Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ГРОБА ГОСПОДНЯ ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

Храм Воскресения Христова.

ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - главный храм христианского мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также другие святые места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006

Согласно Евсевию Кесарийскому, на месте Голгофы при императоре Адриане (117-138) был поставлен храм Венеры, а на месте Воскресения Христова - храм Юпитера. В тексте подробно описано разрушение этих языческих святилищ, срытие «оскверненной земли» и неожиданное открытие пещеры Гроба Господня (Euseb. Vita Const. III 26). Возведение храма над Гробом Господним было осуществлено по приказу равноапостольных императора Константина и его матери Елены после обретения места Распятия, погребения Спасителя и Его Животворящего Креста (325-326). Император руководил работами через Иерусалимского еп. Макария, он распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот храм был «...великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» (Евсевий Кесарийский. Послание царя Константина к Макарию, патриарху Иерусалимскому: [Описание храма] // Соч. СПб., 1849. Т. 2. С. 194-197; Фоменко К., священный Иерусалим и его окрестности. К., 1883. С. 22).

За что император-язычник были причислен к лику святых, и как он изменил ход  истории христианстваимператор Константин Великий

Возведение храма и связанное с ним обретение святынь стали центральными событиями христианства. Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV века влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христианской иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.

Источники и история изучения

Основным источником для реконструкции предыстории храма со II по начало IV века и истории строительства является жизнеописание равноапостольного императора Константина, составленное Евсевием Кесарийским (Euseb. Vita Const. III 34-39) вскоре после кончины императора (337); намерение дать полное описание храма Евсевий не исполнил (Ibid. IV 4-6).

Также сохранились сведения в сочинениях отцов Церкви, в многочисленных ранневизантийских и средневековых хождениях паломников, в более поздних записках путешественников. Представление об иконографии раннего периода храма дает карта Иерусалима в напольной мозаике церкви великомученика Георгия в Мадабе (Иордания, VI век) и, возможно, мозаика в церкви Санта-Пуденциана в Риме (начало V века), где изображена внешняя зубчатая ограда храма (?) (о более поздней иконографии смотреть в статье Гроб Господень, раздел Архитектурная история).

Важный источник сведений об устройстве храма - наблюдения, сделанные при археологических раскопках и архитектурных реставрациях конца XIX-XX веков. В начале XX века Н.П. Кондаков подчеркивал значение храма как памятника, стоящего во главе истории восточнохристианской и древнехристианской искусства (Кондаков. 1904. С. 143).

Наиболее обоснованной среди работ XIX века была реконструкция Р. Уиллиса (опубликована в 1849), использовавшего первые натурные обследования Иерусалима, зарисовки Дж. Дж. Скоулза, разрезы Э. Пьеротти и крупномасштабный план, изданный в России. В 1865 году Ч. Уилсон опубликовал новый, но недостаточно точный обмерный план храма. На протяжении 80-90-х годов XIX века вокруг храма много работал К. Шик (результаты опубл.). В конце XIX-ХХ веков систематизацию всех видов источников осуществили Ф.М. Абель и Л.Ю. Венсан, их материалы использовали авторы, писавшие о храме вплоть до середины ХХ века. Большое внимание уделялось и анализу ранней иконографии храма (работы Г. Дальмана, А. Грабара и других). Однако до проведения регулярных архитектурно-археологических обследований представление об истории храма оставалось неполным. Лишь в 60-70-х годах XX века, с началом проведения реставрации и сопряженных с нею раскопок, Дж. Уилкинсон смог воссоздать картину поэтапного развития храма в серии планов и аксонометрий, а накопление натурных данных и публикация источников привели к более надежным архитектурным версиям и реконструкциям, основанным на последних обмерах (Т. Болл, Ш. Куаснон, С. Эшли, М. Биддл).

В 60-х годах XX века реставрационными работами руководил французский архитектор Куаснон и глава археологической службы Латинского Патриархата В.К. Корбо. Работы с 1963 года велись в сотрудничестве с Греческим и Армянским Патриархатами; позже в храме работали греческие, французские, испанские, английские ученые. Надзор за реставрацией 60-х годов XX века вело «Объединенное техническое бюро» - группа архитекторов, представлявшая интересы основных общин храма. Программы работ на участках разных конфессий принимались после утверждения всеми. В 1961 году были прорезаны 13 траншей до фундамента и дренажный туннель по оси «север-юг» от францисканского мон-ря до цистерны, находящейся под площадью перед входом в храм. В 1960-1969 годы Корбо вел исследования в католических частях храма: в северном вестибюле ротонды и галерее над ним, в церкви Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии и во всех помещениях францисканского монастыря, примыкающих к ней с севера и востока, в северной галерее под так называемыми Аркадами Девы и в церкви Обретения Креста. В 1966 году Армянская Церковь начала раскопки в южной части храма и к востоку от церкви святой Елены.

