Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Чудо, совершенное свт. Григорием Паламой

Наказание франко-латинян, хуливших святое имя свт. Григория Паламы

В житии свт. Григория Паламы[1], написанном его ближайшим учеником свт. Филофеем Коккином. Патриархом Константинопольским[2], приводится несколько посмертных чудес великого Фессалоникийского святителя.

Одно из самым впечатляющих – это обращение в лоно Церкви хулителя свт. Григория, богатого и знатного жителя Верии, Цимисхия Верейского. Он стал последователем Акиндина, который был его учителем грамматики и хулил свт. Григория Паламы. У него смертельно заболел сын. Находясь в состоянии тяжелого горя. Он сидя размышлял, как пишет свт. Филофей Коккин: «Если бы Григорий был, как говорят, в самом деле, истинный чудотворец и мог подавать подобную благодать. То он показал бы это и на нас. Спасши нам сына от смерти и болезни». В пав дремоту, он сподобился в тонком видении увидеть свт. Григория в святительском облачении. «Святой угодник Божий человеколюбиво сказал тому, который не молился ему, и доселе не верил в его чудодейственное могущество: «Мы, как видишь. Пришли, ибо ты сам нас призвал». Цимисхий, тотчас же стряхнувши от себя сонное забытье, спешит к умирающему дитяте, и находит оное не только вне опасности от смерти, но оправившимся совершенно от болезни», - пишет свт. Филофей. Такое явное и откровенное чудо просветило Цимисхия, бывшего ранее хулителя свт. Григория и отступника от Церкви Христовой и «он исповедует благочестивые догматы, вместо врага Церкви делается другом ее и святого Григория».[3]

Не менее интересным и важным является и видение святогорского отшельника о небесно славе свт. Григория Паламы. Которого он удостоился от Бога, после длительной молитвы и вопрошания у Бога о свт. Григорие Паламе. Он удостоится видеть некое видение о происходящем в Константинополе, в храме святой  Софии Соборе. На нем присутствовали все великие святители и Отцы Церкви. По завершении Собора Отцы «должны были сделать заключение и определение», однако они сочли невозможным это сделать без свт. Григория Паламы, ибо оно «не будет иметь силу». Отцы Собора единодушно послали к свт. Григорию посланника с просьбой прийти на Собор. Однако этого не удалось сделать, поскольку свт. Григорий «предстоял у престола перед царем и тайно с ним беседовал». Лишь после окончания этой «таинственной беседы», удалось сообщить свт. Григорию о приглашении его на Собор Отцами Церкви. «Григорий незамедлительно прибыл на Собор», где его дружелюбно встретили Отцы Собора. Он ими был посажен «посреди верховной всечестной троицы богословов». После этого Отцы «совместно с Григорием  сделали окончательное подтверждение своему прежнему определению во славу его и во славу соборной Церкви Христовой». Огромную ценность имеют слышанные в видении похвальные слова Отцов Собора свт. Григорию, которые раскрывают суть его трудов и ценность его богословия: «говорили святые отцы Григорию с некоторою священною благодарностью и радостью несказанною, все то. Что ими по разным вопросам и в разное время было богословски обсуждено, все это он в последнее время собрал воедино божественною силою и благодатью, прекрасно обработал, правильно объяснил и этим закрепил за их учением силу божественного Духа, превосходно опроверг им и посрамил ереси и словами своими сделал, так сказать заключение и окончательный вывод из их священных богословствований».[4]

 

***

При своей жизни, как известно, свт. Григорий стал защитником чистоты Православной веры и православного образа жизни от западного христианства с его новшествами, еретическими учениями, и, конечно же, порожденного им менталитета. Но сегодня мы хотели бы предложить читателям Апологета интересный рассказ о  чуде, которое в 17 столетии засвидетельствовало святость и великое дерзновение пред Богом свт. Григория Паламы:

«Поскольку латиняне осуждают нашу Святую Православную Восточную Церковь, говоря. Что с тех пор, как она отделилась от Западной Церкви, то есть Церкви франков, то она больше не давала Святых, и в ней не было более чудес, то свт. Нектарий, который был Патриархом Иерусалимский в 1660 году, а он был ревностным поборником истины, желая заткнуть рты латинян и доказать из лживость и клевету, делает пересчет многих новых святых Восточной Церкви, которые просияли после раскола, и  он рассказывает о них многие удивительные новые чудеса. Итак. Повествуя о свт. Григорие Паламе, он рассказал одну страшную историю.

На острове Тира, который называется Санторини. В день памяти Святителя, то есть во 2-ю Неделю Великого Поста, некоторые франки ради удовольствия плавали на лодках, или, вернее, как пишет Досифей. Патриарх Иерусалимский, они посадили в них некоторых детей  на кораблик и когда плавали, то хлопали в  свои ладоши  и кричали:

«Анафема Паламе»

«Если Палама святой, то пусть потопит нас»

Так хулили Святого дети франко-латинян, и о, удивительное свершилось чудо, братия! О Святость и дерзновение к Богу божественного Григория!

В тот же час, те, которые  хулили, когда на море была полная тишина, штиль, не было никакой бури, были потоплены в  кораблике все те, кто на нем был, в соответствии с тем кощунством, которое они говорили. «Если он святой, то пусть нас потопит». И тела всех хулитилей оказались в пучине морской. а их души оказались в вечном огне геенны. И эти чудом была подтверждена святость Святого Григория, а его прославил Бог».

Источник: proskynitis.blogspot.gr

Материал подготовлен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016 год.

 


[1] Свт. Григорий Палам родился в Константинополе в 1296г.в семье Константина Паламы, который был членом императорского Синклита при императоре Андронике II Палеологе. После смерти отца воспитывался в семье императора, а в 20 лет оставил жизнь при дворе и принял монашество, подвизается на Святой Горе Афон в дикой пустыне Глоссия. Потом избран игуменом Эфсигменской обители. Является автором святогорского Томоса и Триад в защиту священно-безмолвствующих, где он критикует еретические воззрения Варлаама Калабрийского на умную молитву. Природу Божественной благодати и Фаворского Света. Избирается епископом на кафедру Фессалоники. В 1359 года мирно почил. Церковь Православная прославляет его как «Православия светильника, Церкви утверждение и учителя», ставя его наравне с Тремя Святителями. Память совершаемая на второй Недели Великого Поста – это свидетельство того огромного значения для Церкви, которое имеет этот святитель Церкви Христовой. Этот день по праву многими православными святителями и богословами считается «Продолжением Торжества Православия».

[2] Свт. Филофей, Патриарх Константинопольский был учеником и сподвижником свт. Григория Паламы. Написал много антилатинских трактатов. Житие свт. Григория Паламы. Составил ему Похвальное слово, созвал Собор 1363 на котором был в лике святых прославлен свт. Григорий Палама

[3] Святитель Филофей, патриарх Константинопольский. Житие святителя Григория Паламы. СТСЛ. 2004, стр. 2050207

[4] \там же. С. 212



Подписка на новости

Последние обновления

События