой постъ. Но никакъ не должно называть постникомъ того, кто какимъ бы то ни было образомъ снова начинаетъ употреблять то, отъ чего онъ далъ зарокъ воздерживаться. Сверхъ того, постящійся безъ зарока воздерживаться отъ тѣхъ или другихъ вещей не дѣлаетъ большаго грѣха, нарушая свой постъ, по причинѣ голода; напротивъ, давшій зарокъ воздерживаться отъ извѣстныхъ вещей, впадаетъ въ большой и тяжкій грѣхъ, когда нарушаетъ свой постъ; потому-что онъ измѣняетъ тогда обѣщанію, которое далъ Богу, а потому удаляется отъ Бога.

2. Вотъ тебѣ, возлюбленный, примѣры святыхъ постовъ. Святый постъ соблюдали Авель, Енохъ, Ной, Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, Іосифъ, и притомъ Енохъ потому, что угодилъ Богу; Ной потому, что сохранилъ чистоту среди развращенныхъ своихъ современниковъ; Авраамъ потому, что имѣлъ вѣру; Исаакъ потому, что сохранилъ заповѣди Божіи; Іаковъ потому, что сподобился получить отъ Исаака благословенія и видѣлъ и позналъ Бога; Іосифъ потому, что былъ вѣренъ. Святость всѣхъ этихъ мужей была наилучшимъ, совершеннымъ ихъ постомъ предъ очами Божіими. Безъ сердечной святости постъ не благоугоденъ Богу. Поэтому прошу тебя, возлюбленный, замѣть и запечатлѣй въ памяти, что внутренняя, сердечная святость, обузданіе языка и воздержаніе отъ худыхъ дѣлъ — это такіе посты, которые далеко превосходнѣе поста, состоящаго въ воздержаніи отъ пищи. Въ самомъ дѣлѣ, никто не смѣшиваетъ меда съ желчью. Такъ точно и воздерживающійся отъ хлѣба и воды не долженъ къ этому воздержанію примѣшивать злословія, ругательствъ, хулы. Еще: у твоего, человѣкъ, дома, который есть вмѣстѣ и храмъ Божій, одна только дверь. Поэтому ни съ чѣмъ несообразно, невѣжливо и нечестиво ты поступилъ бы, если бы чрезъ ту-же дверь, въ которую входитъ Царь, сталъ выносить соръ и другія нечистоты. Итакъ, когда ты намѣреваешся приступить къ причащенію: то напередъ очистись, и тогда уже принимай тѣло и кровь Господа, а также и послѣ сего храни въ чистотѣ твои уста; потому-что чрезъ нихъ вошелъ къ тебѣ Царь. И вообще, чрезъ твои, человѣкъ, уста никогда не должны проходить слова нечистыя; потому-что, по непреложному слову Жизни нашей — Господа Іисуса, не то, что входитъ въ уста, оскверняетъ человѣка; но то, что изъ устъ исходитъ, оскверняетъ человѣка (Матѳ. 15, 11).

Моисей, соблюдая постъ на горѣ Синайской, также соблюдалъ его вмѣстѣ со святостью, — и за то принесъ съ горы законъ своему народу. Пропостившись на горѣ дважды по сорока сутокъ, онъ, возвратившись оттуда, блисталъ великою славою, потому-что слава Господня, такъ сказать, почивала на лицѣ его. Ставши посредствомь святаго поста другомъ Божіимъ, онъ умилостивилъ Бога, готоваго въ гнѣвѣ своемъ истребить іудеевъ за ихъ нечестіе, и тѣмъ спасъ отъ погибели этотъ непокорный народъ. Подобно Моисею, постился мужественный поборникъ славы Божіей, Илія Пророкъ, когда преслѣдовала его Іезавель. Избѣгая угрожавшей ему смерти, онъ, во время пути своего къ горѣ Хориву, въ томъ мѣстѣ, гдѣ говорилъ Господь съ Моисеемъ, постился сорокъ сутокъ. За то, достигши горы Хорива, онъ сподобился видѣть тамъ Господа, повелѣвшаго ему возвратиться. Иди, возвратися путемъ своимъ, сказалъ ему Господь, и помажеши Азаила на царство Сирійское, и Іиуя сына Намессіина помажеши на царство надъ Израилемъ, и Елисея сына Сафатова помажеши вмѣсто себе пророка (3 Цар. 19, 15-16). Смотри же, возлюбленный, какую силу имѣетъ постъ! Можетъ ли быть что-нибудь выше той славы, чище той радости, которыя получаетъ человѣкъ, сподобляясь еще здѣсь, на землѣ, видѣть Господа своего? Но и эту славу, превосходящую всѣ мірскія славы, и эту радость, чистѣйшую всѣхъ земныхъ радостей, Илія заслужилъ постомъ, точно также какъ и Моисей, который, пропостившись на Синаѣ два раза по сорока сутокъ, возвратился оттуда съ скрижалями завѣта, перстомъ Божіимъ начертанными. Только надобно помнить, что оба эти великіе мужи во время постовъ своихъ были святы и совершенны.

