Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Имперская столица — Санкт-Петербург

История создания памятника императору Александру III

238756823685623865862385235-4.jpg

Скульптор Паоло Трубецкой – создатель знаменитой конной статуи Императора Александра III. У этого памятника непростая судьба: его проекты неоднократно согласовывались и дорабатывались, курировал эту работу лично Николай II.

Торжественное открытие памятника Александру III состоялось 5 июня 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге в присутствии высочайших государевых особ - Николая II и членов императорской семьи.

Монумент был установлен у Николаевского (ныне Московского) вокзала, что несло особый смысл: Император Александр III был инициатором строительства важнейшей транспортной артерии нашей страны – Транссибирской магистрали. Впрочем, на своем исконном месте памятник простоял недолго. После революции на его постаменте выбили строки из стихотворения Демьяна Бедного «Пугало», к десятилетию Октября - заключили в металлическую клетку, а после и вовсе демонтировали, убрав в запасники Русского музея. В наши дни монумент стоит в парадном дворе Мраморного дворца.

В собрании Русского музея представлена не только практически спасенная в 1939 году конная статуя работы Трубецкого, но и целый комплекс материалов, связанных с историей создания и бытования этого во многих отношениях уникального монумента.

6077_o2853682365826358riginal.jpg

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III


Конкурс проектов был объявлен 25 ноября 1899 года, к участию в нем приглашались ведущие скульпторы-монументалисты — Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, а также архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и другие. На первый тур Трубецкой подал эскиз сидящего на троне Александра III. Однако, тогда ни один из предложенных замыслов не был одобрен, а сроки конкурса продлены. Проект, получивший высочайшее одобрение, Трубецкой подготовил в сотрудничестве с Шехтелем. Это была уже конная статуя, стоящая на четырехугольном пьедестале, который предполагалось украсить двумя барельефами, изображающими покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого поезда.

История создания памятника Александру III более или менее подробно описывалась во многих публикациях, в частности, в 1996 году Русским музеем был выпущен буклет, включающий целый ряд исторических фотографий. Существенным дополнением к уже известным материалам стали исключительные по своей важности документы, сохранившиеся в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг, — протоколы заседаний специально образованной Комиссии по сооружению памятника на Знаменской площади. Её председателем Николай II назначил князя Бориса Борисовича Голицына. Членами Комиссии стали инспектор по художественной части Министерства финансов, академик архитектуры Альберт Николаевич Бенуа, вице-президент Императорской Академии художеств, гофмейстер высочайшего двора граф Иван Иванович Толстой, директор департамента железнодорожных дел Эмилий Карлович Циглер фон Шафгаузен, профессор архитектуры Антоний Осипович Томишко и создатели принятого к осуществлению проекта — скульптор Павел Петрович Трубецкой и архитектор Федор Осипович Шехтель.

К лету 1901 года были готовы сначала первая, а затем вторая (исправленная) модель конной статуи «в натуральную величину». Небольшую по сравнению с памятником скульптуру даже предполагалось перевести в бронзу способом «a cire perdue» (утраченного воска), на котором решительно настаивал Трубецкой, предлагая поручить это итальянскому литейщику Карло Робекки, который отливал для него многие станковые работы. В протоколах Комиссии также указывалось, что данный опыт позволил бы проверить, способен ли Робекки исполнить крупный монументальный заказ.

92386582638562836586235235235.jpg

Паоло Трубецкой у памятника Александру III. Фото Карла Буллы, 1909 год


Между тем Николай II, который сначала дал согласие на дополнительные расходы в 20 тысяч рублей и даже указывал, что «если бы статуя вышла удачно, то могла быть помещена в одном из музеев», через некоторое время от прежнего намерения отказался. Об этой «промежуточной» модели мы упоминаем не случайно, дело в том, что именно она запечатлена на некоторых архивных и журнальных фотографиях мастерской Трубецкого.

Иными словами, конную статую Александра III, исполненную «в натуральную величину», иногда ошибочно принимают за окончательную большую модель, которая, как свидетельствуют документы, была завершена лишь в 1904 году.

Позднее скульптор рассказывал корреспонденту «Петербургской газеты»:

«После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила».

