16 января 2020 г. Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос
ПРАВОСЛАВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ЛИОНСКОМУ ПСЕВДОСОБОРУ (1274 г.) И НЫНЕШНЕЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ В ЦЕРКВИ π. Ἄγγελος Ἀγγελακόπουλος : Ἡ Ὀρθόδοξη ἀντίδραση στήν ψευδοσύνοδο τῆς Λυών (1274) καί ἡ σύγχρονη ἐκκλησιαστική ἀδράνεια
В данной работе мы приведем некоторые весьма примечательные святоотеческие высказывания, достойные самого пристального внимания, и рассмотрим ответы на актуальные церковные вопросы, такие как общение с отлученными, значение поминовения на Божественной литургии, поминовение еретиков и его последствия, икономия и 15-е священное правило Двукратного собора. В качестве основного источника мы используем книгу «В. Лоран и Ж. Даруз. Архивы христианского Востока (16). Греческий архив Лионской унии (1273-1277). Французский институт Византийских исследований, Париж, 1976»[1] и уделим особое внимание посланию отцов-святогорцев, годы земной жизни которых протекали в период правления нечестивого латиномудрствующего Патриарха Иоанна XI Векка.
1. Исторический контекст
В 1261 году, после почти шестидесятилетнего рабства, Константинополь освободился от крестоносцев. Император Михаил VIII Палеолог, чтобы избежать нового похода крестоносцев против Византии,[2] хотел заручиться благоволением и дружбой ересиарха Папы Григория Х. А взамен, в качестве беззаконной мзды, для заклания на жертвеннике папистов предлагалось отдать не что иное, как Православие, которое должно было подчиниться папизму, признать ересь «Filioque», власть и главенство Папы над всей Церковью, служение Божественной литургии на опресноках и все, чего пожелают папы. Чтобы добиться этой цели, император должен был иметь сильную поддержку в Церкви, и в качестве соратника и единомышленника ему в высшей степени подошел бы православный патриарх. Однако в то время патриархом был Иосиф, церковный муж, неуклонно исповедующий Православие, противник порочной и ложной унии Православия с папизмом, сторонник благого объединения в истине.
В 1274 году во французском городе Лионе состоялся лжесобор (паписты считают его ХIV Вселенским), куда император послал делегацию без согласования с Патриархом. Православные представители согласились на псевдо-объединение с Папой — заключили с ним унию. Затем император, чтобы упрочить унию, начал изгонять православных и предавать их различным мучениям. Ведомые и неведомые нам исповедники веры претерпевали жесточайшие гонения, потому что они не признавали три пункта в определении этого лжесобора, а именно: первенство Папы, его право принимать апелляции во всей Церкви (экклит) и поминовение Папы на Божественной литургии как одного из православных патриархов.
После ссылки Патриарха Иосифа в 1275 году по настоянию императора на патриарший престол был возведён его единомышленник и сторонник, латиномудрствующий патриарх Иоанн XI Векк. В этот период, чтобы заручиться помощью латинян, император оказывал давление на всех с целью заставить их принять унию, а в особенности — на монахов, подвизавшихся на Святой Горе Афон.
Послание святогорских отцов императору — это не просто некий исповеднический текст, но и непреложное руководство ко спасению во время ереси и опасности для веры, где описываются все вышеперечисленные занимающие нас вопросы.
2. Общение с отлученными. Те, кто вступает в церковное общение с отлученными, согласно Божественным канонам, подлежат суду.
Святогорские монахи в своем послании императору говорят об общении с отлученными и утверждают, что вступающие в церковное общение с ними подлежат осуждению, согласно священным канонам.
