Духовная жизнь
Подвизающиеся христиане должны молиться, произнося имя Христово1
монах Маркелл Каракальский
Каждый подвизающийся христианин, живущий в миру, который исповедуется своему духовному отцу, причащается Тела и Крови Христовых и соблюдает заповеди Божии может молиться умной молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Исповедь и Причастие создают непременное условия, при которых может действовать благодать умной молитвы. Очищение души, которое достигается благодаря таинству исповеди, подготавливает душу к восприятию благодати Духа Святого. По мере очищения души приходит и просвещение благодати Святого Духа. Тогда души приобретает мир и радость, подвизается с большим упорством и рассуждением.
Итак, если наша душа находится в этом состоянии, то мы уже посеяли сие благословенное семя на возделанное поле своей души, открыли свою душу и приняли его. Оно даст побег, распустится цветами и принесет прекрасные плоды, которые не подвержены гниению , но благоухают и сохраняются в сокровищнице Отца небесного.
Когда мы мы произносим вслух сии благословенные слова молитвы, уста наши ощущают сладость, душа радуется, уподобляясь древу, насажденному при исходящих вод2, у которого никогда не будет недостатка в плодах Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»3.
Итак, следует ли подвизающимся в миру христианам произносить эту молитву, или она только для монахов?
У свт. Григория Паламы, наставника умной молитвы, был послушник по имени Иов, пожилого возраста и простого нрава. Однажды он услышал, как свт. Григорий учил паломников, говоря им, что всем христианам, независимо от возраста и духовного состояния, надлежит молиться, произнося имя Иисуса Христа. Ведь если бы это было невозможно, то Бог не повелел бы через апостола Павла непрестанно молиться.
С таким поучением свт. Григорий обращался к христианам, которые приходили к нему за советом. В то время он покинул Святую Гоу и жил в Фессалониках. Слушая это поучение, Иов соблазнился им и сказал своему старцу: «Мы монахи, у нас есть время произносить эту молитву. Но как же могут достигнуть этого миряне, которым нужно все время заботиться о семье и работе? Я думаю, что молитва эта — только для монахов». - «Нет, - говорит ему святой Григорий . - Если бы это было бы недостижимо, Господь не заповедал бы через апостола Павла: «Непрестанно молитесь»4. Умная молитва ведет свое начало от апостолов, а во времена святых апостолов не было монахов. Следовательно, апостол Павел обращает эту заповедь о молитве к христианам, подвизающимся в миру. Иов, однако, не согласился и продолжал стоять на своем. Поэтому святитель Григорий прервал беседу и удалился в свою келью для молитвы. То же самое сделал и монах Иов. Однако, когда Иов вошел в свою келью, пред ним явился ангел Господень, который сказал ему: «Почему ты возражаешь и не веришь тому, что говорит Григорий? Его слова истинны, так что ты должен послушаться его и не спорить с ним». Немедленно, посл этого явления ангела, потрясенный Иов побежал к святому Григорию и рассказал ему о том, что случилось. Он положил поклон, попросил прощения и обещал в другой раз не спорить.
Наш старец Ефрем учил нас, что молитву нужно вначале произносить вслух. Следует непрестанно повторять устами: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».5Голос, исходящий из уст, помогает собрать парящий ум, так что тот начинает внимать словам молитвы. Когда вы, находясь у себя дома, располагаете свободным временем и желаемым покоем, начните с умилением6 произносить слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». С течением времени эта устная молитва увлекает ум вовнутрь. В то же время в душе возникает некое новое настроение: душа ощущает радость, мир, сладость во рту.7 Она совершенно не хочет прекращать молитву. Когда же обстоятельства все же заставляют прервать ее, душа воспринимает это как некую внутреннюю недостачу.
Когда ум начинает собираться, мы можем произносить молитву и в уме, то есть про себя. Если продолжать сие священное дело настойчиво и регулярно, произнося молитву то устами вслух, то в уме про себя, то можно быть уверенным, что внутри нас начнет ощущаться некое новое духовное состояние.
