Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы [1].
Всякій праздникъ и всякое торжество, по поводу коего радуется сонмъ вѣрующихъ, прекращаетъ взаимныя несогласія и споры, соединяетъ людей разномыслящихъ и нарушившихъ разногласіемъ союзъ любви, содѣйствуя водворенію единомыслія стройнымъ созвучіемъ пѣснопѣній, — показываетъ, что всѣ собравшіеся суть созданія одного и того же Господа и Творца, и, свидѣтельствуя единствомъ почитанія о равночестности твари, укрощаетъ и успокоиваетъ тѣхъ, которые имѣютъ гнѣвъ другъ на друга, убѣждая и поучая мыслить справедливо и человѣчно, видѣть одну и ту же длань Творца и помнить объ одной и той же персти творенія. Для сего отчасти, представляется мнѣ, и существуетъ приличествующій христіанамъ обычай совершать церковныя празднества, изъ коихъ одно служитъ воспоминаніемъ Рождества Христова, другое свидѣтельствуетъ о Крещеніи Христа, иное — о Его Преображеніи, иное о совершеніи Имъ чудесъ — исцѣленіи бѣсноватыхъ, дарованіи зрѣнія слѣпымъ, исцѣленіи кровоточивой, укрѣпленіи хромыхъ и разслабленныхъ, воскрешеніи мертвыхъ, — иное напоминаетъ о распятіи Христа, а другое — о воскресеніи Его и обновленіи Своими дѣлами и моего воскресенія. Но если всякое богоугодное празднество доставляетъ возможность пользоваться и общими дарами и сіяетъ какимъ-либо собственнымъ свѣтомъ благодати, то гораздо бóльшія въ этомъ отношеніи преимущества имѣетъ настоящее торжество, посвященное Рождеству Дѣвы и Богоматери. Ибо, какъ корень и стволъ дерева мы считаемъ причиною плодовъ и цвѣтовъ (хотя ради плода производится трудъ и бываетъ забота обо всемъ деревѣ), и ничто не можетъ вырости безъ корня, такъ и безъ празднества въ честь Дѣвы не можетъ быть ни одного изъ другихъ торжествъ, соединенныхъ съ Ея именемъ и дѣяніями, настоящее же въ честь Дѣвы празднество поистинѣ украшается многими и великими дарами и справедливо почитается днемъ спасенія всего міра. Ибо нынѣ Дѣва Матерь раждается отъ неплодной Матери и содѣлывается жилищемъ для пребыванія Господа. Нынѣ разрѣшаются узы неплодства, и утверждаются ключи дѣвства, ибо утроба нерождающая неожиданно принесла зрѣлый плодъ рожденія. Нынѣ Анна избавляется отъ позора неплодія, и вселенная пожинаетъ класы радости. Отецъ отроковицы именуется Іоакимомъ, и мы пріобрѣтаемъ въ залогъ достоинство усыновленія. Нынѣ Дѣва исходитъ изъ неродившаго чрева и неплодіе получаетъ въ удѣлъ рожденіе, общество іудеевъ уменьшается, а чада Церкви умножаются, богоугодно притекая къ Жениху Христу. Дѣва раждается изъ утробы неплодной, тогда какъ рожденіе было бы чудеснымъ и въ томъ случаѣ, еслибы ея родители имѣли и прежде дѣтей. О, чудо! Когда минуло время посѣва, тогда наступило время снятія плода; когда погасъ огонь желанія, тогда возжегся свѣтильникъ дѣторожденія. Молодость не принесла цвѣтка, а старость даровала отрасль. Въ цвѣтѣ силъ не было плода чрева, а въ утробѣ отцвѣтшей оказался всегда дѣвственный плодъ. Но ты, человѣкъ, недоумѣваешь, какимъ образомъ неплодная родила, и по этому поводу пустословишь. Но кто ты? Ты не можешь принадлежать къ числу вѣрныхъ и достойныхъ чуда, ибо вѣрующій не будетъ смущаться тѣмъ, чтó относится къ области вѣры. Ты іудей? Но какъ же ты забылъ о Саррѣ? Развѣ она не въ старости и не послѣ неплодства имѣла сына Исаака? Прими также во вниманіе, что Адамъ былъ созданъ изъ земли и явился безъ рожденія, а Ева была создана отъ ребра Адамова: здѣсь проявилась божественная благодать, которая всегда господствуетъ надъ естествомъ, равнымъ образомъ и въ рожденіи Дѣвы Маріи выразилась божественная сила и власть. Посему, оставивъ тѣхъ, которые пустословятъ по поводу рожденія отъ неплодной, продолжимъ то, что уже начали.