С 1975 по 1981 год раскопки продолжались под руководством М. Броши; остров Флорентино Диас Фернандес (Испания) исследовал этот участок на последнем этапе работ, он также вел раскопки к востоку от Голгофы. В 1970 году представители греческой православной Церкви работали в кафоликоне под руководством архитектора А. Экономопулоса, в 1977 году - в восточной части Голгофы (вместе с Х. Кацимбинисом). После 30 лет работ (несмотря на невысокий с точки зрения профессиональной археологии уровень) были получены первые довольно противоречивые сведения о стратиграфии участка и остатках ранневизантийских и средневековых комплексов храма, суммированные Куасноном (опубликованы отдельной книгой), и более обоснованная реконструкция Корбо, введшего в научный оборот отчеты о раскопках.

История храма и места, где он поставлен, постепенно проясняется, однако в топографии, датах и атрибуции отдельных частей комплекса остается много вопросов. Исследования фрагментарны, их организации мешает разделение ответственности между Церквами, заключения доверяются разнородным по конфессиональному составу и уровню подготовки исследователям. Их интерпретация вызывает критику и порождает противоречащие друг другу версии реконструкции. Но по ряду позиций выводы авторов совпадают.

Этапы строительной истории

Храм был освящен 17 сентября 335 года, а главные его части, базилика и баптистерий, завершены ранее: их упоминает Бурдигальский итинерарий (Бордоский путник) (333). Выделяют 7 основных этапов существования храма как архитектурного целого: ранневизантийский период (с 325/326), завершающийся частичным разрушением комплекса персами и восстановлением под руководством святителя Модеста (614-636); ранний исламский период (с 636) до разрушения храма в 1009 году халифом аль-Хакимом; реставрация храма в средневизантийский период (1009 - 50-е годы XI века); перестройка и развитие храма в эпоху крестоносцев (1099-1149); постепенный упадок под владычеством мусульман (мамлюкского Египта, затем Османской империи) (XIII-XVIII века); реставрации XIX - начала ХХ веков:, работы греческого архитектора Николая Комнина (Комниноса; 1770-1821); противоаварийные работы и перестройка купола ротонды с участием России и европейских держав (60-е годы XIX века); консервационные, реставрационные и исследовательские работы с периода британского мандата (1922-1948) до настоящего времени.

325/326-614 годы.

Ранневизантийский период характеризуется сохранением общей планировки и деталей здания, построенного при императоре Константине. Данные письменных, археологических и иконографических источников указывают на то, что храм был построен на месте небольшой возвышенности вблизи Иерусалима, служившей каменоломней с IX века до Рождества Христова. К началу римского периода карьер был заброшен и превращен в загородный сад, в склонах бывшего карьера были устроены гробницы. Вход в одну из гробниц, почитавшуюся как Гробница Христа, находился у подножия западного склона; в конце XIX века вблизи ее открыли еще один склеп, получивший название «Гробница святого Иосифа Аримафейского». Храм Венеры, построенный на месте Голгофы императором Адрианом, локализуют с северной стороны открытого форума, помещаемого в северо-восточной точке пересечения главных улиц города. Возможно, на форуме стояла и городская базилика. При раскопках обнаружены остатки поздних римских кладок, которые могут быть отнесены к этим зданиям, но сведения о них неясны, поскольку при интенсивных работах эпохи императора Константина ранние строения были уничтожены. Видимо, тогда же были частично срыты склоны западной возвышенности, вокруг погребальной пещеры Спасителя и Голгофы, чтобы выделить их как объекты почитания. Фундаменты базилики Адриана частично использовали в субструкциях нового христианского храма.

Общая площадь комплекса в IV века была близка к 1,4 га. В нем выделяют следующие структуры, описанные еще Евсевием Кесарийским: Анастасис (Гроб Господень и окружающая его ротонда); Трипортик (внутренний двор, обведенный колоннадой с севера, востока и юга); так называемый Мартирий (базиликальная церковь); атриум (главный двор перед церковью, выходящий на главную улицу (кардо максимус)).