3. А для поясненія того, какое значеніе имѣетъ постъ, не подкрѣпляемый святостію, я покажу тебѣ постъ, который заповѣданъ былъ Іезавелью. Поститеся, такъ предписала она нечестивымъ старѣйшинамъ Израильскимъ и жителямъ Іезраеля, — поститеся постомъ, и посадите Навуѳея въ началѣ людей: и посадите два мужа сыны законопреступныхъ противу ему, и да засвидѣтельствуютъ о немъ, глаголюще, яко не благослови Бога и Царя: и да изведутъ его, и побіютъ каменіемъ, и да умретъ (3 Цар. 21, 9-10). Здѣсь прежде всего открывается, возлюбленный, лукавство Іезевели, именно: въ законѣ постановлено: «смертію должно наказывать по свидѣтельству не одного, а по крайней мѣрѣ двухъ свидѣтелей» (Втор. 17, 6; 19, 15); и еще: «руки свидѣтелей первыя должны бросить камень въ осужденнаго, и затѣмъ уже руки народа» (Втор. 13, 9; 17, 7). Посему и Іезавель предписала употребить противъ Навуѳея двухъ свидѣтелей и побить его камнями, которые были бы брошены въ него руками свидѣтелей, и потомъ руками другихъ людей. Законъ также говоритъ: «всякой, кто дерзаетъ хулить имя Господне, смертію да умретъ»(Лев. 21, 15-16). Посему и Іезавель приказала обвинить Навуѳея въ хулѣ на Бога, и вмѣстѣ на Царя. Такимъ образомъ, приказавъ выставить Навуѳея богохульникомъ и оскорбителемъ царскаго величія, Іезавель хотѣла тѣмъ показать, по крайней мѣрѣ людямъ, не знавшимъ дѣла, что она осудила его на смерть по ревности къ славѣ Божіей и къ соблюденію закона. Съ этимъ-то намѣреніемъ заповѣдала она и постъ. Установленіемъ поста она какбы говорила: «надобно умилостивить Бога, прогнѣваннаго дерзкимъ нечестіемъ Навуѳеевымъ». Въ самомъ же дѣлѣ, кровь Навуѳеева была пролита Іезавелью за то, что онъ, дорожа своимъ виноградникомъ, какъ наслѣдіемъ своихъ предковъ, не хотѣлъ уступить его Ахаву, потому-что Ахавъ, забывъ заповѣдь Божію: не пожелай, елика суть ближняго твоего (Исх. 20, 17), слишкомъ горячо желалъ присвоить себѣ этотъ виноградникъ (3 Цар. 21, 1-6); и слѣдовательно кровь Навуѳеева была пролита Іезавелью въ угоду любостяжанію Ахавову. А слава имена Божія и законъ — это на языкѣ Іезавели были одни только слова, которыми она старалась прикрыть черноту своихъ намѣреній, беззаконность своего поступка въ отношеніи къ Навуѳею. Да и могла ли она, служительница Ваала, ревновать о славѣ Господа Вседержителя? Развѣ не засвидѣтельствовала она этой ревности, разрушивъ алтари Божіи и избивъ Его Пророковъ? О, лукавая законница! ты гораздо лучше сдѣлала бы, если бы вмѣсто того, чтобъ подчинять законъ своимъ страстямъ и дѣлать его орудіемъ для приведенія въ исполненіе самыхъ беззаконныхъ желаній, подчинила свои страсти закону, сдѣлала себя его орудіемъ и научила другахъ не нарушать его, а исполнять. Слушаясь закона, ты не преклоняла бы своихъ колѣнъ предъ Вааломъ; потому-что самая первая заповѣдь закона говорить:да не будутъ тебѣ бози иніи (Исх. 20, 3), т. е. не служи чужимъ, языческимъ богамъ. Подчиняясь власти закона, уважая его постановленія, ты удержалась бы отъ написанія смертнаго приговора Навуѳею; потому-что законъ запрещаетъ проливать невинную кровь. Да не проліется кровь, говоритъ онъ, кровь безвинна въ земли твоей, юже Господь Богъ твой дастъ тебѣ (Втор. 19, 10). Если бы твой слухъ открытъ былъ для страшныхъ угрозъ закона, то ты оцѣпенѣла бы при мысли пролить невинную Навуѳееву кровь. Тогда ты услышала бы грозное, карательное слово закона: «кто проливаетъ кровь, собственная кровь того прольется» (Быт. 9, 6) Слѣдовало бы и тебѣ, Ахавъ, вспомнить это слово законное. Тогда бы ты не повѣрилъ коварному обѣщанію Іезавели одарить тебя Навуѳеевымъ виноградникомъ, и не заплатилъ бы за свое слѣпое, безразсудное довѣріе позднимъ раскаяніемъ (3 Цар. 21, 7. 