Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

 

www.apologet.spb.ru

духовная христианская жизнь

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДВИГА

(из книги «Аскеза – матерь освящения». М. 2005г.)

+ старец Иосиф Ватопедский

 

От «Православного Апологета». Публикуя на нашем сайте отрывки из книги известного современного Афонского старца монаха Иосифа-исихаста «Аскеза – матерь освящения», которая сегодня является уже уникальной редкостью, мы тем самым исполняем Божие благословение. Ибо старец Иосиф стремился донести свой опыт подвижничества, подвижничества святогорской и святоотеческой традиции, показывая, что только он как образ жизни и образ мысли является единственно правильным и надежным, ограждающим нас от многочисленных демонических воронок и ловушек с удивительным обилием расставленных в наше время перед каждым человеком. Этот образ подвижничества вводит нас в благодатную жизнь общения со Христом, обожения и спасения. Монашеский образ жизни – это не непосильное ярмо для рядового христианина, а образец (ὁ τύπος τῆς ζωῆς ἐν Χριστ) жития и пример жизни во Христе, реализованный в реальной жизни. И именно поэтому, вопреки современной активно распространяющейся критике якобы навязывания монашеских уставов и принципов жизни мирским людям, которая создает своего рода логически «аргументированное» обоснование для литургической реформы и различным видам обновленчества, монашеский образ жизни, как доказанный путь спасения «можно без преувеличения рекомендовать в качестве образца для жизни каждого из нас»1. Этот труд старца является передачей в письменах благодатного опыта, опыта святости, которая является целью всего Православия. Вне обожения и святости Православие не имеет никакой иной главной цели. Процесс стремительной секуляризации сознания в церковном народе, иерархии – это следствие недоверия Божественному Откровению, отступления от Богооткровенной Истины. К глубокому сожалению, ведущиеся сейчас подготовительные работы по созыву предстоящего Великого Освященного Собора Православной Церкви ставят перед собой не сохранение святоотеческого и верного пути ко спасению, то есть православного образа жития и подвига, а его изменение через приспособление к человеческим страстям и наклонностям. Одним из таких вопросов является пересмотр требований к постам и соблюдения их, срокам постов и их количества. Все эти вопросы поднимаются именно потому, что неочищенный благодатью человеческий ум, ум наполненный земными пристрастиями, который ап. Павел даже называет «душевным, бесовским», утрачивает доверие и послушание Божественному Уму и дыханию святого Духа, от Которого обильно излилась Божественная благодать на творения Святых Отцов и уставы Церкви. Труд же старца Иосифа раскрывает нам всю перспективу христианского подвига как образа жизни и средства стяжания Божественной благодати и разрушения оков греха и смерти, довлеющих над человеком. Мы выражаем огромную надежду на то, что благодатные строки о. Иосифа окажут благотворное влияние на современного православного христианина и вольют в их души божественную ревность.

 

* * *

 

Причиной и поводом к написанию всего того, что включено в эту книгу, послужили то предчувствие гибели, которое все сильнее овладевает миром, и тот вопль отчаяния, который слышан отовсюду.

Погибель, к которой неизбежно влечет человека, объясняется, несомненно, его извращенным образом мыслей, из чего следует и извращенный образ действий – а это и есть реальный опыт человеческой жизни. В Писании говориться: Что посеет человек, то и пожнет.2 Естественная необходимость и следствие – в том, чтобы каждое наше действие имело какой-то результат. Но любое наше действие, помимо нашей воли и произволения, может быть обусловлено и тем рабством, о котором говорит богомудрый Петр: кто кем побежден, тот тому и раб.3

Эти богодухновенные слова апостола Петра раскрывают перед нами секрет изначальной духовной несостоятельности всех людей – людей, страдающих от неизбежности погибели. Если мы рассмотрим корни сего поражения и следующего за ним рабства, обнаружим, что таков естественный итог осуждения человека после его падения.

