Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Культурное влияние Византии на балканские народы

Ἡ πολιτιστική ἀκτινοβολία τοῦ Βυζαντίου στούς βαλκανικούς λαούς

Ἀλκμήνης Σταυρίδου-Ζαφράκα

Заслуженный профессор истории Византии

Университета Аристотеля в Салониках

Вехой в истории Римской империи, но также и событием всемирно-исторического значения стало решение Константина Великого в 324 году основать новую столицу вместо стареющего и языческого Рима. Предпочтение в качестве новой столицы было отдано Византии с ее привилегированным географическим положением. Построенная в естественно укрепленном положении, на перекрестке двух континентов, где Европа встречается с Азией, на пересечении основных сухопутных и морских путей, древняя колония Мегара с 660 года до н. э. Она пережила торговый бум и играла важную политическую роль во времена Римской империи. Идея основания Нового Рима, как говорит Константин в своем законе, была представлена ​​ему самим Богом. 8 ноября 324 года состоялся «полис», т. е. древнеримская церемония основания, а 11 мая 330 года состоялась инаугурация города.

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии

Новый Рим унаследовал два качества старого, aeternitas и renovatio, вечность и обновление. Эти два качества перейдут из столицы в саму империю, приобретут мистическое значение и будут связаны с самим ее существованием до конца. Город Константина был украшен великолепными зданиями, произведения искусства из великих центров эллинизма были перенесены на берега Босфора. Через несколько лет Константинополь превзойдет все другие города по размерам и процветанию, он станет центром вселенной, «пупом земли».

Перенос столицы Римской империи на Восток означал изменение ее политической ориентации, а также образа мышления и жизни. Основание Константинополя символизирует начало другой эпохи, соединение римской политической идеологии с греческой культурой, пропитанной духом христианства. В годы Константина христианство признается равноправной религией с другими, а в конце IV в. Феодосием Великим — официальной религией государства. Со временем греческий язык вытеснит латынь из государственного аппарата. В эпоху Юстиниана в VI в. законы пишутся на греческом языке, а в VII в. греческий язык преобладает как преобладающий официальный язык государства. Интеллектуальное творение Византии основывалось на греческом языке и образовании. Оно предоставило средства выражения христианскому учению для передачи его собственных значений и его собственных истин.

Падение Константинополя под натиском османов 29 мая 1453 года ознаменовало конец империи. Однако ее культурные достижения сохранились в последующие столетия не только на территориях бывшей империи, но и среди других народов, находившихся под сильным влиянием Византии.

На своем более чем тысячелетнем историческом пути, с IV по XV век, Византии пришлось столкнуться с различными врагами как на Востоке, так и на европейских землях. Перемещения народов в Средней Азии и на Кавказе вынуждали другие народы двигаться на запад. В III и IV веках готские и гуннские племена неоднократно пересекали северную границу империи, Дунай, грабя и разрушая сельскую местность. Период с конца VI и VII веков характеризуется постоянным поселением иноземных племен, в основном славянских, на Балканах и созданием государственных образований, которые постепенно отдаляют Балканы от остальной Европы. В VII веке славяне начинают селиться на византийских землях. Это разрозненные сельские поселения в труднодоступных местах, вблизи речных долин и болот, которые в источниках называются склавениями. Постепенно славянское население ослабевает и посредством различных мер, военных, административных и церковных, интегрируется в византийское общество, эллинизируется и ассимилируется. Однако судьба славянских племен, которые поселились между Дунаем и Эмусом, была иной. В конце VII века турецкий народ, булгары, пересек Дунай, покорил славян, использовал их в качестве «союзников» и пытался совершать набеги на византийские земли. В 681 году они были признаны постоянными жителями в северо-восточной Фракии между Дунаем, Эмусом и Черным морем. С тех пор булгары станут самым опасным врагом империи на полуострове Эмус. Со временем болгары склонятся перед гнетущим бременем славян. Слияние происходит постепенно. Новому государству болгары дали государственную структуру, государственную организацию, а славянам — народную основу и язык. Так возникло славяно-болгарское государство и нация. В годы Ираклия (610-641) датируется появление других славянских племен, словенцев, хорватов и сербов, и их поселение на северо-западе Балкан. Вехой в духовном развитии и общей эволюции славян стала их христианизация и создание славянской письменности в IX веке. В 862/3 году правитель моравских славян Феодосий Василий II обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать греческих священнослужителей для обучения христианству на языке его народа.

