Начало домостроительства Воплощения как начало Смирения Господа
Η αρχή της οικονομίας της Ενσαρκώσεως ως αρχή της Ταπείνωσης του Κυρίου
Свт. Иоанн Златоуст называет святое Рождество Христово «Митрополией праздников» [1], в то время как свт. Григорий Богослов его называет «праздником воссоздания» [2]. Рождение Господа от Пресвятой Богородицы является событием «новым под солнцем», чудом благости Божией, «великой тайной благочестия», и его масштабы превышают время и пересекают историю человечества. Это чудо выходит за рамки даже сотворения мира. Тогда «по своей благости» Бог создал невидимый и видимый мир из ничего. Теперь тот же «смиренный для мудрости» становится творением. Творец становится творением, а Создатель созданием. Бога смиряется, умаляя Его славу, уменьшая Его сияние, облекаясь словно в новую одежду исполненную и смиренное человеческое тело и становясь подобным людям.
Вочеловечение также называется кенсисом, уничижением. Слова апостола Павла являются показательными: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшишь подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти крестной» (Филиппийцам 2: 6-8). Мы видим, что Апостол народов связывает термин «уничижение-кеносис» с термином «смирение», а священные церковные песнописцы часто связывают его с термином снисхождение. Святой Иоанн Дамаскин считает, что кеносис Бога Слова свидетельствует о Его милости к слугам Его, которая проявляется через непостижимое и неизреченное снисхождение и через Его неуничижаемая слава унижается без унижения. Отцы Церкви явно говорят о Великой Тайне уничижения-кеносиса, в частности, противоречивым образом [3]. Уничижение и смирение Христа заключаются, прежде всего в том, что посредством воплощения второе божественное и несотворенное Лицо Святой Троицы соединилась с тварью, восприяло человеческое естество, пораженную тлением и смертью, а не только в том, что Он родился бедным человеком, в бедной семье, что он с малых лет подвергся преследованию и страданиям и Ему пришлось столкнуться с человеческой ненавистью. Святой Григорий Богослов объясняет, что Божественная Полнота уничижает Свою славу и умаляется ради того, чтобы стать причастной человеческой полноте. В этом, по сути, и состоит цель кеносиса Бога Слова и это является основным смыслом Его смирения, что движется божественной жертвенной любовью.
С другой стороны, все святые отцы говорят, что конечной целью воплощения является обожение человека после его искупления, спасения и восстановления. Воплощение Бога Слова служит многим целям, и одна из них заключается в том, чтобы учить смирению, согласно Его слову: «Научитеся от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой в душах ваших» ( Матф. 11: 29). Святой Григорий Палама пишет: «Таким образом, Сын Божий стал человеком, чтобы показать, на какую высоту Он вознесет нас ... чтобы стать примером смирения, которым обладает и плотью и страстность, и указать на лекарствое, которое исцеляет гордость» [4 ]. Вот почему преподобный авва Исаак Сирин говорит, что смирение - это украшение божества: «Я хочу открыть мои уста, братья, и поговорить о высочайшем вопросе, о смиренномудрии, но меня удерживает страх, как человек, который знает необходимо говорить о Боге в соответствии с его методом мышления. Потому что смиренномудрие - это одеяние и украшение божества. Действительно, это вочеловечившееся Слово было одето, и посредством этого одеяния Оно соединилось с нами в нашем теле. Тот, Кто истинно облекся в подобное тех, которые ниспали со своей высоты, и Он скрыл Свое величие и покрыл Свою славу смиренномудрием, ради того, чтобы не попалить тварь Своим Божеством».[5] Святой также преподносит и некое богословское слово о смиренномудрии Господа: дабы не опалить тварь, а следовательно, и человека, через зрение Его Божества.
