Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Навпактский Иерофей:

новый Папа Лев XIV

 

Папа римский Флорида

Конклав кардиналов тайным голосованием за закрытыми дверями избрал нового Папу Римского — американского кардинала Роберта Прево, принадлежащего к ордену Святого Августина.

В латинской традиции существуют различные ордена, основанные на Западе. Это организованные монашеские общины римских католиков, целью которых является распространение христианства, борьба с ересями, организация образования, миссионерской работы и т. д. Наиболее известными монашескими орденами являются бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, иезуиты, орден святого Августина, цистерцианцы, трапписты и т. д.

Эти монашеские ордена были созданы в целях защиты «Церкви» от ересей, то есть они использовались против ересей, подобно тому, как доминиканцы были орудиями Святой инквизиции. Они были созданы не для того, чтобы их члены спасались, живя в Церкви, а для того, чтобы «спасти» Церковь, как будто Церкви нужны спасители!

Орден Святого Августина, к которому принадлежит Папа Лев XIV, был основан в 1244 году указом Папы Иннокентия IV путем объединения различных монахов-отшельников, следующих уставу Святого Августина Иппонского, жившего в IV-V веках нашей эры. Те, кто принял правила святого Августина, были монашеским движением и пытались привнести монашескую жизнь в городскую среду.

Следует отметить, что Святой Августин считался основателем схоластики, теологии, которая развивалась между XI и XIII веками и использовала рационализм для понимания теологических вопросов с помощью основного принципа «credo ut intelligum» (верую, чтобы понять), согласно которому мы сначала принимаем истину, а затем логически обрабатываем ее, чтобы понять.

Эту богословскую традицию продолжил Варлаам Калабрийский, осужденный Православной Церковью, а также подвижники святителя Григория Паламы. Варлаам, следуя святому Августину, считал познание Бога посредством философии высшим, а знание Бога, исходящее из откровения Божия пророкам, апостолам и святым, — низшим.

Орден Святого Августина преследует практические цели, он открыт и не слишком строг. Члены этого Ордена посвящают себя миссионерской работе и осуществляют пастырское служение мирянам.

Еще одним интересным моментом является то, что кардинал Роберт Прево, избранный новым Папой, согласно ватиканскому обычаю, предпочел взять имя Лев XIV, а это значит, что до сих пор было 13 Пап с именем Лев.

В истории папского престола из носивших имя Лев наиболее значимым был Лев I (440-461), сыгравший важную роль в решении Четвертого (Четвертого) Вселенского Собора о двух природах Христа; Лев III (795-816), который на Рождество 800 г. н. э. короновал в Риме Франка Карла Великого императором Священной Римской империи германской нации, но он противодействовал введению Филиокве в «Символ веры»; и младший, Лев XIII (1878-1903).

Судя по всему, новый Папа выбрал имя Лев в честь последнего Папы Льва XIII, которого он уважает за проделанную им на папском престоле работу, и по этой причине он является для него образцом для подражания в жизни, и он желает следовать примеру его папства. Поэтому необходимо рассмотреть, в чем заключалась деятельность Папы Льва XIII, которого новый Папа ценит и в честь которого выбрал свое имя.

Папа Лев XIII обладал выдающимися интеллектуальными способностями, как мирянин он был набожен и происходил из знатной семьи. Он получил блестящее образование и работал на дипломатической службе. Как известно, при рукоположении священнослужители Ватикана призваны выбирать, какой ветви они будут следовать — священно-пастырской или дипломатической, поскольку Ватикан имеет две характеристики: религиозную и политическую. Во время своего пребывания на посту Папы он содействовал образованию духовенства и миссионерской деятельности, стремился улучшить политические отношения Ватикана с различными государствами и в целом пытался еще больше укрепить «римский католицизм» во всем мире.

Было написано, что Папа Лев XIII издал энциклику «Rerum Novarum» («О новых вещах»), «в которой он обсуждает права рабочих и капитализм индустриальной эпохи и которая считается первой социальной энцикликой Католической Церкви, положившей начало современной католической социальной мысли».

