Ношение жизненного креста и современное механическое отношение к Таинствам
Выбранная нами тема разговора неслучайна. Современное восприятие духовной жизни в лоне Православной Церкви все более приобретает тенденцию к сползанию к так называемому механическому восприятию таинств. И это в первую очередь касается величайшего таинства святого Причащения, в котором христианин самым тесным образом соединяется со Христом, становясь через восприятие Его святых Крови и Тела сотелесным и скровным Ему.1 Безусловно, Евхаристия с самого начала являлась центром жизни христианской общины. Об этом мы находим вполне ясное свидетельство в книге Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя хлеб по домам, принимали пищу в веселии и простоте сердца».2 Евхаристическое собрание первых христиан было тождественно самой Церкви: «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деян. 2, 47) Однако отношение в Евхаристии в первые века христианства, когда душа каждого горела живой верой в Воскресшего Богочеловека Христа, когда «единодушие» и «любовь» были главными признаками первохристианской общины, когда каждый христианин всегда был живым свидетелем веры в воплощенную Истину даже до пролития мученической исповеднической крови, было совершенно иное, чем в наше время. Оно было не механическое, а онтологическое. Неслучайно свт. Иоанн Златоуст, комментируя данное место из книги Деяний, замечает, что христиане имели имели успех «не в молитвах только общение и не в учении, но и в жизни».3 Христиане проводили жизнь, говорит он же, не только в посте, но и в строгости жизни, на что и указывает слово «хлеб».4 Часто слышны прения вокруг вопроса о частоте причащения. И в ходе дискуссии, которая порой заходит весьма в далекие дебри, можно встретить совершено взаимоисключающие воззрения. Однако в этих дискуссиях, как впрочем, и при рассмотрении вопросов параллельного характера, часто ускользает самое главное — попытка понять содержание смысл и цель христианской духовной жизни.
Поэтому евангельские зачала начала недели по Воздвижении, а также апостольскиое чтения, дают нам весьма важные разъяснения относительно интересуемых нас вопросов.
При этом необходимо помнить, что к словам Евангелия православному христианину необходимо относиться с благоговением и полным доверием, поскольку это слова были произнесены Самой Божественной Истиной, Христом Спасителем. Эти слова имеют неизмеримую цену, ими нам важно дорожить. Они являются мерилом нашей христианской жизни. Они указывают нам на закон подлинной свободы и жизни.
Господь говорит такие важные слова: «Если кто хочет идти вслед за Мною, да отвергнется себя, возьмет крест свой и вслед Меня грядет».5
Слова на многих из нас очень знакомые, часто слышимые и цитируемые. Но далеко не всегда, и даже, как правило, не всегда слышимые на них комментарии, понимание их точно и верно. Чаще всего они скользят по поверхности смысла слов Христа, не касаясь их глубинного смысла.
Обратим наше внимание, прежде всего, на то, что Бог Слово, являясь, прежде всего, любовью, ибо «Боге есть любовь», не проявляет насилия по отношению к человеческой свободе. Он не принуждает человека идти за собой, но призывает с любовью: «Аще кто хощет...».
Тем не менее, Господь всегда в своей речи указывает на последствия делаемого человеком выбора. Идти за Богочеловеком это порой и скорбь, и страдания. Однако взимаемое человеком на себя иго Христа, Его бремя, «легко», оно приносит радость «в Духе Святом», это столь необыкновенное дыхание и веяние блаженной вечности. Отвержение же этого ига и выбор собственного произвола, предпочтение своих эгоистических устремлений божественной воле приводит ко греху и духовной смерти, которая разливается на всего человека, и на душу и на тело. «Потере души», согласно словам Христа. Человек лишается подлинной свободы и превращается в раба собственных порочных пристрастий.
