Богословие, видение Бога и обожение согласно свт. Григорию Паламе
Alexander Milenkovits, Θεολόγος
Θεολογία, θεοπτία και θέωση κατά τον άγιο Γρηγόριο Παλαμά
Третья книга 1 Триады «В защиту священно-безмолвствующих» является своего рода завершением того, что было сказано в предыдущих книгах двойном знании и о целостности человека при органической связи между душой и телом. Основной проблемой является вопрос о божественном просвещении и совершенстве [40]. То, что говорилось Варлаамом, что мол «никто не может увидеть Бога» [41], не подвергается никакому сомнению, однако же сомнение вызывают выводы, которые делаются им из этого постулата. Они таковы, что мол исихасты впадают в заблуждение, утверждая, что они видят Божественный Свет. Это действительное зрение Бога как бестелесного. Варлаам вовсе не отрицает этого зрения, поскольку он признает, что это видение осуществляется посредством энергии ума, то есть это предмет исследования и поиска духовных сил человека. Фаворский Свет, это свет, видимый чистыми безмолвникаками и он является источником будущих благ, которые составляют этапы этого духовного фактора, соединяя с некой надвременной реальностью [42].
Бог, согласно прп. Максиму, приходит в сердце, начертывая там Святым Духом свои письмена, как письмена на мозаичных табличках, и они невольно отображаются на всем мировоззрении человека в целом. Как очистительный плач и слезы страданий действуют не только на душу человека, но и тело, точно также и свидетельства, доказательства божественного наслаждения входят и в тело, тем самым залог будущих благ приемлет не только душа, но и тело. Эта сила пребывает выше ума [43]. Мнение об участии тела в божественных благах находит свое подтверждение в христологии. Христоя это одновременно и Бог, и человек закрепленных в христологическом учении. Христос является одновременно и Богом и человеком, и Он соединяется с нами и по телу [44].
Палама делает вывод, что человек восходит к познанию и непосредственному видению, «поскольку весь исступив так из самого себя и весь принадлежа Богу, он видит Божью славу и созерцает Божий свет, совершенно недоступный чувственному восприятию как таковому, - благодатный и святой дар незапятнанных душ и умов, без которого ум, хоть он и обладает умным чувством, не смог бы видеть Бога и соединиться с тем, что выше его, как телесный глаз ничего не видел бы без чувственного света»[45]. Этого невозможно достичь и понять без личного усердного занятия, без личного общения и опыта, потому что зрение этого божественнейшего и сверхъестественного Света находится превыше умных очес [46].
Невозможно любому быть богословом, и быть боговидцем, потому что таковой находится вне истины догматов и «истинной благодати». Богословие отличается от боговидения настолько, насколько отличается знание от обладание вещами. Человеку обрести Бога в себе и обратиться к я Богу в чистоте и не смешиваться с несмешиваемым чистейшим Светом, насколько это возможно для человеческой природы, если он не обретет чистоту посредством добродетели и не выйдет из самого себя, или лучше сказать не встанет выше себя, оставляя вместе со своими чувствами и все, что исходит от чувств. А когда он вознесется превыше своих помыслов и рассуждений, и знания, то он приходит и предастся всецело к пристанищу, где действует умная молитва, тогда он достигнет вышнего места высшего знания и наполниться им при сиянии пресветлого Духа, словно он видит невидимые награды естества бессметного мира [47].
Сноски
40. Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, 1, 3, 5 και 33, σ. 133, 185.
41. Ιωάννης. 1, 18.
42. Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, 1, 3, 43, σ. 203.
43. Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, 1, 3, 33 και 41, σ. 185, 199.
44. Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, 1, 3, 38, σ. 195.
45. Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, 1, 3, 46, σ. 209.
46. Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, 1, 3, 34, σ. 189.
47. Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, 1, 3, 42, σ. 201.
http://www.pemptousia.gr/2018/12/theologia-theoptia-ke-theosi-kata-ton-agio-grigorio-palama/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2018год