16). И вамъ, нечестивые старѣйшины Израильскіе, надлежало бы привесть себѣ на память ту-же законную угрозу, когда получили вы беззаконное, хотя и на законѣ основанное, предписаніе Іезавелино. И почему вы привели въ исполненіе, а не отвергли такое повелѣніе, которымъ требовалось отъ васъ свидѣтельство неправды, и въ которомъ заповѣдывался вамъ постъ беззаконный? Когда и гдѣ вы слышали, чтобы, для пролитія крови праведной, были учреждаемы посты? Но никто изъ васъ не хотѣлъ слушать спасительныхъ угрозъ закона, и потому кара его всѣхъ васъ постигла, — кровь Нувуѳеева пала на всѣхъ васъ, — всѣ вы заплатили за сіе своею кровью. Такъ, надъ Ахавомъ исполнилось предсказаніе славнаго Иліи: понеже ты убилъ еси Навуѳея и пріялъ еси въ наслѣдіе виноградъ его: сего ради на мѣстѣ, идѣже полизаша свиніи и пси кровь его, тамо полижутъ и кровь твою, и блудницы измыются въ крови твоей (3 Цар. 21, 19; 22, 38). И Іезавель также постигло наказаніе, предвозвѣщенное ей устами того-же поборника славы Божіей. Выброшенная изъ окошка дома своего, она съѣдена была собаками въ томъ-же мѣстѣ, гдѣ пролила, съ соблюденіемъ установленнаго ею беззаконнаго поста, праведную кровь никогда не богохульствовавшаго, но обвиненнаго ею въ богохульствѣ, Навуѳея (3 Цар. 21, 23; 4 Цар. 9, 30-37). Вмѣстѣ съ тѣмъ пали жертвою этого беззаконнаго ея поступка семьдесять сыновъ Ахавовыхъ. Наконецъ весь домъ Ахавовъ, всѣ близкіе его вельможи и всѣ жрецы сдѣлались добычею меча также за кровь Навуѳея (3 Цар. 21, 22; 4 Цар. 10, 1-11). Іиуй, уполномоченный Богомъ, мститель за невинно пролитую кровь Навуѳееву, приступая къ отмщенію за нее сказалъ: «вчера, говоритъ Господь, Я видѣлъ кровь Навуѳея и сыновъ его: да будетъ за нее отмщеніе» (4 Цар. 9, 26). И онъ-то, умертвивъ Іезавель, погубилъ домъ Ахавовъ, поразилъ, истребилъ, пожралъ устами меча своего въ самомъ капищѣ Вааловомъ всѣхъ тѣхъ Израильтянъ, которые преклоняли предъ Вааломъ свои колѣна (4 Цар. 9. 10). А такимъ образомъ постъ, который соблюдаемъ былъ Израильтянами, по распоряженію Іезавели, — постъ, который можетъ бытъ названъ постомъ неправды и пролитія крови, не спасъ ихъ отъ осужденія на погибель и отъ самой погибели.

4. Не таковъ былъ постъ, который учредили ниневитяне, узнавъ отъ Пророка Іоны, что рука Господня уже простерта на истребленіе города. Въ книгѣ Пророка Іоны мы читаемъ: Іона проповѣда: еще три дни, и Ниневія превратится. И вѣроваша мужіе Ниневійстіи Богови, и заповѣдаша постъ, и облекошася во вретища отъ велика ихъ даже до мала ихъ. Затѣмъ слѣдуетъ, что какъ скоро дошло это до свѣдѣнія Царя Ниневитскаго, то онъ воста со престола своего, и сверже ризы своя съ себе, и облечеся во вретище, и сѣде на пепелѣ, и, не ограничиваясь собственнымъ своимъ уничиженіемъ и раскаяніемъ предъ Богомъ, отъ своего имени и отъ имени своихъ вельможъ отдалъ такое приказаніе житеіямъ Ниневіи: человѣцы и скоти, волове и овцы да не вкусятъ ничесоже, ни да пасутся, ниже воды да піютъ. И да облекутся во вретища человѣцы и скоти, и да воззопятъ прилѣжно къ Богу. Кто вѣсть, аще (быть можетъ) раскается и умоленъ будетъ Богъ, и обратится отъ гнѣва ярости своея, и не погибнемъ. И чтожъ? Ниневитяне не обманулись въ своей надеждѣ. Видѣ Богъ дѣла ихъ, яко обратишася отъ путей своихъ лукавыхъ: и раскаяся Богъ о злѣ, еже глаголаше сотворити, и не сотвори (Іон. гл. 3). Но замѣть, возлюбленный, не сказано: Богъ, призрѣвъ на ниневитянъ, обратилъ свое благоволительное око на ихъ пость, на то, что они воздерживались отъ хлѣба и воды, что одѣлись они въ власяницы и сидѣли на пеплѣ; а говорится: видѣ Богъ дѣла ихъ, яко обратишася отъ путей своихъ лукавыхъ. Притомъ, и Ниневитскій Царь, въ своемъ повелѣніи, сказавъ: да облекутся во вретища человѣцы и скоти, и да воззопятъ прилѣжно къ Богу, присовокупилъ: и да возвратится кійждо отъ пути своего лукаваго, и отъ неправды сущія въ руку его. Значитъ, постъ ниневитянъ былъ благоугоденъ Богу, потому-что они соблюдали его со святостію, что онъ былъ постомъ истиннаго, сердечнаго покаянія, и тѣмъ самымъ отличался отъ поста Израильтянъ, обагреннаго кровью, беззаконно пролитою.