Папа Лев XIII «оказал влияние на католическую мариологию», то есть римско-католическое учение о Деве Марии, которое подчеркивает преувеличенные теологические взгляды на ее деятельность как искупительницы человечества, и издал десять энциклик о четках, за что его называли «Папой четок».

Кроме того, папа Лев XIII был первым, кто задумал восстановить схоластические исследования Фомы Аквинского, а его преемник, папа Пий X, следовал этой идее более последовательно. Это движение называется неосхоластика или неотомизм.

Лев XIII жил в эпоху, когда происходила деградация основных принципов «римско-католической» догматической системы, известной схоластики, систематизированной в XIII веке Фомой Аквинским. В эпоху папы Льва XIII преобладают идеи Просвещения и модернизма, которые подрывают основы «римского католицизма».

В 1870 году был созван Первый Ватиканский собор, который попытался остановить волну сомнений в вере и догматизировать непогрешимость Папы, поскольку папство «подвергается жестоким пыткам, а узы единства ежедневно и жестоко ослабевают. Божественный авторитет Церкви подвергается борьбе, а ее права нарушаются». Другими словами, принципы Просвещения нападают на веру католиков. Помимо принципов Просвещения и протестантизма, экзистенциальные искания западных людей подрывают изнутри структуру Ватикана.

Папа Лев XIII задумал проект поддержки римского католицизма в русле модернизма и издал 4 августа 1879 года энциклику Aeterni Patris для «правильного использования христианами философии, основанной на всем корпусе текстов Фомы Аквинского».

Напомню, что Фома Аквинский (1225-1274) был величайшим из схоластических теологов, который в своих текстах, главным образом в «Сумме теологии», пытался обосновать доктрины римского католицизма, основанные на учении святого Августина (354-430 гг. н.э.) в сочетании с аристотелевской философией, по сути, объединив Аристотеля с неоплатонизмом.

Однако схоластическая философия, основанная на рационализме и развитая главным образом Фомой Аквинским, подверглась резкой критике со стороны номинализма XIV века, а позднее — со стороны Возрождения, протестантизма, Просвещения, романтизма и экзистенциализма. Таким образом, были поколеблены основы Фомы Аквинского и основы римско-католической веры, а это значит, что весь римский католицизм оказался в большой слабости.

Именно тогда Лев XIII издал свою вышеупомянутую энциклику с целью установления «правильного использования философии» с текстами Фомы Аквинского с новым исследовательским прочтением, как и его преемник Пий X в другой энциклике, изданной 8 сентября 1907 года.

Однако в энциклике Льва XIII подчеркивается полезность философии в защите священных догматов от модернизма, в то время как православное богословие отцов основано на теопическом опыте пророков, апостолов и отцов, выраженном в философских терминах эпохи.

В энциклике упоминаются некоторые древние общие отцы, такие как святой Григорий Богослов, святой Григорий Нисский, Василий Великий и т. д., но «синтезом всего» автор считает святого Августина и учителей-схоластов, таких как Бонавентура и Фома Аквинский.

Таким образом, акцент делается на изучении трудов Фомы Аквинского в решении проблемы модернизма, нашедшего свое выражение в эпохах Реформации и Просвещения. Предлагается «принятие всякой науки посредством схоластического духа, чтобы откровение и человеческий разум дополнялись как непобедимая твердыня веры».

Это движение Льва XIII называлось неосхоластикой или неотомизмом, что означает, что оно представляет собой переосмысление некоторых принципов Фомы Аквинского, основанное на учении святого Августина и Аристотеля, и было поставлено в центр теологических исследований, в жизни монашеских центров и в современной теологии в целом как ответ на новые философские течения.

Будет ли новый Папа Лев XIV, восхищающийся Папой Львом XIII, чье имя он взял, следовать этой тенденции неотомизма-неосхоластики в сочетании с миссионерской работой, то есть двигаться между консерватизмом и современностью, или по другим причинам предпочтет это название, мы увидим в дальнейшем, какие соответствующие решения он примет.

Источник: https://parembasis.gr/index.php/el/menu-gegonota/8358-2025-05-23



Подписка на новости

Последние обновления

События