Митрополит Навпактский и св. Власиевский Иерофей (Влахос)
О православном и неправославном истолковании слов Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа
«Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех которых ты мне дал, чтобы они были едино, как и мы» «Ин. 17, 11), «дабы будут едино, как мы едино»(Ин.17, 22)
В молитве Христа, часть которой составляет сегодняшнее чтение из Евангелия, ведется речь о единстве учеников-христиан. Христос умоляет Своего Отца соблюсти учеников во имя Его, дабы «они были едины» (Ин. 17, 11) Этот отрывок часто используется людьми, которые стремятся к единству «Церквей». Но мы можем сказать, что в большинстве случаев, если не всегда, этим текстом злоупотребляют и его искажают. Потому что здесь Господь не молит и не прости о будущем единстве «Церквей», но о единстве «во славе Христа», которая подается святым, и которая действительно присутствует в Церкви. Это глубокое значение прошения Великого Архиерея Христа мы попытаемся раскрыть и увидеть далее.
Истолкование слов «дабы они были едины». (Ин.17, 11)
Для того, чтобы кто-либо смог правильно истолковать этот отрывок, для этого необходимо на него смотреть в рамках всей первосвященнической молитвы, которая находится в 17 главе Евангелия от Иоанна. Любой заметит, что там, где стоит фраза «дабы они были едино», она, однако же, оказывается непосредственно связанной с фразами «как и Мы»[1], «в Нас»[2], со славой отца, и Сына, и Святого Духа. На эту связь нам указывает действительное истолкование этого отрывка, который мы исследуем. Более конкретно. Единство людей является действительным, когда оно связано с «как и Мы», то есть она имеет Троичный характер. Христос сказал достаточно ясно: «чтобы они были одно как мы одно: Я в них и Ты во Мне» (Ин.17, 23). Во Святой Троице существует взаимопроникновение любящих Лиц. Отец живет в Сыне и во Святом Духе. Сын во Отце и во Святом Духе. А Святой Дух во Отце и в Сыне. Существует единство Лиц Святой Троицы, любовь и сохранение свободы каждого Лица…
«Так единство между людьми не должно быть внешним, некой внешней связью тел, но внутренней. Из любви ипостась одного входит в ипостась другого. Даже единство тогда становится истинным, когда она существует во Христе. «Дабы и они в Нас были»(Ин 17, 21), - сказал Господь. Общение со Святой Троичным Богом гарантирует подлинное единство людей. Точно также как подлинное единство существует в видении Бога: «И славу, которую Ты дал Мне дал им, дабы были они в одно…хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую ты дал Мне…»(Ин 17: 23, 24)
Все это показывает на то, что люди переживают славу Святой Троицы в человеческом естестве Христа, а когда они оказываются связанными со Христом, тогда и они оказываются едиными между собой. Следовательно в Первосвященнической молитве не идет речь р некоем внешнем единстве, которое является вследствие чисто внешних устремлений и признаков и что является ожидание будущего века, но речь ведется о единстве в Теле Христовом, которое дано в день Пятидесятницы, и которое реально присутствует. Это единство переживают, им живут Святые Отцы. Все святые Отцы и., естественно Отцы I Вселенского собора,
празднование которого мы совершаем сегодня, поскольку они очистились от растлевающих действий страстей, поскольку они отгнали благодатью Божией помрачение ума, достигли созерцания Бога. Достигая и постигая Бога в созерцании, они соединились между собой. Слава Святой Троицы их озарила, их изменила, их преобразила, а посему они не действуют как отдельные личности, но как орудия Всесвятого Духа. Так, все Святые Отцы обладают общим учением, поскольку по благодати Троичного Бога они достигли новой жизни. Они являются носителями Предания. Мы хорошо знаем, что Предание это не «историческое знание», или «историческая память», но непрерывное действие Всесвятого Духа в Церкви.
Поэтому святые Отцы внешне и разумно восприняли учение Церкви от предшествующих Отцов, они вовсе не учились Православию из творений святых, но они имеют связь, общение с предшествовавшими им, поскольку они причастны нетварной славе Святой Троицы в человеческой природе Христа, что мы подчеркиваем особо…
«Их учение не является философско-рассудочным, но является откровением Святого Духа. Это основное различие между еретиками и Святыми Отцами. Первые, как не имеющие созерцания Бога, философствуют, в то время как вторые, как обладающие созерцанием Бога, богословствуют, говорят авторитетно, как носители Предания. Мы можем говорить, что опыт Церкви формулируется в каждом временном периоде Святыми, но все учение предшествующих Отцов не изменяется и не искажается. Когда же у нас возникает отхождение или отличие, тогда возникает отклонение. Следовательно ересь.
«Единство Церквей»
Прежде мы уже подчеркнули, что это молебное прошение Господа часто используется людьми, которые стремятся к соединению «Церквей». Прежде всего следует сказать, что слово о соединении «Церквей»
не может иметь богословского одобрения, поскольку Церковь, как Тело Христово, никогда не разделялась. От Церкви, которая является Истиной, только отделялись люди. Что же касается движения, которое имеет своей целью соединение «Церквей», то мы ощущаем необходимость сформулировать два положения, в связи с реальным значением отрывка из Евангелия от Иоанна, которое мы исследуем. Первое положение заключается в том, что не следует вести разговор о простом соединении «Церквей» словно о соединении некоторых сотрудничающих религиозных организаций, но о единстве веры, о единстве во Христе. Те, которые путем подвига и покаяния переживают и живут нетварные Божественные энергии-действования, таковые соединяются и между собой. В этом положении имеется трудность. Поскольку нам хорошо известно, что Паписты (римо-католики) отождествляют нетварную энергию-действование с Божественной сущностью, и они учат, что человек причастен тварным энергиям. В то время как учение Православных, исходя из своего опыта, говорит, что мы причастны нетварным Божественным энергиям-действованиям.
Второе положение состоит в том, что в диалоге о соединении должны участвовать современные Святые Отцы, которые созерцают славу Божию, которые обладают личным опытом обожения, которые тем самым имеют общение со всеми Святыми Отцами, а, следовательно, они непогрешимо выражают
сознание Церкви. Это соединение и этот диалог Православия не только не может быть отвергнут, но он должен иметь постоянную просьбу в молитве».
Выдержки из книги Митрополита Навпактского и Влисиевского Иерофея ««Ὀσμὴ Γνώσεως» Ἐκδόσεις «Τέρτιος», Κατερίνη 1985, σελ. 99-102,»
© перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2020г.