Ибо само Писание объясняет нам, что это злое последствие греха стало нашей постоянной язвой на всю эту временную жизнь. И сказал Господь (Бог) в сердце своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его.4 После падения нами овладели малодушие и склонность ко всякому злу5, к тому, что безумно по определению.

именно эту нашу беду оплакивает апостол Павел, с горечью описывая мучения всякого смертного: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?6 Так оно и есть. Мы обрели смертное тело вместе с телесной смертью, в которую вовлекло наше падение.

Чем больше скорби причиняют те пагубные последствия, что мы передаем из поколения в поколение, тем больше растет и ососзнание того, что их необходимо преодолеть. И сколь бы испорченной и развращенной ни казалась наша личность после падения, еще не утрачена сама основа ее силы – воля. И в самом деле, как хозяин своей воли, человек имеет право выбора в собственных суждениях. Вот почему апостол Павел напоминает нам, что хотя все нам позволительно, но не все полезно7. По нашей свободной воле мы следуем велениям разума, и в этом – абсолютная необходимость нашего предназначения. А слова не все полезно убеждают нас в том, что действуем мы в соответствии с какой-то целью, которой обязаны достичь.

Тем не менее тело смерти, которое мы стали носить после падения, так называемый ветхий человек8, с силой нам противостоит. Сам же человек, будучи смиренным и бессильным, то и дело подчиняется насилию. В седьмой главе послания к Римлянам апостол Павел дает нам точнейшее описание этого несчастья. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю9и нахожу закон, что, когда хочу делать добое, прилежит мне злое10.Это определение указывает на закон искажения, который подобно второй природе, овладевает нами, если мы не противостоим ему.

Помимо этого закона искажения, который непрерывно дает о себе знать, есть еще и сатана, жестокий и неумолимый враг рода человеческого, который как лев рыкающий ходит, ища, кого поглотить11.

Так кто же премудр и сохранит сия и уразумеет милости Господни12в наше время? Наиболее сильное оружие в этой битве, братия, которое позволяет увлечь смертное жизнью13, - это глубокое подвижничество.

Здесь, во юдоли плачевной14 нескончаемого нашего изгнания, заключен основной фактор всеобщей гибели. И человек должен быть постоянно бдителен. Именно таков смыл слов: больше всего хранимого храни сердце твое15.Ибо сердце – это сокровищница, где появляются мысли и принимаются решения16. Для того, чтобы человек побеждал нападения врага и спасался от них, должно все время и без устали обороняться. Подвижничество предписывается нам как необходимое средство исцеления, дабы мы могли в точности исполнить свой долг.

Итак, смысл нашего существования заключен не в бессмысленном потакании страстям – они опасны как для нашей настоящей, так и для будущей жизни, - а в борьбе с ними ради нашего спасения. Эта цель достигается в жизни разумных существ добровольным состязанием – подвигом.

Впрочем, подвижничество (аскеза) – одно из самых древних достижений человека и начинается сразу же с его уходом из рая в место изгнания. Оно стало оружием в руках человека, который почувствовал свое безсилие противостоять трудностям жизни. Но особенно упорно он предавался подвигу, чтобы достичь успеха в своих религиозных исканиях.

Вся человеческая природа в целом, уже давно порабощенная законом тления и смерти, не в состоянии избавиться от насилия извращенного естества никаким иным способом, кроме духовного упражнения. Екклезиаст говорит: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего17,и снова: Противостаньте диаволу, и убежит от вас18.

От каждого человека при его вступлении в жизнь, несомненно, требуется осознание собственного положения и стремление к осуществлению своего предназначения. Наше изначальное сотворение произошло по образу и подобию19 творца, а возрождение во Христе доказало эту истину.

Не зря говориться, что живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего20 Христа. Это точно указывает на основной момент нашего предназначения. Законом человеческой природы считается нравственность. Точное свидетельство о том, что живущие уже не для себя жили, указывает нам на высший долг. Поскольку над нами всецело господствует и властвует обновивший нас Иисус Христос, мы обязаны всецело подчиняться Божественной воле, а стало быть, наказание за наше отступничество будет неизбежным и сокрушительным.

