Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Виноградник Навуфея (3 Цар. XXI). Георгий Константинович Властов.


dpi814.jpg

 

От редакции «Православного Апологета».

В Священном Писании (3Цар. 21:1-19) описываются события, в которых израильский царь Ахав воспользовался убийством праведного Навуфея Израилитянина, чтобы завладеть виноградником Навуфея, примыкавшем к дворцу Ахава. Сам царь Ахав не собирался убивать Навуфея, и не хотел его смерти. Но когда Ахав собрался вступить в права наследования виноградником Сам Господь проклинает Ахава за убийство. В этой библейской истории невозможно не заметить параллелей, с сохраняющейся по сегодняшний день, тревожной связью между индустрией производства вакцин и индустрией абортов. Общественность часто кормят утешительной полуправдой, даже заставляя думать, что аборты, которые дали нам современные вакцины, были использованы «во благо» и подарили надежду на жизнь после некоей неизбежной трагедии. Так и Ахав, удовлетворившись полуправдой о смерти Навуфея, неожиданно для себя был отвергнут Господом.

 

Ниже вниманию читателей предлагается толкование Георгия Константиновича Властова (1827–1899), библеиста, экзегета и переводчика, к событиям, изложенным в 21-й главе 3-й книги Царств, об убийстве благочестивого праведника Навуфея легкомысленным царем Ахавом и его нечестивой женой Иезавель. 

 

Об авторе.

Георгий Константинович Властов.jpg

 

Георгий Константинович Властов (25.04.1827–24.10.1899). Библеист, экзегет, переводчик, государственный и общественный деятель, тайный советник. Родился в с. Шишково Ростовского уезда Ярославской губернии. Происходил из греческой семьи, переселившейся в Россию в XVIII в. В 1845 г. по окончании 2-го кадетского корпуса поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк. В 1849-1858 гг. проходил службу в рядах действующей Кавказской армии в составе Кабардинского 80-го полка. С 1858 г. на административных должностях: чиновник по особым поручениям при кавказском наместнике; ставропольский и тифлисский вице-губернатор; управляющий Мингрелией; ставропольский и кутаисский губернатор.

 

Был избран почетным гражданином г. Ставрополя. С 1863 г. действительный статский советник. В 1882 г. избирался почетным опекуном С.-Петербургского опекунского совета. С 1882 г. тайный советник, попечитель С.-Петербургского коммерческого училища. Награжден орденом св. Александра Невского и алмазными украшениями к нему. Учредитель стипендий для различных учебных заведений. Умер в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

 

Главным объектом интересов Властова была библеистика, что определяло его интерес к смежным областям знаний: античной литературе, истории Др. Востока, археологии и религиоведению. Властов не принадлежал к академической научной среде, в основе его исследовательской деятельности лежала личная увлеченность. 1-я кн. «Библия и наука» (СПб., 1870) была написана как апологетика библейского Откровения. Для подтверждения истинности библейских сообщений в работе привлечены выводы геологии, истории, археологии, сравнительного религиоведения и др. наук. Целью главного сочинения Властова «Священная летопись» (СПб., 1875-1898) было показать единство действий Промысла Божия в Ветхом и Новом Завете. Книга представляет собой обширный комментарий на Пятикнижие с общим введением (Т. 1-3); обзор Свящ. истории Ветхого Завета: от завоеваний Иисуса Навина до кончины пророка Елисея, включающий разбор Псалтири, книг Иова, Песни Песней, Притч и Екклесиаста (Т. 4); экскурс в Священную историю времени служения пророка Исаии и подробный комментарий на книгу этого пророка (Т. 5). После издания первых 3 томов Властов был удостоен грамоты Святейшего Синода. «Священная летопись» была рекомендована Учебным комитетом для приобретения библиотекам духовных семинарий, Святейшим Синодом - приходскому духовенству для просветительской работы, аналогичные рекомендации были даны Военным ведомством библиотекам военных училищ и Министерством народного просвещения библиотекам средних учебных заведений. В качестве основного текста в этой работе был взят недавно вышедший Синодальный перевод Библии. Труд Властова стал прототипом наиболее полного комментария на всю Библию, осуществленного впоследствии А. П. Лопухиным. В предисловии к 5-му т. «Священной летописи» Властов отмечает, что его книга - «попытка популярного объяснения этой пророческой книги... с целию говорить сердцу брата моего во Христе» (Т. 5. С. I, VII). Сочинения Властова эклектичны и представляют собой компиляцию из различных источников: из святоотеческих толкований, работ отечественных экзегетов (напр., «Записки на кн. Бытия» митр. Филарета (Дроздова)), современных записок, прежде всего английских, комментариев к Библии. Сознавая себя в библеистике дилетантом, автор видит в этом и сильную сторону своего творчества, он считает, что ему, «как человеку, живущему в мире, может быть виднее и яснее, что более всего нужно в комментарии обыкновенному читателю» (Т. 5. С. VII). Сочинение Властова является уникальным в своем роде опытом толкования Библии верующим мирянином, не получившим систематического богословского образования.

