Великий Вторник (Среда) — Ночь греха
Η Μεγάλη Τρίτη – Η νύχτα της αμαρτίας
Яко нощь мне есть разжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха (самогласен глас 8 утрени Великой Среды)
Митрополит Флоринский Августин Кантиоту
του Μητροπολίτου Φλωρίνης π. Αυγουστίνου Καντιώτου
Сегодня вечером, мои дорогие, нас Бог удостоил возможности в очередной раз слышать знаменитый тропарь инокини Кассии, который трогает до глубины души. Он приносит пользу тем, кто ощущает и осознает свою греховность и изливает слезы покаяния, как и женщина, которая отерла ноги Христа миром, тот ощутил это как и писательница гимна Кассия.
Этот тропарь имеет особую историю. В 830г. в императорском дворце в Константинополе произошло одно важное событие. Со всей империи во дворец был собран цветущий букет из избранных юных дев для того, чтобы наследник императорского престола Феофил выбрал одну из них и сделал бы ее царицей. Той же, которую он изберет, он подаст золотое яблоко.
Итак, девушки были выстроены в ряд и их сердца трепетали. Но и наследник престола испытывал изумление, поскольку красота потрясает, она обладает великой силой, чувство стремиться либо к добру, либо ко злу. Феофил встал подле Кассии, испытывая великое обаяние к ней, он был готов отдать ей яблоко. Однако он прежде ей сказал: «От женщины произошло зло», подразумевая Еву. Кассия проявляя находчивость и мудрость, ему ответила: «От женщины произошло все прекрасное», подразумевая Богоматерь.
Феофил остался недоволен ответом. Мужчины любят красивых, но не умных женщин, они не хотят, чтобы женщины в чем то имели перевес. Итак, он не отдал яблоко Кассии. Он его отдал другой благочестивой девушке Феодоре, которая в последствии прославилась святостью, поскольку как императрица она восстановила почитание икон. Так в соперничестве этих благородных, не постыдных и благочестивых, Кассия особенно выделялась и потерпела неудачу.
Неужели неудачу? Существуют неудачи и промахи, которые порой в себе скрывают велико счастье, и существуют удачи, которые в себе скрывают великие неудачи. Нам можно было бы на эту тему сказать не одну, а множество гомилий и чтобы привести из истории множество примеров. И вы, мои дорогие, если рассмотрите внимательней вашу жизнь, то вы вспомните некоторые случаи, когда вы плакали, но при внезапной неудаче в последствии обнаруживалось нечто и доброе, обреталось «из горького сладкое».
И Кассия потеряла корону, но избрала нечто иное более светлое. Потому что выше добра и трона, и всякого иного земного блага существует и нечто, чем обладают лишь немногие, это поэзия, которая своими крыльями приемлет человека и возносит его вплоть до небесной высоты. Итак, это талант, которым Кассия обладала во всей его полноте и силе, явила его в монашеском подвиге, возделав его в молитве и в слезах, его преумножила, и она показала себя вдохновенной поэтессой, которая одарила мир великолепной стихирой-тропарем, который мы слышали сегодня.
Такова историческая сторона этого песнопения. Но теперь касаясь истолкования этого гимна, ни я не обладаю необходимыми силами, но вы не обладаете должным терпением для того, чтобы мы дали разъяснение всему песнопению. Итак, я задержу ваше внимание только на одном моменте в этом стихире: «Увы мне! Глаголющи, яко нощь мне есть ражжения блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха».
Она рыдает и плачет. «Увы мне!», говорит она. Что означает это «Увы мне»? Я сделаю некоторое отступление. К сожалению чада Эллады, которые обладают великолепным зыком, входя в церковь ничего не понимают. Потому что некий министр высказал неразумное слово «Сегодня мы хороним кафаревусу».[1] Погребли, господа, ваш язык, и какие мы видим сегодня результаты!..
«Увы мне», означает «горе мне»... Рыдает Кассия. Почему рыдает? Потому что «нощь мне есть... греха», говорит она, то есть я вошла в ночь греха.
Существуют два вида ночи: естественная и мысленная. Естественная ночь это тьма, которая рождается с заходом солнца.