Как понимать слова Христа «да отвергнется себя»? Блаж. Феофилакт Болгарский говорит, что под этими словами необходимо понимать полное презрение к своему телу, чтобы его «не щадили»6, невзирая даже на упреки со стороны окружающих людей. То есть подчеркивается необходимость и важность внешнего подвига, как обязательного условия для дальнейшего шага — взятия на себя Креста. Но совершенно очевидно, что под словами Христа об отвержении себя необходимо понимать и нечто большее. Да, конечно. Ведь для того, чтобы человек встал на путь телесного подвижничества ему необходимо иметь всецелую веру во Христа как единственную и неповторимую Истину, как Бога и Творца мира. Отвержение себя предполагает и отказ от своих личностных взглядов, представлений, которые противны Евангелию, отказ от всякого человеческого учения, философии как критерия и мерила жизни7. Человек ничего и никого не вправе ставить на первый план в своей жизни, то есть вместо Христа. Это относится и к родителям, и семье, и т. д. И об этом также говорит Христос: «Если кто вслед Меня грядет и не возненавидит отца своего, и матерь и жену, и детей, и братий, еще же и душу свою, не может быть Моим учеником». Христос говорит здесь о не проявлении ненависти к родным как обязательного условия для следования за ним, а о том, что любовь, которая строится на предпочтении людей Христу, «такая любовь и любимого и любящего губит».8
Только тогда, когда сознание человека всецело обращается ко Христу, тогда он приобретает и благодатную решимость бесповоротно следовать за Христом, чего бы этого ему ни стоило. Но следование за Христом означает не личный персональный путь, созданный болезненным, греховным и подобострастным воображением, и а следование воле Божией, открываемой в божественных словах Евангелия, в заповедях Христа.
Знание пути следования за Христом составляет также один из наиважнейших элементов христианской жизни и подвига. По убеждению всех богопросвещенных Отцов Церкви этот путь человек проходить сам не имеет сил по причине неочищенности ума и сердца, неутвержденности в добродетельной жизни.9 И он, как правило, его не видит. Поэтому каждый христианин нуждается в опытном наставнике, руководителе в духовной жизни, отвергая необходимость в духовном наставнике, человек впадает в многочисленные ловушки, создаваемые дьяволом, и может живя, жить не Христа, а смерть.10 К глубокому сожалению это мало кто понимает, а если и осознает, то у него не хватаем мужества и спасительной решимости встать на путь духовного водительства и совета.
Но так как человек двусоставен, то есть состоит из души и тела, а не только из тела. То для человека для спасения необходимо исповедание правильной веры, не только внутреннее, но и внешнее. Именно поэтому Господь и говорит такие важные слова: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего».11
Душа нуждается, как подчеркивает бл. Феофилакт Болгарский, во внутренней вере, а тело для спасения нуждается и во вешнем исповедании веры своими устами. Это же подчеркивает и апостол Павел: «...потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».12 «Сердце имеет нужду в устах, - пишет бл. Феофилакт в своем комментарии на этот стих из послания ап. Павла. - Ибо что пользы веровать в душе и не исповедовать перед людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания; ибо тогда вера просиявает и многих пользует».13
Свт. Феофан подчеркивает, что между чистотой жизни, сердца и дерзновением исповедовать перед людьми спасительную истину существует самая непосредственная связь. Чистота жизни сообщает человеку необходимую божественную благодать для дерзновенного исповедания веры.14
Вот почему подлинно христианская жизнь чужда порока. Современная жизнь и обстановка к сожалению нам навязывают иной принцип — произвола и вседозволенности, которые выдаются, и совершенно ложно, за свободу. Еще апостол Павел в середине 1 столетия говорит такие важные слова, которые раскрывают совершенно иное, нежели нам говориться и насаждается «там где Дух Святой, там и свобода».15 Но Дух Божий не обитает там, где грех, порок, всякого рода нечистота. Поэтому мы слышим в воскресном апостольском чтении такие важные слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царствия Божия не наследуют».16 Очевидно, что и во времена апостола Павла, как и сейчас, у некоторых христиан было представление о спасении и принадлежности к Церкви чисто формальное. Для них выполнение внешней обрядовой стороны и участие в таинствах, очевидно, являлось признаком принадлежности Церкви. Некоторые из коринфских христиан оправдывали свою греховность божественным человеколюбием. И как и сегодня во времена апостола Павла оправдывались такими словами: «Бог человеколюбив и не будет наказывать, но введет в царство».17 Однако апостол Павел специально останавливается на проблеме нравственного облика христианина, на важности изживать порок. Он подчеркивает, что такие представления христиан о любви Бога к грешникам, которая только снисходит к немощам, но не наказывает «является явным самообольщением и заблуждением».18 В приведенных словах апостола Павла видна глубокая забота о том, чтобы христианин имел правильное понимание о причастности Церкви, Царствию Божию. Царство Божие не является чем-то материальным, оно духовно, хотя и имеет внешние символы и признаки. Оно через эти символы свидетельствует человеку о своем присутствии в этом тварном мире. Но быть причастным Царству Божию можно лишь душой, посредством праведной жизни. Об этом апостол Павел также счел нужным сказать в другом своем послании: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».19 То есть вхождение в царство Божие доставляет человеку не столько чисто внешнее воздержание, но внутреннее целомудрие, добродетельность, непорочная жизнь и мир с ближними.20 «Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения»21, - говорит далее апостол Павел.
