Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ВОЙНА 

Πόλεμος 

Георгий И. Манзаридис, почетный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля 

Война, как вооруженный и кровавый конфликт между организованными группами, является одной из самых серьезных и мучительных проблем человечества, особенно в наше время. Опыт двух мировых войн, последовавшая за ними бесконечная череда военных сражений, а также существование ужасающих средств разрушения, способных сотни раз стереть с лица земли не только человеческий род, но и все следы цивилизации с лица земли, всего этого вполне достаточно, чтобы показать масштабы проблемы.

Гераклит утверждал, что война — «отец всего». Эта точка зрения, с небольшими вариациями, сохраняет свою силу и по сей день. Многие даже отмечают, что мир — это также форма войны, осуществляемая посредством политики или экономики. Напротив, для Церкви «Отцом всего» является не война, а Бог мира (2 Кор. 13:11). А пришествие Бога в мир – это евангелизация мира (Лк. 2:14).

Война возникает как следствие отчуждения человека от Бога, от себя и от ближнего. А поскольку это отчуждение в своей тройственной форме носит всеобщий характер, то и война является всеобщим явлением.

Война – трагическое явление или испытание человека, созданного для того, чтобы жить в любви, мире и достоинстве. Отчуждение от Бога – это отчуждение от любви и мира. Это по-прежнему отчуждение от основ человеческого достоинства. Когда человек отчуждается от Бога любви и мира, являющегося первообразом его существования, он деградирует и неизбежно погружается в смятение и разрушение. В Ветхом Завете Бог, обращаясь к своему избранному народу, говорит: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. (Ис. 1:19-20). Но сам Христос, как мы знаем, осуждал насилие и даже говорил, что «всякий, взявший меч, от меча и умирает» (Мф. 26:52).

***

 

Конечно, Церковь не упускает из виду силу зла в мире и не ставит под сомнение право государства использовать свою власть для обуздания зла и поддержания порядка (Рим. 13:4). Однако применение власти подразумевает и применение насилия, что несовместимо с духом Христа. Вот почему истинный христианин не прибегает к насилию и не отвечает на зло. Даже когда ему как личности грозит опасность, хотя он и имеет право защищаться, он предпочитает, чтобы ему причинили вред, нежели ему причинять вред другому. Но как гражданин государства он находится в особой ситуации, определяемой дополнительными переменными: он обязан подчиняться государственной власти не только из страха быть наказанным, но и по соображениям совести (Рим. 13:5).

Но над государственной властью стоит Бог, Господь мира и истории, которым она была создана и к которому имеет последнее отношение христианин. Когда требования государственной власти противоречат воле Божией, правило таково: «Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деяния 5:29).

Евангелие Христово не оставляет места для оправдания войны. И Церковь никогда не представляла учения о «справедливой войне», потому что война всегда имеет в своей основе ту или иную несправедливость. Однако она была вынуждена терпеть оборонительную войну как «наименьшее зло» по икономии, к которой прибегала по необходимости спровоцированный или обиженный и угнетенный человек, чтобы спасти более важные вещи.

Однако «зло» здесь весьма актуально. На самом деле нет большего греха, чем война, поскольку она почти всегда вовлекает всех в нравственное участие в убийстве. Каждый хочет победы со своей стороны. Поэтому даже те, кто до сих пор не убивает, соглашаются на убийства за счет противников. Самым трагичным явлением является то, что сегодня, с появлением телевидения и Интернета, война превратилась в интересное зрелище, которым человек «наслаждается» со спокойствием и беспечальностью, не выходя из дома.

[Από το βιβλίο: Γεωργίου Ι. Μαντζαρίδη, Χριστιανική Ηθική. Δεύτερος τόμος. Ι. Μ. Μ. Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος 2015, σελ. 493 (αποσπάσματα)]

Источник: https://alopsis.gr/πόλεμος-γεώργιος-ι-μαντζαρίδης-ομότι/#more-14118

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События