Благовещение Пресвятой Богородицы
Ο Ευαγγελισμός της Θεοτόκου
праздничное слово митрополита Навпактского и св Власия Иерофея
Εορταστικοί λόγοι Μητροπολίτης Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιερόθεος Βλάχος
Праздник Благовещения Богородицы является и Господским и Богородичным. Он является господским потому, что он сообщает о Господе нашем Христе, Который был зачат во утробе Богоматери, а богородичным, потому что он сообщает о личности Той, которая соучаствовала в зачатии и вочеловечении Бога Слова, то есть относится к Пресвятой Деве.
В Церкви Христовой Богоматерь имеет большую честь и она занимает важное в ней место непосредственно потому, то она была той личностью, появления которой ожидали все поколения, и Она дала Богу Слову человеческую природу. Таким образом, личность Пресвятой Девы самым тесным образом связана с Личностью Христа. И достоинство Богоматери не столько определяется ее добродетелями, сколько, главным образом, плодом ее чрева. Посему и мариология (феотокология) теснейшим образом связана с христологией. Когда мы говорим о Христе, мы не можем пренебрегать Той, Которая Ему дала плоть, а когда мы говорим о Пресвятой Деве, в то же время говорим и о Христе, потому что от Него истекает благодать и слава и честь. Это становится вполне очевидным при пении Акафиста Богоматери в котором Она воспевается, но всегда в cвязи с тем, что она является матерью Христа: «Радуйся еси царево седалище, радуйся носящая носившаго вся».
Эта связь христологии с феотокологией проявляется и в жизни святых. Одним из характерных признаков святых, которые действительно есть члены Тела Христова, является то, что они любит Богоматерь. Невозможно, чтобы был какой-то святой и не любил бы Ее.
А
Благовещение Богоматери является началом всех Господских праздников. В тропаре праздника мы поем: «Днесь спасения нашего главизна и от века таинства явления...» Содержание праздника относится к событию во время которого архангел Гавриил — тот самый ангел с которым связаны все события имеющие отношение к вочеловечению Христа — посетил по повелению Божию Пресвятую Деву и Ей сообщил о том, что настало время для воплощения Бога Слова и что она станет Его матерью (См Лук 1 26-56)
Слово «εὐαγγελισμός» (благовещение) состоит из двух слов то есть εὐ (хороший) и ἀγγελία (весть сообщение) и означает доброе сообщение, добрую весть. Речь идет о сообщении, которое дано через архангела о том, что Бог Слово воплотится для спасения человека. A в сущности здесь говорится об исполнении обещания, данного Богом после падения Адама и Евы (См. Быт. 3, 15), которое называется первоевангелием. Поэтому сообщение о вочеловечении Бога Слова является величайшей в истории вестью.
Согласно прп. Маскиму Исповеднику евангелие Бога - это посланничество Бога и мольба людей о воплощении Его Сына. Параллельно это и примирение людей с Отцом. Который подает в качестве платы возрождающее обожение тем. которые проявляют послушание Христу. Обожение называется возрождением потому, что оно не рождается но является в достойных Следовательно обожение, которое приносится посредством вочеловечения Христа, это не рождение, но явление Его посредством воипостасного озарения в тех людях, которые достойны этого откровения.
Добрая весть, благовещение - евангелие - это исправление тех событий, которые произошли в самом начале, при творении человека в чувственном Раю Эдемском. Там с женщины началось падение и переживание его последствий, здесь же с женщины начались все блага. Таким образом Пресвятая Дева является новой Евой. Там был чувственный Рай, здесь же Церковь. Там Адам - здесь же Христос, там Ева - здесь же Марияю Там змей - здесь же Гавриил, там нашептывание дракона-змия Еве - здесь же приветствие Марие (Иосиф Вриенний). Таким образом произошло исправление ошибки, совершенной Адамом и Евой.