 

Ниже вниманию читателей предлагается толкование Властова к событиям, изложенным в 21-й главе 3-й книги Царств, об убийстве благочестивого праведника Навуфея легкомысленным царем Ахавом и его нечестивой женой Иезавель.

 

Виноградник Навуфея (3 Цар. XXI). Толкование.

пророк Илия, византийская мозаика в конхе кафоликона монастыря св. Екатерины, Синай

Но сердце Ахава было нечисто, и Господь предал его и собственным его грехам, и последствиям его самонадеянности.

 

Здесь кстати заметить, что в греческом тексте Семидесяти (но не в славянском переводе) порядок глав несколько изменен, в 3-й книге Царств, – а именно глава XXI о убийстве Навуфея поставлена ранее главы XX о походе Ахава к Афеку: таким образом войны с Сирией соединены в одном непрерывном сказании. Но по мнению всех почти новейших комментаторов еврейский текст, – которому следует и наш русский перевод, – представляет верный хронологически порядок событий. «И отправился царь Израильский домой встревоженный и огорченный, и прибыл в Самарии» (XX, 43). Но здесь царствовал злой гений Ахава – жена его Иезавель. Скорбь Ахава, которая могла бы обратить сердце его к Господу Богу Израилеву, чудеса и милости Котораго он испытал, осталась без последствий. Он, под влиянием Иезавели и в последствие совершенного ею гнусного преступления, овладевает имуществом коварно убитого Израильтянина. Господь посылает Илию обличить его, и династия его приговорена к гибели.

 

Как мы уже выше видели, на южной окраине долины Ездрелонской, на контрфорсе гор, – известных в Библии под именем гор Ефремовых, т.е. группы гор, состоящих из пересечения кряжа Кармила с Гелвуем, и которые заключают в себе и Евал, и Гаризим, и холм Самарийский, – почти в середине Ездрелонской долины находится чрезвычайно красивая здоровая местность, – с прекрасными холодными ключами воды, освежаемая северными ветрами, – которая носила имя Изреель828. Отсюда видны к востоку Малый Ермон, и на запад Кармил, а внизу простирается цветущая когда-то долина Ездрелонская. Здесь стоял город, обнесенный стеною, и в этом городе, или может быть вне стен его829, находился дворец Ахава. К земле дворца прилегал участок земли, принадлежавший Израильтянину по имени Навуфей. Это был наследственный участок Навуфея (XXI, 3), который по-видимому был из колена Иссахарова, так как Изреель в Иис. Нав. XIX, 18 поименован в числе предельных городов Иссахаровых. Мы полагаем, что дворец Ахава должен был стоять вне стен города, потому что участок с виноградником Навуфея, который Ахав хотел обратить в овощной сад и который прилегал к дому Ахава (XXI, 2), не мог находиться в пределах самого города. Это подтверждается и текстом Семидесяти, в котором читаем:... «и виноград бе един у Навуфея Израильтянина при гумне (вместо русск. подле дворца) Ахава, царя Самарийска». Это указывает на участок полевой, за стеною лежащий; притом надо иметь ввиду, что все наследственные наделы Израильтян были наделы полевые, не городские. Что же касается выражения, что участок лежал «в Изрееле» (ст. 1), то надо обратить внимание, что и в исторических книгах, как у пророков, Изреель – имя не только города, но и целой местности этой830. Заметим однако, что Навуфей имел вероятно дом и в самом городе (3 Ц. XXI, 11).