Эту миссионерскую работу предприняли два брата-грека Константин, известный под монашеским именем Кирилл, которое он принял незадолго до своей смерти в Риме, и Мефодий. Родившиеся в Салониках, сыновья высокопоставленного военного офицера, с превосходным греческим образованием, они продолжили учебу в Константинополе и предприняли дипломатическую миссию к арабам и миссионерскую работу в хазарах, где существовала организованная еврейская и мусульманская община. Миссионерская работа Византии, вдохновленная Патриархом Фотием — величайшим ученым IX века — предусматривала преподавание христианства на языке неопросвещения, а не на латыни, как это было принято у западного духовенства.

Константин Палеолог

Константин Палеолог

Однако величайшим вкладом Константина стало изобретение славянской азбуки. В то время у славян не было письменности. Два брата перевели Библию и другие богослужебные книги на славянский язык. Создание славянской азбуки привело к формированию первого литературного славянского языка — старославянского и заложило основы для развития славянской филологии. Двух братьев по праву называют «апостолами славян», а не, как многие говорят, искажая истину, «славянскими апостолами». В 864 году правитель болгар Борис, в основном по политическим причинам, крестился и взял имя преемника императора Михаила. С тех пор в протоколе византийского двора правитель болгар именовался «духовным чадом» императора. Христианизация болгар быстро прогрессировала благодаря деятельности учеников Кирилла и Мефодия, которые, изгнанные из Моравии, были приняты Борисом, обучали славянскому алфавиту и способствовали славянизации болгар. До этого времени греческий язык использовался в официальных текстах Болгарского государства и в надписях на камнях, повествующих о подвигах их правителей. Сербы были христианизированы около 867-874 годов во время правления Василия I, и христианство было установлено в хорватской Паннонии в то же время, когда Мефодий посетил и работал там. Христианские Библии, которые Византия распространяла среди этих различных народов, были переведены на их собственные языки и стали зачатками их национальной литературы. Таким образом, был создан единый фон культуры балканских народов в средние века, как заметил великий византинист Ф. Долгер.

Влияние Византии очевидно в политической идеологии. Болгарские и сербские правители ведут кровавые войны, чтобы завоевать территории и сам престол империи, называя себя императорами. Придворный этикет, титулы и литература в Болгарии и Сербии подражают византийским образцам. Администрация организована как византийская, а терминология заимствована из Византии. Влияние особенно очевидно в области права. «Выборы» исавров были добросовестно переведены болгарами, в то время как законодательная работа серба Стефана Душана в XIV веке находилась под влиянием византийского права в определенных областях.

Культурное единство балканских народов и влияние Византии наиболее очевидны в области литературного производства. Славянская средневековая филология состоит почти полностью из переводов и обработок византийских произведений. Переводы с греческого, а также личные обработки византийских произведений болгарскими переводчиками являются творениями последнего расцвета болгарской филологии во второй половине XIV в. Патриархом Евфимием Терновским и его школой. Через них соответствующие византийские произведения стали известны другим славянским народам, и особенно русским. Романы и другие популярные чтения, жития святых, громоведения, толкователи снов, сейсмологии и т. д. были широко распространены.

Величайшим фактором византийского излучения было монашество. Славянское монашество, находящееся под сильным византийским влиянием, полно мистицизма. В конце XII века сын сербского правителя Савва стал монахом в монастыре Ватопед на Афоне, а немного позже его отец Стефан Неманя также стал монахом под именем Симеон. Они основали сербский монастырь Хиландари. Особенно сильным было византийское влияние на церковную архитектуру и живопись, которую в основном практиковали выдающиеся греческие художники.

В конце XIII и XIV веках, наряду с Константинополем, Салоники были динамичным художественным центром, с по крайней мере четырьмя или пятью современными мастерскими с известными художниками. Распространение искусства проявлялось как в перемещении художников, так и в передаче движимых произведений в более процветающие страны, граничащие с Византией. Однако, хотя духовные творения славянских народов имеют свои прямые или косвенные корни в Византии, балканские народы создавали и были первооткрывателями как можно больше. Поэтому Византия имеет особое значение как для нас, греков, поскольку она сохранила духовные и художественные сокровища древности и под живительной силой христианства развивала новые культурные достижения, так и для народов Юго-Восточной Европы и России, которые с христианством и созданием славянской письменности ввели их в танец цивилизованных народов и оказали глубокое влияние на все аспекты их жизни. Она была моделью для их государственной и церковной организации, она дала им средства выражения. Византийское наследие в сочетании с самобытными творениями этих народов способствовало их единству и уникальности, что отличает их от остальной Европы.

Переиздано 4-8-2016

https://enromiosini.gr/arthrografia/η-πολιτιστικη-ακτινοβολια-του-βυζαντ/



Подписка на новости

Последние обновления

События