Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

СВЯТОЙ МАРК ЕВГЕНИК ( ЕФЕССКИЙ): ИСПОВЕДНИК ПРАВОСЛАВИЯ

ΑΓΙΟΣ ΜΑΡΚΟΣ Ο ΕΥΓΕΝΙΚΟΣ: Ο ΟΜΟΛΟΓΗΤΗΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ

 

ЛАМБРОС К. СКОНЗУ Богослов - профессор

 

 

 

19 января наша Церковь празднует святую память одного из величайших исповедников нашей веры, святителя Марка Евгеника. Великую личность, которую Божественное Провидение явило в то особое и критическое время, чтобы защитить и спасти Православие.

 

Он родился в 1392 году в Константинополе у благородных и благочестивых родителей, которые выростили его и воспитали образованием и наставлением Господним. Его имя при крещении было Эммануил. Родители позаботились о том, чтобы дать ему хорошее образование. Частная школа его отца сыграла решающую роль на его духовном пути. К сожалению, он остался сиротой вместе со своим братом Иоанном, их отец умер, когда он был еще ребенком. Его мать позаботилась о том, чтобы он был отдан в ученики знаменитым учителям своего времени, таким как знаменитый Иоанн Хортасменос, впоследствии митрополит Силиврии, и известный математик и философ Георгий Гемистос-Плифонас, прежде он отступил от веры и обратился к язычеству.

 

Вначале молодой Эммануил взял на себя управление школой своего отца и придал ей престиж, собрав в ней выдающихся учеников, таких как Георгиос Схолариос, впоследствии первый Вселенский патриарх после падения Константинополя. Но божественная  ревностная любовь к уединенной жизни побудила Эммануила оставить школу и мирские дела и стать монахом, приняв имя Марк. Он удалился на остров Антигони в Прицевых островах, где подвизался там в течение двух лет. Затем он поселился в святом монастыре святого Георгия Манганского в Константинополе, где продолжил свою аскетическую жизнь и под давлением был рукоположен в сан пресвитера. Он приобрел репутацию хорошего духовника, к которому стекались тысячи людей за помощью. Здесь святой Марк написал большую часть своих богословских и антиеретических сочинений, главным образом против еретиков-латинян и противников святителя Григория Паламы.

 

В 1436 году Александрийский Патриарх назначил его своим представителем на Соборе созванном для объединения Церквей. В то же время император Иоанн Палеолог заставил его принять овдовевший митрополичий престол Эфеса. В то же время император назначил его генеральным экзархом на Соборе, поскольку ценил его и надеялся, что он будет играть ведущую роль в этом важном соборе. Таким образом, святитель Марк был вынужден последовать за православной делегацией и императором в Феррару, в Италию, где и началась работа Собора. Он выступил с самыми лучшими намерениями против недовольных пап, которые начали шантажировать православных унией на своих условиях, чтобы помочь Византии, которой время от времени грозила опасность попасть в руки турок-османов.

 

Многие православные неправильно поняли позицию неуступчивость святого Марка. Но его глубокая приверженность Православию быстро стала очевидной. Св. Марк с ясностью и кристально чистыми доводами он начал одно за другим отрицать злоупотребления латинян, которые были препятствием для столь желанного союза двух Церквей. Это взволновало православных и лично императора, надеявшегося, что он убедит еретиков-латинян. Наоборот, это вызвало антипатию и негодование среди латинян, которые упорно оставались непоколебимы в своих позициях и начали использовать окольные, темные и безнравственные способы, чтобы остановить св. Марка. Они начали применять тактику лжи и клеветы. Они даже выпустили брошюру со списком 54 якобы еретических учений православных! Грабительское и безнравственное отношение латинян возмутило православных, собравшихся вокруг святого Марка. Император настаивал на подписании унии, поскольку наступление османов становилось все более удушающим, поэтому некоторые православные бежали, чтобы избежать невыносимого давления. Именно поэтому заседания собора перенесли во Флоренцию, чтобы предотвратить побеги. В то же время латиняне начали поборы, лишая бедных православных даже скудной пищи! Многие умерли от лишений и голода, а многие встали на сторону латинян, как, например, известный Никейский епископ Виссарион, дерзко назначенный кардиналом! О святом Марке латиняне распустили слух, что он сошел с ума и что его нельзя больше воспринимать всерьез! Фактически, когда он назвал папистов еретиками, возникла угроза инцидентов, и некоторые приняли меры против него!

 

После невыносимого давления 5 июля 1439 года уния была подписана под невыносимым давлением на сторону православных, которые подписали ее из страха перед императором, согласно указам папы. Обрадованные паписты пошли к папе объявить об унии, но когда ему сообщили, что святой Марк Эфесский не подписал, он воскликнул: «Итак мы ничего не сделали»! Полный высокомерия и неописуемой злобы, он потребовал от императора судить святого Марка и низложить его!

Но возвращение православных в Константинополь таило для подписавших унию большую неожиданность. На пристани их ждали верующие люди Царьграда, которые проклинали их за предательство, ради подписания унии! Наоборот, они признали святого Марка исповедником Церкви!

 

Святой Марк отправился в Ефес, где некоторое время руководил своей оккупированной турками епархией. Униаты в сотрудничестве с турками хотели убить его, а святой Марк, поверженный и больной, решил удалиться на Святую Гору, но, наконец, пройдя через Лемнос, был узнан и арестован и заключен в тюрьму на два года по приказу император. Затем он поселился в монастыре Манганы в Константинополе, где вел битву против папизма. Он почил 23 июня 1444 года в возрасте всего 52 лет. Наша Церковь сразу же провозгласила его святым и исповедником. Память его отмечается 19 января.

Источник: https://enromiosini.gr/biografies/agios-markos-o-eygenikos/

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2024г.



Подписка на новости

Последние обновления

События