Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

Что такое теория ветвей?

Что такое теория об идеальной Церкви?

Τι είναι η θεωρία των Κλάδων;

Τι είναι η περί ιδανικής Εκκλησίας θεωρία;

 

У православия и римо-католицизма существует противоположное протестантам понимание Церкви.

Но нам надо сказать, что это полуправда. Самым главным признаком ее является акцент на невидимой природе Церкви, нежели на видимой и внешней.

Согласно Исповеди бл. Августина Церковь является обществом верующих и Святого Духа в сердцах их, или же согласно другому определению – это «общество святых в котором верно преподается Евангелие и совершаются таинства». Очевидно, что такого рода общество (кинония) святых распространялось по всему миру и состояло из святых членов, узнаваемых только в Боге, но оно не может быть видимой и внешней Церковью, организованной иерархически и имевшей стройную систему догматических, нравственных и обрядовых установлений, но некой иной внутренним, духовной и невидимой. В действительности же некая такая Церковь, в лоне которой находятся ее члены, хотя таинственным образом соединены с Господом, не исчезают поскольку являются историческими и видимыми людьми, и она не может не принимать видимой формы. Однако в ней не может отражаться истинная Церковь, поскольку в ее лоне не пребывают только верные и святые, но и нечестивые и лицемеры. В этой видимой Церкви не могут быть ими отменены положения священного Символа веры: «единой, святой, соборной и апостольской».

К идее о невидимой Церкви пришли протестанты по причине большой экклезиологической нужды.

Как известно, благодаря протестантам протестанты оказались вне границ видимой Церкви. Это принесло им огромный вред. Им необходимо было найти какой-то способ защититься и вновь войти под крыло исторической Церкви. Что же им необходимо было сделать? Вернуться обратно в видимую Церковь от которой они отпали, это было бы еще худшим последним заблуждением нежели первое. Это было бы настоящей жестокостью - по прошествии стольких веков, учреждать заново новую Церкви. Итак необходимо было найти некий такой взгляд на Церковь в котором бы уместились бы все то богатства протестантов и были бы достигнуты их цели: с одной стороны разрыв с Римо-Католической церковью, с другой же было бы сохранено чувство того, что они являются членами истинной Церкви Господа. Такая Церковь была быть только невидимой и духовной. В неком подобного рода нечистом и замутненном строении, без внешних границ и демаркационных линий, было бы чудом стать сопричтенным с помощью веры к внутреннему просвещению от Святого Духа. И это сделали.

Однако признанные протестантами эти признаки являются произвольными и неверными. Там, где Священное Писание говорит о Церквах. она под ними понимает общество людей пребывающих в единении со Христом, признаком божественного поручения Господа. То, чем является община-кинония, конкретно разъясняют относящиеся к Церкви образы Священного Писания как дома Божия, тела Христова, невесты Христовой. Христос создал некое такое учреждение, которое со временем многое перетерпит и даже одержит победу над адом, учреждение видимое и описуемое, устроенное иерархически, которое могло бы в мире сопротивляться злу и в котором верный имел бы своей обязанностью несли весть согрешившему его брату. Все это и другое даже не согласуется с протестантским восприятием. Конечно, и мы восприемлем невидимую сторону Церкви, которая однако всегда находится в гармонии с видимой. Акцентирование внимания только на этой стороне Церкви и предпочтение ее видимой природе Церкви достойно порицания, и это, как мы видели, протестанты усвоили по понятным причинам.

 

Что такое теория ветвей?

Она представляет собой протестантскую теорию о Церкви. Оно происходит из протестантского богословия. Сегодня это богословие является основным стержнем экклезиологии ВСЦ, которое своей целью имеет признание экклезиологическую сущность протестантизма.(т.е. признать ее за Церковь в подлинном смысле слова. Примеч. перевод.)

В соответствии с этой теорией в древе Церкви имеется множество ветвей. Каждая ветвь представляет собой некую законную часть Церкви, которая является равной и равночестной другой, однако не воплощает собой одну всецелую Церковь, которую для того, чтобы нам найти, необходимо ее видеть в совокупности, собирая ее из ее частей. Церковь Христова является полной суммой ее частей, даже если они и отличаются между собой.

То же происходит и с истиной, которую миру явил Христос. Какая-то из сторон Церкви, никакая из ее исторических частей не может утверждать, что она обладает всецелой истиной, которой учил Христос, потому что в истории всякая идея, всякая теория не может оставаться неизменной в потоке времени и в течение развития этого мира. Следовательно, никакая из кафолических Церквей (Православная и Римо-Католическая), в меньшей степени протестантские не могут утверждать о себе, что они являются Церковью Христовой, или, что она обладает в чистоте и неприкосновенности сокровищем богооткровенной истины. Конечно же, что же иное могла бы сказать некая христианская церковная община-кинония, которая утратила понимание кафоличности-соборности, действительности, авторитета истинной Церкви Христовой?

Сегодня существует некая мода и широко обсуждается в салонах богословских диалогов Церквей «теория ветвей». Для нас, православных, однако эта теория в себе скрывает множество сетей и таит невыразимую опасность. И нам необходимо быть очень внимательным к ее причудливых объятий, которые нас могут привести к притуплению нашего православного сознания, что в свою очередь приведет к непредвиденным роковым последствиям.

 

Что такое теория идеальной Церкви?

 

Она представляет собой несколько иную редакцию «теории ветвей», которая имеет те или иные цели. Согласно этой теории, которая вдохновлена идеей об идеальной Церкви, созданной философом Гегелем, истинная Церковь – это некая идеальная и недостижимая, никакая частная Церковь не соответствует идее о действительной Церкви, которой подобало быть Церкви. Доказательством этого является историческое состояние Церквей в которых существует столько греха, зла и безпорядка. Поскольку идея выражается в некоторых типах и формах ее, так что идея истинной Церкви исполняется в местных церквах, каждая из которых обладает либо большей, либо меньшей частью ее. Все же они, несмотря даже на их противоположность и безсилие их, предопределяется идти одной подле другой, совершенствуясь с течением проходящего времени, так что иногда они являют образ совершенной Церкви.

С помощью этой теории, также как и с помощью теории ветвей удовлетворяются экклезиологические нужды протестантов. В то время как они, тем не менее, как несовершенные формы идеальной Церкви являются законными со стороны Церкви и равночестные формы ее, имеют часть в освящении и спасении. То же происходит и с протестантскими церквами, независимо от того, что во время протестного движения 16 в. она отделилась от видимой Западной Церкви.

Излишне будет указывать на то, что православное воззрение на это экклезиологическое построение является осудительным и неприемлемым, весьма опасным для чистоты нашего Православия.

 

Перепечатка из странички издательства Элладской Православной Церкви «Αποστολική διακονία»





Подписка на новости

Последние обновления

События