 

Ахав захотел владеть наследственным участком Навуфея, примыкавшим к усадьбе его, и предложил Навуфею дать ему взамен его земли, или лучший – чем его – виноградник, или же купить его участок за серебро831. Но Навуфей сказал Ахаву: «сохрани меня Иегова, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих» (ст. 3). Тем самым что Навуфей призывает имя Господа, Бога завета, он заявляет себя верным рабом Его и противником языческого культа, введенного Иезавелью. Этим мы и объясняем ненависть и коварство, с которыми Иезавель устраиваете его гибель. Навуфей по-видимому – тип честного Израильтянина, не шедшего ни на какие сделки с своею совестью. Он чтит Бога завета и дорожит благоговейно тем участком, который отцы его при Иисусе Навине получили, так сказать, из рук Самого Иеговы832.

 

Рассерженный отказом Навуфея, Ахав чувствует себя расстроенным. Как капризное дитя, или женщина, ложится он на ложе лицом к стене и отказывается от пищи. Может быть несколько времени раздумья укротило бы его гнев и заставило его понять и чувства, руководившие Навуфеем и право его удержать за собою участок. Но над душой Ахава блюл злой дух – Иезавель. Когда Ахав рассказал ей причины своего гнева, Иезавель – как дочь полноправных властелинов над бесправными рабами – говорит: «Что за царство было бы во Израиле, если бы ты так поступал?» То есть, если бы ты не отнял виноградника у Навуфея, который сказал тебе: «не отдам тебе виноградника моего» (ст. 6 и 7). «Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея, Изреелитянина». Она не открывает ему своего плана, понимая, что Ахав не может на него согласиться.

 

Вслед за сим она пишет письма от имени Ахава (ст. 8), не сообщая ему ничего об этом, запечатывает их печатью царя!833 и отсылает к старейшинам и знатным Изрееля, среди которых Навуфей как местный землевладелец – был в почете. Из содержания писем Иезавели и из того обстоятельства, что она делает распоряжения от имени царя без его ведома, мы усматриваем, какое странное ненормальное положение дел было в Израиле. Несмотря на то, что вообще на востоке женщина не пользовалась никакою властью, очевидно, что в царстве Израильском Иезавель постоянно отдавала приказания именем мужа, но действуя совершенно самовластно, чему может служить примером и избиение пророков Господних, о котором говорить Авдий (3 Ц. XVIII, 4, 13) и которое предпринято было Иезавелью, как ясно сказано в тексте. По-видимому в стране уже привыкли видеть, что Иезавель настоящая властительница страны. Содержание писем раскрывает еще нам глубокое нравственное падение общества – по крайней мере того, которое соприкасалось с двором царским. «Она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: ты хулил Бога и царя: и потом выведите его и побейте его камнями, чтоб он умер» (ст. 9 – 10).

 

Невозможно выдумать писем, которые были бы гнуснее по бесстыдству, с которым предписывается совершить убийство, прикрытое законной формой, при помощи людей, несомненно долженствующих быть подкупленными и которые прямо называются дурными людьми. Но, начертывая эти письма, Иезавель очевидно знает, к кому она пишет. Она пишет несомненно к своим сторонниками к таким же язычникам, как и она, которые только прикрываются постановлениями закона Моисеева. Она не могла бы написать таких писем к людям, которые бы не разделяли с ней злобу, которую она питает к исповедующим Бога завета и к Навуфею, который очевидно был верный слуга Иеговы. – Очень быть может, что Навуфей был намечен к гибели среди язычников еще со времени избиения Илиею пророков Вааловых и дубравных, и Иезавель воспользовалась первым случаем, чтобы погубить его.