Они пишут: «Каким же образом позволительно и богоугодно нам войти в единение с теми, от коих мы справедливо и канонически отрешились, поскольку они неизменно придерживаются ересей? Если мы это примем, то одним лишь этим деянием ниспровергнем всё и упраздним Православную веру — в том, в чем ниспровергли её и они, недостойно нами принимаемые. Потому что божественные и священные правила гласят: «Если кто с отлученным от общения [церковнаго] помолится, хотя бы то было и в доме, таковый да будет отлучен» (10-е Апостольское правило) [2]. И в другом месте: «Входящий в общение с отлученным, да будет отлучен, как преступающий правило церковное» (2-е правило Антиохийского собора) [3]. А также: «Принимающий еретика подлежит такому же осуждению, как и он». Следовательно, если мы примем унию, то повинны будем во всем, в чем обвиняются и они — и, по божественным канонам, выносящим решение в Духе Святом, будем подлежать осуждению».
3. Общение через поминовение. Величайший обман — поминовение еретиков как православных. Отдаление от тех, кто их поминает.
Затем отцы-святогорцы говорят о невозможности поминать главного еретика — Папу во время Божественной литургии, поскольку это является величайшим обманом и кощунственным «театром», который разыгрывается перед священным жертвенником в алтаре. Также они советуют православным немедленно удаляться от церковного общения с теми, кто поминал Папу, поскольку таковые считаются святотатцами.
Они пишут следующее: «Если же запрещается нам даже просто в пути приветствовать еретика и если возбраняется вводить его в обыкновенный дом, то как возможно это не в доме, а в храме Божием, в самом святилище, у таинственной и страшной трапезы Сына Божия, безкровно приносимого в жертву непорочного Агнца, да нас примирит с Отцом и Собою, и грехи наша очистит Своею кровию, яко безгрешный? Какой омраченный изрыгнет поминание [Папы], достойно отринутого Духом Святым за дерзостное восстание против Бога и божественных [Таин], и через это станет врагом Божиим? Ибо если простое приветствие еретика делает соучастником в делах его лукавых, то насколько же больше — гласное поминовение, и где же? Там, где предлежат божественныя и страшныя Тайны! А если Предлежащий есть сама Истина, то как Он допустит представлять правдою сию великую ложь — причислять его [т. е. Папу], как православного патриарха, к прочим патриархам православным? При совершении страшных Таинств будем играть, как на сцене, и представлять несуществующее, как существующее? Как стерпит это православная душа, и как не отстанет тотчас от общения с помянувшими, как не сочтет их за продавших святыню?» [4].
4. Значение поминовения имени архиерея на Божественной литургии. Осквернение через поминовение еретиков.
В этом месте отцы-святогорцы объясняют, по какой причине мы поминаем имя архиерея на Божественной литургии. Это происходит не потому, что без поминовения имени архиерея не совершается таинство, как ошибочно считают некоторые современные экуменисты, но для того, чтобы явить «совершенное общение», тождество веры поминающего с поминаемым. Они также приводят толкование Божественной литургии Феодора Андидского, согласно которому священнослужитель произносит имя архиерея, чтобы показать подчинение своему предстоятелю, одинаковую с ним веру, а также то, что он совершает божественные таинства, получив благодать священства по преемству от святых апостолов. Обратим внимание на то, что здесь речь идет об осквернении, под которым понимается, конечно же, не осквернение таинств, а осквернение церковной общины, происходящее от поминовения еретика.
Они пишут: «Потому что изначала Православная Церковь Божия возношение имени архиерея перед святыми Тайнами признавала совершенным общением. Ибо написано в изъяснении Божественной литургии: «Священнодействующий возносит имя архиерея, «чтобы показать, что подчиняется вышестоящему, состоит в общении с ним и воспринял от него веру и благодать совершения Таинств». И великий отец наш и исповедник Феодор Студит так говорит некоему в честнóм послании своем: «Сказал же ты мне, что побоялся заметить пресвитеру своему, чтобы он не возносил имени ересиарха. И я не нахожу, что о сем сказать тебе в настоящее время, кроме того, что общение даже через одно поминовение его налагает пятно, хотя бы поминающий был православен». Так сказал сей отец. Но и прежде его, и Сам Бог указал на cиe, сказав так: «Священники нарушали закон Мой и оскверняли святыни Мои» [6]. Каким образом? «Не отдаляли несвятое от святого, но все у них было безразлично». Что яснее сего и истиннее?». [5]
5. В вопросе поминовения еретиков нет места икономии. Нечестивая икономия. Почему поминающие еретиков считаются еретиками?
