Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Отдание Пасхи

Απόδοση του Πάσχα

Архимандрит Даниил Аэракис

Воскресение Христово - православная энциклопедия «Азбука веры»

 

Воскресение продолжается! Об этом свидетельствует и праздник Пасхи. Те же слова ночи Воскресения звучат и во время Отдания Пасхи. Это происходит за день до праздника Вознесения Господня.

Каждый большой праздник православного богослужения имеет свое «Отдание». Каждое торжество — это живое событие, повторяющееся в жизни Церкви, в жизни верующего человека.

Но есть и другая причина повторного празднования праздника — его исполнение. Чтобы еще раз насладиться красотой праздника.

Когда что-то прекрасно, мы жаждем увидеть его снова. Когда еда вкусная, нам хочется попробовать ее снова. Празднование какого-либо события в жизни Христа или Девы Марии приносит сладость душе, которая хочет отпраздновать его снова.

Больше всего сладости, чем в любое другое событие, мы ощущаем во время празднования Пасхи. Праздник радости. «Праздники». Никогда еще душа не плакала так сильно, как в ночь Воскресения. Мы радуемся празднованию Воскресшего Господа.

Торжество жизни над смертью. Христа над адом. Радости против печали. Правды против лжи. Эта радость о Воскресении Христовом является всеобщей и вечной. Небо и земля танцуют вместе. Ни разу. Всегда, вечно. «И небеса справедливо радовались, и земля радовалась, и весь мир видимый и невидимый ликовал». «Христос воскресе, радость вечная» (Пасхальный канон).

Воскресение продолжается. Каждый раз мы совершаем Божественную литургию. Божественная литургия воссоздает перед нами все этапы жизни Христа. «Мы проходим через все возрасты Христа», — говорит святой Григорий Богослов.Христос рождается на «жертвеннике предложения», который происходит в левой нише святилища, напоминающей ясли. Христос выходит в мир, чтобы проповедовать Свое Евангелие, через малый вход, откуда выходит священник с поднятым Евангелием. Христос возносится в Иерусалим, чтобы быть принесенным в жертву во время великого входа. Христос был вознесен на Крест и принесен в жертву во время приношения и освящения Драгоценных Даров, которое совершалось с обращением: «Твоя от Твоих...». Христос воскресает во время причастия Пречистых Таин, что наполняет сердце радостью воскресения. Вот почему служитель, когда причащает, сразу говорит: «Воскресение Христово видевше..».

Каждая Божественная Литургия является воспоминанием Креста и Воскресения. Это Пасха Распятого и Воскресения. Воскресная литургия в особенности носит воскресный характер. Это Литургия «един от суббот». В воскресенье все воскресает. Аполитичные инструменты восьми звуков, все возрождающиеся. Но также и тропы воскресного утра. Периоды Пасхи и Пятидесятницы, которые начинаются в ночь Воскресения Христова и заканчиваются в День всех святых, по сути своей являются воскресными.

Воскресение продолжается! Это повторяется каждый раз, когда верующие празднуют Пасху. Наши светские собратья отмечают Пасху раз в году. И они этого тоже не понимают. Им это не нравится. Они думают, что Пасха — это только шашлык из баранины, красные яйца, пиршество и веселье! Верующие празднуют настоящую Пасху много раз в своей жизни. Когда они живут с верой в тайну Христа, тайну Креста и Воскресения. Они живут новой Пасхой. Когда они добиваются успеха и делают отличные передачи. Пасха означает переход, проход. Христос был распят и воскрес, чтобы избавить нас от вины греха и дать оправдание. От дел тьмы к святости. От тления к нетлению.

Каждый раз, когда мы преодолеваем земные тяготы, перепрыгиваем через проблемы, преодолеваем скорби, пересекаем бурную реку жизни или штормовое море искушений, мы совершаем чудесный переход. Мы празднуем Пасху! Когда мы достойны причаститься Тела и Крови Иисуса Христа. Со Святым Причастием мы совершаем не просто переход, но и трансценденцию. Мы превышаем свои возможности. Мы обретаем божественные измерения. Мы оторваны от земли. Мы выбираемся из грязи. Мы поднимаемся к небу. Мы становимся причастниками Христа. Участники Его страданий и Его Воскресения. Мы становимся причастниками Божеского естества (2 Петра 1:4). Мы становимся христоносцами, богоносцами.

Воскрешение продолжается! Это повторяется в житиях святых. Святые — это грешники, которые воскресли. В тропаре мы молимся: «Воскреси нас, во грехе падших». Грех — это смерть. Покаяние — это воскресение. Грех — темная ночь, жизнь покаяния — светлый день. Каждый христианин, который раскаивается, воскресает. Каждый святой является живым доказательством силы Воскресения. Его светлая жизнь — отражение света воскресения.

Святой Златоуст в своей проповеди «О Святой Пасхе» имел в виду новокрещенных христиан, то есть тех, которые крестились массово в ночь Великой Пасхи. В субботу он говорит: Я хочу обратиться со словом к тем, кто в этот светлый день был достоин божественного крещения. Новокрещеные — это добрые ростки Церкви, духовные цветы, новые воины Христовы. Позавчера наш Господь был на кресте. Так и они до вчерашнего дня находились под властью греха. Но теперь они воскресли со Христом. Христос физически умер и воскрес. Они были мертвы в яме греха. И они воскресли из греха. Теперь весной земля дарит нам розы, жасмин и другие цветы. Баптистерий со святыми водами подарил нам сегодня цветник, прекраснее которого нет ничего на земле.

Изменение человека — самое убедительное доказательство Воскресения. Человек восстает из могилы греха силой покаяния.

Что сложнее? Воскрешение грешника из могилы разврата или воскресение человеческого тела из могилы тления? Второе кажется более сложным. И все же, первое — это. Никакого сопротивления воскрешению тел не оказывается. Для изменения души существует сопротивление воли, ветхого человека.

Духовное воскрешение очень трудно. Стать: Сердитым, кротким. Игрок и скупец, милосердный. Пьяница, трезвый. Любитель мяса, трезвый. Преступник, тихий. Дикий, святой. Это очень сложный факт. Мы видим это в сфере благодати, в жизни Церкви.

Церковь обладает силой преображения, силой изменения людей. Это церковь Воскресения Христова. Христос, Глава Церкви, не только воскрес из мертвых, но и воскрешает мертвых. Иисус Христос — это воскресение. Итак, если совершается трудное дело — воскрешение стольких грешников, то не может ли совершиться легкое дело — воскрешение тел в общем воскресении.

(Αρχιμ.Δανιήλ Γ. Αεράκη, «Πάσχα Κυρίου»)



Подписка на новости

Последние обновления

События