Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

СВЯТОЙ МАРК ЕВГЕНИК: ИСПОВЕДНИК ПРАВОСЛАВИЯ

ΑΓΙΟΣ ΜΑΡΚΟΣ Ο ΕΥΓΕΝΙΚΟΣ: Ο ΟΜΟΛΟΓΗΤΗΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ

ΛΑΜΠΡΟΥ Κ. ΣΚΟΝΤΖΟΥ Θεολόγου - Καθηγητού

Лаброс К. Скодзу, богослов-преподаватель

Вселенныя великое светило, егда возшел еси от остока светло радуяся, яко исполин, путь Господень тещи, и к западу приплыл еси, тогда лучи твоя свещенныя испустил еси, верные убо просвещая, отпадшия же в беззаконное и противозаконное новшество во всесвятем и всесвященнем Символе веры[1], и покаяния не восхотевшия, яко молния попалил еси…

Великая вечерня. На Господи воззвах стихира. Глас 4

 

Итак, когда мы не являемся участниками одного Хлеба, то, очевидно, мы не – одно Тело, и не содуховны друг ко другу, и не одно и то же воспринимаем устремление…

 

Свт. Марк в приветственном слове Римскому папе Евгению

 

       19 января наша Церковь празднует священную память одного из величайших исповедников нашей веры, святого Марка Евгения. В  конкретный исторический момент и  в то критическое время Божественный промысл воздвиг эту великую личность, дабы с помощью ее защитить и спасти Православие.

 

       Он родился в 1392 году в Константинополе от благородных  и благочестивыми родителями, которые его вырастили и воспитали его в наставлении и учении Господнем. Во святом Крещении он был назван Эммануилом. Его родители позаботились о том, чтобы ему дать ему прекрасное образование. Частная собственная школа его отца сыграла решающее значение для его духовного пути. К сожалению, отец  рано умер, когда Эммануил был еще ребенком, и оставил его и его брата Иоанна сиротами. Его мать проявила попечение  и заботу о том, чтобы Эммануил учился у известных преподавателей того времени, таких как Иоанн Хортазменос, в последствии митрополита Силиврийского и у известного математика и философа  Георгия Гемиста-Плифона, прежде чем тот обратился к язычеству.

      В самом начале юный Эммануил обучался в школе своего отца,  славу и известной которой дали, собранные в ней студенты, такие как Георгий Схоларий, впоследствии ставший первым Вселенским Патриархом после падения Константинополя. Однако же божественная любовь к монашескому жительству привела Эммануила к тому, что он покинул школу  и светскую жизнь и стал монахов, принял имя Марк. Он ушел на остров Антигони в Прикониссе, где он подвизался в подвигах в течение двух лет. Затем он поселился в Свято-Георгиевском Манганском  монастыре  Константинополя, где продолжил свою аскетическую жизнь, а затем был  насильно рукоположен во пресвитера . Он завоевал репутацию хорошего духовника, к которому приходили тысячи людей, которые искали у него помощи. Здесь Святой Марк написал большую часть своих богословских и антиеретических произведений, особенно против еретиков латинян и противников Святого Григория Паламы.

      В 1436 году Патриарх Александрийский назначил его представителем на Собор, созванном для соединения Церквей. В том же году император Иоанн Палеолог заставил его принять вдовствующую кафедру в Эфесе. Одновременно  император назначил его генеральным экзархом Синода, потому что он его ценил и надеялся, что Марк будет играть ведущую роль в этом решающем Соборе. Таким образом, святой Марк был вынужден поехать вместе с православной делегацией и императором в Феррару в Италии. Там и началось заседание Собора. Он пошел на этот Собор, имея  лучшие намерения по отношению к бескомпромиссным папистам[2], которые начали православных шантажировать и склонять на соединение на своих собственных условиях, чтобы помочь Византии, которой в то время  угрожал захват турками.

     Многие православные христиане неправильно поняли неуступчивость Святого Марка. Но вскоре он оказался глубоко приверженным Православию. Святой Марк, ясно и с кристаллической чистотой начал опровергать одну за другой нечестивые учения латинян[3], которые были  препятствием для весьма желанного соединения двух Церквей[4].  Это воодушевляло православных и лично императора, которые надеялись, что они убедят латинян еретиков. Вместо этого появились у латинян антипатия и негодование, которые упорно и непреклонно оставались на своих позициях и начали прибегать к тайным, темным и неэтическим способам, чтобы с помощью них остановить свт. Марка. Она стали применять тактику псевдо-клеветы и клеветы. Также была опубликована брошюра со списком 54-х предполагаемых еретических учений у Православных! Шантаж и неэтичная позиция латинян по отношению к православных вызвали возмущение у православных, которые сплотились вокруг свт. Марка. Император настаивал на подписании унии, потому что угроза со стороны Турков стала более жесткая. Поэтому некоторые православные сбежали, чтобы не испытывать невыносимого давления. Вот почему заседания Собора были перенесены во Флоренцию, дабы избежать побегов. В то же время латиняне начали стали проводить политику жестокого вымогательства, лишений и недостатка в пище для православных! Многие умерли от лишений и лишений, а многие перешли к латинянам, таких как известный епископ Никейский Виссарион, который в последствии стал кардиналом! Что же касается св. Марка, то о нем латиняне распространяли слухи о том, что они сошел с ума, и что им не следовало бы более его принимать всерьез! Действительно, когда он вскрыл ереси папистов, то некоторые стали ему угрожать  и некоторые стали  его осуждать!