Затем отцы-святогорцы доказывают, что поминовение еретика-епископа на Божественной литургии ни в коем случае не может рассматриваться как икономия. Напротив, это осквернение таинства, отторжение от него Святаго Духа, отказ от прощения и отпущения грехов и отпадение от истинной Православной веры. Заслуживает всяческого внимания тот факт, что святогорские отцы считают, что поминающие еретика состоят в общении со всеми еретиками и, по всеобщему признанию, являются непрощёнными и отлучёнными от общения; они подлежат суду за все богомерзкие ереси поминаемых ими еретиков и преисполнены всякой неправды.
Они пишут: «Но что, если мы допустим это [объединение] в духе икономии? Как может быть принята икономия, которая оскверняет Божественные Таинства, по слову Божию, приведенному выше, которая от священнодействия отревает Духа Божия и верных делает непричастными оставлению грехов и всыновлению Богу? Что может быть вреднее такой икономии? Это явное общение с ними, и одним словом совершается отпадение и расстройство всей правоты. «Ибо принимающий еретика подлежит такому же осуждению, что и он»; и «входящий в общение с отлученными, сам да будет отлучен, как нарушающий церковное правило». А так как сии «храбрецы», не уважая церковных уставов, входят в общение «и с иудеями, и с армянами, и с яковитами, и с несторианами, и с монофелитами, и, в целом, имеют общение со всеми еретиками», то уже только из-за этого, если не по какой другой причине, они, несомненно, не заслуживают извинения и общения, и повинны суду за все богомерзкие ереси остальных. Именно отсюда (а не от чего другого), по правилу Церкви и по вышнему закону Божию, проистекает естественное следствие: оттого, что они не отделяли себя от еретиков, они и сами стали наполняться всякою ересью». [7]
Единодушен со святогорскими отцами в вопросе применения икономии и Константинопольский Патриарх Михаил Анхиальский, который в разговоре с императором Мануилом Багрянородным Комнином говорит такие слова. Император: Однако мы должны с рассуждением применять икономию к делам, а не только к словам, и чередовать строгость со снисхождением. Патриарх: Только в других вопросах. Император: И в делах божественных. Патриарх: Так действуешь ты, но не святой Василий Великий, который постановил совершенно противоположное: не нарушать ни малейшее из отеческих правил по причине икономии. Ибо никто не может быть более снисходительным, нежели [Бог], видящий все, а посему мы должны предавать все свои дела Богу, чтобы Он Сам устроял и руководил ими. Если же некто пытается применять икономию вопреки Божественному домостроительству, в вещах, служащих его интересам, то он, сам того не понимая, добьется только худшего. Он не сможет ни сохранить Град,[3] ни приспособиться к каким-либо обстоятельствам: «Если Господь не созиждет дома и не охранит города, то напрасно бодрствует страж»,[4] и прахом пойдут все труды, положенные в основание». [8]
6. Страшные и трагические последствия поминовения еретика.
Далее святогорские отцы приводят нам трагические последствия поминовения еретика. Все, кто поминают еретиков, общаются с ними совершеннейшим общением и составляют с ними единое целое; они должны быть извергнуты из сана и отлучены; они лишаются священства и отсекаются от тела Церкви.