Б
Архангел Гавриил назвал Пречистую Деву «обрадованная». Он Ей сказал: «Радуйся обрадованная, Господь с Тобою благословенна ты в женах» (Лук. 1, 28-29). Пресвятая Дева называется «обрадованной», потому что Бог пребывает месте с Ней.
Согласно словам свт. Григория Паламы и другого святого Отца, Пресвятая Дева была уже облагодатствованной, а не стала облагодатствованной в день Благовещения. Пребывая во Cвятая Святых Иерусалимского храма, она достигла святая святых духовной жизни, которым является обожение. Если притвор Иерусалимского храм был предназначен для прозелитов, и если храм сам был предназначен для священников, а Cвятая Cвятых для первосвященника, то именно туда то и вошла Пресвятая Дева, что является доказательством того, что она достигла обожения. Известно, что в христианскую эпоху храмовый нартекс был предназначен для оглашенных и неочищенных, а сам храм был предназначен преимущественно для достигших просвещения членов Церкви, а святая святых было предназначено для тех, кто уже достиг обожения.
Таким образом Богоматерь достигла обожения еще прежде, нежели ее посетил архангел. С этой то целью используется специальный метод Богопознания и Богообщения, как их истолковывает чудесным и богодуховновенным образом свт. Григорий Палама. Речь идет о безмолвии-исихии, об исихастском пути. Пресвятая Дева понимала, что никто не мог постичь Бога с помощью логики, рассудка, чувственно, фантазией и человеческой славой, но только посредством ума. Таким образом, она умертвила все силы души, которые исходили от чувственности, и через умную молитву она задействовала ум, и таким образом она достигла озарения и обожения. И поэтому она была удостоена того, чтобы стать Матерью Христа, чтобы доставить Христу плоть. Она не просто обладала добродетелями, но обладала боготворящей благодатью Божией.
Пресвятая Дева обладала полнотой благодати Божией по сравнению с людьми. Несомненно, Христос, как Бог Слово, обладает всей полнотой благодати, но Пресвятая Дева восприяла полноту благодати от полноты божественной благодати своего Сына. По этой то причине она является по отношению ко Христу ниже Его, поскольку Христос имеет благодать по природе, в то время как Богоматерь только по причастности Богу. Но по отношению к человеку - Она вше всех.
Пресвятая Дева имела полноту благодати от полноты божественной благодати своего сына до зачатия, во время зачатия и после него. До зачатия эта полнота благодати была совершенной, во время зачатия она стала совершеннейшей, а после зачатия она стала самой совершенной (прп. Никодим Святогорец). Таким образом, Пресвятая Дева была девой по телу и девой по душе. И эта телесное девство является высочайшим и совершенным по причине душевной чистоты святых, которая достигается действием Всесвятого Духа.
В
Никто из людей не мог родиться освобожденным от бремени прародительского греха. Падение Адама и Евы и последствия их падения наследовал весь человеческий род. Вполне естественно, что и Пресвятая Дева не могла быть избавленной от прародительского греха. Слово апостола Павла об этом вполне ясно говорит: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). В этом отрывке из послания апостола Павла вполне ясно раскрывается та истина, что грех мыслится как лишение славы Божией, и что никто не мог избавиться от него. Итак, следовательно, и Пресвятая Дева родилась с прародительским грехом. Но когда же она избавилась от него? Ответ на этот вопрос необходимо высвободить от уз схоластических воззрений.
Прежде всего, нам необходимо сказать о том, что прародительский грех был лишением славы Божией, удалением от Бога, прекращение Богообщения. Но все это имело и последствия для тела, потому что в тело Адама и Евы вошло тление и смерть. Когда в Православной Церкви говорят о наследовании прародительского греха, то под ним не понимается наследование вины за прародительский грех, но главным образом наследование его последствий, которыми являются тление и смерть. Но когда заболевает корень растения, то заболевают и его ветви, и листья. Тоже самое произошло и при падении Адама. Заболел весь человеческий род. Тление и смерть которые наследует человек, являются благоприятным климатом для возделывания страстей, и тем самым происходит помрачение человеческого ума.
