Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святѣйшій Фотій, патріархъ Константинопольскій [1].
 

Въ исторіи греко-восточной Церкви Константинопольскій патріархъ Фотій по своему значенію занимаетъ исключительное положеніе. Онъ знаменитъ своею и пастырско-общественною, и богословско-литературною дѣятельностью, за которую прославляется какъ «равноапостольный», какъ «великій вселенскій учитель», какъ «чудо своего времени и вѣковъ послѣдующихъ», и т. п.

Фотій родился въ Константинополѣ въ 820 году, въ семьѣ знатнаго рода, къ которому принадлежалъ, между прочимъ, Константинопольскій патріархъ Тарасій († 806), возстановитель иконопочитанія; онъ получилъ прекрасное философско-богословское образованіе, благодаря коему потомъ сдѣлался извѣстенъ византійскому императорскому двору и занялъ видную придворную должность протоспаѳарія или императорскаго секретаря.

Избраніе Фотія на Константинопольскій патріаршій престолъ произошло при слѣдующихъ обстоятельствахъ. Въ 858 году дядя византійскаго императора Михаила III кесарь Варда своею порочною жизнію возбудилъ противъ себя негодованіе патріарха Игнатія, человѣка святой и строгой жизни, имѣвшаго мужество лишить могущественнаго нечестивца святаго причастія. Изъ мести Варда уговорилъ молодого царя подъ предлогомъ политическихъ преступленій лишить патріарха сана и сослать его на островъ Теревинѳъ на Мраморномъ морѣ. Преемникомъ Игнатія дворъ и Константинопольскій сѵнодъ избрали знаменитаго Фотія; въ теченіе нѣсколькихъ дней онъ долженъ былъ пройти всѣ степени священства (20-24 декабря 858 года) и въ день Рождества Христова уже служилъ литургію въ храмѣ Святой Софіи въ санѣ вселенскаго патріарха. Между тѣмъ патріархъ Игнатій и его многочисленные приверженцы энергично возстали противъ избранія Фотія; они отлучили отъ Церкви его и его сторонниковъ и окружнымъ посланіемъ къ восточнымъ епископамъ и римскому папѣ оповѣстили христіанскій міръ о несправедливости, какую потерпѣлъ Игнатій. Въ защиту Фотія императоръ Михаилъ отправилъ въ 859 году въ Римъ посольство съ богатыми дарами, дабы получить отъ папы Николая (858-867 г.) признаніе Фотія въ санѣ Константинопольскаго патріарха и предложить ему прислать въ Константинополь своихъ пословъ для участія на имѣвшемъ здѣсь состояться соборѣ.

Папа Николай, отличавшійся выдающимся умомъ, желѣзнымъ характеромъ и гордымъ сознаніемъ высокаго значенія папства, поступилъ весьма высокомѣрно: отправивши въ Константинополь двухъ своихъ легатовъ съ цѣлью ознакомленія съ дѣломъ патріарха Игнатія, онъ въ письмѣ къ императору Михаилу требовалъ тщательнаго разслѣдованія этого дѣла въ присутствіи низложеннаго патріарха, находившагося въ ссылкѣ, а въ письмѣ къ Фотію отказывался признать его патріархомъ, пока не получитъ благопріятныхъ извѣстій отъ своихъ легатовъ; въ то же время папа Николай, въ духѣ папской политики, требовалъ, чтобы власть папы была возстановлена въ южной Италіи, Сициліи, Солунской митрополіи и вообще во всѣхъ областяхъ, отнятыхъ у римской куріи византійскимъ императоромъ Львомъ III (717-741 г.). Однако, на Константинопольскомъ соборѣ 861 г., гдѣ присутствовали 318 греческихъ епископовъ и два папскихъ легата, патріархъ Игнатій былъ формально низложенъ. Но папа Николай, когда узналъ о ходѣ дѣлъ и когда въ Византіи не обратили вниманія на другія его требованія, собралъ (въ 863 году) въ Римѣ собственный соборъ, на которомъ отлучилъ отъ церкви и низложилъ Фотія, а Игнатія призналъ законнымъ патріархомъ. Византійское правительство, однако, продолжало поддерживать Фотія и со своей стороны энергично выступило противъ Рима. Возгорѣлась открытая борьба между церковію восточною и западною.