Древле — человѣческое естество было порабощено силою прародительскихъ грѣховъ, а нынѣ дщерь отрасли прародителей даруетъ могущественныя средства для избавленія отъ власти и рабства ихъ покорителю. Посему Адамъ и Ева, очистившись отъ древнихъ оныхъ сквернъ грѣха и освободившись отъ печали и отчаянія, нынѣ первѣе всего свободно и съ радостнымъ видомъ привѣтствуютъ торжество въ честь Дѣвы, тѣмъ болѣе, что они служатъ и главными ея родоначальниками. Ибо отъ нихъ именно сѣмя грѣха распространилось во всемъ человѣческомъ родѣ, и они, когда оное исторгнуто съ корнемъ, справедливо должны начинать радость и призывать всѣхъ родившихся отъ нихъ для участія въ торжествѣ; отъ нихъ, впервые согрѣшившихъ, язва грѣха разлилась во всѣхъ, всѣ нуждаются въ одинаковомъ врачевствѣ, а нынѣ рожденіемъ Дѣвы положено основаніе спасенія всего міра, посему и надлежитъ устроить общечеловѣческое торжество и въ пѣснопѣніяхъ возгласить благодаренія всѣхъ людей и всего міра: всемірное спасеніе вызываетъ и соотвѣтствующее благодареніе. Итакъ, вознесемъ благодарственныя пѣснопѣнія за то, что Адамъ возсоздается, Ева вмѣстѣ съ нимъ обновляется, осужденіе снимается, и наше естество, избавившись отъ смерти за грѣхъ и совлекши тлѣнный свой видъ, преооразовывается по древнему достоинству Господня образа. Воспоемъ благодарственныя пѣсни и составимъ всенародпые хоры, потому что Дѣва, родившись изъ утробы не рождающей, освятила естество неплодное и привила его къ плодородію добродѣтелей. Утверждается лѣствица, поднимающаяся до небесъ, и земное естество, переступивши свои предѣлы, поселяется въ небесныхъ обителяхъ. Престолъ Господень укрѣпляется на землѣ, все земное освящается и чиноначалія небесъ сожительствуютъ съ нами, а лукавый оный, обманувшій насъ въ началѣ и бывшій главнымъ виновникомъ козней противъ насъ, лишается силы во всѣхъ коварныхъ дѣлахъ своихъ и ухищреніяхъ противъ насъ. Но кто окажется въ состояніи раскрыть эти чудесныя явленія? Какое слово въ состояніи выразить то, чтó превосходитъ его силу! Какой умъ не смутится, сопоставивъ свою способность разумѣнія съ величіемъ сихъ дѣлъ?