5. Во всѣхъ постахъ, возлюбленный, воздержаніе отъ хлѣба и воды не принесетъ пользы, если не будетъ сопутствуемо воздержаніемъ отъ грѣховъ: потому-что Богъ такъ говоритъ іудеямъ устами Исаіи: аще въ судѣхъ и сварѣхъ поститеся, и біете пястьми смиреннаго, вскую Мнѣ поститесяякоже днесь, еже услышану быти съ воплемъ гласу вашему? Не сицеваго поста Азъ избрахъ, и дне, еже смирити человѣку душу свою. Ниже аще слячеши яко серпъ выю твою, и вретище и пепелъ постелеши, ниже тако наречете постъ пріятенъ. Не таковаго поста Азъ избрахъ, глаголетъ Господь: но разрѣшай всякъ соузъ неправды, разрушай обдолженія насильныхъ писаній, отпусти сокрушенныя въ свободу и всякое писаніе неправедное раздери. Раздробляй алчущимъ хлѣбъ твой, и нищія безкровныя введи въ домъ твой (Ис. 58, 4-7). Кто постится только тѣлесно, безъ соблюденія вмѣстѣ съ тѣмъ внутренняго поста, — безъ воздержанія отъ грѣховъ, тотъ постится подобно лицемѣрамъ, которые, постясь только внѣшне, любили принимать на себя унылый видъ и дѣлать свои лица мрачными, дабы всѣ видѣли, что они постятся (Матѳ. 6, 16).

6. Вотъ такимъ постомъ, — постомъ лицемѣровъ, постятся ересеначальники, лукавые изобрѣтатели золъ; потому-что, соблюдая посты, они не оставляютъ своихъ грѣховъ. Да впрочемъ, это такъ и должно быть, потому-что у нихъ нѣтъ Бога мздовоздаятеля. Такъ, кто будетъ вознаграждать послѣдователей еретика Маркіона, когда они, въ слѣдъ за своимъ главою, не признаютъ всеблагаго нашего Творца? Кого будетъ имѣть своимъ мздовоздаятелемъ секта Валентиніанъ, когда основатель ихъ секты утверждаетъ, что душа его одолжена своимъ бытіемъ многимъ творцамъ, что Богъ всесовершенный никогда ничьими устами не говорилъ, и что никто и никогда не возвышался до Него своими мыслями? Также, кого будетъ имѣть своимъ вознаградителемъ рабская секта Манихеевъ, которые, подобно ехиднамъ и василискамъ, любятъ бытъ во мракѣ и служатъ Халдейской астрологіи и магіи, — этимъ бреднямъ земли Вавилонской? Послѣ этого могутъ ли ихъ посты быть угодными Богу?

