РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: ИСТИНА И МИФЫ
ΧΡΙΣΤΟΥΓΕΝΝΑ: ΑΛΗΘΕΙΑ ΚΑΙ ΜΥΘΟΙ
Τοῦ πρωτοπρεσβυτέρου π. Γεωργίου ∆. Μεταλληνοῦ
Протопресвитер Георгий Металлинос, почетный профессор Афинского Университета
Своим воечеловечением и рождеством Богочеловек Иисус Христос осуществляет ту цель, ради которой был создан человек, явление Боа в истории. Соединение тварного создания с Нетварным Создателем. Целью вочеловечения является обожение человека. «Человеком бывает Бог, дабы Бог пересоздал Адама»(стихира Рождества Христова). «Он вочеловечился, дабы мы обожились»(Свт. Афанасий Великий) «Бог стал человеком и человек становится Богом» (свт. Иоанн Златоуст). С точки зрения нравственно термин «обожились» (θεοποιηθῶµεν), который используют Отцы, такие как свт. Афанасий, является неким соблазном.
Поэтому то и говорят о «нравственном обожении» (ἠθικὴ θέωση). Поскольку некоторые бояться принять мысль о том, что посредством обожения человек «по благодати» (κατὰ χάριν) преображается в то, чем является Троичный Бог «по природе» (κατὰ φύσιν) (нетварный, безначальный, безсмертный). Рождество Христово поэтому то является непосредственно связанным и с Распятием, и с Воскресением, но и с Вознесением и с Пятидесятницей. Христос – Богочеловек предначертывает путь, по которому призывается идти каждый спасающийся человек, соединенный вместе с Ним.
Благовещение и Рождество Христово приводят к Пятидесятнице, событию во время которого совершается обожение человека во Христе, то есть в теле Христа. Если Рождество Христово – это рождение Бога как человека, то Пятидесятница является совершенством человека как Бога по благодати. Через крещение наше мы становимся участниками в воплощении, смерти и воскресении Христа, мы переживаем «Наше Рождество Христово», наше воссоздание. Святые же, когда они достигают единства со Христом, обожения, они участвуют в Пятидесятнице и тем самым достигают своего совершенства и становятся полностью возрожденными во Христе людьми. Это означает, что в человеке происходит церковное становление человека, то есть реализуется цель его существования.
Независимо от того, насколько утомительным является богословское слово и, конечно же, в первую очередь для человека не посвященного в глубины богословия, оно, тем не менее, выражает опыт наших Святых. В этом то опыте и только люди могут мыслить церковно, только Христоцентрично, и постигать смыл Рождества Христова. Напротив, бессилие человека, который не возрожден во Христе, привело к некоторым мифам и сказкам в отношении понимания Рождества Христова. Не вкушающие благодатную во Святом Духе жизнь, и не причастные ей, не имея способности жить Рождество Христово, создают о нем мифы, небылицы в пределах воображений и мифотворчества, утрачивая истинное понимание его.
Первый мифологический ответ на вопрос о Рождестве Христовом дается ересью, рассудочным чуждым богословствованием, то есть лишенным опыта. Докетизм, самая страшная из ересей всех веков, принял учение о воображаемом воплощении Бога Слова (δοκεῖν - φαίνεσθαι). То есть воображаемом-феноменальном явлении Бога в пределах эндокосмической действительности. По какой же причине? Такой вопрос может задать каждый. Докеты каждой эпохи не могут в рамках своего сознания, своей логики возвысится до принятия воплощения и рождения Бога как человека. Они превращаются в самозваных защитников Божественной силы, но стыдятся принять нечто из того представления, что Сам Бог избрал для нашего спасения. Путь материнства. То есть что Ему необходимо родиться от Матери, в то время как Она является ни чем иным как самым чистейшим созданием во всей человеческой истории, Девой Марией, Богородицей. Все это может быть классифицировано как «чрезмерности» Православия (согласно свт. Григорию Богослову). Поэтому Докетизм привел Монофизитству, к отрицанию человечества Христа. Они являются консерваторами, формалистами, прекрасными смутителями, соблазнителями. Для всех них соблазном является истина, действительность, историчность. Хотя в то же время некоторые отвергают божество Христа, эти отвергают Его человечество. Однако Православие как Христианство в его подлинном смысле является «самой исторической» религией, согласно высказыванию приснопамятного о. Георгия Флоровского. Она переживает реальность Божественных энергий, действий ради нашего спасения и через них воспринимает реальность Богородицы: «Се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38).! «И Пилат в Символе веры»- говорит одна прекрасная сербская половица. Потому что Пилат, наиболее безвольный правитель в истории, как реально существующая историческая личность, подтверждает историчность Евангелия. Но несмотря на упрямство докетов Бог – Слово «плоть быть, - то есть стало человеком, - и вселися в ны, и видехом славу Его (нетварный свет Его Божества)» (Ин. 1, 14). Потому что «в нем обитала полнота Божества телесно» (Кол 2, 9), т.е. Он является совершенным Богом и совершенным человеком.
