Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Император Константин и христианское богословие

Международная конференция, посвященная 1700-летию Миланского Эдикта,

31/5/2013- 2/6/2013, Ниш, Сербия

Император Константин и христианское богословие с периода его самодержавного правления империей и

до II Вселенского собора

 

Emperor Constantine and the theology of Christianity

from his autocracy to the second Ecumenical Council


РЕЗЮМЕ

С момента своего вступления на императорский престол Рима и до соей конины он оказывал содействие Христианству в том, чтобы она стала религией всей империи. В этот период появилось множество ересей. Они поставили под величайшую угрозу единство Христианства и его учение. Такие образованные люди как Арий, Аполлинарий, Маркелл, Евномий и Македоний пытались дать разъяснение или объяснить природу Бога, Его действия и Его имена в соответствии с человеческими взаимоотношениями, человеческими воззрениями и верованиями людей. Результат такого подхода имел катастрофические последствия, потому то новые ереси внедрились в империю. Такие православные Отцы как свт. Афанасий Великий и Отцы Каппадокийцы старались  ниспровергнуть ереси и имели в этом успех. Благодаря попечению о вере этих Отцов  Первому и Второму Вселенским Соборам удалось раскрыть основы христианского учения и сохранить истинное учение и догматы Христианства.

ВВЕДЕНИЕ

Константин Великий и его обращение к христианству



C. Флавий Валерий Константин родился в г. Naissus, Ниш в Сербии. Он был сыном Констанция Хлора, который позже стал римским императором, и святой Елены, женщины незнатного происхождения, замечательными  чертами характера, но и необычных способностей [1]. Елена была дочерью хозяина гостиницы. Дата его рождения не тона, она колеблется между 274 и 288. Константин I или Св. Константин, был римским императором с 306 до 337гг. Он хорошо известен как первый римский император, который  принял христианство. Константин издал Миланский эдикт в 313 году, который провозгласил религиозную терпимость ко всем религиям империи [2]. Сегодня некоторые историки поддерживаются мнения, что не было никакого официального Эдика, но было только принятое Лицинием и Константином решение о религии.

Эдикт не только защищал христиан от религиозных преследований, но и все религии,  дозволяя лишь поклоняться любому божеству, тому, какое человек избрал. Аналогичный Эдикт был издан в 311 Галерием, ставшим в последствии старшим императором Тетрархии; указ Галерия предоставлял христианам право исповедовать свою религию: «Мы постановили, чтобы вновь свободно жили христиане, и пусть устраивает вои собрания, но так, чтобы никто из них не нарушал порядка» «Ut denuo sint Chrsitiani et conventicula sua componant, ita ut ne quid contra disciplinam agant», но не возвращать им никакой собственности [4]. Напротив, Миланский Эдикт состоял из множества статей, в которых заявлялось, что все конфискованные церкви должны быть возвращены, а также другие виды имущества относящиеся к преследовавшимся христианам [5]. Ни Константин, ни Лициний не провозглашали христианство в качестве официальной религии [6].

В 324 году, после поражения Лициния и его смерти, начался период единовластия императора Константина. Глубокий ум и проницательность его характера привели его к принятию двух важных решений, которые  в последствии  изменили историю Римской империи. Его первым решением было принятие христианства в качестве официальной религии Византийского государства, а вторым было перенесение столицы империи из Рима в новый город. Он был построен на месте древнего Византия, и его имя  Константинополь. Этот город был новой столицей империи, Новым Римом [7].

С 320 Константин постоянно поддерживал христианство, оказывая финансовую помощь и предоставляя христианской церкви льготы или освобождение от уплаты налогов. После признания христианства в качестве religio licita Константин Великий предоставил епископам право суда в гражданских делах audentia episcopalis. Тем самым епископ имел право суда не только в силу своей духовной власти,  но и в силу поддержки со стороны власти императора. [8].  Константин защищал и поддерживал христианскую религию, он стал крещеным христианин прежде своей конины. Традиционно для римских императоров он оставался Pontifex Maximus  по политическим мотивам, ради поддержания мира и равновесия в отношениях между язычниками и христианами [9]. Многие историки [10] считают, что Константин оказывал помощь христианству из политических соображений. Они утверждают, что торжество и победа христианства уже имело место на Востоке прежде, задолго до самодержавия Константина. Обращение Константина в христианство началось - по истории Евсевия [11] - с видения императора Константина, перед битвой с Максенцием, молитвы Константина, обращенной к Богу  христиан. Евсевий ссылается  на описание видения императору Константину не в свете  причины и для обращения Константина в христианство,  но для того, чтобы показать, что новый император имел благословение от Триединого Бога христиан. Именно на этом и было основано политическое богословие [12].