Ночь была главным образом временем для зверей и хищников. Так это сотворил Бог. Днем же звери спят, чтобы человек свободно совершал свои труды. И едва зашло солнце, они выходят на поиски пищи. Рабочие совершали свое работу в пустыне Сахаре, и незадолго до солнечного заката работодатели освистывали всех «прячьтесь». Едва зашло солнце и пустыня начинала сотрясаться от звуков и рева. Об этом говорит Священное Писание в предначинательном псалме, который мы слышим на вечернею: Бог «сотворил еси луну во времена: солнце позна запад свой. Положил еси тьму и бысть нощь, в нейже пройдут вси двери дубравнии» (Пс. 103, 19-20).
Но вам не следует бояться этих зверей. Более страшным является другой зверь. Какой? Спросите полицию и судей. Ночь является преимущественно временем для преступников. Преступники появляются ночью. Блудник, прелюбодей, вор, взломщик, террорист, картежники – все это звери! Как сказал один древний философ, из всех зверей, которых питает земля самым жестоким является человек. Итак, звери, неразумные и антропоморфные, действуют ночью и совершают преступления. Статистически данные показывают, что пик преступлений приходится на полночь, тогда преступная деятельность достигает своей вершины. Но нам не следует ожидать официальной статистики. Священное Писание говорит: Спаси мя Господи, дабы я не убоялся «страха нощнаго... от вещи во тьме преходящей» (Пс. 90, 5-6). Поэтому в Понте существовал священный обычай вставать в полночь и молиться Богу.
Но стихира Кассии не повествует нам о естественной, природной ночи, она повествует нам о мысленной ночи, о тьме, которая господствует в душе и уме, которая намного страшнее. Итак, мы достигли самого дна нашего убого состояния. Что это за ночь?
Это «грех»! Грех является не неким комом, шаром, в основе которого лежит бессознательность, с различными ответвлениями и сменяющимися листьями с тремя главными большими ответвлениями. Это сладострастие (то что сегодня называется секс, пансексуальность, неудержимая страсть к непристойной любви). Другим ответвлением, крайне опасным, является любовь к славе. И третьим ответвление, еще более худшим, является сребролюбие, мания капиталистов к бизнесу и тридцати сребренникам. Эти три греховные страсти помрачают душу. Об этом мы слышим в песнопении Великий Четверг, когда Иуда покинул Тайную вечерю для того, чтобы пойти и совершить предательство. Согласно словам Евангелия от Иоанна это время характерно названо «быть же нощь» (Ин. 13, 30). Природная, естественная ночь? Нет, не только. В то же время прииде тьма страстей. И Церковь в этот день воспевает: «Егда ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав, омрачашеся».(Тропарь Великого Четверга). Одни «просвещахуся», другой же «омрачашеся».
Как, мои дорогие, в ночной тьме невозможно кому-либо различить добро, так и под мраком страстей человек становится слепым. Один хорошо мне знакомый человек, который несмотря на то, что был слепым, овладел двумя науками – богословием и правом, лишился света в трудные годы жизни, потому что его ночью по ошибке обжог его друг, полагая, что именно он один из его врагов.
Помраченность от страстей несет в себе опасность потерять себя совершенно. В моей деревне один человек, который принимал участие в Малоазийской компании (1923г.) в звании сержанта и дошел до Анкары, мне говорил, что во время отступления он валился с ног от усталости в состоянии мрака на землю и немедленно засыпал – то, что происходило с солдатами, это переживаем и мы. Однако утром такой солдат приходил в ужас, оказывалось, что он уснул у края обрыва! Он постепенно вставал и бросался в некий хаос. Не ужасно ли? В большей степени нам следует ужасаться того, что все мы засыпаем подле пропасти греха, блуда, прелюбодеяния и т.д.
Вы спите! «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».
(Великий канон Андрея Критского)
+Епископ Августин
проповедь, произнесенная в храме св. влмч. Пантелеимона Флоринского 9-апреля 1985г
† ἐπίσκοπος Αὐγουστῖνος
Ἀπομαγνητοφωνημένη ὁμιλία, ἡ ὁποία ἔγινε στὸν ἱ. ναὸ Ἁγ. Παντελεήμονος Φλωρίνης τὴν 9-4-1985 τὸ βράδυ μὲ ἄλλο τίτλο.
©Перевод «Православного Апологета», 2011г.
[1] Эта ситуация касается непосредственно и российской паствы, когда даже духовенство и священноначалие не проявляет усилий и желания уделять внимание изучению церковно-славянского языка, не говоря уже о древнегреческом.