Отцы-святогорцы пишут: «Но чем вредит поминовение еретика? Божественные и священные правила святых Апостолов утверждают: «Если кто с отлученным от общения [церковнаго] помолится, хотя бы то было и в доме, таковый да будет отлучен». Те, кто злым и нечестивым образом ввели не только совместную молитву, но и церковное поминовение, и не только отлученного, но еретика, и не в доме, а в храме Божием, у таинственного и страшного (Святого) Престола, где предлежит Сам Сын Божий, — те сообщаются [с еретиком] совершеннейшим общением через потир жизни, а посему составляют с ним одно. Ибо другой священный канон гласит: «Принимающий еретика подлежит такому же осуждению, как и он». А еще один священный канон, 124-е правило Карфагенского собора [10], постановляет: «Если случится так, что епископ знает, что донатисты или другие еретики не вернулись в лоно Кафолической (Православной) Церкви, и вступает в общение с ними, говоря, что якобы обратил их в Православие, да будет извержен из сана и отлучен, потому что солгал относительно общения в Таинствах и ввел в заблуждение Церковь Божию». Из этого мы делаем вывод, что епископы, которые причащались с еретиками и подвергли Церковь Божию угрозе всеобщей погибели, одновременно лишаются священства и становятся отлученными, то есть считаются всеми отпавшими от Православного Тела Церкви». [9]
Строжайшую позицию в вопросе общения с еретиками и их поминовения занимает Афанасий ΙΙ, Патриарх Александрийский, во время Лионского лжесобора, считая, что все, кто имеют церковное общение с еретиками и поминают их как православных в священных диптихах, находятся под проклятием и анафемой и являются отлученными.
В своем послании он пишет: «Те же, кто верит или действует, или проповедует перед многочисленным народом Христовым против сих божественных и спасительных преданий, навязывая свое собственное пустословие и отвергая божественные и священные соборы, чтобы обмануть и погубить простых людей, таковым да будет анафема, анафема, анафема. Но и те, кто вступает или вступал с ними в [церковное] общение, или поминал их как благочестивых, в то время как таковые настаивали на своем лжеучении и безбожии, да подпадут под проклятие и анафему, ибо они избрали унию, которая отделяет от Бога. Потому что если отлучается тот, «кто с отлученным от общения [церковнаго] помолится, хотя бы то было и в доме», как предписывает Апостольское правило, то тем более является отлученным тот, кто совместно молился с ними в Церкви и поминал их как благочестивых в священных диптихах, и велегласно объявил законным их лжеучение, которое прежде, не будучи безбожным, осмеивал, ибо оно достойно осмеяния, и, разумеется, говорил и писал против него. О тех, кто в дальнейшем будет поминать еретиков, так подобает рассуждать и действовать таким образом». [11]
7. 15-е Правило Двукратного собора. Прекращение поминовения — это не раскол, а избавление от расколов и утверждение истины.
Что касается 15-го правила Двукратного собора, святогорские монахи в своем послании приводят следующие неопровержимые аргументы, обращаясь ко всем, кто ошибочно считает прекращение поминовения расколом: «Да и в 15-м правиле Святого и Великого собора, называемого Двукратным, говорится, что не только не повинны, но и заслуживают похвалы отделяющиеся прежде соборнаго осуждения от проповедующих еретические учения всенародно и сущих открыто еретиков, потому что не от епископов они отделились, а от лжеепископов и лжеучителей. И поступок их достоин одобрения и приличествует православным христианам, так как это не есть раскол в Церкви, а напротив — избавление от разделений и утверждение истины». [12]
В труде против латиномудрствующего Патриарха Иоанна XI Векка, написанном анонимным автором, упоминается о преподобном Феодоре Студите и рассказывается о том, как прп. Феодор прибегнул к прекращению поминовения. Кроме того, автор подчеркивает, что православные должны отвращаться от общения не только с латинянами — признанными еретиками, но и со всеми, кто мыслит подобно им и состоит в общении с ними.