Константин внес много изменений в жизнь империи: I) казнь через Распятие была отменена, II) детоубийство - убийство нежелательных младенцев - было отменено, III) рабство отменялось и многие рабы отпускались на свободу, IV) гладиаторские бои запрещались, но не были отменены до конца, V) христиане избирались в качестве советников императора, VI) Церковь была освобождена от налогов, VII) первый день недели, воскресенье (день солнца), был выделен как священный день для богослужения. Воскресенье было объявлено  официальным выходным днем для римлян, с той целью, чтобы большее число людей могло посещать церковь [13].

Поддерживается мнение о том, что Константин избрал Христианскую Церковь и ее опекал не только по теологическим причинам, но и по политическим. Как политик он понимает все большее возрастание значения христианского меньшинства в частной и общественной жизни империи. Тот факт, что христианство стало его религией и религией его детей, говорит о том, что Константин руководствовался не только политическими мотивами. Он руководствовался также и религиозной ревностью.

 



Глава I.

1. Учение арианства и Никейский собор



В 320 появился враг для христианской религии. Им была ересь арианства. Арианство появилось и сформировалось около 320, в Александрии Египетской, и оно касалось веры в личность Христа и она получила свое название по имени Ария Александрийского. Это была величайший из всех ересей в ранней церкви, которая  привела к серьезным последствиям. Константин должен был найти решение этой церковной проблемы, которая, которая была величайшей проблемой и для единства империи. В правление императора Константина был создан прецедент, когда позиция императора имела некое влияние на религиозные споры, которые происходили в рамках Кафолической Церкви э го времени, в частности касательно арианства. Сам император Константин не любил рискованные ситуации, угрожавшие общественной стабильности, поэтому религиозные распри и споры он предпочитал решать, где это было возможно, в пользу установления православия. Император сознавал это как свою обязанность, гарантировать все возможное для того, чтобы в его империи поклонялись Богу должным образом, и следует правильно почитать Бога это должно определяться Церковью.
Арий, священник из Ливии, как было оказано, является одним из главнейших врагов Христианства.  Арий отверг теорию Оригена об одной и той же божественной сущности, расширяя и углубляя, как это было, до того взгляда, то в божественной сущности имеются различия, иерархические градационные уровни. Следовательно, он отказался принять идею, что Логос занимает промежуточное положение, в том смысле, что Логос есть второй Божественный принцип, идеально отражающий трансцендентного Отца и Он передает в тварный мир образ, с помощью которого может быть познан и описан[14]. С точки зрения Ария  такое было бы невозможно, чтобы кроме Отца был бы еще один Бог. Только Отец является Богом. Логос или Сын, придерживался этого мнения Арий, был тварным существом — Он был создан из ничего, от Отца, рожденного прежде создания вселенной. Поэтому он говорил, что было время, когда Сына не существовало. Согласно Арию, Сын был первым и величайшим из всех творений, которые были созданы Богом, Он был ближе к Богу, чем все другие, а остальные творения связаны с Богом через Сына (например, Бог создал все остальное через Христа). Развивая эту еретическую конструкцию Ария думал, что он защищал фундаментальную истину монотеизма, что есть только один Бог. Вера же в полную божественность Христа, он полагал, будет означать, что Отец и Сын были два отдельных Бога, то в свою очередь стало бы противоречить многим  утверждениям Библии о единстве Бога. Арий также не устраивает идея Оригена, что могут существовать "степени" или "классы" божественности, то же касается Сына, то Он немного менее божественен, чем Отец. Это учение стало известно позднее, после Никейского собора, как полу-арианство. Арий утверждал, что так как Отец является действительно Богом, о отсюда следует, что Сын не мог быть Богом, - следовательно Он должен быть сотворенным.