Свт. Марк писал в Окружном послании: «Причину для раскола дали они, открыто сделав прибавление (Filioque)которое до того говорили в тайне; мы же откололись от них первые, лучше же сказать, отделили их и отсекли от общего Тела Церкви. Почему? – скажи мне. – Потому ли, что они имеют правую веру или православно сделали прибавление (в Символ)? – Но ктобы так стал говорить, разве уже поврежденный в голове. – Но потому (мы откололись от них), что они имеют нелепое и нечестивое суждение и нежданно-негаданно сделали прибавление. Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и потому отмежевались от них».[5]

      После невыносимых давлений  5 июля 1439 года была подписана уния православными, которые подписали ее из-за страха перед императором, и в соответствии с приказаниями Папы. Испытывая радость, они пришли к папе, чтобы тот объявил о соединении Церквей, унии. Но когда ему сообщили, что свт. Марк не подписал текст унии, он воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!  Преисполненный высокомерия и невыразимого гнева, Папа потребовал от императора, чтобы тот осудил Марка и чтобы его изверг из сана!

       Но при возвращении православной делегации в Константинополь произошло одно удивительное событие.  На набережной города их встречал сплоченный верующий люд Царьграда, который их предал анафеме за предательство веры  подписанием унии! Что же касается свт. Марка, то, напротив, его приняли как исповедника Церкви!

Святой Марк отправился в Эфес, где некоторое время жил в течение небольшого время и управлял паствой этого города, захваченного турками. Сторонники унии при содействии турок захотели убить свт. Марка. Он же, будучи болел и неспособен к труду, решил поселиться на святой Горе Афон. Однако в итоге, он в порту он был узнан, был взят и посажен в тюрьму, где находился по указу императора в течение двух лет.  Затем он переехал в Монастырь Манганы в Константинополе, где вел борьбу с папизмом. Он почил 23 июня 1444, едва ему исполнилось 52 года. Наша Церковь немедленно объявила его святым и исповедником.

 

http://aktines.blogspot.ru/2015/01/blog-post_569.html

©перевод выполнен интернет-порталом «Православный Апологет» 2018г.

 

 


[1] Речь идет о новой ереси латинян о Духе Святом - filioque

[2][2][2] См. Слово св. Марка Ефесского папе Евгению: «Сегодня  - предначаток всемирной радости! Сегодня духовные лучи солнца мира предвосходят для всей вселенной. Сегодня члены Тела Господня, ранее разделенные и разсеченные в течение многих веков, спешат к взаимному единению!...» ДАЛЕЕ ПОСЛЕ ПАНИГИРИЧЕСКИХ ПОХВАЛ ПАПЕ И ИМПЕРАТОРУ, св. Марк указывает на важную причину разделения Церквей Запада и Востока «Что это, что так велика спорливость в отношении того новшеского прибавления, которое Тело Христово рассекло и разделило (учение об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына - filioque), и тех, которые называются по Его имени, до такой степени разделило в мировоззрении?!Сколь будет велико и длительно и недружественно презрение к братиям и отчуждение от смущающихся?! Зачем обвиняем Отцов, когда противно их общим преданиям различное умаем и говорим? Почему их веру мы сделали ущербленной, а нашу – как бы более совершенную вводим?!... Но я считаю того, кто ввел это разделение и «Свышеистканный Хитон Господняго Тела» разорвал, подлежащим большему наказанию, чем распинавшие (Христа) и все нечестивцы и еретики…

Итак, когда мы не являемся участниками одного Хлеба, то, очевидно, мы не – одно Тело, и не содуховны друг ко другу, и не одно и то же воспринимаем устремление…

Когда же м не говорим одно, то не очевидно ли, сколь велико и неизлечимо в нас это разделение (даже) до сего дня! Где же мы не говорим «тожде»?  Не в углах и некиих закоулках, и не в частных собраниях, где это может укрыться от многих, но в явном Символе веры, в исповедании при крещении, в христианском знаменовании. И если подделывающий царскую монету достоин великого наказания, то изменяющий общую печать Христианского Исповедания какой ответ думает дать, будучи повинным отнюдь не в меньшем преступлении?. (Цит. По.  Архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. М. 1992, с. 40, 41, 43)

[3] Опровержение латинских глав. Которые были представлены относительно очистилищного огня. Там же, с. 58 -73

[4] См. Марка Эфесского диалог, которого название «Латинянин», или о прибавлении в Символ. Архим. Амвросий. Указ. Сичин., стр. 177-182 А также «Силлогические главы против латинян», с. 239-277ю

[5] Архимандрит Амвросий (Погодин). Указ. Сочин., с. 333 Всем находящимся на материке и на островах православным христианам.



Подписка на новости

Последние обновления

События