Анонимный автор пишет: «Если святой и великий исповедник Феодор (Студит) не щадил тогдашних императоров, которые были православными и ни в чем не погрешали против православной веры (за исключением отдельных нарушений), и всего лишь за какой-то один антиканонический поступок не только удалялся от общения с ними, но и прерывал их поминовение на божественных собраниях, то насколько несправедливое или небывалое прежде деяние совершаем ныне мы, поставляя человеческую славу выше страха Божия? Ибо если мы не последуем божественным отцам, то они нас осудят. А если последуем за святыми — что с того, что будем гонимы? Из заповедей евангельских и господних и, в еще большей степени, из апостольского богословия, определений соборов, святоотеческих традиций и установлений мы узнаём, что латиняне далеко уклонились от божественных повелений и преданий, а посему мы весьма отвращаемся всякого общения с ними, с их единомышленниками и сопричастниками, ибо они весь апостольский и церковный уклад считают за ничто». [13]
К сожалению, вышеприведенное исповедническое послание святогорских отцов не смогло вразумить императора Михаила, который пожелал всецело признать Лионскую унию.
Православные отвергли унию, считая тех, кто принял её, оскверненными, и прервали церковное общение с латиномудрствующим Патриархом Иоанном XI Векком и его единомышленниками [14], обвиняя их в том, что они лишились священства, а их таинства — недействительны [15], в соответствии с 1-м и 2-м Правилами Третьего Вселенского собора [16]. По этой же причине противники унии призывали верующих не участвовать в церковных службах с Патриархом и единомышленными ему священниками. В ответ Патриарх Иоанн XI Векк утвердил унию посредством собора [17], а в июле 1277 года издал «патриаршее отлучение» для «раскольников» — тех Православных, которые выступали против унии.
8. Актуальность изложенного выше в ситуации, сложившейся в Церкви в наше время
Если бы мы хотели применить к нашему времени всё, что было изложено выше, и адаптировать это к нынешней ситуации в Церкви, мы могли бы сказать, следуя по стопам вышеуказанных отцов, что все те из православных патриархов, архиепископов, митрополитов и епископов, которые имеют церковное общение, сослужат, причащаются и поминают в диптихах осужденного и отлученного ересиарха Папу Франциска, а также псевдо-митрополита Киевского Епифания, находящегося вне ограды церковной, подлежат осуждению и виновны в нарушении священных канонов из-за всех богомерзких ересей. Они исполнены всякой ереси и святотатства, осквернены, недостойны прощения, отлучены, извержены из сана, являются отступниками, лишены священства, отсечены от тела Церкви, находятся под проклятием и анафемой, ибо сообщаются с вышеуказанными еретиками совершенным общением, а посредством сего — и со всеми другими еретиками, и становятся едиными с ними.
Кто-то может утверждать, что обо всём, сказанном выше, должен принять решение и вынести определение созванный для этой цели Православный собор. Разумеется, да. Но давайте не будем забывать, что Московский Патриархат уже достаточно давно принял соборное решение, которым отсёк от своего тела, извергнул из сана и предал анафеме раскольников-еретиков Украины. А недавно другими своими соборными решениями прервал церковное общение с Вселенским Патриархатом и с теми епископами Элладской Церкви и Александрийского Патриархата, которые сослужили, причащались с раскольниками-еретиками или поминали их. И хотя это решение было принято не на уровне вселенского собора, а на уровне собора Поместной Церкви, оно является канонически обоснованным и верным, действует во всей Церкви и признано всеми, за исключением трех Поместных Церквей (Константинопольской, Элладской и Александрийской). Следовательно, слова «да будет отлучен» (ἔσται ἀκοινώνητος) уже не означают действие, совершаемое в будущем: они стали реальностью и действительны уже теперь, посредством соборного решения Русской Православной Церкви, которое, как мы надеемся, станет всеправославным.