Воплощение и рождение Богочеловека является соблазном для человеческой мудрости, которая саморазрушительно и самоопровергающе спешит и торопится охарактеризовать таинство Христа как «глупость», тайну, которая достигает высшей точки в Крестной смерти (1 Кор.1, 23). Разве возможно такое, чтобы Бог дошел до такой степени кеносиса, самоуничижения, дабы Он как Богочеловек умер на Кресте? Это соблазн для мудрецов мира сего. Для них «богам» мира сего, как правило, приносятся в жертву люди, но они сами не приносят себя в жертву ради людей. Как они могут принять таинство Божественного Самопожертвования? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (отдал в жертву) ... дабы мир спасен был через Него» (Иоанн. 3, 16.17). В пределах «разумного» или «естественного» богословствования в конечном итоге теряется божественная сторона личности Христа и остается человеческая, неправильно понимаемая и она также неверно интерпретируется, поскольку человек-Христос исторически не существует, но существует Богочеловек. Соединение в Лице Бога Слова Бога и человека «неслитно» (ἀσύγχυτη), но и «нераздельно» (ἀδιαίρετη). «Логические» интерпретации Личности Христа доказывает их абсурдность, потому что невозможно понять с помощью логики то, что «превышает разум» (τὸ ὑπέρλογο).
Правовое, юридическое сознание живет и для него Христос также является соблазном. Оно ищет в Воплощении социальной целесообразности и посему его низводит до мифа, когда оно не капитулирует перед Богом Словом. Франки с помощью схоластики Ансельма Кентерберийского ( + 1109 в.) выстроили миф об «удовлетворении божественному правосудию. Бог Слово воплощается ради того чтобы распяться – принести Себя в жертву и тем самым дать удовлетворение оскорблению, которое нанес Богу человеческий грех! Эти взгляды стали доминировать во франкском феодальном обществе и приписываться (мифологически) Богу, взгляды, которые заняли свое место в франко-германском воображении единой сверх империи.
Пусть громко заявляет апостол Иоанн Богослов: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…»( Ин. 3, 16), или же апостол Павел: «Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»(Рим. 5,8). Нет! «Но для того чтобы угасить месть» и «требуется удовлетворение», будут с криком учить западный (озападненный) человек. Таким образом, было создано «Христианство», но другого типа, которое ни чем не отличается от мифотворчества, поскольку навязывает Богу наши воображение, фантазии и предубеждения. Рационализация или же законнический подход к таинству Богочеловека является в истории величайшей опасностью для Христианства.
Религиозное (формальное) сознание переживает «соблазн» вочеловечения, прибегая к превращению Веры в религию. В обрядах теряется смысл Рождества Христова и утрачивается понимание его подлинной цели, которым является «усыновление» (обожение). «Дабы нам получить усыновление» (Гал.4, 5). Это соблазн фарисейства, хотя пусть он и называется Христианством.
Но врагами «дитя» являются и те, которые живут соблазном власти. Иродизм! Более того «почитающиеся князьями народов» (они считают, что они властвуют) (Марк. 10, 42), как Ирод, видят в новорожденном Христе некую конкуренцию и опасность для их интересов. Поэтому «они ищут души дитя» (Мф. 2, 20). Так ни перетолковывают истинный характер царства Христа, которому «не будет конца». Христос как Царь всего творения является и единственным истинным его Господом, творцом и спасителем, а не как Ироды этого мира, которые безжалостно убивают, чтобы сохранить свою власть.
Григорий Богослов (Ε.Π. 36, 516) предлагает потенциальную правильный подход к Рождеству Христову, т.е. богоблагодатный: «Итак будем праздновать не пышно, но божественно, не по мирски, но премирно, не не наш праздник, но Его праздник (то есть не наш собственный, но давайте чествовать Христа), праздник нашего Владыки, не праздник немощей, но праздник уврачевания, не праздник создания, но праздник воссоздания».
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2016 год.
Источник: Ορθόδοξος Τύπος, 25/12/2015