 

В письмах язычницы Иезавели к пособникам своим – старейшинам и знатным Изрееля – очень замечательно, что она хорошо знает постановления закона Моисеева и предлагает воспользоваться ими, чтобы погубить Навуфея.

 

Так как по Моисееву закону «хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев. XXIV, 16), и в Исх. XXII, 28 сказано: «начальника в народе твоем не поноси»834, – то общество по слову двух свидетелей (Второз. XIX, 15) могло встать, как указывала Иезавель, и там же на месте собрания побить камнями ненавистного язычникам Навуфея. Закон Господень был забыт во Израиле, он отвергнут был по существу, но по имени он еще управлял Израилем и мог быть коварно применен, когда требовала того политика Иезавели и ее сообщников. И пост, о котором пишет Иезавель, был в обычае Израиля, как напр. пост, объявленный Самуилом в Массифе (1 Ц. VII, 6; ср. позже наложенный Иосафатом пост 2Пар. XX, 3). Навуфей должен был быть посаженным «на первое место в народе» (ст. 9) не для почета, а как обвиняемый, которого все должны видеть, когда против него будут свидетельствовать «два негодных человека» (ст. 10).

 

«И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его; как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним» (ст. 11). И когда все было исполнено (ст. 12–13), «послали к Иезавели сказать: Навуфей побить камнями и умер» (ст. 14). Хотя письма были за печатью царя, но старейшины посылают доложить об исполнении приказания не Ахаву, а Иезавели, и до той минуты, пока сама Иезавель не уведомляет Ахава о смерти Навуфея, Ахав ничего не знает о происходившем.

 

Услышав о смерти Навуфея835, Иезавель сказала Ахаву: «встань, возьми во владение виноградник Навуфея, Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер» (ст. 15). Иезавель верна самой себе; достигнув цели, какими бы то ни было средствами, она уверена по-видимому, что и Ахав совершенно покойно отнесется к обделанному ею делу, и потому без всякого разъяснения сообщает ему об успехе. Едва ли она ожидала, что ее известие огорчит Ахава; она не могла понять вероятно, почему он встревожился; эти чувствования были недоступны язычникам: так низко падал человек под влиянием идолопоклонства836. Но на Ахава убийство Навуфея произвело потрясающее впечатление: Ст. 16. «Когда услышал Ахав, что Навуфей был убит, – «[разодрал одежды свои, и надел на себя вретище, а потом]837 встал Ахав, чтоб пойти в виноградник Навуфея, Изреелитянина и взять его во владение».

 

Слова, которых в еврейском тексте нет, но которые мы находим в греческом переводе Библии, весьма замечательны, и мы думаем, что они совершенно верно очерчивают личность Ахава, который и после обличения Илии приносит несомненно искреннее покаяние (ст. 27). По-видимому Ахав, – этот легкомысленный и слабохарактерный, но не лишенный здравого смысла и чувства справедливости человек, – не мог не прийти в негодование и ужас, узнав к каким средствам прибегла Иезавель, чтобы доставить ему желаемое им имение. Может быть ему и в голову не приходило, что в основании этого преступления лежала (как мы предполагаем) ненависть Иезавели к рабу Иеговы, чтущему законы Господни, – и потому он чувствовал, что убийство в том виде, как оно ему представлялось Иезавелью, всею тяжестью падало на него. Но потом, по прошествии одного дня838 горя и покаяния, легкомысленная натура его берет верх, и он, – с подвижностью мысли, свойственною всем, кто живет без всякого руководящая нравственного начала, – решает в уме своем, что так как убийство совершено, то нет причины не воспользоваться принесенными им выгодами и овладеть тем, чего желала душа его.

 

Но едва вступает он в виноградник, как является пред ним грозный обличитель Божий.