Эти слова помогают представить, с каким напряжением трудился скульптор, причем не столько под влиянием сыпавшихся на него критических замечаний, сколько побуждаемый собственным стремлением к достижению максимальной выразительности реализуемого замысла.

Не приходится удивляться тому, что между большинством импрессионистических работ Трубецкого и монументом Александру III огромная дистанция. Размышляя над формой, архитектоникой объемов, ритмами линий, скульптор отказывался от прежних приемов лепки и постепенно, шаг за шагом, обретал новый, подчеркнуто монументальный язык пластических обобщений.

В итоге почти сказочный в своей мощи конь и столь же могучий всадник слились в ясный и цельный художественный образ, рождая то ощущение невероятной, былинной силы, которое и сделало памятник Александру III не только олицетворением одной конкретной личности, но и своего рода символом эпохи, огромной и суровой страны. Показательно, что сам Трубецкой, беседуя с Василием Розановым, говорил:

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

Примечательны в этой связи воспоминания Мстислава Николаевича Потоцкого о встречах художников в парижской мастерской Ивана Яковлевича Билибина:

«Помню, однажды сцепились Бенуа с Трубецким из-за скульптурного портрета Александра III, Бенуа навалился на Трубецкого и, поругивая памятник, даже сравнил его с дымковской игрушкой. А Трубецкой легко согласился: «Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю».

На рубеже XIX–XX веков многие художники черпали вдохновение в народном искусстве, создавая остросовременные и даже новаторские произведения. Этот глубинный творческий импульс, как выясняется, питал и Трубецкого.

Изучая историю памятника, нельзя не обратить внимания на то, что уже в 1900 году, в самом начале работы, на заседаниях Комиссии постоянно обсуждались вопросы, связанные с будущим пьедесталом, его формой, уточнявшимися размерами, сортом и цветом гранита. Для Трубецкого это тоже был творческий процесс, в ходе которого он не раз вносил коррективы. Неожиданностью для всех стало абсолютно новое решение постамента, предложенное скульптором на 37-м заседании Комиссии 20 октября 1903 года.

Согласно этому проекту, пьедестал должен был представлять «натурального вида невысокую, спереди крутую, а позади постепенно спускающуюся к земле гранитную скалу, местами покрытую землей, частями поросшую мхом и проч. Статуя будет изображать Государя, как бы случайно остановившегося на горе».

327568263862836586235862385682351.png

Именно таким предстает памятник на подписном рисунке Трубецкого из собрания Русского музея. Долгое время его ошибочно считали первоначальным проектом 1900 года. На самом деле этот набросок был сделан уже после открытия монумента 27 мая 1909 года в ответ на просьбу сотрудников газеты «Новое время» рассказать о замысле, который остался не осуществленным.

Исправляя ставшую традиционной неверную датировку рисунка, следует подчеркнуть тот факт, что и сама бронзовая конная статуя Александра III, не должна датироваться годом открытия памятника, как это было принято до сих пор. Согласно архивным документам, большая модель в глине была завершена Трубецким в июне 1904 года, специально приглашенный из Турина литейщик Эмилио Сперати получил в работу гипсового всадника 31 июня 1905 года. Наконец, отлитую в бронзе и покрытую патиной монументальную скульптуру приняли от Сперати на 47-м заседании Комиссии, состоявшемся 6 марта 1907 года. Еще раньше было решено сразу по завершении перевезти ее на Знаменскую площадь и покрыть «дощатым чехлом» вплоть до постановки на пьедестал. Последний еще долго не был готов, ибо гранитные блоки для него продолжали поставлять и укладывать до середины 1908 года. Одновременно обсуждалась надпись, которая в утвержденном Николаем II варианте звучала так: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». 16 октября 1908 года Комиссия осматривала «как пьедестал, уже вполне законченный, так и поставленную на нем статую. Все эти работы признаны исполненными удовлетворительно». Присутствующие сочли «полезным для охраны как самого памятника, так и окружающего его места установить особый полицейский пост внутри деревянного забора».

