Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Тарасій, патр. Константинопольскій († 806 г.) 

Апологія предъ народомъ, вырвавшаяся изъ устъ его въ тотъ день, когда самодержцы объявили народу, что онъ дѣлается патріархомъ, въ каковой санъ онъ и былъ возведенъ индиктіона осьмаго, 6293 [1] года отъ созданія міра.
 
Просмотреть исходную картинку

Хранители непорочной нашей христіанской вѣры и ревнители славы Божіей, вѣрные императоры [2] наши, имѣющіе попеченіе обо всемъ, чтó угодно Господу и что полезно намъ христіанамъ, нынѣ же особенно сильно озабоченные дѣлами церковными, при обсужденіи вопроса о назначеніи архіерея для этого царствующаго города своего, на мнѣ остановили благочестивую мысль свою и приказали увѣдомить меня о томъ, что имъ угодно было остановиться на мнѣ. Когда же я объявилъ, что недостоинъ этого и не дѣлалъ имъ ни малѣйшей уступки, какъ не имѣющій силъ поднять и понести это тяжелое иго, то они повелѣли представить меня предъ ваше лицо; такъ какъ и вы раздѣляете это ихъ желаніе. Итакъ теперь вы, мужи, боящіеся Бога и всегда имѣющіе Его въ сердцахъ своихъ, называющіе себя именемъ Христа, истиннаго Бога нашего, то есть христіанами, выслушайте краткую апологію отъ нашего смиренія и ничтожества. Все, что я высказалъ уже въ свою защиту благочестивымъ и всеправославнымъ императорамъ нашимъ, выскажу и предъ лицомъ вашимъ. Мнѣ страшно согласиться на такое избраніе, и отъ лица Божія я впиваю въ себя боязнь рѣшиться на это такъ легко и безъ всякой осмотрительности, чтобы не подпасть страшному осужденію. Если сподобившійся услышать гласъ Божій, имѣвшій училищемъ небо, сдѣлавшійся созерцателемъ рая, слышавшій неизрѣченные глаголы и пронесшій имя Божіе предъ лицомъ народовъ и царей, божественный апостолъ Павелъ, въ посланіи къ Коринѳянамъ, говорилъ: да не како инымъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду (1 Кор. 9, 27); то какъ же я, обращающійся въ мірѣ и принадлежащій къ числу мірянъ, подвизающійся на императорской службѣ [3], такъ необдуманно и неосмотрительно могу ступитъ на высоту священства. Это будетъ рѣшимостію страшною для моего ничтожества и попыткой дерзкой. — Но самая важная причина моего страха и отказа заключается въ слѣдующемъ: смотрю я и вижу: основанная на камнѣ Христѣ, Богѣ нашемъ, Церковь Его нынѣ разсѣкается и разрывается и мы въ одно время говоримъ такъ, въ другое иначе, а наши восточные единовѣрцы еще иначе; съ ними единогласны и христіане западные; и мы отчуждены отъ нихъ и каждый день анаѳематствуемся ими. Тяжелое наказаніе анаѳема; оно удаляетъ отъ Бога, изгоняетъ изъ Царства небеснаго, увлекаетъ во тьму кромѣшнюю. Законы и опредѣленія церковныя не знаютъ раздѣленій или споровъ; но какъ свойственно имъ благочестиво исповѣдывать одно крещеніе и одну вѣру, такъ же точно извѣстно имъ одно лишь согласіе во всякомъ церковномъ дѣлѣ. Ничто такъ неблагопріятно и неблагоугодно Богу, какъ то, чтобы мы объединились и сдѣлались единою вселенскою Церковію, какъ мы исповѣдуемъ это и въ символѣ нашей непорочной вѣры. Итакъ, братія, я прошу, — думаю, что и вы прóсите, потому что знаю, что имѣете страхъ Божій, — благочестивѣйшихъ и православныхъ императоровъ нашихъ созвать вселенскій соборъ, чтобы мы, какъ сыны единаго Бога, были едино, какъ почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, какъ члены единой нашей Главы Христа, были единымъ стройнымъ и неразрывнымъ тѣломъ, какъ почитатели Святаго Духа, шли не другъ противъ друга, но другъ съ другомъ, какъ почитатели истины созерцали и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы миръ Божій, превосходящій всякій умъ, ограждалъ всѣхъ насъ. И если защитники православія, императоры наши, повелятъ внять моей справедливой просьбѣ, то уступлю и я, исполню ихъ повелѣніе и принимаю вашъ выборъ; если же нѣтъ, то я нахожу невозможнымъ сдѣлать это, чтобы не подпасть подъ анаѳему и не быть осужденнымъ въ день праведнаго Судіи всѣхъ, когда не могутъ выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа. Отвѣтьте, братія, на мою апологію, лучше сказать, на мою просьбу такъ, какъ лучше и какъ вамъ угодно.

Всѣ съ удовольствіемъ выслушали то, что говорилось, и всѣ изъявили согласіе на созваніе собора. Впрочемъ нѣсколько безумцевъ стали возражать. Въ отвѣтъ имъ секретарь обратился снова къ народу и сказалъ:

Иконы низвергъ господинъ императоръ Левъ, и когда собрался соборъ, то нашелъ ихъ уже низверженными. И такъ какъ онѣ были низвергнуты рукою императорскою; то главная сторона изслѣдованія заключается въ томъ, что дерзнули самовольно уничтожить древній обычай, преданный церковію. Но истины Божіей не связали!

Примѣчанія: 
[1] 785 года. 
[2] Константинъ и Ирина. 
[3] Онъ былъ секретаремъ.

Печатается по изданіюДѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ седьмой. — Казань: Въ Университетской типографiи, 1873. — С. 56-59.



Подписка на новости

Последние обновления

События