Въ началѣ Богъ, побуждаемый неизреченнымъ богатствомъ человѣколюбія, создалъ человѣка, даровавъ ему образъ и подобіе Творца, т.-е. далъ ему благородство тѣла и души. Онъ насадилъ на востокѣ рай, мѣсто пріятное и прекрасное, украсилъ его не увядающими цвѣтами луговъ и наполнилъ зрѣлыми и разнообразными плодами растеній; среди рая протекали рѣки и, орошая чистою своею водою поверхность равнины, создавали нѣкоторую естественную красоту сего мѣста. Здѣсь Господь поселилъ прекрасное Свое твореніе, сдѣлалъ его господиномъ всего и повелѣлъ ему изобильно пользоваться всѣми благами. Потомъ привелъ къ Адаму жену, создавши ее изъ его ребра, дабы она считала своимъ главою того, отъ кого она была взята, и, взирая на него, считала себя обязанной ему, и дабы союзомъ естества водворить въ нихъ и союзъ единомыслія. Но, даровавъ человѣку наслаждаться и пользоваться въ раю всѣмъ, Господь, поелику надлежало и воспитывать какой-либо заповѣдію того, кому была ввѣрена такая великая и разнообразная власть, даетъ ему и законъ, по которому и не трудно было жить и который не легко было всецѣло сохранить; за это человѣкъ долженъ былъ получить или награду, или наказаніе. Указавъ на одно изъ цвѣтущихъ своею красотою деревьевъ, Богъ далъ заповѣдь, запрещающую вкушать плоды только отъ одного этого древа. Но лукавый оный звѣрь и главный виновникъ зла, коего называютъ діаволомъ, обратившій свой взоръ на человѣка съ самаго его созданія, воспользовался, какъ орудіемъ, другимъ животнымъ — зміемъ, вступилъ съ женою въ льстивую и усладительную бесѣду и, изливъ обильную хулу на Законоположника, убѣждаетъ жену, а чрезъ нее и мужа пренебречь заповѣдью, вкусить отъ того древа, отъ коего заповѣдано было не вкушать, и они, вмѣстѣ съ тѣмъ какъ преступили повелѣніе, лишились и всѣхъ даровъ: къ сему и стремился клеветникъ и все его злокозненное дѣяніе было направлено къ этому. Отсюда, грѣхъ отъ прародителей перешелъ на потомковъ, и клеветникъ этимъ путемъ покорилъ себѣ весь человѣческій родъ. Что-же Творецъ и Промыслитель? Развѣ Онъ презрѣлъ въ конецъ Свое твореніе, впавшее въ несчастіе, погибающее въ своемъ блужданіи и постоянно работающее страстямъ? Нѣтъ! Ибо Тотъ, Кто съ любовью создалъ человѣка, могъ снести его обольщеніе и похищеніе? Посему Божественная Троица единымъ рѣшеніемъ Своей воли постановила возсозданіе сокрушеннаго творенія, и Ей (по человѣческому сужденію) угодно было найти человѣка одинаковой съ нами природы, который имѣлъ бы правильное соблюденіе законоположенія, чтобы при посредствѣ его былъ побѣжденъ тотъ, кто злоумышлялъ противъ насъ, и мы законною борьбою и побѣдою избавились отъ виновника грѣха. Итакъ, Единому изъ Троицы надлежало придти къ людямъ, дабы и возсозданіе принадлежало Тому, Кто былъ Творцемъ. Надлежало явиться на землю Сыну Божію, Тому, Кто отъ вѣка былъ таковымъ и прославлялся. Придти же къ сынамъ человѣческимъ невозможно было безъ воплощенія, воплощеніе же есть путь къ рожденію, а рожденіе есть послѣдствіе чревоношенія матери. Надлежало приготовить на землѣ матерь Творца для возсозданія падшаго и притомъ дѣву, дабы, какъ первый человѣкъ былъ созданъ изъ дѣвственной земли, такъ и возсозданіе его должно совершиться черезъ дѣву, и дабы рожденіе Создавшаго было безсѣменное: вѣдь плѣнникомъ желанія былъ тотъ, для освобожденія котораго Господь принялъ рожденіе.