Арий находился под влиянием еврейского монотеизма и философской концепции о  трансцендентности и с абсолютным свойством   Бога, космологическими дуалистическими взглядами, в  особенности в учении Филона о «созданном» Логоса, через которого Бог сотворил мир [15] Вообще, применяя греческие термины, арианство отрицало, что Сын имеет одну сущность, природу, субстанции с Богом: Он не единосущен (consubstantial -ὁμούσιος) Отцу и, следовательно, не похоже на Него, не равен по достоинству, или не обитает в реальной сферы Божества.  Превосходство Логоса по св. Иоанну Богослову является лишь атрибутом, Разумом, принадлежащим божественной природе, а не лицо отличающееся от другого, и поэтому Сын является всего лишь  предметом речи. Эти  следствия выводятся из принципа, который поддерживает Арий в письме к Евсевию Никомидийскому , что Сын «не часть Нерожденного». Поэтому в дальнейшем арианские сектанты, которые мыслили логически, оформились в Аномеев: они говорят, о Сын не «подобен» Отцу. И они определяли Бога просто как «Безначального». Они также называются Эксуконтиане, поскольку они поддерживали мнение о творении Сына из ничего.

 

 

 
Константин Великий и Никейский собор



Единство и гармония были необходимы по политическим мотивам. И в 325 году император Константин созвал Первый Вселенский Собор в Никее, для того, чтобы умирить арианские споры. Константин не мог понять доктринальных различий, и поэтому он пытался успокоить богословских противников. Константин не мог постичь глубинный смысл «рождения Сына». По этой причине, он призвал Ария и Александра к мирному сосуществованию, несмотря на их различные учения о Триедином Боге. Огромная богословская опасность была раскрыта императору Константину, и с несомненным риском, Осией, епископом Кордубским.  Осия обратился к императору с советом созвать Собор стой целью, чтобы разрешить богословский конфликт. Константин верил, что осуждение арианства принесет желаемый мир империи, поэтому он написал к епископам «Дьявол в отношении к нам ничего не может делать. Какое зло ни предпринимал он устроить нам, - все оно уничтожено в самом основании. Двоемыслие, расколы, те тревоги, тот смертельный, так сказать, яд несогласия, - все это светлая истина, по воле Божий победила. Все мы, и по имени, Единому поклоняемся, и в бытие Единого уверовали чтобы достигнуть этого, я, по внушению Божию, созвал в город Никею весьма много епископов, с которыми, как один из вас, считающий за особенное довольствие быть вашим сослужителем, и сам предпринимал исследовать все, то представляло повод к обоюдности и раздвоению мыслей»[17].

Однако последующее развитие событий развеяло надежды Константина и осуждение арианства было не в состоянии положить конец богословским спорам, которые вспыхнули в христианской Церкви и охватили империю. На I Вселенском Соборе, арианство было осуждено. Собор сформулировал Символ веры который, хоть и был пересмотрена на Соборе в Константинополе в 381-382, стал известен как Никейский Символ веры. Символ веры отверг учение, что Сын не истинный Бог, но творение Бога, что Он не был рожден от сущности Отца, но был сотворен из ничего, что Он не вечен, и то  что согласно  "Арию было время, когда Он не существовал ".  Что же было подтверждено: вера в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего сущего, и вера во единого Господа Иисуса Христа, через Которого все сотворено и то Он есть Сын Божий, Единородный от Отца, рожденный от сущности Отца,  Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, единосущного Отцу и Святому Духу.

Святой Дух лишь упоминается вместе с Сыном и Отцом, чтобы указать на веру в Триаду - Отца и Сына и Святого Духа, но Ему не удалятся большего внимания. Главное внимание Собора было обращено на Сына, Его статус, и Его отношение к Отцу. Несколько удивительным является то, то Собор до сих пор использует слова уния - сущность и ипостаси как синонимы. Можно при этом выделить несколько пунктов. Отцы Собора не использовали термин Логос-Слово для Христа, но в основном евангельское слово Сын. Так Символ веры подтвердил внесением термина ὁμούσιος и учение о единосущии. Большую роль на Соборе играл ст. Афанасий,  диакон Александрийского епископа, его секретарь, и, в конечном счете, и его преемник. Арий был осужден, но арианство и после Собора вызывало в империи на протяжении многих лет смуты. Несколько лет спустя, Константин изменил свое отношение к Арию и его учения, что и стало причиной его конфликта со  свт. Афанасием.