Когда домохозяйка выполняет работу по дому — готовит, стирает или занимается чем-либо другим, - пусть она в то же время и произносит молитву вслух. Тогда все помыслы уйдут, а дом ее превратиться в настоящий рай. Все в ее доме будет прекрасно и мирно, а слова молитвы, как некая священная песнь, напоят ее душу. Когда дети е вернутся из школы, а муж — с работы, она встретит их с теплотой молящегося сердца, избавив их от усталости и тягот. Только молитва, только сладчайшее имя Иисуса Христа может изгнать из дома телевизор и привнести устроение.
Старец Иосиф Пещерник в следующих словах говорит нам о пользе молитвы: «Молитва должна произноситься так, внутренней речью. Но так как вначале ум к ней не привык, он забывает о ней. Поэтому произносишь ее иногда устами, а иногда умом. И это бывает до тех пор, пока м ею не насытится, и молитва не станет действием».
Действием называется то, что, когда читаешь молитву, чувствуешь в себе радость и веселие, и хочешь непрерывно ее произносить. Итак, когда ум примет молитву и появится радость, о которой я тебе пишу, тогда будет произноситься в тебе непрестанно, без понуждения с твоей стороны. Это называется чувством-действием, так как благодать действует помимо воли человека. Он ест, ходит, спит, просыпается, а внутри постоянно возглашает молитву и имеет мир, радость»8.
Духовное состояние человека имеет три чина: первый — осветительный, второй — просветительный и третий — совершительный. Очистительное состояние весьма полезно человеку в очищении его сердца. Очистительная благодать усиливает умную молитву, она дарует покаяние и духовную ревность, так что человек подвизается с великой охотой.
Поскольку мы не были внимательны к своей жизни и ум наш не бодрствовал, не позволяя войти в сердце страстным помыслам, эта часть сердца оказалась загрязнена помыслами. По словам отцов, эти лукавые и страстные помыслы составляют мрак души. Только умная молитва, только сладчайшее имя Христово в состоянии рассеять этот мрак. Сие сладчайшее и всесильное имя Христово наносит на сердце глубокие разрезы, через которые выходит яд греха. Смертельные страсти и душевные раны создают отвратительное зловоние в области души. Душа человеческая -великая бездна. Все ее движения берут начало от одного телесного органа, то есть сердца, поскольку именно в нем гнездятся все помыслы души.9
Учение нашего духовного «деда» Иосифа и нашего старца служит продолжением учения святителя Григория Паламы. Опыт нашего старца Ефрема10 в умной молитве в том виде, как он передал его нам, представляет собой продолжение всего трезвенного аскетического предания. Старец Ефрем говорит: «Сердце человека есть центр сверхъестественных, естественных и противоестественных движений. Все берет свое начало из сердца. Если сердце человека очистится, мы можем видеть Бога. Бог незрим. Бог есть дух. Однако Он может воцарится в сердце человека, когда оно становится чистым вместилищем.
Чтобы человеческое сердце сделалось сосудом , готовым принять Бога, оно должно быть чистым. Иными словами, его надлежит очистить от нечистых помыслов. Но, чтобы сердце очистилось, туда должно попасть какое-то лекарство. Таким лекарством является умная молитва.
Появление царя изгоняет врагов. Когда в сердце входит Христос, имя Его святое, бесовские фаланги обращаются в бегство. Если же Он как следует воцарится там, Ему подчинится все. Такова и держава нашего сердца. В нем есть враги, восстания, помыслы, страсти и немощи, бури и возмущения. Все есть в сердце человека. Чтобы утихомирить и подчинить эту державу сердца, туда должен прийти Царь, то есть Христос, со своими войсками. Он овладеет державой, изгонит врага, дьявола, успокоит всякое возмущение, порожденное страстями и немощами, воцарится ка всемогущий самодержец. Такое состояние, согласно учению отцов, называется сердечным безмолвием. Тогда молитва, породившая чистоту и сердечное умиление, царствует беспрерывно»11.
Величайшая брань человека заключается в том, чтобы возвратить ум, который с помощью чувств парит среди твари, внутрь сердца, в клеть помыслов. Величайшим наставником людей в сем священном деле является умная молитва. Благодать Духа святого, которую позволяет стяжать молитва, научает нас всему, что нужно.
Умная молитва является наилучшим помощником и в час исхода души из мира сего. Ведь именно к этой молитве прибегает душа, если, конечно, она знакома с ней. Если душа вооружится силой молитвы, непобедимым именем Христовым, перед которым трепещут бесы, то они не смогут приблизится к ней.