Что касается Трубецкого, то он последний раз присутствовал на заседании Комиссии 15 апреля 1906 года. Тогда ее члены единогласно (разумеется, за исключением скульптора) одобрили составленное на высочайшее имя ходатайство, в котором предлагалось работы по сооружению пьедестала памятника предоставить «или единолично князю Трубецкому, с возложением на него и всей по этому предмету денежной отчетности и технической ответственности», или же «исключительно Комиссии, с устранением князя Трубецкого от всякого участия в этом деле. При этом Комиссия сама выработает проекты пьедестала и представит таковые на Высочайшее одобрение». На это ходатайство Сергей Юльевич Витте ответил письменным согласием: «…в виду того, что ретушь восковых частей статуи князем Трубецким исполнена, роль его в деле постройки памятника должна считаться совершенно законченной и заботы по сооружению постамента возведены на Комиссию». Окончательный вариант пьедестала был разработан архитекторами Ф.О. Шехтелем и А.А. Полищуком лишь с «небольшим уклонением от высочайше одобренной 3 июля 1901 года модели».

https://historyrussia.org/proekty/pamyatnik-imperatoru-aleksandru-iii/istoriya-sozdaniya-pamyatnika-imperatoru-aleksandru-iii.html

Санкт-Петербург - Третий , Новейший Рим на берегах Невы

краткий исторический очерк

 

Вид на Стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, Дворцовый мост через Неву в Белые ночи. 0:35 3 июля 2010 г.

Вид на Стрелку Васильевского островаПетропавловскую крепостьДворцовый мост через Неву в Белые ночи

 

Картинки по запросу Константинополь

Константинополь, реконструкция

16-27 мая 1703г. Всероссийский, тогда еще Московский, царь Петр Алексеевич в ходе успешного ведения Северной войны со Швецией, в устье Невы, этом историческом для русских месте, основывает новую крепость-город Санкт-Питербурхъ. Этому городу промыслом Божиим и по изволению императора Петра Великого в 1712 году суждено было стать новой столицей Российского государства, государства, которое из Московского, сравнительно небольшого по площади, государства, стремительно превращалось в огромную империю. Несмотря на то, что волей энергичного императора было сломлено старое русское благочестие, которое оберегало самобытность русского народа и его, хотя чисто внешне, византийское преемство, тем не менее, идеи восстановления в России былой мощи присущей Византийской империи, не оставляли и этого самодержца.  Знал ли подлинную историю Восточной Римской империи царь Петр I, который в 1721г. стал титуловаться в подражание восточно-римским василевсам даже «императором»? Знал ли царь Петр подлинную Византию, величие которой пленяло умы многих и раздражало варваров франков и немцев? Сказать трудно. Наши рассуждения по данному вопросу будут, скорее всего, просто поиском вслепую. И вот почему. Сам царь, основывая Петербург, говорил, что «как Македонский (то есть царь Александр Великий) основал на берегу Нила Александрию, так и я на берегах Невы построю новую столицу». Судя по высказываниям очевидцев и приближенных, царь Петр негативно отзывался о греческих царях, то есть византийских царях. И если предшественники царя Петра, прекрасным примером, по нашему мнению, является царь Феодор Алексеевич, принимали самое деятельное участие в решении т.н. «Восточного вопроса», оказывая постоянную помощь порабощенным турками православных христианам Востока, то посольство от Иерусалимской Патриархии в 1700 в связи с захватом иезуитами, при активной поддержки Франции и содействии Турецкой Порты, встретило у царя Петра холодный прием. И со стороны Московского государства не последовало никаких мер по защите Святых Мест. Некоторые историки-византинисты считают, что не только для Запада, но и для России подлинная история Византии, ее облик был после падения Константинополя надолго закрыт. Русские цари лишь знали о своем законном праве на Константинополь, о своем византийской преемстве через породнение с последним родом восточно-римских императоров Палеологами при великом князе Московском Иоанн Васильевиче III, а также неоднократном породнении Рюриковичей с ромейскими императорами. Знали они и то, что обряд венчания русских царей совершался по византийскому образцу. Но простирались ли их знания вглубь истории? Ответить на это достаточно сложно. По крайней мере, сознание византийского преемства русских царей было присуще такой выдающейся и высокообразованной личности как царь Иоанн Грозный, который легко вел любые богословские прения с представителями Папской курии. В одном из своих  посланий польскому королю писал: «Мы ведем род от Августа-кесаря, а ты судишь о нас вопреки воле Бога…»[1] А шведского короля Густава он упрекал в том, что тот свое имя ставит впереди его имени, что делается вопреки исторической справедливости: «Ты пишешь свое имя впереди нашего – это неприлично, ибо нам брат – цесарь римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться их братом…»[2] Но имел ли это мироощущение и ясное знание о своем византийско-римском наследии царь Петр? Знал ли он о своих законных претензиях, в силу династического преемства от Палеологов, на Восточно - Римскую империю? Ответить на эти вопроса точно, безошибочно очень сложно. Вероятно, судя по высказываниям самого Петра, он недооценивал то, что он имел. Причиной тому могли быть – недостаточная и даже ущербная образованность Петра, глубокое влияние на него идей и ментальности немецкого запада, который исторически был врагом Восточно-Римской империи, символом и жемчужиной которой был Константинополь. Немцы и франки, кичившиеся своими достижениями в области технического прогресса, даже в 17-18 веке не достигли уровня Византии Палеологов, не говоря уже о крайней степени духовной и культурной бедности этих «западных варваров».