Въ этой борьбѣ, получившей вскорѣ принципіальный и общій характеръ, восточная церковь стремилась отстоять свои права свободы и независимости отъ притязаній на господство и завоевательныхъ стремленій римской куріи, а эта послѣдняя и на востокѣ стремилась отвоевать себѣ новыя и неслыханныя дотолѣ права господства и власти, чего она уже отчасти достигла тогда на западѣ при помощи такъ-называемыхъ лже-исидоровыхъ декреталій. Но патріархъ Фотій, отличавшійся высокопросвѣщеннымъ умомъ и тонкимъ политико-дипломатическимъ тактомъ, понялъ опасность, грозившую восточной церкви, и во всеоружіи своей энциклопедической учености и государственной проницательности выступилъ на защиту православной Церкви. Въ 867 году онъ созвалъ въ Константинополѣ соборъ, на которомъ присутствовало до тысячи епископовъ и представители всѣхъ восточныхъ патріарховъ; на этомъ соборѣ были осуждены догматическія и дисциплинарно-обрядовыя нововведенія римской церкви и особенно римское ученіе о Filioque, а папа Николай со всѣми его сторонниками былъ отлученъ отъ Церкви.

Но борьба, находившаяся въ полномъ разгарѣ, въ томъ же 867 году значительно ослабѣла въ своей силѣ. 23-го сентября этого года императоръ Михаилъ III былъ убитъ, а его преемникъ Василій Македонянинъ (867-886), изъ видовъ политическихъ и отчасти церковныхъ, убѣдилъ Фотія отказаться отъ патріаршества и удалиться въ монастырь, а Игнатія пригласилъ на патріаршій престолъ. Во вторичное патріаршество Игнатія (867-878 г.) со стороны греческой Церкви были сдѣланы римской куріи нѣкоторыя уступки въ духѣ требованій папы Николая († 867 г.). Но когда, послѣ смерти патріарха Игнатія (23 октября 878 г.). патріаршую каѳедру вновь занялъ Фотій, то онъ на соборѣ 879 года, въ присутствіи 383 епископовъ и папскихъ легатовъ, достигъ того, что былъ признанъ законнымъ патріархомъ константинопольской церкви; вмѣстѣ съ тѣмъ этотъ соборъ осудилъ постановленія 869 года, направленныя противъ Фотія и въ пользу притязаній папства, принявъ восточное ученіе объ исхожденіи Святаго Духа и признавъ за папой главенство только на западѣ.

При такихъ обстоятельствахъ, неминуемо долженъ былъ воспослѣдовать открытый разрывъ между римской куріей и восточной Церковью; формально онъ былъ приведенъ въ исполненіе папскимъ легатомъ, кардиналомъ Мариномъ, который объявилъ (880 г.) въ Константинополѣ, что Римъ прекращаетъ общеніе съ Фотіемъ; папа Іоаннъ VIII (872-882 гг.) отлучилъ его отъ церкви. Преемники этого папы (Мартинъ II и Адріанъ III) держались того же направленія, и борьба между восточной и западными церквами шла впередъ быстрыми шагами. Еще разъ эта борьба была пріостановлена, когда преемникъ императора Василія, Левъ VI Мудрый (886-916), заставилъ знаменитаго патріарха очистить каѳедру для брата царя Стефана; Фотій въ 886 году удалился въ одинъ монастырь, гдѣ и скончался въ 891 году. Но со смертію его начатое имъ дѣло защиты православной церкви отъ деспотическихъ притязаній римской куріи не погибло, но продолжалось и закончилось отдѣленіемъ западной церкви отъ единства церкви вселенской въ 1054 году.

Оцѣнивая значеніе Фотія въ этомъ дѣлѣ, новѣйшій греческій историкъ, профессоръ аѳинскаго университета А. Діомидисъ-Киріакосъ, видитъ громадную заслугу этого патріарха въ томъ, что онъ спасъ восточную Церковь и греческій народъ отъ тираннической власти папы, а вмѣстѣ съ тѣмъ — отъ измѣны святой православной вѣрѣ и отъ гибели эллинизма (Ἐκκλησιαστικὴ Ἱστορία, τ. II, σελ. 22-24. Ἐν Ἀθήναις. 1898).

Изъ другихъ пастырскихъ дѣяній патріарха Фотія великое значеніе имѣетъ его участіе въ дѣлѣ распространенія христіанства среди славянъ. Славянскій первоучитель святый Кириллъ былъ ученикомъ Фотія, когда этотъ былъ еще свѣтскимъ чиновникомъ, а въ званіи патріарха Фотій положилъ начало обращенію славянъ ко Христу Спасителю и содѣйствовалъ возникновенію славянской образованности въ переводѣ священныхъ книгъ на славянскій языкъ. Справедливо поэтому мы, русскіе, вмѣстѣ съ другими славянскими православными племенами почитаемъ его началовождемъ христіанскаго просвѣщенія нашего. Кромѣ того, о россахъ Фотій сохранилъ для науки первыя историческія свѣдѣнія въ своихъ бесѣдахъ (I-йII-й), произнесенныхъ по поводу ихъ нашествія на Константинополь въ 860 году. Фотій, значитъ, есть первый нашъ историкъ, написавшій первую и достовѣрную страницу русской исторіи.