Несомненно, что по этой то причине восприятие Христом при Его воплощении этого смертного и страстного тела, но без греха, свершилось ради того, чтобы исправить последствия греха Адама. Обожение было и в Ветхом Завете, точно также как там было и просвещение ума, но не была упразднена смерть, поэтому то и пророки боговидцы нисходили во ад. Благодаря вочеловечению Христа и Его Воскресению обожилась человеческая природа, а тем самым была дана возможность для каждого человека достичь обожения. Поэтому то через святое Крещение мы становимся членами обоженного и воскресшего Тела Христова, поэтому то мы и говорим, что через святое Крещение человек освобождается от прародительского греха.
Когда же все это переносим к случаю с Богоматерью, то мы можем понять ее связь с прародительским грехом и освобождение от него, Пресвятая Дева родилась с прародительским грехом, она имела все его последствия - тление и смерть в ее теле. Своим входом во Cвятая Cвятых она достигла обожения. Но это обожение не было достаточным для отмены последствий первородного греха, которыми являются тление и смерть. И это несомненно потому, что еще не свершилось соединение в ипостаси Бога Слова божественного естества с человеческим. Так, в тот момент, когда силою Святого Духа божественное естество соединилось с человеческим естеством в утробе Пресвятой Девы, Богоматерь стала первой, кто вкушает освобождение от так называемого первородного греха и его последствий. Иначе говоря, в этот момент свершилось то, что не смогли сделать Адам и Ева при их свободной личной борьбе. Поэтому то в этот момент Благовещения Богоматерь достигла величайшего состояния, которым обладали до своего падения Адам и Ева. Она была удостоена того, чтобы вкусить и пережить конечную цель творения, как мы это сможем увидеть при дальнейших рассуждениях.
Посему то Пресвятая Дева вовсе не нуждалась в переживании таинства Пятидесятницы, не нуждалась в Крещении. То что пережили Апостолы в день Пятидесятницы, когда они стали членами Тела Христова посредством Святого Духа и то, что произошло со всеми нами во время таинства Крещения, это свершилось с Богоматерью в день Благовещения. Тогда Она была освобождена от прародительского греха не в смысле освобождения от вины, но в том смысле, что Она достигла обожения по душе и по телу по причине своего соединения со Христом.
В этих рамках нам необходимо понимать и слово святого Иоанна Дамаскина, что в день Благовещения Пресвятая Дева восприяла Святого Духа, Которым Ей дано было очищение и достаточная сила от божества Слова, а одновременно же и рождающая способность. То есть Богоматерь восприяла от Cвятого Духа и очищающую благодать, но и достаточную и рождающую благодать для рождения Бога Слова как человека.
Г
Ответ Богоматери на весть Архангела, что Она будет удостоена того, чтобы родить Христа, был весьма и глубоко содержателен: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему» (Лук. 1, 38). Здесь проявляется послушание Богоматери слову Архангела, но и послушание Богу для события, которое было столь поразительным и удивительным для человеческой логики. Так логика человеческая подчиняется воле Божией.
Некоторые утверждают, что в этот момент все праведники Ветхого Завета, но и все человечество с величайшим напряжением ожидали услышать ответ Богоматери. Их охватил страх за то, что возможно Она не послушается воли Божией. Утверждают, что поскольку Она, несомненно, обладает свободой и может сказать да или нет, как впрочем произошло в случае с Адамом и Евой, то тоже могло случится и с Пресвятой Девой. Но, однако, Богоматерь не смогла отказаться от исполнения воли Божией, и вовсе не потому, что Она не была свободной, но потому что обладала реальной, действительной свободой.