Вход в храмовый ансамбль находился с восточной стороны от кардо максимус, широкие ступени (изображены на мозаичной карте из Мадабы) вели к 1-му атриуму, откуда через 3 входа, центральный и 2 боковых (обнаружены 2 проема), можно было попасть в Мартирий. К западу от него, перед Гробом Господним, был еще один открытый двор (2-й атриум), с 3 сторон окруженный колоннадой. В его юго-восточном углу возвышалась Голгофа (на ней позже был водружен символический крест, а вблизи воздвигнута часовня). Гроб Господень находился западнее, за 2-м атриумом. Первоначально гробница, видимо, представляла собой отделенную от склона скалу с вырубленной в ней пещеркой. Уже к концу правления имп. Константина гробница была окружена ротондой диаметром ок. 35 м с деревянной крышей в виде шатра (ее стена сохранилась как основание современной ротонды). Это сооружение с конца IV века часто называли по посвящению престола - Анастасис (греческое ἀνάστασις - Воскресение).

I. Мартирий. Фундаменты этого базиликального сооружения, архитектурно оформившего места, свидетельствующие о Страданиях Христа, Его Крестной Смерти и Воскресении (название «Мартирий» от греческого τό μαρτύριον - свидетельство, доказательство), обнаружены в церкви святой Елены (армянской часовне святого Вардана), к востоку от Голгофы, в алтаре современного греческого кафоликона (основание апсиды). Они уходят глубоко, опираясь на скалу и засыпку карьера, в некоторых местах пересекая древние стены римского периода. Открытая часть апсиды базилики позволила определить, что ее ось проходит немного южнее оси ротонды. Благодаря этим раскопкам можно прояснить описания Евсевия и детально реконструировать Мартирий.

5-нефная базилика (размер в плане 58,5×40,5 м) в отличие от общепринятой позже в христианстве ориентации храмов на восток была направлена на запад, к Гробу Господню с небольшим отклонением на юг. Центральный неф (ширина нефа, определенная боковыми стенами церкви святой Елены, 13,3 м) был перекрыт свинцовой кровлей по деревянным балкам, освещался рядом высоких клересторий (окон) и через двойные боковые нефы, колонны к-рых поддерживали верхнюю галерею (хоры). Во всех 4 рядах опор, согласно Евсевию, использовались колонны разного типа. Стилобатная стена северной из центральных рядов колонн открыта в церкви святой Елены и в других местах. Южная стена - бывший стилобат колоннады, отделявшей средний неф от южного бокового (ее западное продолжение обнаружено на востоке скалы Голгофы наряду со стилобатной стеной колоннады, разделявшей южные боковые нефы). В стилобатах использованы камни из разобранного храма Венеры.

Над апсидой базилики помещался купол, над престолом в апсиде стоял киворий. Его окружали 12 колонок с серебряными капителями в виде чаш, подаренными императором Константином (согласно Иерусалимскому бревиарию 500 года, колонки были мраморными). Возможно, именно киворий виден на карте из Мадабы над зап. частью базилики, а не ротонда храма. Купол мог иметь барабан с боковыми окнами (на мозаике видны проемы с его восточной стороны).

Мартирий был возведен на насыпи, скрывшей неровности древнего каменного карьера. С кардо максимус к базилике нужно было подниматься по ступеням, а нижние части стен были видны со стороны двора. Общая высота субструкций здесь более 7 м над скальным основанием; по стене одной из них проходит сверху вниз дренажная труба; одна из стен в церкви святой Елены и часовне святого Вардана сохранилась на высоту 10,35 м над скальным основанием. Но эти кладки, обнаруженные при раскопках, относятся к субструкциям, лежавшим ниже пола базилики. Минимально возможная расчетная отметка для полов (около 756 м относительно уровня моря) более чем на 2,5 м выше уровня двора вокруг Гроба Господня и близка к верхней точке скалы Голгофы.

Венсан и Абель утверждали, что подземные храмы (святого Вардана и Обретения Креста) - части крипты древней базилики. Куаснон предположил, что существовал крытый ступенчатый проход вдоль южной стены вниз, в церкви Обретения Креста. По мнению Корбо, археологически ни одна из гипотез не подтверждена, напротив, пещера церкви Обретения Креста блокировалась с востока продолжением южной стены стилобата, а пространство церкви святой Елены в эпоху императора Константина было засыпано грунтом. Стена VI века в часовне святого Вардана поставлена для укрепления нависающего скального потолка, а над ней должна была пройти стена, отделявшая внешний атрий от базилики.