 

2. Богословие свт. Афанасия Александрийского

 

Уже ранее говорилось о том, то ст. Афанасий на Никейском соборе играл важную роль.. Его богословие было основой для веры Собора. Афанасий учил, что нет никакой аналогии между Богом и людьми. В своем труде «Против язычников» (Contra Gentiles) Афанасий рассуждает о средстве, с помощью которого возможно познание Бога. В основном это два средства - душа и природа. Бог может быть познан человеческой душой, поскольку, "путь не так далек от нас, как превыше всего Сам Бог; Он и не вне нас, но в нас самих; и начало Его может быть найдено» [18] Возможно также познавать Бога не только через душу человека, но через го творения. Порядок вселенной показывает не только то, что есть Бог, но и, что Он один. Для Афанасия, Бог Слово, Который управляет миром это живой Божественный Логос, то есть Слово, Которое есть Сам Бог [19].

Также Афанасий подчеркнул, что Божественный Логос стал человеком для того, чтобы дать нам возможность стать Богом [20]. Богословие Афанасия имело сотериологический характер. Суть учения св. Афанасия об искуплении состоит в том, что только Сам Бог может спасти человечество. Если спасение, которое нам нужно, это действительно новое творение, то его может принести только Творец. Это требует, чтобы  Спасительное Слово было Богом, ибо только Бог может даровать бытие подобное Его. Свт. Афанасий объяснил, что смерть была величайшей проблемой для спасения человека. Он навлек на себя закон смерти, который сразу же вступил в силу после преступления в раю, этот закон превозмогал над нами, и от него не было спасения. Дело в том, что то, то происходило с человеком на самом деле было как что-то чудовищное или ужасное. Было бы, конечно, немыслимо, чтобы  Бог отменял Свое слово, и чтобы человек, совершивший преступление, не должен был бы умереть, Но в то же время это было бы в равной степени ужасно , чтобы творение, которое получило однажды природу о Бога было бы наказано и и вновь бы вернулось в небытие посредством тления [21]. В сознании Афанасия христология имеет непосредственное отношение к искуплению. Афанасий подчеркивал, что Сын Божий вечен. Он не является существом, потому что Он есть Бог, и по этой причине Он имеет ту же природу с Богом-Отцом. В своем учении, он дает великолепное богословие, которое «совершенно » и «реально», и его слово об Одном и Троичном Боге [22]. Свт. Афанасий настаивал на том, то его богословие не несло ничего нового, но следовало богословию Апостолов. В центре учения Церкви находится Святая Троица. Три лица в Боге не является различным проявлением или явлением одного и того же Бога, но каждое лицо является всецело Богом. Каждое лицо единосущно другому.


3. Кончина императора Константина и его преемники.


Константин, хотя он пытался принести мир  империи, он иногда защищал то православных, то ариан, и ему так и не удалось достичь мира. Император умер одетый в белые одежды 22 мая 337. Несколько месяцев ранее он принял крещение и был официально членом Церкви Христовой. После смерти Константина, его сыновья стали императорами. Трое сыновей стали носить титул Августа и они поделили между собой империю. Константин II взял Галлию, Британию и Испанию, Констант взял Италию, Африку и Иллирию, а Констанций взял весь Восток. В 340 г. Константин II был убит в битве против своего брата Константа. Последний был убил Максенцием, претендентом на престол в 350 г.. Эти два Августа выступали в пользу I Вселенского Собора в Никее. После смерти братьев Констанций стал хозяином империи.

Констанций был способным и добросовестным императором, но в то же время он был и защитником арианства. Его решимость внедрить учение Ария во всей империи было причиной его противоречий с Патриархом Александрийским Афанасием. Патриарх был сослан, и Констанций провозгласил арианство в качестве религии империи во время Собора, проходившего в Среме и Римини в 359 г.  Временно арианство, казалось, выиграло поединок против православия, но это был не конец.

После смерти Констанция Юлиан Отступника водворился в Константинополе как единственный император и, несмотря на его отказ от христианства, его первым политическим актом было личное присутствие  во время христианского погребения Констанция, и возглавление церемонии перенесения тела императора в храм святых Апостолов, где он и был похоронен рядом с императором Константином. Этот акт был демонстрацией его законного право на престол.  Личной религией Юлиана были две — язычество и философия; он рассматривал традиционные мифы как аллегории, в которых древние боги выступали в качестве проявлений философской божественности. Во время его правления христиан преследовали. Юлиан умер в 363 и процесс возрождения древней религии умер вместе с ним.