Святой Иоанн Дамаскин делает различие между естественной (το φυσικό θέλημα) и гномической (избирательная το γνωμικό θελήμα ) волями. Гномическую волю кто-либо имеет тогда, когда он пребывает в неведении в отношении предметов по причине колебания, сомнения, а в конечном итоге по причине неспособности сделать выбор. Речь идет о некой нерешительности, колебании в отношении приведения к осуществлению намерения. Естественной волей обладает всякий, когда он совершает свои действия сообразно природе (κατά φύσις) без нерешительности, без неведения в исполнении правды.
Итак, оказывается, что естественная природная воля связана с «желать», в то время как гномическая воля связана с «как желать», и, конечно же, когда человек что-то совершает с сомнением, колебанием и нерешительностью. Следовательно, естественная воля это то, что относится к совершенству природы, в то время как гномическая воля являет несовершенство природы, поскольку она предполагает, что человек не имеет знания истины, а поэтому, конечно же, не имеет того, в отношении чего нужно принимать решение.
Христос же имел две воли по причине двух природ, человеческой и божественной, поэтому он имел естественную природную волю, в том смысле в каком мы об этом говорили ранее, и конечно же у Него не было гномической воли. Как Бог Он всегда знал волю Отца и не имел никакого сомнения в Самом Себе, и никакой нерешительности. Это по благодати переживают святые, в особенности Пресвятая Дева. Поскольку Богоматерь достигла обожения, то поэтому Она не могла отвергать волю Божию, но и не могла отвергнуть вочеловечение. Она обладала совершенной свободой, а поэтому ее свобода всегда действовала сообразно природе, а не вопреки природе. Мы же, поскольку не достигли обожения, обладаем несовершенной свободой, так называемой гномической волей, а поэтому в жизни мы проявляем нерешительность. Вопрос «Как сие будет ибо мужа не знаю» (Лук. 1, 34), указывает на смирение и на бессилие человеческой природы, но и на невероятность происходящего, поскольку в Ветхом Завете известны случаи чудесного зачатия, но не безсеменного.
Д
В день Благовещения происходит силою и действием Всесвятого Духа немедленное зачатие Христа. Мы воспеваем Богородице: «Гавриилу вещавшу Тебе Дево радуйся со гласом воплощаемом всех Владыки». Это означает, что не прошло несколько часов и дней для того, чтобы произошло зачатие, но оно в точности совершилось в тот же момент.
Архангел Гавриил сказал Иосифу, обручнику Пресвятой Богородицы: «не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Святого Духа» (Мф. 1, 20). Мария родила Христа по человечеству, но зачатие совершилось от Святого Духа.
Святитель Василий Великий, комментируя это выражение, а преимущественно «родила от Духа Святого» говорит, что все, что имеет свое происхождение от чего-то иного, как правило, выражается с помощью трех слов. Первое - это «творчески», так как все тварное было сотворено Богом посредством Его действия. Другое - это «рожденность» («γεννητώς») - как Сын был рожден прежде всех веков от Отца. Третье - это «природно» («φυσικώς») - как действие-энергия исходит от всякой природы-естества, то есть как освещенность от солнца, а главным образом действие от действующего. В отношении зачатия Христа от Святого Духа подлинное выражение таково — Христос зачался по действию Святого Духа «творчески» («δημιουργικώς»), а не естественно и рожденно.
Преподобный Иоанн Дамаскин учит, что Сын Божий и Бог Слово составил для Самого Себя от непорочных и чистых кровей Богоматери плоть, которая является одушевленной душой умной и разумной и не посредством семени, но творчески - посредством Святого Духа.
Конечно, когда мы говорим о зачатии Христа во утробе Богоматери действием и силой Святого Духа, то нам не следует обособлять Святого Духа от Святой Троицы. Из учения Святых Отцов известно, что у Святой Троицы общим является действие-энергия. Творение мира и обновление человека и мира свершилось и свершается общим действием Троичного Бога. Следовательно не только Святой Дух сотворил владычне Тело Христа, но и Сам Отец и Сын и Святой Дух, то есть Вся Троица. Формулировка этой истины обретает такой вид — Отец соблаговолил воплощению Его Сына, Сын Божий и Бог Слово явился исполнителем Его воплощения, а Святой Дух его довершил.
