Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Окружное послание Священного Синода Элладской Церкви «Об использовании электронных средств на священном аналое[1] во время богослужения»

Ἐγκύκλιος τς ερς Συνόδου τς κκλησίας τς λλάδος "Περί τς χρήσεως λεκτρονικν μέσων ν τ ερ ναλογί κατά τήν Θείαν Λατρείαν"

 

«Об использовании электронных средств на священном аналое во время богослужения» (14.02.2019)

«Περί τῆς χρήσεως ἠλεκτρονικῶν μέσων ἐν τῷ ἱερῷ ἀναλογίῳ κατά τήν Θείαν Λατρείαν»(14/2/2019).

 

На письмо № 5080/2018

Исх. № 304                                                           

Кому:

Священной Афинской Архиепископии и

Священным Митрополиям Элладской Церкви

Афины, 14 февраля 2019 г.

 

На основании Синодального решения, принятого на заседании Постоянного Священного Синода 5 февраля с. г., извещаем вас о том, что Постоянный Священный Синод рассмотрел на вышеупомянутом заседании документ № 59/11.12.2018 Синодальной Комиссии по богослужению и пастырским вопросам и принял решение относительно использования певчими Православной Церкви электронных средств на священном аналое во время богослужений, которое мы и доводим до вашего сведения.

В последние годы наблюдается всё более частое использование некоторыми певчими электронных устройств под названием «цифровой исонодержатель»[2] или «механический исонодержатель», который воспроизводит звук, подобный человеческому голосу, для того, чтобы заменить помощника, который должен держать исон.[3] Священный Синод Элладской Церкви заблаговременно, с 1992 года, своим окружным посланием № 1630/726/11.5.1992 осудил «новаторское использование в святых храмах «механического исонодержателя» как не соответствующее живому служению Богу и издавна установленной церковной традиции и порядку, а также как недопустимый прецедент введения инструментов в священные церковные богослужения».

Наблюдаемая в последние годы популяризация компьютерной техники и всё более частое использование мобильных устройств (главным образом смартфонов и планшетов) привело к тому, что некоторые певчие, в основном, молодые, начали применять такие устройства и во время богослужения. Они объясняют это тем, что мобильная техника облегчает их работу, поскольку одно единственное устройство может вместить и показывать на экране полное собрание литургических и музыкальных текстов на весь богослужебный день, тогда как, в противном случае, приходится параллельно использовать на аналое множество различных книг.

Вышеуказанные вопросы, принадлежащие сфере богослужения, о котором Церковь проявляет особую пастырскую заботу, привели Постоянный Священный Синод к принятию следующих решений:

1) Возобновляется синодальный запрет (окружное послание № 1630/726/11.5.1992) на использование электронных исонодержателей (механических или цифровых) во всех святых храмах Святейшей Элладской Церкви. Это нововведение не соответствует 75-му правилу Пято-Шестого Вселенского Собора, указывающему: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения… не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви...». Вместо того, чтобы использовать электронные исонодержатели, Священный Синод убедительно призывает церковные приходы и отдельных певчих позаботиться об обучении новых учеников унаследованной нами от Отцов церковной музыке, чтобы проблема отсутствия певчих была решена естественным, а не техническим способом.

2) Поскольку литургические книги, как и прочие предметы, используемые во время богослужения, считаются священными предметами, Священный Синод настаивает, чтобы именно они использовались певчими на священных аналоях за богослужением. Это решение никоим образом не основано на манихейском отказе от электронных средств ввиду различных составляющих их компонентов, поскольку за многовековую свою историю Церковь использовала все доступные средства для чтения и письма (рукописные и печатные). Поэтому по икономии возможно разумное и аккуратное использование электронных устройств на священных аналоях во время богослужения, при условии, что они ни в коем случае не будут заменять богослужебные книги. В таких случаях нужно, чтобы вышеупомянутые устройства располагались исключительно на аналоях, чтобы певчие не держали и не крутили их в руках, поскольку это может послужить соблазном для кого-то из верующих. В то же самое время считается строго обязательным, чтобы вышеупомянутые устройства использовались исключительно для богослужения, а не для различных нужд, которые противоречат литургическому служению, как, напр., светская музыка, хранение личных и других фотографий, поиск в интернете и т.д., особенно во время богослужения, что представляет собой обмирщение и является величайшим соблазном в сознании верующих.

Знакомя вас с вышеуказанным посланием, просим вашего участия.

 

По поручению Священного Синода

Генеральный Секретарь

† Мефонис Климис

 

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2019/02/blog-post_936.html

 

[1] Aнaлoй — выcoкий cтoлик c пoкaтым вepxoм, нa кoтopый в цepкви клaдyт икoны, книги, кpecт. Иcтoчник: http://ozhegov.textologia.ru/definit/analoy/?q=742&n=163766

[2] Греч. ψηφιακός ἰσοκράτης, - прим. переводчика.

[3] Исо́н (греч. ίσον, от др.-греч. ἴσος — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный) — тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BE%D0%BD



Подписка на новости

Последние обновления

События