Но какая жена достойна быть участницею сего таинства? Какая достойна сдѣлаться матерью Бога и даровать плоть Тому, Кто изобильно владѣетъ всѣмъ? Кто же можетъ быть достойнѣе Той, Которая нынѣ чудесно произросла отъ безплоднаго корня Іоакима и Анны, рождество Коей мы торжественно празднуемъ, такъ какъ оно является чудеснымъ предвареніемъ величайшаго таинства, т.-е. рождества Слова во плоти, и ради Коей устроено нынѣшнее всенародное и божественное празднество? Ибо должно было предопредѣлить Матерію Создателя Ту, Которая отъ самаго рожденія Своего сохранила тѣло чистое, душу непорочную и помыслы праведные. Надлежало, чтобы Та, Которая съ дѣтства была приведена въ храмъ и шествовала святыми путями, явилась истиннымъ одушевленнымъ храмомъ Даровавшаго ей жизнь. Надлежало, чтобы Родившаяся чудеснымъ образомъ отъ утробы не раждавшей и снявшая поношеніе родителей воззвала погибель праотцевъ, ибо сія отрасль имѣла избавить человѣческій родъ отъ прародительскаго грѣха, безмужно родивши Спасителя міра и даровавъ ему плоть. Надлежало, чтобы Она, украсившись всею красотою души, явилась избранною невѣстою, достойною небеснаго Жениха, и чтобы, блистая различными видами добродѣтелей, какъ звѣздами, и нося Солнце правды, Она въ такомъ видѣ была познана всѣми вѣрными и послужила одѣяніемъ Царя всѣхъ. О, чудо! Того, Котораго вся тварь не вмѣщаетъ, не тѣсно вмѣщаетъ въ себѣ дѣвственная утроба; на Кого не смѣютъ взирать херувимы, Того бренными руками носитъ Дѣва. Изъ утробы неплодной и нераждавшей исходитъ гора святая, отъ коей нерукосѣчно отсѣкся краеугольный многоцѣнный камень, Христосъ Богъ нашъ, Который Своею властію сокрушилъ державу демоновъ и царство ада. На землѣ изготовляется одушевленный и небесный сосудъ, въ которомъ Творецъ попалилъ божественнымъ огнемъ начатки нашего смѣшенія и истребилъ посѣвъ плевелъ, приготовивъ Себѣ такимъ образомъ чистое брашно.
Но зачѣмъ переплывать все море даровъ и благихъ дѣяній Дѣвы, можетъ сказать кто-либо изъ слушателей, который, подъ вліяніемъ страха и любви, страшится и радуется, спокойно слушаетъ и волнуется, опять молчитъ и говоритъ, смиряется и возносится? Я же, руководясь болѣе любовью, чѣмъ страхомъ, съ удовольствіемъ продолжилъ бы предъ вами свою рѣчь, тѣмъ болѣе, что вы со всею готовностію слушаете и все вниманіе свое сосредоточили на прославленіи Приснодѣвы, но я не посвященъ во всѣ таинства Дѣвы; къ тому же время призываетъ къ другому почетному дѣлу Дѣвы, — къ совершенію таинственной и безкровной жертвы, ибо воспоминаніе добровольныхъ страданій Сына есть честь Матери, къ сему намъ и время приступить. Но Ты, Дѣво и Матерь Слова, мой покровъ и прибѣжище, чудесно родившаяся отъ неплодной, еще болѣе чудесно возрастившая намъ Начальника жизни, молящаяся за насъ и предстательствующая предъ Твоимъ Сыномъ и нашимъ Богомъ, содѣлай прославляющихъ Тебя чистыми отъ всякой скверны и грѣха и достойными небеснаго чертога, яви ихъ въ вѣчной жизни сіяющими тройнымъ свѣтомъ Пресущественной Троицы и наслаждающимися дивнымъ и неизреченнымъ Ея созерцаніемъ, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Настоящее слово знаменитаго витіи греко-восточной церкви было первоначально издано Комбефизомъ (Auctarium Novissimum, p. 1583-1604), потомъ Минемъ (Patrol. graeca, t. CII, col. 548-561), а въ недавнее время проживающимъ въ Россіи греческимъ ученымъ А. И. Пападопуло-Керамевсомъ въ его трудѣ: Φωτίου τοῦ ἁγιωτάτου ἀρχιεπισϰόπου Κονσταντινουπόλεως τὸ περὶ τοῦ τάϕου, τοῦ Κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ ὑπομνημάτιον ϰαὶ ἄλλα τινὰ πονηματια τοῦ αὐτοῦ («Православный Палестинскій Сборникъ», выпускъ XXXI). С.-Петербургъ, 1892 г., стр. 41-52. Г. Керамевсъ заимствовалъ его изъ греческой рукописи XIV вѣка (№ 1), принадлежащей библіотекѣ монастыря Пресвятой Богородицы на островѣ Халки близъ Константинополя. Изданный греческимъ ученымъ текстъ слова отличается наибольшею исправностью. Съ этого текста и сдѣлано настоящее переложеніе слова на русскій языкъ, причемъ допущены сокращенія.
Источникъ: Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. Святѣйшаго Фотія, архіепископа Константинопольскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Второе полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 1431-1436.