Зачатие Христа во утробе Богоматери произошло в безмолвии и скрытно, а не в шуме и смятении. Никто из Ангелов и никто из людей не мог понять в ту минуту всего того великого, что совершалось. Пророк Давид произнес об этом событии пророчество: «Снидет яко дождь на руно и яко капля каплющая на землю» (Пс. 81, 6). Как дождь, который падает на поверхность руна из шести не вызывает никакого шума, никакого разложения, тоже произошло и во время Благовещения и зачатия. Христос Своим зачатием не произвел никакого шума и никого разрушения девства в Пресвятой Деве. Поэтому то Пресвятая Дева была и остается Девой до рождения во время рождения и после рождения Это те самые три звезды, которые иконописец всегда изображает на лбу и на плечах Богоматери.
Е
Соединение в ипостаси Бога Слова божественной и человеческой природ в утробе Богоматери немедленно привело к обожению человеческой природы. То есть с самого первого мгновения, когда божественная природа соединилась с человеческой произошло и обожение человеческого естества. Характерным является слово прп. Иоанна Дамаскина: «одновременно плоть и в то же время плоть Бога Слова». Это означает, что после зачатия не предвиделось некого разрыва во времени, для того чтобы совершилось обожение воспринятого человеческого естества, но это обожение произошло во время зачатия.
Следствием и результатом этого события является то, что Пресвятую Деву необходимо назвать Богородицей, поскольку Она действительно родила Бога, Которого Она носила во чреве девять месяцев, а не некоего человека, который лишь обладал Божественной благодатью. Посему Пресвятая Дева называется Богородицей, а не Христородицей. Христологический догмат имеет свое продолжение в феотокологии (мариологии). Пресвятая Дева является Богородицей несомненно потому, что Она в Духе Святом восприяла Христа.
Это особенно необходимо подчернуть, потому что в древности предметом больших богословских дискуссий вопрос о том, следует ли Пресвятую Деву называть Богородицей по причине уже существовавших еретических учений. Окончательное закрепление учения о том, что Пресвятая Дева родила Бога и что сразу же при восприятии человеческого естества произошло и Его обожение произошло на III Вселенском соборе. Еретик Несторий, используя философские термины и человеческое рассуждение, утверждал, что Пресвятая Дева была человеком, и по этой то причине для Нее невозможно было родить Бога. Просто говоря, Бог «сопребывал» или «соприсутствовал» через Богородицу. Конечно, в богословии возникала проблема относительно связи и соотношения двух природ во Христе. Несторий верил в то, что плоть Христа была просто чем-то прилагаемым к божественному естеству. Логос был Богом, но сочетался с человеком и обитал в нем. В таких предположениях он называл Пресвятую Деву Христородицей, а не Богородицей.
Однако Христос — это Богочеловек, совершенный Бог и совершенный человек, и каждая из Его природ действовала «в общении с другой», в ипостаси Слова. Этот вопрос мы рассмотрим, когда мы будем говорить о Рождестве Христа. Однако здесь нам необходимо подчеркнуть, что человеческая природа обожилась сразу при ее соединении с божественной природой в ипостаси Слова во чреве Богоматери. Поэтому Пресвятая Дева является и называется Богородицей поскольку Она родила по человечеству Бога.
Ж
Немедленное обожение человеческой природы божественной природой Слова не означает, что при соединении обеих природ упраздняются свойства человеческой природы. Это указывает на то, что зачатие и чревоношение, но и Рождение Христа свершилось сообразно естеству и превыше естества. Превыше природы, потому что оно совершилось творчески от Святого Духа, а не через семя. Сообразно природе, потому что чревоношение происходило сообразно тому, как носится во чреве младенец.
