Правда о Рождестве Христовом и мифологизация Рождества
«Ἡ ἀλήθεια γιὰ τὰ Χριστούγεννα καὶ ἡ μυθοποίηση τῶν Χριστουγέννων»
Τοῦ πατρὸς Γεωργίου Μεταλληνοῦ
Протопресвитер Георгий Металлинос, почетный профессор Афинского университета
Целью воплощения состоит в обожении человека. "Бог становится человеком, дабы Бог пересоздал Адама (песнопение Рождества Христова). «Он вопчеловечился, дабы мы обожились» (свт. Афанасий Великий). «Бог же становится человеком, а человек богом» (свт. Иоанн Златоуст). С точки зрения моральной логики термин «дабы обожить», который используется Отцами, такими как свт. Афанасий Великий, является неким соблазном. Поэтому они говорят о «нравственном обожении». Поскольку они опасаются того, чтобы обожение «по благодати» не превратилось в то, чем Троичный Бог является «по природе»(несозданный, безначальный, безсмерный). Поэтому то Рождество Христово непостредственно связано и с Распятием и с Воскресением, но и с Вознесением и Пятидесятницей.
Христос-Богочеловек прочерчивает путь, который призван к тому, чтобы направлять и вести каждого спасющегося человека, соединенного вместе с Ним. Благовещение и Рождество Христово ведут к Пятидесятнице, событию обожения человека во Христе, то есть в теле Христовом. Если же Рождество является рождением Бога как человека, Пятидесятница является совершенством человека как Бога по благодати. Через наше крещение мы приобщаемся к воплощению, смерти и воскресению Христа, мы живем «наше Рождетсов», наше перетворение. Святые же, которые достигают соединения со Христом, обожения, участвуют и в Пятидесятнице и тем самым ддостигают совершенства и цельности во Христе человека. Это означает, что происходит церковная реализация человека, то есть релизуется и осуществляется его существования.
Поскольку если богословское слово утомительно, изнурительно, которое произносится современным богословски неосведомленным человеком, то оно не выражает действительный опыт наших святых. В эом и только в этом опыте люди могут церковно понять и постичь, то есть Христоцентрично, Рождество Христово. Напроив того, бессилие не возрожденного во Христе человека вместо того, что передать смысл Рождества Христова привело вращению вокруг некиих мифов. Те, которые не вкусили жизни во Святом Духе, как не могущие переживать Рождество Христово, его мифологизируют, ставя его в рамки воображения и вымысла, теряя его истинный смысл. Как мы в действительности увидим, дезориентация и потеря этого смысла не всегда связано с отвержением тайны, но связано с неспособностью его переживать, жить, что неизбежно приводит к его неправильному пониманию, искажению
Первый сказочный овет на вопрос о Рождестве Христовом дается ересью, рассудочным и лишенным обыта богословсвованием. Докетизм, самая страшная ересь всех времен, восприняла смерть Бога как некую фантазию(δοκεῖν – φαίνεσθαι – полагать, думать, казаться) То есть кажущееся являние Бога в эндокосмической действительности. Но по какой причине – мог бы спросить кто-либо? Докеты каждой эпохи не могут потерпетьи перенести воплощения и рождение Бога как человека.
Став самозванными защитниками статуса Бога, они стесняются признать то, что Сам Бог избрал для нашего спасения. Путь зачатия в материнской утробе.
То естьчтобы родиться от Матери, так что она является ни чем иным как чистейшим творением в челочесекой истории, Пресвятой Девой. Все они могут быть причислены к "крайним" православным (согласно высказыванию свт. Григория Богослова). Поэтому докетизм привел и к монофизитству, к отрицанию человечества Христа. Это консерваторы, формалисты, изобилующие соблазнами. Для всех них соблазном является истина, реальность, историчность. В то время как другие отвергают божество Христа, они отвергают и его человечество.
Тем не менее, Православие, как Христианство в своей оригинальности, оно является «историчекой религией», согласно высказыванию приснопамятного о. Георгия Флоровского. Оно живет реальность Божественных энергий для нашего спасения, и они воприемлются в реальных словах Богоматери: «Се раба осподня, да будет мне по глаголу твоему» (Лук. 1, 38)! "Пилат в Символе веры», говорит одна прекасная сербская половица. Потому что Пилат, самый слабохарактерный и безвольный правитель в истории, как реально существующее историческое лицо, подтвержает историчность Евангелия. Но, несмотря на доекетов Бог Слово «стало плотью, - то есть человек – и вселился в нас, и мы видели славу Его (нетварный свет Его божества)» (Ин. 1, 14). Потому что "в нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2,9), то Он является совершенным Богом и совершенным человеком.