Все дело домостроительства вочеловечения, начиная с Рождения и вплоть до крестной смерти Христа, совершалось во смирении. Все домостроительство воплощения преисполнено смирения, уничижения-кеносиса и божественной снисхождения. По этой причине церковный гимнограф с великим восторгом говорит, сто домостроительство Господа обладает неописуемой высотой и неизмеримой глубиной, которая превосходит возможность для его понимания и постижения человеческим умом [6]. И это домостроительство заключается в неописанном и превышающем ум снисхождении Бога Слова [7]. Само воплощение является началом этого снисхождения, которое заключается в том, что Сын Божий этот бесподобный Образ Бога Отца, должен восприять образ раба. [8] Речь идет образе составленном из самой простой глины, и благодаря тому что ей, падшей плоти, стал причастен Господь, она возносится Им на высоту причастности божественной жизни. [9] Нам необходимо проявить внимание к этому домостроительству неописанного смирения Сына Божия под водительством священных церковных песнописцев в течение десятидневного периода от Рождества Христова до Богоявления. Это руководство особенно полезно, потому что св. Григорий Палама говорит: «Не только божество непостижимо, но образ, которым соединился с плотью Христос невозможно постичь разумом. Это снисхождение Бога неописуемо, и оно превосходит любой ум и слово»[10].
Прежде всего, давайте обратим наше внимание на то, что Господь научает смирению, начиная с того факта, что Он приходит в этот мир таинственно [11]. Он приходит бесшумно, словно когда дождь падает на маленький шарик шерсти или как капли дождя медленно капающие на землю. Именно это предсказал псалмопевец, сказав: «снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю» (Псалом 71: 6). Отцы говорят, что в этом пророчестве, очевидно, святой царь Давид представляет Христа представляет в виде дождя, а под руном - чрево Богоматери. Сын Божий вочеловечился, но многими не был узнан. Они не знали, что Бог Слово скрывается в Его человеческой природе. И это смиренное нисхождение Бога к человеку не только является умалением, но и является доказательством Его бесконечной любви к человечеству. [12]
Сноски:
1. Aγ. Ιω. Χρυσοστόμου, ΣΤ’ Λόγος περί Ακαταλήπτου, ΕΠΕ 35, Свт. Иоанн Златоуст. Слово о непостижимом. σ. 190-219.
2. Свт. Григорий Богослов. Слово 38 на Богоявление, или же на Рождество Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Aγ. Γρηγορίου Θεολόγου, Λόγος ΛΗ’ εις τα Θεοφάνεια, είτουν τα Γενέθλια του Μεγάλου Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού, PG 39, 36A.
3. Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей. Господские праздники. Вводное слово в двенадцать праздников и в православную христологию. Ιερόθεου, Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου. Οι Δεσποτικές εορτές : Εισοδικό στο δωδεκάορτο και την ορθόδοξη χριστολογία, Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 1995, σ. 39.
4. Свт. Гргорий Палама. Слово о спасительном по плоти рождении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Αγ. Γρηγορίου Παλαμά, Λόγος στην κατά σάρκα σωτηριώδη γέννηση του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού, ΕΠΕ 9, σ. 448.
5. Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Αγ. Ισαάκ του Σύρου, Λόγοι ασκητικοί, ΕΠΕ 8 Α, σ. 311.
6. Τροπάριο ζ’ Ωδής του Προεόρτιου Κανόνος Θεοφανίας της 3ης Ιανουαρίου.
7. Τροπάριο ζ’ Ωδής του Προεόρτιου Κανόνος Θεοφανίας της 2ας Ιανουαρίου.
8. Стихира на Вечерни Рождества Христова Στιχηρά του Εσπερινού των Χριστουγέννων.
9. Стихира 3 песни канона на Рождество Христово. Τροπάριο γ’ Ωδής του Κανόνος των Χριστουγέννων.
10. Свт. Григорий. Слово о спасительном по плоти рождении Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Αγ. Γρηγορίου Παλαμά, Λόγος στην κατά σάρκα σωτηριώδη γέννηση του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού, ΕΠΕ 9, 446.
11. Иоиль, Митрополит Эдесский. Ιωήλ, Μητροπολίτου Εδέσσης, Ο Δεσπότης Χριστός, Ιερά Μητρόπολη Εδέσσης, Πέλλης και Αλμωπίας, Έδεσσα 2015, σ. 314.
12. Панайотис Христу. Таинство Человека. Παναγιώτου Χριστού, Το Μυστήριο του Ανθρώπου, Πατριαρχικόν Ίδριμα Πατερικών Μελετών, Θεσσαλονίκη, 1983, σ. 46.
Источник: http://www.pemptousia.gr/2019/01/i-archi-tis-ikonomias-tis-ensarkoseos-os-archi-tis-tapinosis-tou-kiriou/
Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019г.