В 1970 году Армянский Патриархат принял решение исследовать пространство к востоку от апсиды церкви святой Елены (она же армянская церковь святого Григория Просветителя), чтобы установить, есть ли за ней заложенное в прошлом помещение, или там только скала. Церковь расположена ниже уровня пола на восточном краю комплекса, из нее вниз, на восток, ведут ступени к вырубленной в скале пещере, где находится церковь Обретения Креста. Было обнаружено пространство, доступ в которое был закрыт еще в античности (эта новая часть церкви Обретения Креста получила название часовни святого Вардана или Армянских мучеников). Здесь фрагменты Мартирия сохранились лучше всего: в кладке использованы, камни зданий эпохи имп. Адриана (строители IV века сооружали стены не на фундаментах эпохи Адриана) и тщательно вытесанные квадры периода Второго храма.

На одном из гладких каменных блоков было обнаружено изображение торгового судна римского периода с надписью, прочитанной как «Domine Ivimus». Предполагается, что она восходит к древнелат. тексту псалма (Пс 121. 1) «In domum Domini ivimus» («Пойдем в дом Господень») и сделана паломниками с Запада, посетившими святыню, когда фундаменты базилики только возводились, хотя как прочтение надписи, так и ее трактовка оспариваются (Ш. Гибсон, Дж. Тейлор). На комплекс базилики переносились иногда атрибуты ветхозаветного храма: по свидетельству западной паломницы Эгерии (конец IV века), здесь уже в IV веке хранили «кольцо Соломона», помогавшее ему при строительстве Первого храма; двор Мартирия иногда называли местом «изгнания торгующих из храма».

II. Ротонда Воскресения Христова (Анастасис). О ротонде не упоминают ни святитель Кирилл Иерусалимский, ни Евсевий, ни Бурдигальский итинерарий; возможно, к моменту освящения Мартирия она не существовала и появилась только на 2-м этапе работ (337-361, император Констанций II). Кондаков относил время строительства к первым 50 годам осуществления программы императора Константина. Куаснон выделял 2 строительных этапа: на 1-й стадии гробница была мавзолеем посреди открытого двора, окруженного колоннами, работы по сооружению ротонды были завершены только к середине IV века. С этим не согласился Корбо, полагавший, что Анастасис сразу был задуман как крытая постройка и завершен в эпоху императора Константина. Единое мнение ученых существует только относительно плана ротонды, но в вопросе о реконструкции ее верхней части в IV веке мнения ученых расходятся. По данным археологии, Анастасис изначально был сооружением, конструкция к-рого опиралась на круг из колонн и 3 пар пилонов. Считается, что завершение здания было купольным, хотя ни письменные, ни археологические источники этого не подтверждают. Изображение на карте из Мадабы, не позволяющее точно определить вид постройки (ротонда? киворий?), дает представление только о том, что ротонда не была высокой и имела уплощенную кровлю, как в баптистериях Равенны.

Стена ротонды из тесаного камня опирается на скалу и сохранилась на высоту более 11 м (что выше уровня пола галереи). Внутри она в плане круглая, снаружи - многоугольная, но выше частей IV века достройка XI века, которую отделяют от первоначальной несколько рядов кирпичной кладки, округла и снаружи. Внутри вдоль стены - концентрический круг из 12 колонн, окружающих гробницу, которая стоит не точно в его центре, а сдвинута к западу, на пересечение осей, проходящих через 3 апсиды (основание с запада вырублено в скале уже при возведении ротонды).

2 колонны (высота каждой 3,5-3,6 м) ротонды ранее принадлежали одному стволу, разрезанному, по мнению Куаснона, только в XI веке, при восстановлении храма, то есть первоначальные опоры ротонды, включая базу и капитель, возвышались примерно на 10,5 м (что отвечает сохранившейся высоте стены ротонды), над амбулаторием не было галерей. Крышу несли легкие деревянные балки, а центральный объем над Гробом Господним, поднятый на значительную высоту, был увенчан куполом. Эта реконструкция в основных чертах восходит к римским мавзолеям. Корбо полагал, что колонна была изначально, еще во время императора Константина, разрезана на 2 части и 6 таких колонн когда-то украшали фасад языческого храма. В соответствии с этим мнением высота колонн эпохи императора Константина, как и сегодня, составляла 3,5 м, а галерея, подобная современной, имела деревянные перекрытия. Однако фрагментов предполагаемой галереи IV века не найдено.