Между тем, появились и другие еретики, Македоний, Макелл, Евномий и Аполлинарий.  Они, вроде Ария, были неверно истолковывали церковное учение о Святом Духе, человечестве и Божестве Христа и Троичный догмат. Христианского богословие в очередной раз оказалось в опасности.

 

 Новые ереси, которые привели к созыву II Вселенского Собора

1.   

После окончания Первого Вселенского Собора, появляются некоторые другие ереси,  которые не только неверно понимали учение о Троице, но и христологигию и учение о Святом Духе (Пневматология). Отцами этих ересей были Македоний, Макелл, Евномия и Аполлинарий.

Македоний  был епископом Константинополя в середине четвертого столетия. Он был арианином, и при поддержке императора Констанция II, партии полуариан он был  поставлен епископом в Константинополе. Македоний был поставлен епископом Константинополя после низложения и последующего убийства епископа Павла (сторонника Никейского собора), но сам был в свою очередь низложен Константинопольским собором 360 года [23]. Македоний осмелился кощунственно учить о Святом Духе. Он исказил апостольское учение о Святом Духе. Он отрицал Божество Святого Духа в Троице. Он поддерживал мнение, что Святой Дух был творением Сына, и слугой Отца и Сына. Македоний нашел своих последователей из сред бывших ариан и полуариан.

 Маркелл, епископ Анкирский, был одним из епископов, кто выступал против Ария. Он учил, что Христос не существовать до Его рождения, и царство Его не будет иметь конца. Маркелл настаивал на  абсолютном единобожии, принимая Никейский  термин единосущный — в понимании тождественный , или "численно идентичны по сущности". Бог для Маркелла является монадой; в действительности же он настаивал на одной сущности-уния, одной ипостаси, и одном лице в Боге. Монада может быть названа "Бог" и "Господь", но не «Отец». Слово существует вечно, как динамический элемент в Боге, но Он совпадает с Монадой; от вечности он почил в Боге, и никогда не говорил вплоть до начала творения. Маркелл понимал Троицу в строго икономическом, домостроительном смысле. Именно в связи с созданием и искуплением расширением "platysmos" Монады в Диаду, а затем в Триаду, и для него все это имели место. Маркелл выделил три икономии. Первая относится к моменту создания, когда Слово исходит от Отца, не становясь при этом особой ипостасью, и Он же создал мир. Вторая икономия - это Воплощение: когда Слово стало человеком, и Оно также стало Сыном. До Воплощения, Слово не имело никакого другого имени как только Слово. После же Воплощения, это или Воплощенный Христос получил все другие наименования, такие как Путь, Жизнь, Воскресение и многие другие. Третья икономия это  расширение Божества до Триады, которое  произошло в ночь на Пасху с ниспосланием Святого Духа [24]. Это только то, чем Дух отличается от Слова. Поскольку расширение Монады в Триаду  происходит домостроительно-по икономии, по причине искупления, то оно не имеет вечного характера. В конце концов, как считал Маркелл, Слово и Дух вернутся к Богу, и Бог вновь будет абсолютной монадой [25].

            Другим основателем новой ереси является появившийся в то же время Аполлинарий. Он ставит под угрозу единство Церкви. Аполлинарий из Лаодикии учил, что Иисус не имел человеческого ума, а, скорее, то, что Иисус Христос имел человеческое тело и нижнюю часть души, являющуюся местом для эмоций, но не божественный ум [26]. Отказ Аполлинарий от того, что Христос имел человеческий ум, был, как считается, следствием чрезмерной реакции на арианство и его учение, что Христос не был Богом. Если Христос воспринял только человеческую плоть, а не ум, Он может спасти человека от грехов и смерти. Аполлинарий попытался совместить учение о Воплощения с учением Аристотеля и Демокрита. Аполлинарий поддерживаемых что из двух вещей, одна вещь не может появиться. Для того чтобы объяснить свою мысль, он настаивал на том, что соединение двух природ дало два лица, а не одного Христос. Согласно Аполлинарию "по виду Христос имел одну природу и одну мысль, «волнение»[27].