Но, тем не менее, по нашему мнению, дата основания Санкт-Петербурга, которому суждено было играть центральную роль в культурной и политической жизни Российского государства на протяжении более чем двухсот лет, а именно 16-27 мая неслучайна. Если мы обратим внимание на Константинополь, столицу Римской империи, именовавшимся также Новым Римом, то мы увидим поразительную близость к основанию Петербурга и даты провозглашения его столицей Российской империи много сходного.  11 мая 330 года св. император Константин официально совершил перенос столицы Римской империи в Новый Рим, Константинополь. 12 мая 1712 года состоялся официальный перенос столицы Русского государства из Москвы в Санкт-Петербург. 27 мая 1703 года состоялась закладка крепости Санкт-Питербурхъ, а 29 мая совершалось печальное историческое событие в истории средневековой Европы – завоевание Константинополя турками.  И если на протяжении истории Константинополя его покровителем считался святой апостол Андрей, то именно его святые мощи полагаются при закладке новой крепости Санкт-Питербурхъ, будущего Санкт-Петербурга. Мы делаем эти сопоставления ради более глубокого осмысления события появления на свет, и без промысла Божия, столицы Российской империи на г. Неве.

Святой император  Константин Великий в 324г. переносит столицу империи на Восток по причине сильного противодействия его планам мощной языческой партии римской аристократии в Сенате. И Константинополь, Новый Рим основывается как исключительно христианский город. Основание Санкт-Петербурга было связано не только с успехами в Северной войне и выходом России к Балтийскому морю, но и созданием нового Российского государства не на традиционных теократических началах, а как государства совершенно иного – сильной индустриальной и военной империи. Или, как говорят некоторые истории, превращение России в светское государство.

Однако в постройке самого Петербурга, изначально были заложены градостроительные принципы Константинополя и Древнего Рима. Центром города является православный храм святого апостола Петра, крепость-акрополь и дворец.  В этом отношении, несомненно, имеет огромный интерес исторический генезис т.н. «генерального плана» Петербурга. Генеральный план застройки Санкт –Петербурга, составленный архитектором Е. П. Еропкина, с 1737 года он являлся главным архитектором столицы, и прежде всего центральной части новой столицы, копировал Рим. Это так называемая лучевая система главных улиц, которые вели к центру – Адмиралтейской игле: Гороховая улица, Невский проспект и Вознесенский проспект.

памятник императору Александру III на Знаменской площади у Мсоквского вокзала

Дальнейшее развитие столицы Российской империи, постройка грандиозных дворцов и изумительных соборов, в особенности тех, которые были выстроены в так называемом русско-византийском стиле (архитектор Парланд, Косяков, К. Тон, Старов и др.строили храмы в Петербурге именно в этом стиле) все более выявляли в столице не Венецию и не Древний Рим, а Константинополь. В особенности это было подчеркнуто в строительстве собора свт. Николая в Кронштадте, святого апостола Петра в Петергофе, Феодоровского собора в Царском Селе, Успенского собора Киево-Печерской Лавры на Николаевской набережной близ Академии Художеств и т.д. Преемники Петра Великого, величайшие русские императоры -  Николай I, Александр II, Александр II, Николай II Александрович, царь мученик были живыми носителями идеи византинизма.[3] В их глазах Петербург – это Константинополь, изящный и блистательный – центр науки и культуры, центр церковной жизни Российской империи.

