Вход Господень в Иерусалим: иконы и фрески
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств. Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Светлана Липатова. Вход Господень в Иерусалим: Иконография праздника
Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Дионисиат, Афон
Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Дионисиат, Афон
Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия
Вход Господень в Иерусалим. Икона из монастыря Ватопед, Афон
Вход Господень в Иерусалим. X в. Слоновая кость. Музей византийского искусства, Берлин
Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска работы Мамациоса Георгиоса
Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XV в
Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. Ватикан
Вход Господень в Иерусалим. Фреска работы Феофана Критского. Метеора, церковь св. Николая
Вход Господень в Иерусалим. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия
Вход Господень в Иерусалим. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.
Вход Господень в Иерусалим. Византия. XIII в. Монастырь св. Екатерины, Синай
Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона
Вход Господень в Иерусалим. Церковь Святой Троицы, Бутте, США
Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XVI в
Вход Господень в Иерусалим. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 г.
Вход Господень в Иерусалим. Дечаны, Сербия. Фрагмент фрески
Вход в Иерусалим (двусторонняя икона). Новгород. XV в
Вход Господень в Иерусалим. Бронзовая колонна св. Бернварда из церкви св. Михаила. XI в. Хильдесхайм, Германия
Вход Господень в Иерусалим. Новгород. Вторая четверть XV в.
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора Св. Марка в Венеции. Италия
Вход Господень в Иерусалим. Москва. Конец XVI в.
Вход Господень в Иерусалим. V век
Деталь диптиха. Сокровища собора в Милане
Вход Господень в Иерусалим. 1497 г. Кирилло-Белозерский монастырь
Икона праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Источник: https://pravoslavie.ru/52772.html
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ: ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА
Великий праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен как скорби о предстоящих крестных муках Спасителя, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую Страстной, так и предпасхальной радости Воскресения.
|
|
Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Толпа людей приветствует Спасителя у ворот Иерусалима, возглашая хвалу и устилая дорогу срезанными с деревьев пальмовыми ветвями. В шествовании Господа верхом на осляти исполнилось ветхозаветное пророчество о Царе Израиля: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9).
![]() |
Ил. 3. Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо (Италия) |
![]() |
Ил. 4. Вход Господень в Иерусалим. Вторая половина XI в. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни (Греция) |
Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы. Она служит фоном для выделения центрального образа на плакетке из слоновой кости второй половины Х века из Берлинского музея византийского искусства (ил. 2). В мозаиках Палатинской капеллы в Палермо (Италия, середина XII в.) (ил. 3) Христос на осле и апостолы за ним изображены спускающимися с горы. Художник прямо следовал описанию события у евангелиста Луки: "А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19: 37). Размещению горы в левой части сцены всегда соответствует изображение города в правой части. Архитектура Иерусалима представлена множеством причудливых и тесно поставленных друг к другу строений за стеною с башнями. В центре обычно изображен Иерусалимский храм. В русской иконописи XVI–XVII веков в центре Иерусалима изображается центрическая купольная постройка, увенчанная крестом.
![]() |
Ил. 5. Вход Господень в Иерусалим. Конец XV в. Лицевая сторона двухсторонней иконы- |
![]() |
Ил. 7. Вход Господень в Иерусалим. Около 1497 г. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви Успения Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский музей-заповедник |
![]() |
Ил. 6. Вход Господень в Иерусалим. 1312–1315 гг. Мозаика церкви святых апостолов в Фессалониках (Греция) |
![]() |
Источник: https://pravoslavie.ru/1290.html |
Рассмотренные нами образы праздника являются примерами незаурядного иконографического творчества создававших их православных художников, опровергающими при ближайшем рассмотрении устоявшийся в литературе тезис о вековой неизменности иконографии Входа Господня в Иерусалим.