            В конечном итоге последним «создателем» ереси был Евномий. Он учил о Сыне, что приходит в битие из ничего волей это сына есть существо, извлек из ничего по воле Отца,  и Он превосходит все творение поскольку только Он был единственным, Кто был создан Одним Богом для того, чтобы стать Творцом мира.  Термин Нерожденный (Ἀγγενισία) превосходно выразил мысль о Божественной Сущности как Нерожденной, Бог является абсолютно простым существом. Отец не рожден, Сын рожденный, так что должно быть существовать отлиие по сущности. Если дозволено использование нерожденности (ἀγγενισία)  в качестве божественного свойства, то простота Бога исключает всякое множество свойств. Таким образом, термин нерожденный-ἀγγενισία  является уникальной особенностью которая является преимущественной для Божественной природы, поэтому  у Него только одна сущность. Другими словами, Бог, по существу не может быть рожденным. Один Бог, нерожденный и без начала, Ἀγγένιτος καί Ἄναρхος, не мог сообщать Свою собственную, и даже не рождает единосущного Сына . Отец и Сын не имеют существенного сходства (κατ'οὐσίαν), но не более чем нравственное сходство. Сын не причастен непередаваемой Божественной Сущности (οὐσία), но он принимает участие  и сообщаемой Божественной творческой энергии-действии, и это такое участие, которое и составляет Божественность Сына и соделало Его, с токи зрения творения, именно это вкушение которого составляет Божественность Сына и поставило Его, в отношении создания, в положение Творца, а поскольку принцип отцовства в Боге  это не сущность (οὐσία), а действие-энергия (ἐνέργεια), то именно в этом смысле может быть использован термин Сын Божий. [28].

            Все эти ошибочные учения были "изобличены» учением Отцов Каппадокийцев. Василий Кесарийский настаивал на то, что имена Бога определяют божественные действия-энергии Бога, но не Его "сущность», Его бытие [29]. Божественная природа "οὐσία", неизвестна и недоступна никому, кроме самого Бога. Имя Отец обозначает отношение между Ним и Сыном. То же самое относится и к имени Сын, и для этих имен используются прилагательные нерожденный и рожденный [30]. Различные божественные действия, идиомы делает Бога для нас познаваемым [31]. Свт. Василий Великий говорил, то Бог обладает одной природой (οὐσία), но три ипостаси. Существует один Бог с тремя лицами. Поэтому Дух не ниже Отца и Сына. Он есть также Бог, и он имеет ту же Божественную природу с двумя другими лицами [32]. Сввт. Григорий Богослов утверждал, то каждое лицо в Троичной Боге обладает своим собственным образом бытия. Отец есть нерожденный (ἀγγένιτος), Сын есть рожденный и Святой Дух вечно исходит только Отца  и в определенное время Он посылается Сыном (через Сына) [33]. Свт. Григорий Назианзин, в целях защиты веры от учения Аполлинария, утверждал, то воплощений Логос имел тело, душу и иум. Он был вместе Бог и человек. В конце концов и Григорий Нисский согласился  с другими Отцами.

            Богословие Отцов Каппадокийцев стало догматическим основанием  для  Второго Вселенского Собора, проходившего в Константинополе в 381 году.

Вселенский собор осудил учение Маедония и дал определение догмата о Святой  Троице. Собор постановил, что существует один Бог в трех лицах "ипостасях": Отца, Сына и Святого Духа. Учения Маркелла и Аполлинария были осуждены тоже.

 

ВЫВОДЫ

Мы рассмотрели исторический период начинающийся с управления Римской империей св. Константином  и до II Вселенского собора, поскольку он является основным  для раннего периода  Визанийской империи. Новая империя "характеризуется" «научением христианской вере». Вокруг новой религии развивались разнообразные доктринальные воззрения, которые разрывали не только единство Церкви, но также и единство империи.

 Императоры этой эпохи иногда были яркими и сильными личностями, а иногда проявляли некомпетентность и подпадали под влияние доверенных советников, игравших важную роль в решении богословских вопросах, но они пытались добиться решений, которые принесут мир в Византии. Их действия не всегда были эффективны, а иногда становились причиной появления реакции. Император, который сделал христианство основой империи, это был св. Константин Великий.

ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] cf C. Herbermann & G.Grupp “Constantine the Great” [...]

[2] cf A. Christophilopoulou, […]132.

[3] Ibid.

[4] Lactantius (Лактанций. О смерти гонителей), De mortibus persecutorum, XXXIV, 4.