 

«И было слово Господне к Илии Фесвитянину: Встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии: вот он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение»; (ст. 17–18). Мы останавливаемся, чтобы заметить, что словами Господа напоминается прежде всего, что Ахав – царь Израильский, т.е. высший представитель правосудия в стране, – и потом, что виноградник называется виноградником Навуфея, хотя им овладевает Ахав, так как преступление не могло передать царю право (см. ст. 19) на имение, ему не принадлежавшее. Далее Ахаву объявляется наказание Божие: Илия говорит слова Господа:

 

Ст. 19. «И скажи ему: так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство? и скажи ему: так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь»839. Сопоставляя с этим местом 4 Ц. IX, 25–26 – мы видим, что Ииуй сам слышал это пророчество и передает его таким образом: «истинно кровь Навуфея и сыновей его видел Я вчера, говорит Господь, и отомщу тебе на сем поле». Вспоминая это пророчество, Ииуй говорит Бидекару: «И так, возьми, брось его (Иopaма, сына Ахава) на поле по слову Господню».

 

Из этого видно: 1) что Навуфей побит камнями на своем наследственном участке. Собрание было в городе, и после обвинения, – как говорится в 3 Ц. XXI, 13, – «Навуфей был выведен за город». Отсюда ясно, что участок его лежал за стеною города и что там же должен был стоять загородный, или летний, дворец Ахава. 2) Что Илия объявляет ему слова Божии на этом участке, на другой день после убийства.

 

Первое впечатление, произведенное появлением пророка и произнесенными им словами на Ахава, было взрыв злобы и негодования: «нашел ты меня, враг мой!» восклицает он. На это Илия с спокойствием силы отвечает: «Нашел; ибо ты предался тому, чтобы сделать неугодное пред очами Господа и раздражать Его» (ст. 20). Вслед за тем Илия раскрывает Ахаву приговор Господа над ним и семьею его и особый приговор о Иезавели (ст. 21–24). Ахаву предсказывается ряд бедствий, имеющих постигнуть его лично, и полное истребление дома его. Что же касается жены его, то сказал о ней Господь: «псы съедят Иезавель за стеною Изрееля».

 

К этому пророчеству, кончающемуся на ст. 24-м, начертывавший сказание присовокупляет слова, которые дают общую характеристику царствования Ахава и должны принадлежать редактору, составлявшему сказание из древних документов. В ст. 25–26 говорится, что не было еще такого, как Ахав, который бы предался делать неугодное пред очами Господа, «к чему подучала его жена его Иезавель». Далее его сравнивают с Аморреями, которых прогнал Господь. Эти два стиха – 25 и 26 – введены очевидно позже в сказание, так как ст. 27-й связуется с стихом 24-м, на котором кончается пророчество.

 

Ст. 27: «Выслушав все слова сии, Ахав [(приб. LXX) умилился пред Господом, ходил и плакал] разодрал одежды свои и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально.»

 

Ахав более, чем кто-либо в Ветхом Завете, представляет собою пример того бесконечного милосердия Божия, с которым Господь принимает покаяние грешника.

 

«И было слово Господне к Илии Фесвитянину об Ахаве, и сказал Господь: Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился пред Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его».

 

Таким образом окончательная гибель дома и династии Ахава отсрочена до дней сына его. Самому Ахаву даруется, милость умереть царем и – как увидим ниже – умереть по-царски на своей военной колеснице в сражении, показав притом пример твердости духа до смерти840.

 

Может быть здесь не лишнее сделать замечание, что наказания, упомянутые в Ветхом Завете, все имеют земной характер, касаются жизни или самого виновного, или рода его, не раскрывая догмата о наказаниях загробных. Но внимательный читатель не может не обратить внимания на то, что объявляемое наказание, имеющее совершиться над потомством виновного, предпосылает мысль о том, что и по смерти наказуемый будет его чувствовать, и по смерти может страдать от позора, имеющего постигнуть имя его и род его.

 

По поводу самого Ахава обратим внимание на то, что при милосердном и праведном суде Своем Господь принимает во внимание даже слабость воли Ахава и пагубное влияние жены его841: так взвешивает на весах милосердия Своего вечный Судия все поступки человека, который даже при великих преступлениях не утратил по крайней мере способности пасть пред Господом и во прахе и слезах сознать свою вину пред Ним и молить о прощении.

