Костас Нусис
Церковь является подлинным истолкователем Священного Писания.
The Church is the authentic interpreter of Scripture
Необоснованные взгляды на Священное Писание в Православной церкви
Ill-founded views of Scripture within the Orthodox Church
Касаясь текста Священного Писания, великий богослов нашей эпохи старец [святой] Софроний Сахаров сказал, что даже если мы так или иначе потеряем их все, мы все равно сможем их заново написать. Возможно, не совсем теми же словами, но определенно в том же духе. Из этого ясно, что не может быть и речи о создании идолов из букв и текстов Священного Писания. В любом случае очевидно и хорошо известно, что Церковь существовала до текстов, которые, тем не менее, были живы в своей традиции. И именно Церковь определила, какие тексты являются каноническими, со всем, что с этим связано. Так что же такое Священное Писание? Проще говоря, записанная часть всей богодухновенной традиции Церкви.
Однако, к сожалению, протестантский дух sola scriptura (только Священное Писание), который сознательно или бессознательно поощрялся маргинальными движениями внутри Православия, проник достаточно глубоко. Я читал в трудах одного современного богослова, что он сомневался во введении Богородицы во Святое Святых. Это произошло потому, что этот факт противоречил его рационализму и, кроме того, не о нем ничего не было записано в канонических книгах Церкви. Но он упустил из виду тот факт, что этот праздник, взятый из апокрифического Прото-Евангелия святого Иакова, не просто был включен в официальный церковный календарь, но был дополнен собственными гимнами и текстами, что прочно укоренило это событие в традиции Церкви. Неужели отцы действительно так обманывались на протяжении стольких веков? Для нас это действительно звучит неправдоподобно.
Другой известный академический учитель, который ушел из жизни, недавно поставил под сомнение переход / воскресение Богородицы, опять же именно потому, что этого факта нет ни в одной из письменных традиций церковных книг. Что здесь странно, так это то, что на университетском уровне определение канона Священного Писания в Церкви преподается как представленное и выраженное в Святом Духе через святых и епископов на соборе. Поразительно, что наша традиция ставится под сомнение такими людьми, от которых обычно ожидается, что они понимают ее лучше, чем другие. В данном конкретном случае соответствующий ученый поставил себя выше святого Григория Паламы, который с большой ясностью говорил о Успении Богородицы. Неудивительно, что этот человек был ведущей фигурой в одной из второстепенных организаций Церкви.
Если мы бегло взглянем на еретиков и на других неправославных, то мы увидим, насколько они зависят от основы библейской буквы. Свидетели Иеговы, евангелисты, пятидесятники и другие различные группы основываются на тексте. Для них Писание имеет статус кумира, рожденного и питаемого их настойчивостью в букве и, в частности, произвольным, анти-традиционным и антиправославным толкованием Писания, которое дает почти все еретическое христианство. Более того, эти взгляды сильно противоречат лингвистической традиции священного текста, которая является убедительным свидетельством соработничества между Богом и Церковью в записи части церковной истории и традиции.
«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут(Иак. 2, 19). Не будем забывать, что, когда Люцифер искушал Господа в пустыне, он вступил с Ним в спор на основании Священного Писания. Любые дальнейшие комментарии с нашей стороны кажутся излишними. Церковь писала, объясняла и постоянно толкует Священное Писание в Святом Духе. Именно в этом заключается их Богом данное вдохновение: не в какой-то короткой магической диктовке свыше, которая является подлинной до буквы, а, скорее, в правильном церковном толковании, в духе Духа, слов благочестивых авторов, относящихся к богоявлениям, божественным писателям и свидетельствам и явлениям святости и божественным событиям, поскольку они непрерывно переживась и переживаются всем харизматическим телом Церкви. С этими мыслями наша вера никогда не поколеблется, поскольку она основана на вещах, не вызывающих сомнений, на опыте, а не на словах, индивидуальных интерпретациях и фантазиях / навязчивых идеях какого-либо конкретного человека.
Но нам следует еще кое что прояснить. В Церкви не только два источника истины, а именно Священное Писание и Предание, как учили латиняне в своей реакции на Реформацию. Это учение было передано и нам, и оно представлено как православное, хотя на самом деле это не так. Истина в другом: и Писание, и остальное Предание (письменное, устное, художественное и все церковные памятники) опираются на нашего Христа и Бога, а также на всю совокупность Его тела, то есть на Церковь. Все в Церкви происходит в соработничестве со Святым Духом (Деяния 15, 28). Вот где можно найти божественное вдохновение во- всем Теле и его харизматических силах, которые, в свою очередь, берут все в Духе от нашего Триединого Бога.
Православие Церкви и святых благоухает благоуханием освобождения и подлинного познания Бога. Увы, христиане всех мастей и происхождения, склонные к ереси, сильно ограничивают, сужают евангельскую весть, разбивая его на бесконечное количество маловероятных истолковательных измышлений, вызванных демоническими силами. Церковь просто проповедует Христа Распятого и Воскресшего. Одна и та же вчера, сегодня и на протяжении веков, единственная Истина, воплощение Любви, на которой висит весь Закон и Пророки. Этого достаточно и более чем достаточно. Другие запутанные, странные, болезненные, ядовитые и бредовые вещи исходят от дьявола и от ересей, привлекающих сбитых с толку людей, как выражается святой Порфирий. Они уводят людей далеко от Бога со всем, что подразумевается и вовлекается. Однако мы, православные, помещаем Евангелие в центре своей жизни и богослужения, потому что, согласно традиции, Евангелие символизирует Христа и фактически является Самим Господом.
https://pemptousia.com/2021/08/the-church-is-the-authentic-interpreter-of-scripture/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.