[5] Eusebius of Caesarea, Church History, I, 5.2-14. Lactantius, De mortibus persecutorum XLVIII.

[6] cf P. P. Ioannou, […].

[7] Hermias Sozomenos Philostorgius. (Ермий Филосторгий Созомен. Церковная история), Ecclesiastical History, II, 3, p. 51: «… Бог явился ему (Константину) ночью и повелел ему найти другое место. Руководимый  десницей Божией, он прибыл в Византий Фракийский подле Халкидона Вифинского, и он (Константин) решился построить свой город и ему заслуженно присвоили имя  Константина. Во исполнение послушания словам Бога он увеличил размеры города, который формально назывался Византием.… Он называл его Новым Римом и Константинополем и устроил в нем столицу империи по всему…»

[8] « Для того, чтобы епископ рассматривал судебные дела на это было необходимо согласие обеих  сторон. (см. Codex Justinianus 1.4.7  за 398 год и Codex Theodosianus 1.27.2 за 408год ). В Novellae 79 83, в делах гражданских император Юстининан ставил клириков и монахов под власть епископа.  Согласно Novella 86.2, епископ, в случае, если отвергали решения дела гражданским судьей, должен был решать  это вопрос совместно с отвергнутым гражданским судьей. Такая административная деятельность епископа в гражданских делах как мирового судии  она незначительна по сравнению с его чисто церковной деятельности», http://ccdl.libraries.claremont.edu/cdm/singleitem/collection/cce/id/278/rec/20 (2012)

[9] cf J. Karagiannopoulos, […]75.

[10]  Burckhardt представляет Константина как умного и амбициозного человека, который все приносил в жертву для удовлетворения своих властных претензий. (J. Burckhardt, […] .326. Немецкий богослов Adolph Harnack поддерживает этот взгляд в своей книге “The diadosis of Christianity during the first three centuries.” (English transl. of J. Moffatt, 1904).

[11] cf V. Vasiliev, […] footnote. 4, 71. – Eusebius of Caesarea, Ecclesiastical History, IX, 9.2. A select library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, edition P. Schaff, H. Wace, 2nd ser., I, 363.

[12] Vl. Fidas, […] 327.

[13] Eusebius  Caesarea , Constantine’s Life (Евсевий Кесарийский. Жиззнь иимператора Константина), III, 18,13,25, 28 etc Eusebius Caesarea, Ecclesiastical History (Евсевий Кесарийский. Церковная история), X, 5-.7.

[14] cf H. Cunliffe- Jones & B. Drewery (ed.), […] 94

[15] St. Papadopoulos, […], 114.

[16] W. Barry. «Arianism.» [...]

[17] Socrates (Сократ Схоластик. Церковная история), Ecclesiastic History, I, 9.

[18] Athanasius Alexandria (свт. Афанасий Александрийский), Contra Gentiles, 30,1.

[19] Johnson, J.F Saint Athanasius, Самая последняя информация представлена в Elwell Evangelical Dictionary, http://mb-soft.com/believe/txo/athanas.htm (2012).

[20] Athanasius of Alexandria, Contra Gentiles, 40,54.

[21] Athanasius of Alexandria, On the Incarnation, 6,2.

[22] Athanasius of Alexandria, Contra Arianos, 1,18

[23] J.F. Bethune – Baker, […], 212,213. Сократ Схоластик подчеркивает, то “вот какие были подвиги Македония в пользу христианства. Это убийства, брани порабощения, междоусобные войны”. Socrates Scholasticus, History Ecclesiastic, II, 38

[24] Иоанн. 20, 22

[25] Cf St. Papadopoulos, […] 347, 348.

[26] Ibid. 348.

[27] Apollinarius Laodicea, De fide et incarnationecontra adversarios. Cf H. Lietzmann, Apollinaris von Laodicea und seine Schule, 1, Tübingen 1904, 193-203.

[28] Myers, E. (1909). […]

[29] Basilius of Caesarea, Against Eunomius, 1, 12-13 and 2, 31.

[30] Ibid. 1, 14-15.

[31] Ibid. 1, 14 and 2, 28.

[32] Basilius of Caesarea, Epistle 125, 1.

[33] Gregory of Nazianzus, Homily, 31, 9.

 

© перевод выполнен интернет-порталом «Православный Апологет», 2013 год



Подписка на новости

Последние обновления

События