1700 лет со дня созыва Первого Вселенского Собора
1.700 χρόνια ἀπὸ τὴν Α΄ Οἰκουμενικὴ Σύνοδο
В этом году мы отмечаем 1700-летие созыва Первого Вселенского Собора, который состоялся в Никее в Вифинии в 325 году нашей эры, чтобы противостоять ереси Ария; и это был поворотный момент, определивший последующий курс Церкви. По случаю состоявшихся торжеств произносились различные речи, проводились богословские конференции, превозносившие важность этого Собора, и особенно в то время, когда Греция, Европа и весь западный мир переживали многоуровневые кризисы идентичности. К сожалению, однако, у нас есть ощущение, что некоторые из предложений, выдвинутых на соответствующих Конференциях, были направлены не только на то, чтобы подчеркнуть авторитет Первого Вселенского Собора, но и на то, чтобы ввести богословски предосудительные взгляды, с определенными целями и чуждыми мотивами.
Важно, ссылаясь на авторитет Первого Вселенского Собора, не ограничиваться лишь относительными дифирамбическими речами, но подводить слушателей к плодотворному размышлению о сегодняшней действительности, которая столь мрачна.
Когда, например, мы подчеркиваем ценность соборности, демократического, то есть, управления Церковью, мы должны в то же время ясно понимать, что мы, православные, никогда не признаем «главенствующую власть» за престолом Рима и, следовательно, не будем двигаться в сторону упразднения соборности.
Затем, когда мы ссылаемся на непогрешимость Вселенских Соборов, мы должны одновременно обличать ужасную ересь непогрешимости Папы. По этому поводу энциклика Священного Синода Элладской Церкви ясна и недвусмысленна, в ней говорится: «Ни один епископ, ни патриарх, ни папа не может догматизировать действительно и подлинно, потому что это исключительное право и дело одних только Вселенских Соборов».
Когда мы также подчеркиваем наличие единогласия в решениях Первого Вселенского Собора, мы должны в то же время клеймить опасные современные сползания к богословской акробатике, которые игнорируют 2000 лет православного богословия и духовности.
Мы мол пока не можем подчеркнуть первостепенную важность термина «единосущный» Первого Вселенского Собора и в то же время утверждать, что у нас нет существенных разногласий с монофизитами, но при этом утверждаем, что любые имеющиеся у нас разногласия являются следствием некоторой языковой трудности в понимании соответствующих терминов.
В соответствующем окружном послании послании Священного Синода соответственно говорится, что «Православная Церковь справедливо приписывает догматическим решениям Соборов вечную действительность, абсолютную ценность и авторитет, всеобщий и обязательный характер» и что «решения Синодов являются условием спасения для верующих, духовенства и мирян».
Насколько осторожными должны быть мы все, и особенно те, кто занимает ответственные посты, когда мы ссылаемся на них. Мы не имеем абсолютно никакого права, во имя какого-то якобы любящего подхода к инославным или какой-то экономии, релятивизировать или давать иное толкование догматам или священным канонам, которые наша Церковь уважает на протяжении двадцати столетий!
Источник: Ορθόδοξο Περιοδικό “Ο ΣΩΤΗΡ”