святоотеческое наследие
V ВѢКЪ
Свт. Проклъ, патр. Константинопольскій († 446 г.)
Слово на святое Богоявленіе [1].
Христосъ явился міру и, умиривъ мятежный міръ, проліялъ въ немъ свѣтъ веселія, принялъ на Себя грѣхъ міра и, поправъ врага его, освятилъ потоки водъ и озарилъ души человѣческія. Чудеса сопровождаются бо́льшими чудесами. Нынѣ земля раздѣляетъ съ моремъ благость Спасителя, и весь міръ исполняется радости. Нынѣшнее торжество продолжаетъ рядъ славнѣйшихъ чудесъ праздника предшествующаго. Въ день Рождества Богочеловѣка праздновала земля, нося Господа всяческихъ въ ясляхъ, въ нынѣшній праздникъ Богоявленія свѣтло торжествуетъ море, пріемля чрезъ посредство Іордана благословеніе освященія. Въ минувшее празднество явился слабый Младенецъ, изображая нашу немощь, въ празднество наступившее Онъ является совершеннымъ, извѣствуя о своемъ происхожденіи отъ Совершеннаго. Тогда указала Родившагося звѣзда, свѣтившая на востокѣ, а нынѣ свидѣтельствуетъ о Немъ крещающемся Отецъ, родившій Его. Тогда волхвы, пришедшіе съ востока, принесли Ему дары, какъ Царю, а нынѣ ангелы, явившіеся съ небесъ, оказали Ему достойное служеніе, какъ Богу. Тогда Онъ связывался пеленами, нынѣ же Онъ разрѣшаетъ узы грѣховныя. Тогда Владыка облачился въ порфиру плоти, а нынѣ Источникъ облекается водами рѣки.
Итакъ, придите и видите славныя чудеса: солнце правды омывается во Іорданѣ, огонь очищается въ водѣ, Богъ освящается отъ человѣка. Нынѣ вся тварь хвалебно вопіетъ: Благословенъ грядый во имя Господне (Псал. 117, 26). Благословенъ грядущій всегда, ибо Онъ явился нынѣ не въ первый разъ. Благословенъ посѣщающій тварей Своимъ промысломъ; благословенъ сохраняющій небесную твердь незыблемою; благословенъ мудро опредѣляющій путь солнцу, стройно ведущій безчисленные полки звѣздъ, растворяющій воздухъ приспособительно къ дыханію живущихъ тварей, согрѣвающій нѣдра земли соразмѣрно ея плодоношенію, укрощающій бурно волнующееся море пескомъ весьма мелкимъ, проводящій невидимо источники изъ глубинъ морскихъ, направляющій правильными путями теченіе рѣкъ. Обозрѣвая все это, воскликнемъ и мы: Благословенъ грядый во имя Господне. Кто Сей грядущій? — Возвѣсти ясно, о блаженнѣйшій Давидъ! — Богъ Господь, и явися намъ (Псал. 117, 27). Но къ предсказанію пророка Давида присоединяетъ свое свидѣтельство и апостолъ Павелъ: явися благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкомъ (Тит. 2, 11), — явилась не нѣкоторымъ, но всѣмъ, и всѣмъ, какъ іудеямъ, такъ и еллинамъ, даруетъ спасеніе чрезъ крещеніе, предлагая всѣмъ благотворное таинство.
Придите и видите новый потопъ, не гибелью ужасающій, какъ было при Ноѣ, но вожделѣнный и превосходный. Тамъ вода потопа умертвила родъ человѣческій, здѣсь вода крещенія силою крестившагося оживотворяетъ умерщвленныхъ. Тамъ Ной построилъ для себя ковчегъ изъ древъ негніющихъ, а здѣсь Христосъ устроилъ себѣ кивотъ плоти изъ нетлѣнной Маріи. Тамъ Ной покрылъ ковчегъ смолою, чтобы воды не повредили дерева, а здѣсь Христосъ ограждаетъ человѣка отвнѣ и извнутри непроницаемымъ щитомъ вѣры. Тамъ голубица, принесшая въ устахъ вѣтвь маслины, предъизображала благоуханіе ученія Христова, здѣсь являетъ милосердіе Господа Святый Духъ, снисшедшій въ видѣ голубя. Но меня повергаетъ въ изумленіе безконечное смиреніе Господа. Не довольно было Ему, Богу отъ Бога, родиться младенцемъ отъ жены; не довольно было Ему, сѣдящему на престолѣ со Отцемъ, принять образъ раба: Онъ приходитъ креститься, какъ грѣшникъ. Да не послужитъ соблазномъ для слушателей тайна общаго для всѣхъ благодѣянія! Владыка вселенной Христосъ крещается, не очищенія требуя для Себя, но для насъ устрояя сугубую пользу, дабы въ водахъ даровать намъ освящающую благодать и дабы призвать къ крещенію всякаго человѣка.