7. Но лучше, возлюбленный, я еще покажу тебѣ постъ, который былъ благоугоденъ Богу, — постъ Мардохея и Есѳири. Постъ Мардохея и Есѳири былъ щитомъ спасенія всего іудейскаго народа. Ихъ постомъ стерта надменная гордость притѣснителя Амана, беззаконные замыслы Амановы обратились на собственную его голову, — ему отмѣрено тою-же мѣрою, какою онъ хотѣлъ мѣрить; его хитрость не спасла его; не смотря на его ловкость и искусство во злѣ, онъ пойманъ въ немъ; онъ палъ, разбился, потерялъ всю свою славу и лишился всѣхъ почестей въ то время, какъ въ безмѣрной гордости своей считалъ себя непоколебимымъ и всесильнымъ; онъ пораженъ тѣми же ударами, какими хотѣлъ поражать, — ему нанесены тѣ-же раны, какія онъ готовился наносить. Онъ хотѣлъ истребить всѣхъ іудеевъ; но постъ Мардохея и Есѳири сдѣлалъ то, что собственный его мечъ вошелъ въ его сердце, и лукъ, который онъ натягивалъ съ беззаконнымъ намѣреніемъ, сокрушился въ его рукахъ. Здѣсь невольно приходятъ на память слова Псалмопѣвца: мечь нечестивыхъ да внидетъ въ сердца ихъ, и луцы ихъ да сокрушатся (Псал. 36, 15). Все это исполнилось на Аманѣ, когда онъ приготовилъ висѣлицу для Мардохея и дѣтей его. На висѣлицѣ этой онъ самъ повисъ съ дѣтьми своими, — онъ попалъ въ яму, которую самъ же вырылъ, — его собственныя ноги завязли въ капканѣ, который онъ самъ же тайно поставилъ, — въ петлю, имъ приготовленную, попала его же собственная шея, — онъ наказанъ орудіемъ, имъ-же самимъ вымышленнымъ, и погибель его есть погибель вѣчная (см. кн. Есѳирь).

8. Почему же, возлюбленный, Аманъ просилъ у Царя Артаксеркса, какъ милости, дозволенія погубить всѣхъ іудеевъ, находившихся въ его царствѣ? Чтобы дать надлежащій отвѣтъ на этотъ вопросъ, надобно, по моему мнѣнію, принять во вниманіе вотъ какія обстоятельства: 1) Извѣстно, что Саулъ, по повелѣнію Божію, ополчившійся противъ амалекитянъ, разбилъ, истребилъ, уничтожилъ ихъ, и, взявъ въ плѣнъ Царя ихъ, Агага, отдалъ его Самуилу, а Самуилъ принесъ его въ жертву Богу (1 Цар. гл. 15). 2) Аманъ былъ амалекитянинъ; отецъ его, Амадаѳуй (Есѳ. 3, 1), происходилъ изъ рода Агагова; а Мардохей, напротивъ, состоялъ въ родственной связи съ родомъ Саула: оба они происходили изъ одного колѣна Веніаминова, отъ общаго родоначальника Киса (Есѳ. 2, 5; 1 Цар. 9, 1-2). 3) Когда Аманъ былъ первымъ лицемъ по Царѣ и пользовался уваженіемъ и славою въ цѣломъ царствѣ, то всѣ, служившіе при царскомъ дворцѣ, по повелѣнію самаго Царя, кланялись ему, уважали его. Только Мардохей одинъ, также состоявшій на службѣ при царскомъ дворѣ, ему не кланялся. Узнавъ объ этомъ, Аманъ разгнѣвался и принялъ твердое намѣреніе погубить всѣхъ іудеевъ, находившихся въ то время въ Персіи, подъ властью Государя его, Артаксеркса (Есѳ. 3, 1-6; 2, 19). Почему же всѣхъ, а не одного Мардохея? Это тѣмъ только можно объяснить, что Аманъ питалъ къ іудеямъ племенную, или народную ненависть, давно искалъ случая отмстить имъ за единоплеменный ему народъ и за родственника своего Царя, истребленныхъ Сауломъ, и наконецъ нашелъ этотъ случай въ неуваженіи, какое оказывалъ ему Мардохей. Такимъ образомъ изъ соображенія всѣхъ этихъ обстоятельствъ открывается, что искать погибели іудеевъ и погибели Мардохея заставляло Амана желаніе — кровью первыхъ смыть позоръ съ своихъ предковъ амалекитянъ, разбитыхъ и истребленныхъ Сауломъ, а смертью втораго, какъ родственника Саулова, отмстить за смерть Агага, — желаніе искоренить имя сыновъ Израилевыхъ, по крайней мѣрѣ въ Персіи, точно также, какъ уничтожена была въ подсолнечной странѣ память объ Амаликѣ. Но, видно, онъ, безумная голова, не зналъ того, что, задолго до самаго истребленія амалекитянъ. истребленіе ихъ было опредѣлено Богомъ. Еще въ древнія, святыя времена, Моисей, по повелѣнію Божію, сказалъ Іисусу Навину: избери себѣ мужи сильны, и изшедъ ополчися на Амалика. Іисусь Навинъ ополчился, и Амаликъ былъ побѣжденъ и истребленъ сѵмволомъ креста, который изображалъ Моисей, молясь во время сраженія съ распростертыми руками: въ живыхъ остались только тѣ амалекитяне, которые не были на войнѣ; изъ воиновъ же ихъ не спасся ни одинъ. Послѣ этой побѣды Израиля надъ Амаликомъ, Господь сказалъ Моисею: впиши сіе на память въ книги, и вдай во уши Іисусу, яко пагубою погублю память Амалика отъ поднебесныя (Исх. гл. 17). Не смотря однакожъ на такое опредѣленіе, Богъ, по своему долготерпѣнію, щадилъ амалекитянъ, ожидая, что они, узнавъ написанное объ нихъ въ святыхъ книгахъ, обратятся къ Нему и истиннымъ раскаяніемъ заслужатъ Его милость. Ибо покаялись ниневитяне, — и Господь отвратилъ отъ нихъ ярость гнѣва своего, хотя уже рука Его была подъята на ихъ пораженіе. Попросили гаваонитяне мира у Іисуса Навина во имя Господа Бога Израилева, — и имъ даровань былъ миръ: они не были истреблены вмѣстѣ съ другими народами, населявшими Хананейскую землю (Нав. гл. 9). Увѣровала въ Господа Раавъ, — и ей оказана была милость (Нав. 2, 6). Такъ точно и покаяніе амалекитянъ было бы принято Богомъ, если бы они повѣрили Ему. Въ продолженіе четырехъ сотъ лѣтъ Онъ щадилъ ихъ. По прошествіи же этого времени, видя, что они не обратились къ Нему, Онъ, чрезъ Пророка Самуила, сказалъ царствовавшему тогда надъ Израилемъ Саулу: нынѣ отмщу, яже сотвори Амаликъ Израилю, егда срѣте его на пути, восходящу ему отъ Египта: и нынѣ ты иди, и поразиши Амалика. Саулъ пошелъ и, какъ я уже прежде сказалъ, разбилъ, истребилъ, уничтожилъ амалекитянъ. Не смотря, впрочемъ, на самое опустошительное истребленіе, какое нанесъ Саулъ амалекитянамъ, нѣкоторые изъ нихъ, и между ними даже родственники Агага, остались, какъ колосья послѣ жатвы, произведенной неискусною рукою, — были пощажены Сауломъ. Отъ этихъ-то уцѣлѣвшихъ тогда амалекитянъ изъ рода Агагова и происходилъ Аманъ. Но Саулъ, за оказанную имъ пощаду, дорого заплатилъ: за это именно отнято было у него царство (1 Цар. гл. 15).

9. Нѣкоторые, въ обвиненіе Мардохея, говорятъ: «почему онъ не кланялся Аману, тогда какъ Аманъ стоялъ выше всѣхъ въ цѣломъ царствѣ и пользовался, по волѣ Царя своего, особенною славою и особенными почестями? Какой вредъ могъ произойти для него отъ изъявленія Аману должнаго уваженія? Даже, если бы онъ отдавалъ Аману должную честь: то Аманъ не замыслилъ бы зла ни противъ него самаго, ни противъ его народа». — Такъ говоритъ тотъ, кто не знаетъ хорошо всего дѣла. Мардохей, какъ мужъ праведный и основательно знавшій законъ, велъ себя, въ отношеніи къ Аману, такъ, а не иначе, потому-что имѣлъ въ виду родоначальника своего Саула, который лишился царства и подвергся гнѣву Божію за то, что пощадилъ Агага, родоначальника Аманова. Поэтому и Мардохей испыталъ бы на себѣ, подобію Саулу, гнѣвъ Божій, если бы оказывалъ уваженіе Аману. Но, чтобы надлежащимъ образомъ объяснить причину гнѣва Божія и на Амалика и на Саула за оказанную имъ пощаду Амалику, а вмѣстѣ съ тѣмъ и причину неуваженія Мардохеева къ Аману, для этого надобно, возлюбленный, обратиться къ Исторіи. Еще Ной, огорченный Хамомъ, произнесъ проклятіе на сына его Ханаана: проклятъ, сказалъ Ной, проклятъ (буди) Ханаанъ отрокъ: рабъ будетъ братіямъ своимъ (Быт. 9, 25). Поэтому Авраамъ и Исаакъ не брали женъ ни себѣ, ни дѣтямъ своимъ изъ племени Ханаанова, опасаясь смѣшать такимъ образомъ благословенное Ноемъ сѣмя Симово (Быт. 9, 26), съ проклятымъ отъ него сѣменемъ Ханаановымъ. Но Исавъ, не смотря на то, взялъ за себя женъ изъ дочерей Ханаанскихъ (Быт. 36, 2), и за это именно лишился правъ первородства, отданъ въ рабство меньшему своему брату Іакову. Мечемъ твоимъ, сказалъ Исаакъ, благословляя Исава, мечемъ твоимъ жити будеши, и брату твоему поработаеши: будетъ же (время), егда низложиши и отрѣшиши яремъ его отъ выи твоея (Быт. 27, 40), т. е. когда обратишься къ Богу. Въ лицѣ же Исава этимъ приговоромъ была рѣшена и участь Амалика; потому-что Амаликъ былъ внукомъ Исава: онъ рожденъ наложницею Елифаза, сына Исавова (Быт. 36, 10. 