Blagoveschenskaja-truda.jpg

Церковь Благовещения Богоматери, архитектор К. Тон, взорвана

Эта идея создания на Неве, или воссоздания на Неве Царьграда, как задумка Перта Великого, была реализована последними императорами из династии Романовых. Но эта задумка и эта идея была разрушена страшной либеральной революцией 1917 года и последующей революцией Октябрьской. В советские годы активно разрушался именно и в первую очередь византийский облик Российской империи. Большинство разрушенных храмов Петербурга были, как это не странно, выстроены в русско-византийском стиле. И именно те, которые сформировали облик Константинополя на Неве. Если же эти храмы не были уничтожены, то беспощадно уничтожался их архитектурный облик. Им придавался облик бесцветного советского авангарда. Прекрасный пример Троицкое подворье на р. Фонтанке, служившее на протяжении почти 200 лет ярким знаком присутствия Москвы и теремного Кремля, а значит и Константинополя в самом историческом центре Петербурга. Изуродованным до неузнаваемости оказался Никольский собор в Кронштадте и Успенский храм Киево-Печеркого подворья. Разрушена прекрасная и уникальная по своему архитектурному решению и внутреннему убранству Греческая посольская церковь на Лиговском проспекте.

St Petersburg Dmitry Solunsky church (2).jpg
Гречекая церковь - вид на храм со стороны Лиговского проспекта. 1900-е годы, взорвана

Сегодня ведутся дискуссии о постановке памятника императору Александру III в Гатчине, во дворце. Мы не против такого решения. Но всегда встает вопрос несколько иначе – почему не поставить статую этому выдающему императору там, где исторически такая, пусть и неудачная, была? На Знаменской площади, которая до сих пор кощунственно носит наименование Восстания. В системе ансабля центральной части города по Невскому прспекту, с точки зрения законов градоситорительного искусства, целесообразнее, этетичнее и более оправданно на Знаменской площади поставить статую императору Александру III, а не сохранять уродливый колосс, посвященный снятию блокады города. Ведь по Невской перспективе уже стоит статуя императрице Екатерине II, в Аничковом саду и Аничкова дворца, а в конце Неского проспекта у Александро-Невской Лавры стоит  прекрасная статуя великому князю Александру Невскому. Статуя императору Александру III на Знаменской площади органично вольется в имперский облик центра северной столицы, в отличие от советского монумента, который разрывает стиличтическое единство и подлинную красоты Невской першпективы.

Znamenka.jpg

 Знаменская площадь, вдали виднется Знаменский собор, взорван

Если сегодня мы чаще говорим о культурном возрождении не Ленинграда, а Санкт-Петербурга, как культурной столицы новой России, то следует не только подумать о демонтаже уродливых памятников идеологов разрушительной революции 1917 года, но и восстановлении имперского облика столицы, близкого к идеям последних всероссийских монархов, возвращении облика Константинополя на р. Неве..

Введенский собор у Царскосельского вокзала, взорван

С.И. специально для «Православного Апологета» 2019г.

 

[1] Цит. По А. Боханов. Царь Иоанн Грозный.М. Фив. 2015г., с. 257

[2] Там же., с. 253

[3] См. Н. Данилевский. Россия и Европа. К. Н. Бестужев-Рюмин. Теория культурно-исторических типов.

Санкт-Петербург, столица Российского государства - проблемы восстановления исторической идентичности города

Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская церковь)

В послереволюционные годы Санкт-Петербург планомерно разрушался, искажался его исторический облик. И неверно говорить сегодня о том, что Петербург из всех городов России сохранил свой исторической облик. Первому тотальному обезображиванию подверглась одна из главных площадей столицы - Знаменская площадь. Здесь было сделано все, чтобы символы варварского "воинствующего коммунизма" в союзе с безбожием придали части Петрограда-Ленинграда далеко не петербургский облик. 

Мы уверены, что сегодня необходимо приложить все усилия к тому, чтобы вернуть северной столице, в особенности ее центральным кварталам ее подлинно исторический облик.