 

Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том IV.: Пророки и пророчества до разделения царств в священных книгах этого периода. – Санкт-Петербург: Тип. Товарищества "Общественная Польза", 1893. – 633 с.

https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlastov/svjashennaja-letopis-tom-chetvertyj/2

 

 Примечания: 
828

Ныне эта местность называется Церин и к Дзерин (Zerin, см Robinson, Stanley etc). Вблизи селения Церин и теперь существуют превосходные ключи воды. Полагают, что это та местность, которая в Суд. VII, 1 носит название источника Харода, и на которой расположен был стан Гедеона. Об этом же источнике «что в Изрееле», говорит 1 Ц. XXIX, 1. Новейшие путешественники замечают, что это местность представляет очень крепкую военную позицию.

829

Ср. 4 Царств IX, 30–33.

830

См. 2 Ц. II, 9, где очевидно говорится о местности; ср. 4 Ц. IX, 10. А у Осии I, 5 так называется вся долина.

831

По весу: мы здесь считаем нужным для всего этого периода (см. ниже сказание о Елисее и Неемане) указать, что чеканной монеты не было, а благородные металлы употреблялись для уплаты по весу, как было то во время Авраама (Ср. в 1 т. Св. Летоп. о покупке поля Ефрона Хеттеянина при пещере Махпела Быт. ХХIII, 15–16 с примеч.) Ранее Персов Евреи не знали монеты. Дон Кальмет очень метко замечает, что Иезекииль XLV, 12 принужден разъяснить относительную цену металлов по весу: и при нем еще не было монеты.

832

См. Числа XXXVI, 7 о ненарушимости владения в колене; Левит XXV, 23. «Моя земля», глаголет Господь (с запрещением продажи навечно). См. о разделе Иис. Нав. XIII и сл.

833

Которая служила и подписью; ср. Эсфирь III, 12; VIII, 8; Даниила VI, 17 указывает на то, что печать утверждала распоряжение.

834

Хотя в законе Моисеевом нет смертной казни за поношение начальника, но на востоке хула, произнесенная на царя, всегда и везде наказывалась смертью. Ср. 2 Ц. ХII, 9 и 3 Ц. II, 8–9.

835

«И сыновей его». Это явствует из 4 Ц. IX, 26, что вся семья была убита, чтобы не оставалось наследников представителей рода. Иначе Иезавель не могла бы сказать Ахаву: «возьми во владение виноградник Навуфея». По Второз. XXIV, 14 дети не наказывались за отцов. (См. пр. в 3 т. Свящ. Летописи).

836

Иезавель была настоящая язычница. Если мы встречаем высокие чувствования среди язычников по названию, то это потому, что сами они давно отвергли религию своих отцов в сердце своем. Нельзя назвать язычниками Пифагора, Платона, Сенеку, Марка-Аврелия и др.

837

То, что подчеркнуто, есть текст Семидесяти.

838

Так кажется надо исчислить это время покаяния Ахава по ср. с 4 Ц. IX, 25–26, когда Ииуй говорит о слове Господнем, произнесенном Илиею: «Истинно, кровь Навуфея видел Я вчера, говорит Господь». Из 3 Ц. XXI, 18 – мы видим, что Илия застает Ахава уже вступающим во владение. Стало быть прошли только сутки от убийства до вступления во владение.

839

На участок убитого Навуфея был выброшен труп впоследствии не самого Ахава, а сына его Иорама, с которым и прекратилась династия (4 Ц. IX, 24–26); но это совершилось потому, что Господь отсрочил наказание дома Ахава после покаяния его (3 Ц. XXI, 29). Но и кровь Ахава лизали псы в Самарии на пруде (3 Ц. XXII, 38), как псы лизали его же кровь, текшую в жилах его сына Иорама на участке Навуфея в Изрееле.

840

Ниже 3 Ц. XXII, 34–35.

841

См. ст. 25-й, который, как мы выше сказали, признаем (вместе с стихом 26) принадлежащим редактору 3-й кн. Царств.



Подписка на новости

Последние обновления

События