12). Посему-то, когда Израиль шелъ изъ Египта, Амаликъ, прежде всѣхъ другихъ народовъ, встрѣтилъ его съ вооруженною рукою, имѣя твердое намѣреніе вступить съ нимъ въ войну и въ-конецъ истребить его: истребивъ дѣтей Іакова, Амаликъ хотѣлъ вмѣстѣ съ тѣмъ уничтожить проклятія Ноевы и благословенія Исааковы, и слѣдовательно избѣжать того ярма, которое имѣли возложить на него, по благословенію Исаакову, дѣти Іакова. По этой-же причинѣ и въ послѣдствіи времени Амаликъ, преимущественно предъ всѣми дѣтьми Исава, ополчался противъ Израиля. Но дерзкіе замыслы Амалика, истребить Израиля, явно были противны и планамъ и обѣтованіямъ Божіимъ относительно избраннаго Богомъ народа. Итакъ, вотъ причина, почему Богъ положилъ истребить Амалика, и притомъ рукою сыновъ Рахили, и почему Саулъ, пощадившій амалекитянъ, лишенъ за то царства! Отсюда же видно и то, почему Мардохей не долженъ былъ кланяться Аману: Аманъ, по силѣ благословенія Исаакова, былъ его рабомъ; а какъ нечестивый потомокъ нечествваго племени, всегда враждебнаго Израилю, явно шедшаго противъ намѣреній Божественнаго Промысла, былъ также врагомъ Бога Израилева; и потому дѣйствительно, изъявленіемъ уваженія Аману, Мардохей навлекъ бы на себя гнѣвъ Божій. Послѣ сего, кстати замѣчу, что опредѣленіе воли Божіей, относительно истребленія Амалика рукою сыновъ Рахили, исполнилось. Іисусъ Навинъ, потомокъ Іосифа, первый сражался съ Амаликомъ и побѣдилъ его; потомъ поразилъ его Саулъ, потомокъ сыновъ Веніаминовыхъ; наконецъ остатки его уничтожилъ своимъ постомъ Мардохей, тоже потомокъ Веніаминовъ. И вотъ, наконецъ, мы опять пришли къ главному своему предмету. Итакъ, замѣть, возлюбленный, что постъ Мардохея и Есѳири низвергъ Амана съ высоты его славы и могущества, истребилъ и уничтожилъ остатки амалекитянъ, славу и почести Амана передалъ Мардохею, и, наконецъ, на главу Есѳири положилъ царскій вѣнецъ, отдавъ ей мѣсто Астини, прежней супруги Артаксерксовой.

10. Обратимъ еще вниманіе на Даніиловъ постъ, продолжавшійся ровно три седьмицы (Дан. 10, 2-3). Пророкъ Даніилъ постился, и во время поста своего молился за народъ свой, чтобы Богъ не продолжилъ рабства іудеевъ въ землѣ Вавилонской долѣе семидесяти лѣтъ. Ибо Богъ иногда уменьшаетъ, а иногда увеличиваетъ предопредѣленныя времена. Такъ, время, предназначенное допотопнымъ современникамъ Ноевымъ, для истребленія ихъ, было уменьшено (Быт. 5, 32; 6, 3; 7, 6); напротивъ, время, предопредѣленное на пребываніе Израильтянъ въ землѣ Египетской, было распространено, увеличено (Быт. 15, 13; Исх. 12, 41). Посему Даніилъ опасался, какъ бы и время плѣна Вавилонскаго не было, за грѣхи іудеевъ, продолжено далѣе срока, предвозвѣщеннаго Пророкомъ Іереміею. Къ тому-же заключенію ведетъ и то обстоятельство, что Даніилъ постился столь продолжительнымъ постомъ въ семьдесятый годъ по разрушеніи Іерусалима, и что исторія молчитъ о томъ, постился ли онъ когда-нибудь подобнымъ образомъ прежде этого времени. Итакъ надобно полагать, что Даніилъ, постясь въ продолженіе трехъ седьмицъ, просилъ Бога именно о томъ, чтобы іудеи не были оставлены въ плѣну Вавилонскомъ на время, больше семидесяти лѣтъ. Но здѣсь вотъ что замѣчательно: по прошествіи трехъ седьмицъ, проведенныхъ Даніиломъ въ постѣ и молитвѣ, явился къ нему небесный вѣстникъ, который, укрѣпляя и ободряя его, сказалъ ему:не бойся, Даніиле, яко отъ перваго дне, въ оньже подалъ еси сердце твое, еже разумѣти, и трудитися предъ Господемъ Богомъ твоимъ, услышана быша словеса твоя, азъ же пріидохъ въ словесѣхъ твоихъ. Князь же царства Персскаго стояше противу мнѣ двадесятъ и единъ день: и се Михаилъ, единъ отъ старѣйшихъ первый пріиде помощи мнѣ (Дан. 10, 12-13). Этимъ вѣстникомъ, являвшимся Даніилу, былъ Архангелъ Гавріилъ: потому-что принимать и представлять Богу наши молитвы дѣло Гавріила. Такъ Гавріилъ приходилъ къ Захаріи возвѣстить ему рожденіе Іоанна. И Захаріи, какъ Даніилу, онъ сказалъ: не бойся, Захарія; ибо услышана молитва твоя (Лук. 1, 13. 