Здание на карте
фото
Архитекторы: Демерцов Ф. И.
Год постройки: 1794-1804
Стиль:  

Фото А. Ф. Лоренса, 1865-1870 гг.  (добавил yuriT)

Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская церковь)

    Утраченное здание

пл. Восстания

Деревянная церковь

1794-1804 - арх. Демерцов Федор Иванович

1809 - арх. Демерцов Федор Иванович - ограда и две угловых часовни

1863-1865 - арх. Чепыжников Павел Андреевич - переделка часовен

 

 

 

 

Церковь Входа Господня в Иерусалим, известная как Знаменская церковь была выстроена по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1759 г. По прошению, бывшего при дворе ЕИВ купчины  Григория Безсчастного последовало Высочайшее соизволение «построить на Невском против Егерского и Птичного дворов у Лигова канала церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, с двумя приделами: один во имя св. мч. Севастиана и дружины его, другой во имя св. Дмитрия Ростовского, новоявленного чудотворца».  Исходотайствовав разрешение, Безсчастный с задачей не справился и не выполнил взятый на себя труд.

26 октября 1763 г. обыватели вновь обратились с прошением об устройстве церкви к архиепископу санкт-петербургскому Гавриилу, объясняя, что на строительство церкви уже было Высочайшее разрешение. В результате всех просьб 11 сентября 1965 г. была освящена придельная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, поэтому приход получил название Знаменского.

22 октября 1766 г. была освящена придельная церковь на хорах  в честь св. Николая Чудотворца. Главный придел в честь Входа Господня в Иерусалим был освящен 15 июня 1768 г. Освящение всех приделов совершил преосвященный Гавриил Кременецкий , архиепископ санкт-петербургский и ревельский.

В апреле 1767 г. последовало перенесение в новоустроенную церковь утвари из бывшей домовой церкви Зимнего дворца, согласно высочайшего повеления. В котором значилось: «из бывшей в Зимнем дворце церкви иконостас с убором и кафедру отдать бывшему придворному купчине Григорию Безсчастному по описи с роспискою, для постановления в новоустроенную на Невском проспекте у Лигова канала церковь и что отдано будет рапортовать в канцелярию о строении».

Иконостас писанный в византийском стиле  масляными красками на холсте до последнего находился в Знаменском приделе церкви.

         
  • фото

    Знаменская церковь со 
    стороны Лиговского 
    канала. Фото 1860-х гг.

  • фото

    Церковь Входа Господня 
    в Иерусалим (Знаменская)

  • фото

    Фото - 1896-1897 гг.

  • фото

    Старая открытка.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото 1930 г.

  • фото

    Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.

  • фото
  • фото

    Одна из последних 
    фотографий Знаменской церкви
    1935 г.
    Добавил - Ладада .

 

 

Фото №2 - это еще до ремонта церкви и перестройки ограды и часовен 1863-1865 гг. Фасад церкви на ней тоже еще другой -

не такой, как на фото №6, сделанной сразу после ремонта.  (yuriT)

 

В 1794 г. начата была постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами. Строилась она позади деревянной по проекту арх. Федора Ивановича Демерцова. 29 мая в день св. Духа начали копать рвы, а 5 июля вывели фундамент. В 1799 г.  купец  Дмитрий Колмыков обратился с прошением  на имя митрополита Гавриила о том, что он желает достроить церковь в три года с условием, что придел во имя Николая Чудотворца  был назван в честь св. Дмитрия Царевича. Консистория указам от 16 февраля 1799 г.  запросила согласие причта, которое было получено.  17 марта того же года был  дан указ на постройку церкви. 22 августа 1801 г. г. церковь была отстроена вчерне на церковные суммы. В том же 1801 г. умер Калмыков и церковь осталась внутри неотделанной. Окончательно она была отдела лишь в 1804 г. попечением церковного старосты купца Мирона Муратова, причем придел св. Николая Чудотворца сохранил свое посвящение.

6 ноября 1804 г. в ветхой деревянной церкви была отслужена литургия и молебен, антиминс был перенесен крестным ходом в новую церковь.

Придел Знамения Божией Матери был освящен 6 ноября, чин совершил благочинный невско-приходской церкви протоиерей Сергей Алексеев. В тот же день церковь Входа Господня в Иерусалим освятил митрополит Амвросий.