Но помимо самой ответственности за преступление и отступничество возникает вопрос о нашем личном спасении и исцелении, а это – итог точного практического применения заповедей нашего Врача и Спасителя. если, согласно Писанию, душа согрешающая умрет21, -любые уста должны быть заграждены, и весь мир уже осужден у Бога. Следовательно, встает вопрос уже не о выборе или предпочтении, но о безусловном долге. Человек поставлен перед конечным результатом. Результат этот однозначен и в полной мре отражает его произведение. Он либо становится последователем тесного и узкого пути22, ведущего к жизни, к Царству Небесному, ко всей полноте Божиих обетований, либо избирает себе широкий и пространный путь23, который со всей определенностью ведет к погибели24. А кроме той истины, которая содержится в упомянутых словах Божественного Откровения, есть многовековая и наглядная история, которая подтверждает реальное положение дел. Так что кто имеет уши слышать, да слышит25.

Если хотя бы одно лицо, хотя бы один человек был послушником и исполнителем заповедей воплощенного Бога Слова, Спасителя, Который обновил нас, - одного этого уже достаточно было бы для того, чтобы доказать нам истину: верен Господь во всех словесех Своих26. Но ведь с тех самых пор и до сего дня миллионы подвижников каждый день, час и мгновение свидетельствуют об этой исключительной истине. Безчисленное воинство борцов, героев этой победоносной битвы, долгим и неустанным подвигом достигло своей цели и настойчиво побуждает к этому нас. В наше время кто премудр – сохранит сия и уразумеет милости Господни27.

Итак, - мы вкратце разобрали вопрос о необходимости подвижничества и важности его для всей нашей общественной жизни и воспитания. Теперь же речь пойдет, в основном, о главном предмете настоящего труда. Мы постараемся кратко и ясно очертить общую картину православного христианского подвижничества, ибо, как указал Господь, одно нам только нужно28.

Для нас, православных, христианином может считаться тот, кто принимает Христа как совершенную Истину и Справедливость, как Единого Бога, Творца и Спасителя. Христианствоэто нечто единственное и исключительное, оно отвергает возможность компромисса, слияния или постепенного развития. На основании слов Спасителя мы веруем, что никто не знает Сына, кроме Отца и Отца не знает никто, кроме Сына,и кому Сын хочет открыть29, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня30, и если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших31.

Мы подчеркнули важность одвижничества как наиболее удобного средства для тех, кто подвизается и стремиться достичь своей цели. Однако мы не скрываем, что и преуспеяние в подвиге само по себе – не цель, а лишь одно из наиболее полезных средств. Только в благодати Божиейнаш источник свободы и самого нашего воскресения. Усердие наше и стремление быть бдительными подтверждает то же, что мы уже исповедали в Таинстве Крещения: отрекохся сатаны, и всех дел его, и аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его и сочетахся Христу32. наше предпочтение и добровольный выбор – это свидетельство свободы, присущей нам как разумным существам, и подтверждение нашего богоподобного происхождения.

Когда через веру мы приходим к богопознанию, то сразу же усваиваем свои непременные обязанности, исполнением которых и сможем впоследствии стать причастниками Божественных обетований. Господь наш убеждает нас , что абстрактное знание о существовании Бога вовсе не является для нас достаточным и полезным. Не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное33. Иными словами: к Моим обетованиям будет причастен лишь тот, кто имеет заповеди Мои и соблюдает их34. «Тот, кто имеет» - значит тот , кто позаботился узнать значение и цель заповедей, а после этого он начинает соблюдать их, то есть применять их на деле. При этом Спаситель заостряет наше внимание на смысле соблюдения заповедей: тот, кто любит Меня35.И подтверждает: Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих36.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею и ближнего твоего, как самого себя37.Разве в этих двух заповедях не заключается вся полнота закона? именно ими доказывается цельность человеческой личности, а человеку предоставляется право быть наследником Бога и сонаследником Сына Божия.