В таинстве святого Крещения человек омывается от прежней греховной жизни, получает освящение и оправдание от Бога, возводится из состояния противоестественного в естественное. Однако данный нам в Крещении дар оправдания о освящения человеку необходимо сохранить и раскрыть. Ибо только тогда человек приобретает от Бога оправдание всей своей жизни. Живя в подвиге и изживая свои пороки мы получаем и обильное освящение от Бога. Другого пути достичь причастности Царства Божия, быть общником и участником в божественной жизни не существует. Как вне Православной Церкви нет благодатной и спасительной жизни, поскольку всякая ересь является гибелью для души, отвержением Христа, так и внутри Церкви необходим подвиг, труд, которой и составляет несение жизненного креста. А через это несение креста мы становимся и подражателями Христу и участниками в Его страданиях и воскресении.
Возвращаясь же к вопросу о причащении Христовых Тайн, на основании учения Церкви, выраженном в Евангелии и изъяснении Святых Отцов Церкви, важно осознать следующее:
-
Причащение Тайн Христовых необходимо для каждого христианина. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие»; поэтому «ядущий хлеб сей жить будет вовек». «Если не будете есть Плоти сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни в себе» (Ин. 6, 53-57). Однако частота причащения обусловлена рядом субъективно-личностных факторов.
-
Причащение необходимо рассматривать как величайшее оружие христианина, подающее теснейшее общение со Христом, оживляющее христианина, являющееся источником жизни. Но вместе с тем Причащение - это и огонь поядающий .
-
Причащение, с одной стороны, увенчивает подвиг христианина,
-
С другой стороны, Причащение Тайн Христовых содействует жизни в подвиге.
-
Учитывая это, как замечает свт. Феофан Затворник, Причащение может действовать на христианина по-разному: для живущего в подвиге — это источник благодатной помощи и силы, а для нерадивого и живущего по страстям — это обжигающий огонь. «Достойно причащающийся вкушает жизнь, а причащающийся недостойно вкушает смерть. Хотя смерть эта не последует видимо, но невидимо всегда совершается в духе и сердце человека... Посему должно причащаться со страхом и трепетом, и довольным приготовлением».22 Такой вывод делает свт. Феофан Затворник, анализируя тексты Евангелия и посланий апостола Павла..…
Вся жизнь христианина, мы еще раз подчеркнем — это добровольное крестоношение, подвиг, ревностное изживание порока с которым человек сроднился в течение жизни. И в этой благодатной жизни нет места для формализма и механистичности, присущих разным религиозным системам, которые находятся вне божественного откровения, вне знания о Боге и Бога, вне общения с Богом. Таинства Церкви вводят человека в общение с Богом при условии его покаяния и подвига. Ибо добровольное совершение грехов и после крещения, и после Причащения, нераскаянное пребывание у в них есть ни что иное, как также отречение от Христа, отречение от своего жизненного креста.23 Таинства же содействуют нашему стремлению изжить грех, страсть, разрушить союз с дьяволом и вступить в общение с вечностью, со Христом.
«Православный Апологет», 2011г.
1Свт. Кирилл Александрийский, свт. Григорий Палама и др.
2Деян. 2, 46
3Беседа 7 на Деяния, с. 71
4Там же, с. 72
5Мк. 8, 34
6Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка, главы 8
7Свт. Игнатий Брянчанинов.О чтнии евангелия
8Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 35 на евангелие от Матфея
9См. прп. Иоанн Лествичник. Слово 4. О послушании
10См. архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский.
11Мк. 8, 38
12Рим. 10, 10
13Бл. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на послания ап. Павла., с. 67
14Свт. Феофан Вышенский. Толкования на послания апостола Пава. Толкование на послание к Римлянам, на 10 главу и 10 стих
152 Кор. 3, 17
161 Кор. 6, 9-10
17Блаж. Феофилакт Болгарский. Указ. Сочин., с. 136
18Там же
19Рим. 14, 17
20См. Блаж Феофилакт Болгарский. Указ. Сочин., с. 90
21Рим. 14, 18
22Перед причастием. Советы причастникам Святых тайн по трудам свт. Феофана Затворника.
23Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь, т.4, стр. 219-221