Господи Иисусе Христе, помилуй мя
Старайся, чтобы молитва Иисуса Христа покрывала все твои дела: всякое дыхание и всякую мысль. О, как будет радоваться твое сердце! Как возрадуешься ты, когда ум твой поднимается к небесам! Посему не забывай говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Когда ты будешь петь псалмы, смоешь постигнуть то, что поешь; приобретешь усердие, благозвучный голос и смирение, чтобы передать как подобает слова Божии. Посему не обижай свою душу, но и при пении псалмов повторяй в уме молитву: «Господи Иисус Христе, помилуй мя».
Когда ты трудишься, не растрачивай все свои силы на работу, но опять-таки говори шепотом молитву. Тогда и все труды твои пойдут как должно, без ошибок и помыслов, и отдача от твоей работы будет больше. Итак, повторяй молитву Иисуса Христа, чтобы благословить труды свои: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Дух Святой осеняет душу, которая молится. Он проникает глубины души, испытывает весь внутренний мир души и исправляет его по воле Бога Святого. Только тогда душа может сказать вместе с пророком: «Благослови душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его».12 Итак, повторяй молитву, чтобы быть под покровом Духа Святого.
Когда Дух Святой покрывает всю твою душу, ты ощущаешь некую полноту и некое смирение. Тебя не смущают ни обиды, ни насмешки, ни похвала. Ты живешь в духовной атмосфере, куда нелегко войти яду греха. Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может13. Дух Святой дает тебе другие глаза и другое суждение. Чтобы в любой среде чувствовать себя свободным, повторяй непрестанно молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Словно неувядающий цветок и раскидистое древо, насажденное при исходищих вод14, становится душа твоя, когда ты говоришь: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Повторяй молитву и позволь благодати Святого Духа войти в глубину души твоей. Стань неусыпным стражем обиталища души и зрителем действий Духа Святого и говори с радостью: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Дух Святой есть благословение всего мира. Дух Святой — свет и жизнь души, которая воспевает и славословит от глубин своих имя Святой Троицы. Аминь.
1Духовный опыт старца Иосифа Исихаста. СТСЛ, 2010, стр. 107-113
2Пс. 1, 3
3Гал. 5, 22
41 Фесс. 5, 17
5Здесь мы должны сделать некоторое замечание: данная практика непрерывного повторения молитвы Иисусовой, моления ей вызывает невероятную мысленную и плотскую брань со стороны дьявола. Эта брань очень непростая, и бывает крайне напряженная, поэтому всякому желающему совершать этот важный подвиг необходимо часто исповедоваться, открывать страстные помыслы и пожелания духовнику. Без частой исповеди и откровения помыслов это делание необходимо совершать с чувством крайнего смирения, самоукорения. Мы рекомендуем для этого прочесть беседы старца с учеником об Иисусовой молитве у свт. Игнатия (Брянчанинова), а также важные наставления и советы, которые дает свт. Феофан Затворник. Весь подвиг молитвы Иисусовой направлен прежде всего на выработку покаянного духа, духа самоукорения, а без них невозможно правильное совершение сего подвига.
6В данном случае чувство умиление не имеет ничего общего с сенсорной чувственностью, присущей римо-католицизму. Исходя из советов свт. Феофана, здесь речь идет о двух вещах — внимательном и неспешном произнесении молитвы, а также с глубоким чувством покаяния. При этом важно осознавать свое предстояние пред Богом.
7Еще раз напомним, что важным условием такой молитвы является предварительная очищенность души глубокой исповедью.
8Старей Иосиф Исихаст. Выражение монашеского опыта.., с. 27
9Мы хотели бы здесь сделать оду заметку: в момент зачатия человека, как это удалось сосем недавно проследить на научном уровне сразу же появляется сформированное живое сердце, хотя остальные формы человека появляются несколько позже.
10Имеется в виду духовный наставник, старец о. Маркелла, ученик старца Иосифа проигумен монастыря Филофей архимандрит Ефрем Аризонский.
11См. также : Ефрем Святогорец, архим. Отечески советы, с. 436-437
12Пс. 102, 1
131 Кор. 2, 15
14Пс. 1, 3