Однако существует одно знамение, на которое нам необходимо указать. В каждом ребенке имеются некоторые стадии развития до тех пор, пока не придет час для того, чтобы он родился. В самом начале происходит зачатие, а в дальнейшем, в соответствии с промежутками времени, обретают свой вид члены его тела. Затем они понемногу развиваются, а в соответствии со степенью его развития происходит движение. А в завершении, когда тело примет совершенные уже формы оно исходит из чрева своей матери.
Хотя божественный Младенец понемногу рос, но отсюда не следует, что между зачатием и образованием членов тела был какой-то промежуток времени. Свт. Василий Великий соответственно говорит: «носимое во чреве Тело было сразу же совершенным и даже в самом малом Оно не формировалось». На это необходимо смотреть с той точки зрения, что был создан совершенный человек, но однако же не сразу стал по строению тела девятимесячным. Он возрастал и развивался понемногу, в то врем как Он имел с самого начала сформированное тело.
З
Зачатие Христа во чреве Богоматери произошло от Святого Духа творчески, а не от семени, поэтому что Христос восприял истинную природу, которой обладал Адам до преступления. Конечно, Христос восприял тело страстное и смертное, каким оно стало после падения Адама дабы победить тление и смерть, но однако же оно было предельно чистым и невинным, каким было тело у Адама до преступления, а с точки зрения тленности и смертности оно было как тело Адама после преступления.
Следовательно, зачатие произошло посредством Святого Духа, потому что способ, которым сегодня рождается человек (от семени) присущ человеку после преступления прародителей. Согласно свт. Григорию Паламе, движение плоти к рождению совершенно не лишено греха, потому что в то время, когда ум уклонился от Бога, чтобы в нем господствовал человек, человек ведет себя во время телесного движения, как «непокорный». Итак, истинная природа Христа имела зачатие творческое, а не семенное.
Несомненно этот факт самым тесным образом связан с тем, что зачатие, чревоношение и рождение Христа от Пресвятой Девы было лишено сласти, не поврежденным и безболезненным. Итак Христос был зачат носим во чреве как младенец и родился без похотной сласти, неврежденно и безболезненно. Он родился безсеменно по двум причинам. Первая — потому что Он восприял чистую человеческую природу, а вторая — дабы родиться нетленно и безболезненно.
Пресвятая Дева, поскольку она восприяла Христа безболезненно, без сласти похотения, то и Его Самого носила во чреве девять месяцев неврежденно и легко. Она не ощущала тяжести, несмотря на то, что божественный младенец физиологически развивался и имел вес и тяжесть соответствующую развивающемуся зародышу. Так что в данном случае применимо пророческое слово пророка Исайи: «Вот, Господь восседает на облаке легком» (Ис.19, 1) Под словами «на облаке легком» подразумевается человеческая плоть, которая была настолько легкой, так что она не имела никакого веса и не причиняла особой тяжести Богородице в течение всего периода девятимесячного плодоношения.
Безсеменное и лишенное сласти похотения зачатие Богоматери и безболезненное чревоношение Ее были самым тесным образом связаны с нетленным и безболезненным рождением Христа. Согласно свт. Григорию Нисскому существует тесная связь между похотью (сластью, похотью - ἡδονή) и душевной болью страданием (ὀδύνη), поскольку всякое наслаждение имеет сопутствующие последствия и болезнь. Адам пережил и ощутил наслаждение и за чем последовала болезнь передавшаяся всему человеческому роду. Там и теперь, благодаря освобождению от наслаждения, проистекает радость на человеческий род. Рождение Христа не нарушило девства Богородицы, точно также как и зачатие не происходило с похотью и сластью, а ношение плода во чреве было беструдным. Ибо там, где действует Всесвятой Дух — там «побеждается естества чин».
И
Период ношения Богородицей во чреве своем плода является прообразом непрерывного причащения, которое будут иметь святые в Царствии Божием.