Выше мы подчеркнули, что подвиг – это основа здравого пути познания. Через него мы познаем самих себя, окружающий нас мир и свое отношение к другим людям. Откровение – это излияние и действие Божественной благодати. он непогрешимо ведет нас к постижению подлинной сути вещей, в согласии с которой Творец и Промыслитель Бог, по боголепному Своему замыслу, придал этим вещам их конечное предназначение.

Несомненно, падение человека повлияло на ход событий,изменило характер и темп их развития – и это было известно всесильному Богу Слову, Им же вся быша38. Отсюда возникла необходимость в усилии со стороны страждущего человека, чтобы восстановить целостность, исцелить поврежденную природу.

И это также было некоей частью всеобъемлющей любви воплощенного Бога Слова: не насильственно действовать, не предписывать обращение падшему человеку, но собственным примером человеколюбиво указать путь такого обращения и подчеркнуть важность божественных заповедей. После того, как Сладчайший наш Иисус делал и учил39, могут ли найти себе какое-либо оправдание человеческая дерзость и равнодушие?!

Таким образом, не только логика, но и Откровение направляют нас на путь подвижничества, предписывая его, как необходимое средство для достижения нашей цели.

Если те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями40, то уже вполне очевидно, что только с помощью подвижничества мы добъемся преуспеяния. Святой апостол Павел, сам величайший подвижник, ведет нас за собой и ясно учит, что скудельное тело наше, плоть, желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы41. Таким образом, подвиг – не вопрос предпочтения или выбора, а – непременное предписание, безусловная необходимость.

Если бы мы позаимствовали нечто из достижений монашеского подвижничества, то, в сущности, не ошибились бы, сколь бы дерзким это не казалось. Ведь что такое монашество, как не одна из форм христианской жизни, нашедшая свое успешное применение?

Наше намерение и цель, как было показано выше, - соблюдение Христовых заповедей. Мы же, согласно словам апостола Павла, проданные греху42, вынуждены делать злое, которого не хотим43. Какая же сила избавит нас от тела смерти сего44? Крайне важно и необходимо обращение к монашеской традиции аскетического опыта, поскольку сама брань, борьба за свободу, имеет множество форм и видов: как против страстей и привычек, так и против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего45 и всех ее сил. Защита в этой духовной брани наиболее тщательно продумана и реализована именно в монашеском образе жизни, и потому не будет преувеличением рекомендовать его в качестве образца для жизни каждого из нас.

1Старец Иосиф Исихаст. Аскеза- матерь освящения., с.17

2Гал.6, 7

32 Петр. 2, 19

4Быт. 8, 21

51 Кор. 10, 6

6Рим. 7, 24

71 Кор. 6, 12

8Рим. 6, 6

9Рим. 7, 19

10Рим. 7, 21

111 Петр 5, 8

12 Пс. 106, 43

132 Кор. 5, 4

14 Пс. 83, 7

15 Притч. 4, 23

16Мф. 15, 18-19

17 Еккл. 10, 4

18 Иак. 4, 7

19 Быт.1, 26

202 Кор. 5, 15

21 Иез. 18, 20

22 См. Иоанн Дамаскин. Комментарий к посланиям ап. Павла, PG 95, 1021, 12

23Ср. Иоанн Златоуст, О Лазаре (Омилии 1-7), PG 48, 1047, 12

24 Мф. 7, 13-14; Лк. 13, 24

25 Мф. 11, 15

26Пс. 144, 13

27 Пс. 106, 43

28 Лк. 10, 42

29 Мф.11, 27

30 Ин. 14, 6

31 Ин. 8, 24

32 См. Последование Таинства Крещения.

33 Мф. 7, 21

34 Ин. 14, 21

35 Там же

36 Ин. 14, 24

37 Мк.12, 30-31

38 См. Никео-Цареградский Символ Веры

39 Деян. 1, 1

40 Гал. 5, 24

41 Гал. 5, 17

42 Рим. 7, 14

43 Рим. 7, 19

44 Рим. 7, 24

45 Ефес. 6, 12

 



Подписка на новости

Последние обновления

События