Покаяние святой Марии Египетской и покаяние нашего века
Протопресвитер о. Антониос Христу, богослов – магистр (православное богословие) EAP
Дорогие читатели! В воскресенье пятой седмицы Великого поста и незадолго до начала Страстной седмицы наша Православная Церковь по вдохновению святых богоносных отцов представляет священный образ преподобной Марии Египетской как образец искреннего и глубокого покаяния. Ведь именно в этом и заключается цель всего периода Святого и Великого поста: не только пост, но и освобождение и существенное изменение нас самих от страстей и грехов, от того, что связывает нас с «ветхим» человеком.
Давайте кратко вспомним, кем была эта святая, чтобы понять величие ее Святого Образа. Святая Мария жила в V веке нашей эры. в Египте. В юном возрасте она оставила семью и вела распутную жизнь в Александрии, предаваясь удовольствиям и греху. Она пала и зашла так далеко, что занималась проституцией не ради денег, а исключительно из рабства и удовлетворения своих плотских желаний. Однако божественное провидение Человеколюбивого Бога имело на ее счет иные планы. Когда она решила отправиться в Иерусалим, намереваясь продолжить свою греховную жизнь, невидимая сила чудесным образом воспрепятствовала ей войти в церковь Воскресения Христова. Осознавая свою греховность, она обратилась за заступничеством к Деве Марии и пообещала изменить свою жизнь.
Действительно, ее обращение было радикальным и необратимым. Она удалилась в Иорданскую пустыню и прожила сорок семь лет в посте, молитве и покаянии, отрезанная от мира, но соединенная с Богом. Ее путь был нелегким; борьба со страстями и искушениями была постоянной, но благодатью Божией ей удалось достичь совершенства святости. Ее встреча с аввой Зосимой и ее чудесная кончина, приобщение к Непорочным Таинам, свидетельствуют о ее принятии Богом и о существенных переменах, которые приносит искреннее покаяние.
В отличие от Пресвятой Богородицы и многих других святых, наша эпоха, к сожалению, характеризуется всеобщей секуляризацией и, прежде всего, нераскаянностью. Будем помнить, что нераскаянность — главная черта характера Дьявола, во всем остальном он превосходит нас (В посте он никогда не ест, в бдении он никогда не спит, в богословии он все знает, в молитве он говорит с Богом и т. д.). Современный человек не осознает необходимости покаяния, потому что он даже не принимает существование греха и христианского образа жизни. В обществе, где царит релятивизация вечных моральных ценностей, грех превратился в право, разврат — в образ жизни, а самодовольство — в высшее благо со всеми вытекающими отсюда последствиями! .
Такие характеристики западного общества, как технический прогресс, чрезмерное потребление и поклонение индивидуализму, создали мир, который противится Богу и идее духовного единения. Сегодня человек пытается стать независимым от своего Создателя, ведя жизнь, лишенную духовности и полную временных и эфемерных удовольствий. Результатом такого отношения является экзистенциальная пустота, отсутствие смысла и глубокое несчастье, поражающее современный мир, поскольку он не соединен с источником всего, что есть Бог.
Отход от истинного покаяния имеет серьезные последствия как на личном, так и на массовом общественном уровне. Нераскаяние приводит к духовному некрозу, безразличию к психосоматическому спасению, психическому дискомфорту и деградации личности. Человек, который не раскаивается, теряет чувство истинной радости, поскольку только примирение с Богом может наполнить его сердце внутренним миром.
На социальном уровне нераскаяние порождает такие явления, как коррупция, преступность, распад семьи и отчуждение между людьми. Без покаяния мир погружается в постоянный кризис, не только экономический или политический, но, прежде всего, моральный и духовный. Вот почему, в то время как числа процветают, люди и общества пустеют и разрушаются как существа!
Вот почему жизнь святой Марии Египетской представляет собой вечный пример для ищущих путь спасения. Он учит и вдохновляет нас, что покаяние — это не просто сожаление, а полное изменение жизни. Нет такого греха, который не мог бы быть прощен, если человек обращается к Богу с сокрушенным сердцем и искренним желанием обращения и исправления.
Послание Святой Марии чрезвычайно актуально сегодня, поскольку человечеству как никогда необходимо вернуться в объятия Бога. Церковь продолжает призывать каждого человека через Миссию на путь покаяния, показывая, что истинная свобода и счастье заключаются не в постоянном удовлетворении материальных желаний, пусть даже необходимых, а в освобождении от греха и единении с Богом.
В заключение нашей статьи следует отметить, что контраст между покаянием святой Марии Египетской и нераскаянностью нашего времени очевиден. Сегодня, как никогда ранее, человеку необходимо вновь обрести мужество взглянуть себе в лицо, признать свои неудачи и обратиться к Богу. Церковь предлагает средства спасения – покаяние, исповедь и Святое Причастие – призывая нас жить по воле Божией и обрести истинное счастье в святости. Святая Мария Египетская указывает нам путь; вопрос в том, готовы ли мы ему следовать. Ее жизнь, от греховного падения до божественного возвышения, доказывает, что ни одно человеческое заблуждение не является неисцелимым, если есть искреннее возвращение к Богу. Сопоставляя ее жизнь с нераскаянностью современности, становится ясно, насколько далеко мы отошли от подлинного христианского отношения к греху и спасению. Но надежда есть, если мы будем хотя бы в минимальной степени подражать этому! Аминь!