При раскопках внутри ротонды на линии от южной до северной апсиды обнаружили остатки стены, служившей, возможно, основанием алтарной преграды. Главный вход располагался на восточном фасаде; боковых входов было 4, по 2 с каждой стороны. В северо-западном углу ротонды открыты кладовые для хранения, цистерна и 2 масличных пресса (снабжение маслом было важнейшей потребностью храма, особенно для освещения ночью).

III. Голгофа. Точные сведения об этой скале и следы ее почитания как места Крестной Смерти Иисуса Христа сохранились только от V-VI века (о локализации места Распятия смотреть в статье Голгофа). В VI веке на Голгофе показывали сложенный из камней «алтарь Авраама». В VI-VII века наглядно оформились представления о существовании под скалой Голгофы «пещеры Адама», археологически мало изученной. Небольшое углубление в скале, в котором видят «могилу Адама», при строительстве императора Адриана было закрыто опорной стеной и не могло почитаться. В IV веке строители сломали стену примерно на 70 см ниже современного пола пещеры, но никак ее не оформили (в нее выходила изнанка кладки). Очевидно, обустройство «пещеры Адама» принадлежит патриарху Иерусалимскому святителю Модесту (местоблюститель в 614-628 годы, патриарх в 630-634 годы), архитектурно оформившему скалу Голгофы (после 614). При крестоносцах церковь расширили с востока, использовав как усыпальницу латинских королей (подробнее смотреть в статье Голгофа).

IV. Баптистерий упоминают Бурдигальский итинерарий, святитель Кирилл Иерусалимский, Эгерия и другие. Бурдигальский итинерарий отметил «цистерну замечательной красоты и величины и, кроме того, ванну, где крестят детей». Святитель Кирилл Иерусалимский пишет, что баптистерий имел внешний зал для катихуменов, которые шли оттуда в бассейн, а Эгерия - что детей после крещения вели прямо в ротонду (следовательно, они были связаны напрямую). Куаснон также помещает крещальню юго-западнее ротонды, на месте 3 греческих часовен XI века, которые мало исследованы (считают, что их фундаменты сохранили фрагменты прежде находившихся здесь рим. терм с характерным 3-частным делением). Корбо, указывая на ряд находок (среди них - купель), предложил искать баптистерий к северу от ротонды, перед Патриархатом. Венсан и Абель считали, что баптистерий находился под 3 средневековыми капеллами на западной стороне храма. А. Боас полагал более вероятным, что он находился с южной стороны комплекса (карта из Мадабы показывает здесь квадратное здание с щипцовой кровлей и 2 дверями, ведущими на открытую площадку с востока - вероятно, это баптистерий) или дальше к западу, там, где под южным атриумом храма открыты остатки стен и мощения эпохи императора Константина или большая цистерна под монастырем святого Авраама (Куаснон позже допускал, что это могут быть остатки бани императора Адриана, обращенные в баптистерий).

V. Ризница храма, где хранились реликвии (Животворящий Крест, «титул», то есть надкрестная дощечка с надписью: «Царь Иудейский» на 3 языках, копье и губа, чаша Тайной вечери, святыни, связанные с Богородицей), помещалась сначала в атриуме базилики, слева от входа («Паломник Пьяченцы в Святую землю» (570) и Иерусалимский бревиарий (530) описывают ее местонахождение слева от входящего в базилику с востока). Пройдя портал, паломники видели перед собой хранилище Креста и лишь затем входили в базилику.

К концу VII века реликвии хранили между ротондой и Мартирием (в него, видимо, были перенесены службы, ранее совершавшиеся во внешнем атриуме). Около 614 года святитель Софроний Иерусалимский упоминает хранилище с многими святынями (губа, трость, копье) в верхнем ярусе, из которого можно было видеть поющий хор в нижней части базилики. Монах Епифаний описал это же хранилище над дверями, ведущими в базилику с запада, то есть в ее апсидной части. Видимо, именно ее Адамнан в конце VII века поместил между церковью Голгофы и Мартирием. Храм вокруг Голгофы построен около 614 года, таким образом, верхняя комната, пристроенная к базилике, воспринималась как лежащая между базиликой и церковью Голгофы.