Чтобы разрешить эту трагическую ситуацию, православные должны отвергнуть псевдо-объединение с Франциском, Епифанием и иже с ними; не иметь никакого церковного общения и не участвовать в богослужениях вместе с экуменистами, латиномудрствующими, филопапистами и сторонниками раскольников, в каком бы они ни были сане: патриархи, архиепископы, митрополиты, епископы и единомышленные им клирики любых степеней. А со стороны православных священнослужителей, находящихся в церковном подчинении у таких епископов, было бы хорошо прекратить поминовение впавших в ересь и таким образом применить на практике святоканоническое право, даруемое нам 15-м правилом Двукратного собора. Это ни в коем случае не представляет собой раскол, но избавление от расколов и утверждение истины. |
|
[1] Вероисповедное послание святогорцев, отправленное к царю Михаилу Палеологу, когда он усиленно и неправо спешил соединить с нами латинян, не оставляющих своих ересей и пребывающих неисправимыми.
Lettre des Hagiorites à l’ Empereur (1275), στίχ. 14-24, ἐν Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’études Byzantines, Paris 1976, σ. 395.
[2] Преподобный Никодим Святогорец. Пидалион, изд-во Β. Ригопулос, Салоники, 2003, с. 13.
[3] Там же, с. 407-408.
[4] Послание…, строки 25-34, с. 397 и строки 1-8, с. 399.
[5] Послание…, строки 9-23, с. 399.
[6] Иез. 22, 26.
[7] Послание..., строки 24-33, с. 399 и строки 1-7, с. 401.
[8] Диалог, состоявшийся между святейшим и мудрейшим Патриархом Константинопольским кир Михаилом Анхиальским с багрянородным императором кир Мануилом Комнином, касательно дел с латинянами, когда многие из архиереев и епископов и учителей в Константинополе, увлеченные папой, в церквях требовали заключения унии, а кроме того — чтобы греки приняли первенство папы и право принимать апелляции от всех Церквей (экклит), и совершали его поминание, Dialoque de Michel d’Anchialos, στίχ. 1-28, ἐν Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’études Byzantines, Paris 1976, σ. 357.
[9] Послание…, строки 5-23, с. 419.
[10] Преподобный Никодим Святогорец, Пидалион, 124-е Правило Карфагенского поместного собора (124), изд-во Β. Ригопулос, Салоники, 2003, с. 535.
[11] Послание Патриарха Александрийского Афанасия, Lettre d’Athanase d’Alexandrie (1276), στίχ. 8-23, ἐν Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’études Byzantines, Paris 1976, σ. 345.
[12] Вероисповедное послание святогорцев, отправленное к царю Михаилу Палеологу, когда он усиленно и неправо спешил соединить с нами латинян, не оставляющих своих ересей и пребывающих неисправимыми, Lettre des Hagiorites a l’ Empereur (1275), στίχ. 6-14, ἐν Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’études Byzantines, Paris 1976, σ. 395.
[13] Анонимный автор. Против Векка (Anonyme, contre Bekkos 1275), στίχ. 1-16, ἐν Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’études Byzantines, Paris 1976, σ. 333.
[14] Иоанн Анастасиу, «Ὁ θρυλλούμενος διωγμός… ἐν Ἀθωνικῇ Πολιτείᾳ», с. 223.
[15] Χρ. Арабатзис, «Ἡ Ὀρθόδοξη Ἐκκλησία καί ἡ Ρώμη κατά τόν ιγ΄ αἰῶνα», с. 109.
[16] Преподобный Никодим Святогорец, Пидалион, изд-во Β. Ригопулос, Салоники, 2003, с. 170-172.
[17] Архим. Сп. Биланис, «Ὀρθοδοξία καί Παπισμός», т. 2, «Ἡ ἕνωσις τῶν Ἐκκλησιῶν», газета «Ортодоксос Типос» и Общество «Святой Никодим Святогорец», Афины, 2014, с. 18.
Источник: http://aktines.blogspot.com/2020/01/1274.html?m=1
https://myrophoros.blogspot.com/2020/04/1274.html
[1] Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976.
[2] В оригинале: Ρωμαϊκῆ Αὐτοκρατορία – Ромейская империя, - прим. переводчика.
[3] Константинополь – прим. пер.
[4] «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1).