Приходитъ Іисусъ отъ Галилеи на Іорданъ къ Іоанну, креститися отъ него (Матѳ. 3, 13). Какое это, братіе, событіе? — Непостижимое! Зрѣлище, необычайное для очей человѣческихъ. Трепещетъ умъ, языкъ нѣмѣетъ, не дерзая говорить о Неизреченномъ. Вотъ и Іоаннъ, увидѣвъ Господа, грядущаго къ нему, вострепеталъ сердцемъ, палъ ницъ къ ногамъ его и, умоляя, говорилъ: «для чего, Всемогущій, принуждаешь меня, безсильнаго, къ тому, что превышаетъ мою немощь? Могу ли я исполнить Твою волю? Какъ осмѣлюсь крестить Тебя? Очищается ли огонь полевымъ злакомъ? Омывается ли источникъ нечистою водою болота? Какъ будетъ крестить Судію тотъ, кто самъ подлежитъ суду? Я не вижу въ Тебѣ порока, Ты не подпалъ клятвѣ Адамовой и грѣху совсѣмъ не причастенъ. Ты пришелъ къ преступившимъ законъ, но Самъ закона не нарушилъ. Что творишь Ты, Господи, налагая на меня иго превыше моихъ силъ? Я никогда и ничѣмъ не дерзалъ оскорбить Тебя. Какъ рабъ вѣрный и преданный, я предварилъ пришествіе своего Владыки. Будучи еще во чревѣ, я подвигнулъ языкъ матери, и проповѣдалъ Тебя Богомъ міра. Я всѣхъ приготовлялъ къ Твоему явленію. Скажи мнѣ, Господи! Потерпитъ ли солнце, видя, какъ Господь силъ уничижается рабомъ ничтожнымъ и не сожжетъ ли тотчасъ оно своими огненными лучами меня, дерзновеннаго, какъ содомлянъ? Снесетъ ли земля, видя, что Освящающій ангеловъ получаетъ крещеніе отъ человѣка грѣшнаго, и, мгновенно разверзши нѣдра свои, не пожретъ ли меня, какъ Даѳана и Авирона? Какъ я буду крестить Тебя, Господи, когда Ты отъ рожденія Своего не имѣлъ общенія ко сквернѣ грѣха и безсѣменно родился отъ утробы дѣвственной? Какъ я, человѣкъ нечистый, могу освятить Бога безгрѣшнаго? Азъ требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ. 3, 14)? Ты, Владыко, послалъ меня крестить. Я не противился Твоему велѣнію. Призывая всѣхъ ко крещенію, я говорилъ: исповѣдайтеся Господеви, яко благъ (Псал. 105, 1). Грядущій по мнѣ преисполненъ любви; Онъ благъ и Сынъ Благаго; не на короткое время Ояъ покажетъ свою благость, и вскорѣ измѣнится, — нѣтъ: въ вѣкъ милость Его (Псал. 105, 1). И поелику милость Его неизмѣрима, то и небесныя воинства, восхваляя Его, взываютъ: Благословенъ грядый во имя Господне. Богъ Господь, и явися намъ (Псал. 117, 26-27). Явилось солнце правды и разсѣяло тьму невѣдѣнія. Явился Пастырь небесный, и жезломъ своимъ отогналъ волковъ діавола отъ Своего прекраснаго стада. Явился Единородный Сынъ Отца и вѣрующимъ въ Него даровалъ усыновленіе въ крещеніи. Явился Тотъ, Кто есть жизнь всѣхъ, и, умертвивъ смертію смерть, возвратилъ узниковъ смерти къ вѣчной жизни».
Когда же это такъ совершалось, Отецъ, свыше взирая на безпредѣльное смиреніе Сына, мгновенно отверзаетъ врата небесъ и издаетъ громоподобный гласъ, исполненный Отеческой любви: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ (Матѳ. 3, 17). А чтобы слышавшіе убѣдились, что голосъ относится не къ крестителю, а къ Крешаемому, сходитъ Духъ Святый въ видѣ голубя, спускаясь на Крещаемаго и указывая на Того, къ Кому относится свидѣтельство. Ему слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Въ переложеніи съ греческаго текста въ изданіи Migne’я, Patrologiae cursus completus, series graeca, t. LXV, col. 754-757. Сравн. «Христіанское Чтеніе» за 1839 г., часть I, стр. 34 и слѣд.
Источникъ: Слово на святое Богоявленіе. Иже во святыхъ отца нашего Прокла, архіепископа Константинопольскаго. // «Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 2. — 8 Января 1900 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 53-56.