Что касается учено-богословской дѣятельности патріарха Фотія, то исторія византійской литературы, въ періодъ отъ императора Юстиніана (527-565 г.) до паденія Византіи (1453 г.), не знаетъ другого имени, равнаго имени Фотія по своему значенію для науки. Патріархъ Фотій былъ величайшимъ свѣтиломъ греческой учености и образованности. Имя его, какъ богослова, философа и вообще энциклопедически просвѣщеннаго мужа, всегда будетъ безсмертно, потому что въ его многочисленныхъ и разнообразныхъ литературныхъ трудахъ нашли себѣ выраженіе и отчасти завершеніе лучшіе культурные идеалы византійско-восточной науки и блестяще отразился національный эллинскій геній цѣлой эпохи среднихъ вѣковъ.

Изъ литературныхъ его произведеній извѣстны: 1) Τὰ Ἀμφιλόχια, которыя носятъ энциклопедическій характеръ и содержатъ трактаты изъ области богословія, философіи, физики, медицины, грамматики, исторіи и другихъ наукъ; этотъ трудъ составленъ Фотіемъ во время перваго своего заключенія (867-877) для кизическаго митрополита Амфилохія. 2) Τὰ εἰς τὴν Γραφὴν ὑπομνήματα, т. е. экзегетическіе комментаріи на книги Священнаго Писанія; полагаютъ, что Фотій составилъ толкованія почти на всю Библію, но изъ нихъ въ печати извѣстны немногія. 3) Διήγησις περὶ τῆς μανιχαίων ἀναβλαστήσεως, — догматическій трудъ, направленный къ опроверженію лжеученій манихеевъ и павликіанъ. 4) Περὶ τῆς τοῦ Ἁγίου Πνεύματος μυσταγωγίας, гдѣ на основаніи Священнаго Писанія, твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и доказательствъ отъ разума утверждается православное ученіе объ исхожденіи Святаго Духа отъ единаго Отца. 5) Μυριόβιβλος или «Библіотека», заключающая извлеченія изъ различныхъ произведеній (до 279), прочитанныхъ Фотіемъ, съ критическими о нихъ замѣчаніями. 6) Σύνταγμα τῶν ἱερῶν κανόνων или номоканонъ. 7) Ὁμιλίαι, т. е. бесѣды, которыхъ извѣстно, впрочемъ, немного (до 15). 8) Наконецъ, патріарху Фотію принадлежатъ многочисленныя письма, гномы, лексиконъ, поэтическія и другія произведенія (K. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur, 2-е Auflage. München, 1897, 5. 73-79, 515-524).

Патріархъ Фотій Константинопольскою церковью причисленъ къ лику святыхъ; память его празднуется 6-го февраля. Въ новѣйшей греческой четьи-минеѣ (Κ. Λουκάκις, Μέγας Συναξαριστὴς, τ. II, σ. 99-100. Ἐν Ἀθήναις. 1890) Фотій именуется великимъ и славнѣйшимъ отцемъ и учителемъ Церкви, исповѣдникомъ вѣры и равноапостольнымъ, треблаженнымъ и священноименнымъ іерархомъ.

Въ виду весьма важнаго значенія святѣйшаго патріарха Фотія въ исторіи греко-восточной церкви и литературы, мы почитаемъ полезнымъ ознакомить нашихъ читателей съ его гомилетическими произведеніями, которыя у насъ почти совершенно неизвѣстны. Печатаемая въ настоящемъ № «Церковныхъ Вѣдомостей», впервые въ русскомъ переложеніи бесѣда патріарха Фотія издана въ греческомъ текстѣ великимъ логоѳетомъ Константинопольской церкви С. Аристархисомъ въ журналѣ Ἐκκλησιαστικὴ Ἀλήθεια за 1883 г. (№ 43, стр. 667-669). Изъ предисловія издателя къ тексту бесѣды видно, что она произнесена знаменитымъ витіею греко-восточной церкви на вечернѣ 6-го марта 884 года. 
 

Примѣчаніе: 
[1] По поводу печатаемой въ семъ номерѣ «Бесѣды» патріарха Фотія въ пятокъ первой недѣли Великаго поста
 

Источникъ: Святѣйшій Фотій, патріархъ Константинопольскій. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 415-418. 



Подписка на новости

Последние обновления

События