Мистик и богослов великого Таинства
Ὁ μύστης καὶ θεολόγος τοῦ μεγάλου Μυστηρίου
митрополит Захумиский и Ерзеговичский г-н Афанасий Евтич
Среди Отцов Церкви есть лишь немногие, которым дано имя богослов. Вместе с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом и свт. Григорием Богословом, живое Православное Предание так называет и византийского монаха Студийского монастыря в Константинополе прп. Симеона. Это потому, что в прп. Симеоне Новом Богослове Православный Восток всегда видел великого мистика и богослова, великого учителя и богослова таинств нашей христианской веры и жизни. О прп. Симеоне велись многие прения уже его современниками, и поэтому появляется его «Житие», написанное его учеником Никитой Стифатом. Это замечательное «Житие»над дает весьма много важного материала для биографии св. Симеона Нового Богослова. Однако много материала о внутренней биографии святого нам предоставляет его богодухновенные творения, и конечно же его «Божественные гимны». И в «Житии» и в творениях прп. Симеона, как совершенно верно замечает о. Георгий Флоровский, открывается эпоха в которую ему довелось жить (10-11. вв. ) и духовное и богословское состояние этого времени. Св. Симеон жил в то историческое время Византийской империи, когда духовная жизнь словно испытывала опасность превратиться в некую рутину и и испытывала застой. Словно было предано забвению евангельское «обновление», всегда юное, динамичное и исполненное радости жизни во Христа благодатью Духа Святого. В то время и богословие также являло собой некое бесплодное хранение и типичное воспроизведение традиции, но без всякого его восприятия от оживотворяющего личностного опыта жизни в Церкви и духовного свидетельства.
Прп. Симеон Новый Богослов был первым из всех подвижников-аскетов, человек живой веры, молитвы и любви, а следовательно он был благодаря своему опыту «созерцатель» (созерцательного делания πρᾶξις θεωρίας ἐπίβασις ), то есть истинный богослов. Его душевно-телесный и умно-сердечный подвиг, аскетический и литургический опыт были путем к богопознанию и богословию. Поэтому он говорил и свидетельствовал о что мы видели и слышали и о таинствах Бога живого (1 Ин. 1,1) .Не случайно Церковь ему дала имя «Нового богослова», потому что, как и бывшие до него великие Отцы — он богословствовал молясь и богословствуя молился. Его богословие является внезапно и выражалось в виде богослужебного славословия Бога, в виде гимна и благодарения его чистого и облагодаствованного сердца, которое истинно видит Бога и знает Его таинства.
Враги и противники прп. Симеона, а главным образом патриарший синкелл Стефан Никомидийский, старались оказывать препятствие и запутать его яркий и подлинный образ и всегда специфическое евангельское свидетельство преподобного, его истинный евангельский реализм, который превосходил его время и всякую историческую эпоху и время. Те кто его чтили, как это не удивительно и вплоть до сего дня многие чтут, то его духовному опыту предпочитали диалектику, а вместо живого опыта и вкушения благодати предпочитали правильность его силлогизмов и мыслей и с позицией схоластики выносили о нем суждения и осуждали божьего угодника, мистика и Нового Богослова. Неслучайно, что особые суждения были высказаны в Византии против прп. Симеона Нового Богослова в 11 столетии, а против свт. Григория Паламы в 14 столетии. Как известно, эти суждения были продуктами схоластического рационализма и как оказывается, что соластика всегда поджидает как искушение и опасность богословие и духовную жизнь.
Схоластика была развита и получила доминирующее свое положение преимущественно на Западе. Но оказывается, что и Византия имела людей, тянулись к схоластике, и таким в точности был и неприятель прп. Симеона Стефан Никомидийский.
Его суждения о прп. Симеоне, этом новом богослове Православной Церкви, были восприняты и получили свое продолжение нашими некоторыми римо-католическими богословами, которые до сих пор затрудняются постигнуть и понять византийское благочестие, православный византинизм, его богословскую и духовную традицию.. Поэтому и до сего дня Запад испытывает затруднение в том, чтобы воспринять византийское Православие и византийских Святых и Отцов Православной Кафолической Церкви.
Прп. Симеон Новый Богослов всегда остается реально живым всегда возрождающегося евангельско-православного предания.
Он по сути является «человеком Святого Духа», «Православия наставниче и благочестия учителю», мистик и богослов великого таинства благочестия — Богочеловека Христа. В центре аскетико-литургического «делания» и богословского «созерцания» прп. Симеона находится таинство жизни Святой Троицы, которое в Богочеловеке Христе приносится ради спасения и вечной жизни человека по благодати Святого Духа. Прп. Симеон Новый Богослов является вероятно весьма христоцентричным из всех Отцов и в этом знаковом ключе он является и верным византийцем и православным, потому что он является действительно истинный Отцом Вселенского Православия, Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви.
Начаток Христос, середина и конец, Который во всем первом, в середине и в завершении, Он является первым... все и во всем Христос.
(Κεφ.3, 1)
© перевод «Православного Апологета» 2013г.
Источник: Πειραϊκη Ἐκκλησία τέυχος 230. οκτώβριος 2011, σσ. 36-37