Павлос Муктарудис
Святитель Григорий Палама и исихасты (2-я неделя Великого поста)
Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе (XIV век), исихасту со Святой Горы, впоследствии архиепископу Салоникскому.
Святитель Григорий Палама защищал святогорских исихастов, над которыми издевался и нападал человек, выразивший дух Западной Церкви, монах Варлаам из Калабрии в Южной Италии. Когда святитель Григорий защищал этих монахов, он изложил православную веру в Бога, в то, как мы можем приблизиться к Нему и в чем заключается спасение человечества.
Если вера изменяется хоть в малейшей степени, то изменяется и наша жизнь «во Христе», и спасение человечества прерывается.
Запад
Среди тех, кто изменил истинную веру Церкви, это Западная церковь. В чем принципиальная разница между ней и Православной верой? Главной характеристикой Запада является интеллектуализм. Источником веры Православной Церкви являются отношения между людьми и Богом. Сначала Бог, потом люди. Апостолы сказали: «Ижеде иволися Святому Духу и нам». «Нам» относится к апостолам, которые следовали за Святым Духом. Православная Церковь пытается приблизиться к тайне Божией, переживая жизнь Христову, насколько это возможно для людей, в зависимости от степени их отношения к Богу. О внутреннем очищении и количестве Благодати, которую они получают от Бога, тогда как Запад пытается приблизиться к Богу интеллектуально, с помощью человеческого разума и познания природы. Но тайна Божия «за пределами разума». Как разум может это понять?
Варлаам порицал святогорских исихастов, которые, чтобы приблизиться к Богу, стремились очистить свою душу непрестанной молитвой, чтобы в них обитала прославляющая благодать Святого Духа и чтобы они могли претворить в жизнь слова Христовы, - которые стали традицией в Православной Церкви - "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8). Эта традиция была чужда Западу и неизвестна там (вернее сказать так: она была там известна до Раскола 11 столетия, о чем свидетельствуют творения прп. Иоанна Кассиана Римлянина, Житие и устав прп. Венедикта Нурсийского и др. Примечание переводчиков). Вот почему в беседах со святителем Григорием Паламой Варлаам, выражавший западный дух, утверждал, что чем дальше люди продвигаются в познании, грамоте и философии, тем лучше они познают Бога и приближаются к Нему. Суть дела в разуме, а не в «очищении сердца», как сказал Христос. Святитель Григорий не соглашался, потому что, кроме всего прочего, это оставляло малообразованных и неграмотных без надежды на спасение.
Святой Григорий и исихасты
Кем были исихасты? Те, кто в своей жизни искал «тишины», что означает не просто избегание внешних шумов, то есть шумовое загрязнение. Найти эту тишину легко, если покинуть окружающий мир. Трудно достичь внутреннего спокойствия, изгнав из себя внутреннюю суматоху, созданную мирским мышлением и приспособлением к нему, заботами житейскими, стремлением к богатству и обилию благ, плотскими мыслями, которые рождают в сердце сыновей и дочерей» (Евагрий), огонь чувственных побуждений и общую склонность ко греху. Все это создает «внутреннее смятение» и смятение. Когда их нет, в сердце входит Благодать Святого Духа, делающая людей довольными и умиротворенными.
Чтобы наступило это желанное спокойствие, требуется борьба со всем, что составляет их ветхую природу. Люди должны стать христианами, воинами Христа, «невещественными и свободными от забот», «нетронутыми никаким желанием» и должны возложить «все свои заботы на Господа». Их жизнь должна стать непрестанной молитвой, с обитающим в сердце Христом, приносящим плод истинного безмолвия. Людей, которым это удается, называют исихастами. Это состояние, в котором находились люди до грехопадения, состояние Рая.
С первых веков христианства были исихасты, которые своим образом жизни отпечатывали характер духовной жизни на все последующие века. Они покинули города и «населили пустыню» не для того, чтобы отвернуться от мира, а для того, чтобы всецело посвятить себя Богу. Они приносили на алтарь проблемы мира и часто своими молитвами прекращали засухи, землетрясения, войны, эпидемии болезней и так далее. Антоний Великий, например, «поддерживал мир своими молитвами», согласно церковному гимну.
Источник: https://pemptousia.com/2023/03/saint-gregory-palamas-and-the-hesychasts-2nd-sunday-in-lent/
Это были люди, которых порицал и высмеивал Варлаам, потому что у него не было опыта подвижничества и непрестанной молитвы. «Пусть Бог будет интеллектуализирован», — сказал о нем святой Григорий. То есть для Варлаама Бог был предметом для размышления, идеей, тогда как для исихастов «божественное переживалось». Для них Бог был личностью, к которой они стремились прилепиться. Своим подвижничеством и «вкусом» Креста «они отдали кровь, чтобы принять Святого Духа». Варлаам считал исихастов бездельниками. Но какая работа во внешнем мире могла вознести людей на небеса и сделать их богами «по благодати»? Никто. Однако «бездействие» исихастов сделало это. Вот почему святитель Григорий говорит, что оно «превыше всякого действия», потому что оно «активизировало» прославление.
Это «бездействие» есть непрестанная молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Его краткость помогала уму сконцентрироваться в сердце и прилепиться к Богу. Сойдя в сердце, он стал их оружием против дьявола. Молитва проникала и удерживала их, даже если их тела были заняты чем-то другим. Так как она была едина с их жизнью, или, вернее, действительно была их жизнью, то никакой физический труд не мешал им непрестанно молиться. В раю до грехопадения жизнь была непрерывным общением и общением с Богом, и исихасты вновь входили в это состояние - насколько могли. Им удалось увидеть Нетварный Свет, который святитель Григорий называет «ипостасным», т. е. не просто ощутимым сиянием, но светом «в ипостаси», «в лице». И этим лицом был Господь Иисус Христос.
Как отмечает святитель Григорий, «когда от ясного ума (свободного от всего чувственного) исходит молитва, то ум выходит из молитвы, полный теплоты, как бы имеющий в себе огонь (божественный огонь Благодати)». Далее он говорит, что думает, что пот, капающий с лица Господа во время Его мучительной молитвы в Гефсимании, был результатом внутренней теплоты молитвы.
Святитель Григорий говорил, что исихасты реализовывали заповедь Господа о блаженстве: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». И Господь обещал, что Он «будет с ними обитать и ходить среди них» (2 Кор. 6, 16). Тем, кто искренне любит Его, Он обещал, что придет со Своим Отцом и что Они сотворят «обитель» в их сердцах.
Исихасты жили Преданием Церкви, что если ты очистишь себя от страстей, то ты приблизишься к Богу и прославишься, и это прославление есть твое спасение.
Сегодня, когда мы все так устали от шума внутри и снаружи, весть святителя Григория Паламы оказывается весьма актуальной.
Возвратимся к себе, к созерцанию, к сосредоточению, к поиску Бога, к отношениям и общению с Ним, и тогда мы почувствуем довольство, которое Он обещал нам: «И Я успокою их».