Раньше среди преподавателей патрологии и даже среди православных богословов бытовало мнение, что святые отцы существовали в нашей Церкви лишь до VIII века. Иными словами, они очертили границы патрологии, отрицая тот факт, что и после Иоанна Дамаскина в Церкви продолжали существовать и другие святые отцы.
Подобное мнение учителей православия отмечено ярко выраженным влиянием богословия протестантов, которые, как известно, отрицают существование святых отцов, презрительно называя их «пенсионерами», ставя под сомнения или же вовсе отвергая их роль и значение для Церкви. Следствием такого рода воззрений явилось отсутствие внимания к изучению православной христианской литературы после VIII века, а также игнорирование и недооценка даже корифея исихазма – святого Григория Паламы. Однако мы не будем ссылаться на подобных ученых, поскольку отнюдь не это является целью данного исследования.
К счастью, столь ошибочный взгляд на святоотеческое наследие был пересмотрен, и в настоящее время восторжествовала истина православия, допускающая, что Церковь признает появляющихся в ее истории новых святых, в частности, святых отцов. И горе, если этого не происходит. Ибо если в Церкви перестают рождаться святые и отцы, тогда нам, членам Церкви, нужно задаться вопросом, действительно ли мы принадлежим единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Церковь – это тело Христово, и мы являемся его членами. Христос – Глава Церкви и Спаситель Своего Тела (Еф. 5:23), то есть Церкви. И в том случае, если в наши дни Церковь не рождает святых и отцов, это означает, что она является «бесплодной» и противоречит самой себе. Однако это не так, поскольку за всю свою историю Церковь явила сонм святых и отцов. Яркий пример последних лет – множество новомучеников и современных нам святых. Никодим Святогорец, колливады, святой Нектарий, святой Силуан Афонский – кто они, если не истинные святые, по праву называющиеся отцами Церкви? Поскольку, помимо примера своей святой жизни и православного образа мыслей, они оставили нам и свои творения, доносящие голос Церкви до Божьего народа.
Что же касается Иосифа Исихаста, Софрония (Эссекс), Филофея Зервакоса, Гавриила Дионисиата, Иакова Цаликиса, старцев Паисия и Порфирия, то они, что очень важно, уже причислены к лику святых и вписаны в синаксарь в сознании верующих. Единственное, что остается, – это их официальная канонизация и провозглашение их отцами Церкви.
Наша задача – исследовать путь развития и практику Церкви. Общность сознания верных членов Церкви (как клира, так и народа) является критерием ортодоксии и ортопраксии святых отцов Церкви.
Святые отцы Церкви, «принявшие Духа Святого», по словам святого Епифания, никогда не действуют согласно своим собственным соображениям и законам, но выражают понятным для своей эпохи образом православную традицию, которую Церковь издревле хранит нетронутой. Так церковь направляет народ Божий и сопровождает его в мире, неся свою эсхатологическую направленность, имея своими устами и голосом святых и отцов, особенно когда люди находятся в духовном поиске, согласно Фотию Великому. И Церковь никогда не переставала сталкиваться с «призывами» и с «исканиями», поскольку сатана завидует ей, пытаясь «увлечь ее рекою» (Откр. 12:15).
Таким образом, возвращаясь к нашему времени, мы осмеливаемся полагать и надеемся, что со временем и сознание верующих примет в круг великих церковных фигур нашей эпохи тех, которые «и словом, и делом, просвещали мир», как было сказано на Трулльском (Пято-шестом) Вселенском Соборе. В число святых отцов по праву может быть включен и недавно отошедший ко Господу в горний Иерусалим старец Феофил Зисопулос. Это был смиренный служитель Божий, который для всех знавших его людей стал пастырем, «который пас их с знанием и благоразумием» (Иер. 3:15).
Его церковная и общественная деятельность была и остается «сладким благоуханием» нашего времени и всей церковной и общественной истории. И конечно, жители Царствия Небесного приняли его благочестивым торжеством. Радостно обнял его и Иоанн Златоуст, видевший в нем высокий амвон и громогласную трубу, провозглашающую по всему миру Божественное слово. И этому рвению Златоуста полностью отвечал блаженной памяти старец Феофил, создавший телевизионный канал Е4, ставший мировым церковным амвоном.
Таким образом, и в настоящее время наша Церковь являет святых отцов. Они будут появляться в ней и до конца нынешнего века.
Никос Николаидис, профессор богословия.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.