VI. Трипортик (название Корбо), большой открытый внутренний двор западнее Мартирия, согласно Евсевию, был окружен с 3 сторон колоннадой. Голгофа помещалась в его юго-восточном углу, а эдикула - в западной части. Двор разгораживала стена, имевшая 8 дверных проемов (возникла до 381) - видимо, это так называемые двери Анастасиса, открывавшиеся ежедневно с криком петуха. Пол ротонды был немного выше мощения двора эпохи императора Константина, в ротонду из трипортика вели 3 ступени.

VII. Внешний атриум. Евсевий Кесарийский описал колоннаду во внешнем атриуме, но ее следов пока не обнаружено.

В комплекс храма входили и другие сооружения. 2-этажные здания к северу от Анастасиса и внутреннего двора Куаснон определил как монастырские кельи, а Корбо - как резиденцию патриарха.

Карта из Мадабы или Мадабская карта — мозаичная карта-панно на полу  православной Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания). Представля… |  Город, Места, ВеликийИерусалим византийского времени на т.н. карте из Мадабы 

614-1009 годы, 1009-1050-е годы XI века.

 

15.jpg

В 614 году первый храм был разрушен при нашествии на Палестину войск персидского шаха Хосрова; дальнейшая судьба комплекса прослеживается скорее по письменным, нежели по натурным, материалам. Уже в 615 году святитель Модест при помощи святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, восстановил части здания над пещерой Гроба Господня и на Голгофе. Были усилены опоры кровли, и сгоревшие деревянные перекрытия были заменены сводчатыми. При захвате Иерусалима мусульманами (638) кровля, видимо, не пострадала. Около 670 года паломник епископ из Галлии Аркульф описал Анастасис как круглую церковь с 3 стенами; на средневековых картах их изображают именно как 3 концентрические окружности, но их следы археологически не выявлены. Вместо одного большого храма было сооружено 4 маленьких, к-рые существовали почти 400 лет, но материалы этого периода археологии известны плохо.

Мартирий простоял до 1009 года, когда халиф аль-Хаким, конфисковав литургические сосуды, светильники и другие ценности, приказал разрушить базилику, скалу Голгофы и гробницу. Древняя базилика в отличие от Голгофы и ротонды более не восстанавливалась. Гробница с этого момента уже не была монолитной скалой с высеченной в ней пещерой, а превратилась в архитектурную конструкцию (подробно смотреть в статье Гроб Господень).

Основной этап реставрации храма связан с византийскими императорами: восстановление Гроба Господня храма оговаривалось в мирном договоре 1035-1038 годов между Византией и халифатом Фатимидов. Согласно хронисту архиепископу Вильгельму Тирскому (30-е годы XII века - около 1186), главные средства поступили от Константина IX Мономаха (1042-1055). Работы завершились к 1048 году. Византийские источники (Иоанн Скилица) отмечают, что уже император Роман III Аргир (1028-1034) стремился взять восстановление храма под свой контроль. Писатель-мелькит Яхья ибн Саид из Антиохии († около 1066), описывая переговоры Романа III с аз-Захиром о заключении мира, также указывал, что первым условием было восстановление императором храма. Отложенный со смертью Романа (1034) и аз-Захира (1036) договор вступил в силу в 1037 году, при Михаиле IV Пафлагонце (1034-1041). Сирийские и арабские источники сообщают о посылке из Византии рабочих и огромных количеств серебра и золота для реставрации. Завершение реконструкции к 1047 году подтверждается Насиром Хосровом, который видел храм весной 1047 года во всей красе: «Огромное здание... способное вместить до 8 тысяч человек... построенное искусно и украшенное разноцветным мрамором, орнаментами и скульптурой, внутри... везде украшенное византийскими тканями, шитыми золотом с картинами... Там есть также картины, изображающие Пророков». Р. Остерхут, изучая Гроба Господня храм, отметил, что здесь работали мастера из Константинополя, которые могли работать и над созданием мозаик, скульптуры, восстанавливать перекрытия ротонды Гроба Господня храма.

https://w.histrf.ru/articles/article/show/groba_gospodnia_voskriesieniia_khristova_khram_v_iierusalimie

 



Подписка на новости

Последние обновления

События