Воплощение и рождение Христа является соблазном для человеческой логики, рассудка, который спешат уничтожая и отделяя сасое себя, спешит таинство Христа как «нелепость», то, которое достигает своего апогея в Крестной смерти (I Кор. 1,23). Возможно ли, чтобы Бог дошел бы до такого уничижения, так что Он умер на кресте как Богочеловек? Это является соблазном для мудрых века сего. Поэтому то «боги» мира сего обыковенно приносят для себя в жерству людей, но не приносят себя в жертву ради людей.
Как могут они принять таинство Божественного Бескорытия? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал (пинес в жертву) Сына Свеого Единородного…чтобы мир спасен был через Него» ( Ин. 3, 16, 17). В границах «логического» или «естественного» богословствования совершенно теряется божественная сторона личности Христа и Он остается человеком, непонятным, а это является искажением. Поскольку не существует истирического человека Христа, но существует Богочеловек. Соединение Бога и человека в лице Бога Слова является «неслитным», но и «нераздельным». «Логические» интерпретации Личности Христа не могут принять превышающее логику, потому что они неспособны совместить с логикой то, что «превыше логики» (ὑπερλόγο).
Законническо-юридическое сознание переживает во Христе этот же соблазн. Оно ищет в Воплощении социальную целесообразность и приходит в завершении к этому мифу, поскольку не доверяет Богу Слову. Франки с помощью своего выдающегося схоласта Ансельма (11в.) создали миф об «удовлетворении божественному правосудию». Бог Слово воплощается для того, чтобы распяться и принести жертву и тем самым принести удовлетворение нанесенному Богу оскоблению, которе было вызвано грехом людей! В тогдашнем франкском феодальном обществе господствовали эти воззрения, которые приписывались (мифологически) Богу, коорый занял во франко-германском воображении место некоего сверхимператора. Да возгласит Иоанн Богослов: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…»(Ин.3, 16), или апостола Павел: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 8). Нет! «Для того, что бы умирить месть» и «требует удовлетворения», так будет кричать и учить западный (озападненный) человек.
Так было создано некое «Христианство» иного вида, которое не отличается от мифотворчества, поскольку навязывает Богу наше воображение и суеверия. Выборочное и законническое таинство Богочеловека эо величайшая опасность для Христианства в истории.
Религиозное (формалистское) сознание переживает «соблазн» в вочеловечении, прибегая к превращению Веры в религию. Оно исчерпывет смысл Рождество Христово совершением обрядов и теряет истинную его цель, которой являеся «усыновление» (обожение). «Дабы нам получить усыновление…» (Гал. 4, 5). Это соблазн фарисейства, пусть даже он и именуется Христианством.
Но врагами «дитя» являются и те, которые переживают соблазн властью. Иродианство! Владеющией, или более того «почитающиеся князьями…» (считающиеся, что они правят) (Марк. 10, 42), как царь Ирод, взирают на новорожденного Христа как некие противоборцы и их поведение опасно. Поскольку «они ищут души младенца» (Мф. 2, 20). Они искажают и фальсифицируют истинный характер царского достоинства Христа, которому «не будет конца». Христос как Царь всей твари является единственным истинным ее Господом, Он является творцом и Спасителем ее, а не как Ироды мира сего, которые нагло и жестоко убивают для того, чтобы удержать свою власть.
Свт. Григорий Богослов (Е.П. 36, 516) представляет то как возможно правильно приблизиться к Рождеству Христову, то есть это делается во Святом Духе: «Итак, мы празднуем не тожественно, но божественно, не по-мирски, но премирно, не для самих себя, но для Него Самого, более того как для Господа, не чувственно, но как исцеление, не создания, но пересоздания».
© перевод выполенен интернет содружеством «Православный Апологет» 2017г.
http://www.orthodoxia-ellhnismos.gr/2016/12/blog-post_92.html