К освящению церкви была устроена голубая бархатная ризница, вышитая золотом  первым золотошвейным мастером столицы Иваном Моллером.  Ризница сохраналась  и в ХХ в. Особо чтимая икона Знамения Пресвятой Богородицы находилось в Знаменском приделе. Она стояла стоявшая на возвышении в старинном серебряном окладе. Написанная в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым.

 

Здание было  увенчано пятью шлемообразными куполами, средний из которых несколько выше и шире. Фасады рустованы, входы оформлены ионическими колоннами. Демерцов увеличил боковые купола почти до размеров главного. Внутри церкви пространство под куполами охватывала легкая колоннада коринфского ордера, выделяя средний неф.

 

 

 

В 1805 г.  указом консистории было подписано ветхую деревянную церковь разобрать и разрешено устроить  ограду вокруг церкви с двумя каменными часовнями. Это также было сделано по проекту Демерцова. В 1813 г. церковь попечением старосты В. Шульгина была устроена теплою. В 1821 г. попечением купца А. Тимофеева сооружен большой колокол.

В 1836 г. был произведен ремонт внутри и снаружи. А в 1863-1865 гг. произведен капитальный ремонт, построены две новые каменные часовни и устроена  новая ограда. Работы велись под руководством арх.П. А. Чепыжникова.

В 1868 г. вследствие прошения причта был устроен новый  червертый придел на хорах под  северо-западным куполом во имя Сретенья Господня на  средства мануфактур-советника А. И. Варгунина. Придел освящен 6 апреля 1868 г.

    
  • фото

    Из Книги "Лавры, монастыри 
    и храмы на Св. Руси"

  • фото

    Из Книги "Лавры, монастыри 
    и храмы на Св. Руси"

  • фото

    Интерьер Знаменской 
    церкви.
    Фото 1936 г.(ЦГАКФД)

  • фото
  • фото

    Из Книги "Лавры, монастыри 
    и храмы на Св. Руси"

 

 

При Знаменской  церкви с 1865 г. существовало  приходское благотворительное общество для вспоможения бедным. Общество содержало богадельню для престарелых и увечных женщин на 59 кроватей, основанную 15 августа 1866 г., дневной приют для  200 приходящих детей обоего пола, учрежденный 20 сентября 1867 г., убежище для малолетних для 22, преимущественно круглых сирот, учрежденное 23 декабря 1884 г. с двумя школами церковно-приходской и школой грамоты, бесплатные  квартиры для 120 бедных женщин и при них 40 детей, отделение дешевых квартир , состоящее из 16 комнат с общею кухней  для семейных и одиноких бедных женщин и  бесплатную столовую для бедных, учрежденную 6 февраля 1900 г.

 

 

 

К началу ХХ в. кроме двух каменных часовне, построенных в 1864 г. на углах каменной ограды церкви принадлежал  каменный дом  причта рядом с церковью, каменный трехэтажный дом с каменным флигелем и разными службами по Знаменской ул., каменный двухэтажный дом со службами на углу  1-й Рождественной ул. и  Орловского пер. Во всех домах некоторые квартиры сдавались в найм для жилья и под торговые помещения.

 

Церковь была закрыта в марте 1938 г. (соответствующие попытки делались в 1932, 1934, 1936 ) после капремонта. Чтимая икона была передана в Никольский собор, убранство в Госфонд Молва приписывала долгое незакрытие церкви тому, что ее любил посещать академик И. П. Павлов, что не соответствует действительности. В Марте 1941 г. церковь была взорвана, чтобы освободить место для станции метрополитена "Площадь Восстания". В декабре 2003 на здании станции укреплена памятная доска. ([95] 2010 г., C. 93)

 

 

 

Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и  храмы на Св.

Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г.

Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии под ред. Н. М. Кутепова, 1899 г.

[44], С. 88-90  добавил - Наталия)

  
  • фото

    Начало 1900-х гг.
    Реконструкция.

  • фото
  • фото

    Проект реконструкции бывшей
    Знаменской церкви под здание
    Ленинградского Промстройпроекта
    арх. Голубовский Л.Г., Каценеленбоген Т.Д.
    (Журнал "Архитектура Ленинграда" 1940 г.
    №2(?) newrussian)



Подписка на новости

Последние обновления

События