19). Онъ же молитвы Маріи возносилъ къ Богу, и возвѣстилъ ей, что она родитъ Христа, сказавъ: не бойся, Маріамь, обрѣла бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чревѣ, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Іисусъ (Лук. 1, 26. 30-31). А какимъ образомъ обрѣла Марія благодать у Бога, если не постомъ и молитвою? — Михаилъ же Архангелъ былъ княземъ и вождемъ Израильскаго народа (Дан. 10, 21). Онъ есть тотъ Ангелъ, о которомъ Богъ сказалъ Моисею: се Ангелъ Мой предъидетъ предъ лицемъ твоимъ, и истребитъ обитателей земли Ханаанской (Исх. 22, 23; 32, 34; 33, 2). Онъ остановилъ ослицу Валаамову, когда Валаамъ ѣхалъ къ Царю Моавитскому Валаку, чтобы произнесть проклятіе на Израиля (Числ. гл. 22). Онъ, въ видѣ человѣка съ обнаженнымъ мечемъ въ рукѣ, являлся Іисусу Навину близъ Іерихона (Іис. 5, 13-14). Онъ предъ Іисусомъ же Навиномъ разрушилъ стѣну Іерихонскую и умертвилъ тридцать одного Царя (Нав. 6, 12). Онъ предъ Царемъ Асою истребилъ тысячу тысячъ Еѳіоплянъ (2 Пар. гл. 14). Онъ же, по молитвамъ Царя Езекіи и Пророка Исаіи, поразилъ и умертвилъ окола ста восьмидесяти тысячъ воиновъ въ станѣ Царя Ассирійскаго (4 Цар. 19, 35; 2 Пар. 32, 20-21). Такъ вотъ какихъ помощниковъ пріобрѣлъ себѣ Даніилъ постомъ своимъ! Постъ и молитва, которыми Даніилъ испрашивалъ у Бога возвращенія іудеевъ изъ плѣна Вавилонскаго, возвысили его желанія до желаній небожителей, Архангеловъ Гавріила и Михаила; потому что и Михаилъ и Гавріилъ также желали возвращенія іудеевъ въ собственную ихъ землю: Михаилъ, ихъ князь и вождь, для того, чтобы успокоиться отъ бранныхъ за нихъ подвиговъ, — отъ пролитія крови человѣческой; а Гавріилъ для того, чтобы плоды ихъ молитвы въ землѣ святой, въ храмѣ Божіемъ, который имѣлъ воздвигнуться, умножились и жертвоприношенія участились, были каждодневны. Князь же Персидскій, тоже одинъ изъ небесныхъ вождей, не хотѣлъ отдѣлить святаго сѣмени Израилева отъ идолопоклонническаго царства, ему ввѣреннаго, потому-что, удерживая въ своемъ царствѣ Израильтянъ, онъ вмѣстѣ съ тѣмъ удерживалъ и святыхъ, между ними находившихся, мужей, которые радовали и утѣшали его своею святостію. Смотри же, возлюбленный, какую силу имѣлъ святой постъ Даніиловъ! Онъ снискалъ ему небесныхъ помощниковъ и, вопреки желанію небеснаго князя Персидскаго, вывелъ іудеевъ изъ плѣна Вавилонскаго, по исполненіи семидесяти лѣтъ, предназначенныхъ Пророкомъ Іереміею на рабство ихъ въ землѣ Вавилонской. Но вождь нашего Христіанскаго воинства больше Гавріила, превосходнѣе Михаила и могущественнѣе князя Персидскаго, потому-что нашъ вождь есть Жизнь наша — Іисусъ Христосъ, который ради насъ сшелъ съ неба, принялъ на себя естество наше, былъ искушаемъ, нося нашу человѣческую плоть, а потому и искушаемымъ можетъ помочь. Онъ постился за насъ, побѣдилъ нашего врага и заповѣдалъ намъ непрестанно молиться и поститься, чтобы мы, при содѣйствіи святаго поста, сопровождаемаго молитвою, достигли покоя святыхъ. 
 

Источникъ: Святаго Іакова, Епископа Низибійскаго, Къ св. Григорію, просвѣтителю Арменіи, письмо о постѣ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи К. Жернакова, 1843. — Часть IV. — С. 159-188. 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События