Известно что мать, которая имеет в своем чреве младенца, самым тесным и органичным образом связана с ним. Современные ученые доказали, что младенец не только испытывает влияние со стороны телесного состояния своей матери, но и со стороны ее психологического состояния. А поскольку божественный младенец был зачат от Святого Духа, но возрастал согласно естественным законам природы, то есть он имел общением с телом Пресвятой Девы, то поэтому и существует тесная связь между Христом и Богоматерью. Волне естественно, что нам надо на это смотреть с той точки зрения, что Пресвятая Дева подает Христу кровь, но и Христос ей дает Свою благодать и благословение. Носимый во утробе Богоматери Христос в тоже время не оставлял и престола Божия, следовательно он восседал на нем со Отцем и Святым Духом.
Его человеческая природа была соединена с божественной неизменно, не слитно, неразлучно и нераздельно, и сразу же с момента зачатия. Это означает, что, во-первых, Пресвятая Дева вкусила блага вочеловечения - обожение. Это то, что ученики Христа вкусили лишь во время Пятидесятницы, а мы после Крещения во время таинства Божественной Евхаристии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христа. Это будут переживать и чем будут жить святые в Царстве Небесном. Это то, что переживала Пресвятая Дева с первого мгновения своего зачатия и чревоношения.
Следовательно Христос все девять месяцев, день и ночь, питался по своей священной крови от Пресвятой Девы. Это является прообразом непрерывного Божественного Причащения и непрерывной связи и общения святых со Христом, что произойдет главным образом в иной жизни. Поэтому то Пресвятая Дева является прообразом будущего века. через эту то призму мы взираем на Рай.
К
Прп. Никодим Святогорец, говоря о Благовещении Богоматери, к этому событию подходит с токи зрения персональной и отнологической. Потому что недостаточно праздновать события связанные с вочеловечением только внешне, но нам необходимо к ним подходить онтологически и духовно. По этой то причине было высказано много слов святыми, в которых говорится об этом онтологическом подходе.
Характерным является слово пророка Исайи: «Страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли» ( Ис. 26 ,18). Согласно толкованию Святых Отцов семя - это Божественное слово, а матерь - это ум и сердце человека. Посредством веры слово Божие сеется в сердце человека и порождает и устанавливает в нем страх Божий. Речь идет о страхе, дабы человек не оставался вдали от Бога. Посредством этого страха Божия начинается борьба за очищение сердца и обретения добродетелей, что подобно боли и мукам рождения дитя. Таким образом раждается дух спасения, который является обожением и освящением.
Возрастание наше во Христе происходит при духовных муках. Апостол Павел говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4. 19). Муки - это аскетическая борьба, а возрастание (изображение — в греч подлиннике ου μορφωθή Χριστός) — это обожением и освящение-святость.
Согласно Святым Отцам ( свт. Григорий Нисский, прп. Максим Исповедник, прп. Симеон Новый Богослов, Никита Стифат т.д.), все то, что телесным образом свершалось в Богоматери, это же духовно происходит в каждом человеке, в котором девствует душа, то есть очищается от страстей. Христос, Который однажды родился по плоти, всегда хочет раждать Себя по духу в тех, кто этого желает и таким образом в них Он становится младенцем, возрастает в них посредством добродетелей.
Духовное зачатие и рождение создает впечатление, что прекращается течение крови, то есть прекращают свое существования устремления, направленные на совершение греха, что в человеке более не действуют страсти, человек ненавидит грех и постоянно хочет творить волю Божию. Это зачатие и рождение совершатся исполнением божественных заповедей, особенно при возвращением ума к сердцу и творением непрестанной односложной молитвы. Тогда человек становится храмом Святого Духа.
Благовещение Богоматери является благой вестью для всего человеческого рода, сообщением о том, что воплотился Сын Божий и Бог Слово. Этот всемирный праздник должен привести к празднованию персонально-личного праздника, к персональному благовестию. Нам необходимо принять предвозвестие о нашем спасении, которое является величайшей вестью и новостью в нашей жизни.
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год.
-
Источник: pemptousia.gr