Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Единая истинная Церковь: святой Софроний о Православии и полноте благодати

 

Архимандрит Софроний (Сахаров) из Эссекса

 

 

ри

 

 

Существует одна-единственная истинная церковь, основанная Христом, которая хранит учение Христа в первозданном виде и обладает полнотой знаний, благодати и непогрешимости

 

— Простите меня, возможно, всё это излишне. Однако сейчас я хотел бы немного сказать о том, что в настоящее время значительная часть христианского мира склонна принимать одну из самых опасных ересей. Она заключается в том, что люди говорят, будто в наши дни нет ни одной церкви, которая в полной мере сохранила бы истинное учение Христа или обладала бы полным знанием о тайне святой, исполненной благодати христианской жизни на этическом и аскетическом уровне. Предположительно, многие номинально христианские церкви обладают равной благодатью, и поэтому нам следует стремиться к объединению церквей на основе какой-то общей программы. Один из самых частых вопросов, с которым приходится сталкиваться, — это вопрос о том, кто спасётся, а кто нет. Эти люди обычно думают, что спасутся не только православные (согласно православному учению), не только католики (согласно католическому учению), но и все добродетельные люди, которые вообще верят во Христа. Эта точка зрения перешла от протестантов к верующим других церквей. Многие православные придерживаются этого мнения.

 

Некоторые люди считают, что ни одна из существующих церквей не может обрести полноту знаний и благодати, потому что каждая из них в той или иной степени отклонилась от истины. Они думают, что только сейчас, «в конце времён», они (эти мудрецы) полностью постигли дух учения Христа и что весь христианский мир на протяжении многих веков сбивался с пути. Что теперь настало время, когда мы должны объединить все разрозненные части в одну вселенскую и апостольскую Церковь, которая будет обладать полнотой истины во всех её аспектах, даже если этот союз будет охватывать только то, что является общим для всех Церквей. Что ещё хуже, некоторые из них в глубине души лелеют некое высокое, надцерковное, мистическое понимание христианской религии, которое… Я не буду больше об этом говорить.

 

Я отвлёкся на обсуждение этого вопроса только по одной причине: чтобы сказать вам, что я очень хочу (и молю об этом Бога), чтобы вы не были введены в заблуждение всем этим, а твёрдо уверовали в своём сердце и разуме в то, что на этой земле есть одна единственная и истинная Церковь, основанная Христом; что эта Церковь хранит учение Христа в первозданном виде, что она в своей совокупности (а не отдельные её члены) обладает полнотой знания, благодати и непогрешимости. [Я хочу, чтобы вы убедились] в том, что то, что некоторым людям кажется неполнотой её учения, на самом деле является потенциалом для научной разработки её неисчерпаемых и безграничных богатств. Однако это ни в коей мере не противоречит тому, что я сказал выше о том, что она обладала полнотой знаний.

 

Окончательная форма выражения учения Церкви на Вселенских соборах не подлежит никаким изменениям. Вся будущая научная работа должна обязательно согласовываться с тем, что было дано в божественном откровении и в учении Вселенских соборов Церкви. То же самое относится и к благодати: только единая и неповторимая Церковь может обладать полнотой благодати. Однако все остальные Церкви обладают благодатью благодаря своей вере во Христа, но не в полной мере. Кроме того, мы можем верить, что даже в наши дни есть люди, которые по благодати Святого Духа равны великим святым Церкви древности. (Я говорю это в связи с тем, что я слышал о нескольких людях в России.) [Это так], потому что Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). Всё это истина. Кто отступит от этой веры, не устоит».*[1]

 

 

 

 

Некоторые заблуждения католицизма по мнению святого Софрония[2]

 

«Но в католицизме (по сравнению с православием) есть много фундаментальных ошибок как с догматической точки зрения, так и с точки зрения (духовной) церковной жизни. [Католическая] точка зрения на покаяние и практику исповеди не соответствует духу Христа (насколько я понимаю), и это связано с неверным видением искупления человека. Существует некий «мирской», «юридический» подход к решению этих вопросов. Аномалии и даже откровенно грубые заблуждения в нравственно-аскетической жизни принимаются как дар благодати и считаются критерием святости (например, феномен стигматов). В то же время духовные практики православных подвижников попираются, высмеиваются и отвергаются. Некоторые святые отцы, которые были более продвинуты в этой познавательной деятельности — внутренней молитве, считаются закоренелыми еретиками (например, святой Григорий Палама).

 

«Что касается вашего внезапного порыва к слезам и раскаянию: мы должны приближаться к Богу, который есть «всепоглощающий огонь», как можно более кротко, спокойно и благоговейно. Следует всеми возможными способами ограждать себя от искусственного возбуждения нервов и крови, а также от мечтательности. Простите меня, я говорю вам это, чтобы предостеречь вас, из любви к вам. Католики, судя по тому, что я слышал, страдают именно от этих недостатков. Вот почему среди них встречаются случаи стигматов и сенсорных видений (или, скорее, привидений). Кроме того, некоторые люди путают духовное и психологическое, ничего не понимая в первом, то есть в духовном плаче, и принимают эти слёзы за психологические, осуждая их. [3]

 

«Когда ваша вера укрепится, вы откроете для себя бесчисленное множество доказательств истинности Православной Церкви и православной веры: богословских, нравственно-аскетических и исторических. Тогда вам станет совершенно ясно, что Православная Церковь отличается от всех других Церквей по трём признакам:

1) Только она полностью верна своему богословскому учению.

2) Только она в полной мере знает тайну благодатной, святой жизни и сохраняет божественную благодать в полной мере. И

3) Этодревнейшее, основополагающее, изначальное сообщество, от которого в разное время отделялись части (меньшие или большие).[4]

 

"Другая копия [черновик его письма] содержит следующий текст без указания даты, который, как нам кажется, уместно включить в качестве приложения к этому письму: «Из вашего письма складывается впечатление, что католики называют «умной молитвой» мысли, обращённые к Богу, но не выраженные устно, προφορικώς — так же они называют размышления о Боге и божественном. Но под термином «ноэтическая молитва», «умная молитва» мы понимаем сосредоточение ума в сердце перед Богом, которое может сопровождаться чувством благодарности, прославления, страха, мольбы или раскаяния. Но все размышления, философствование ума прекращаются, и разум сосредотачивается на сердце и наблюдает за его состоянием, следя за тем, что в нём происходит. Благодаря этой бдительности разум может увидеть приближающегося врага и, как острым мечом или пылающим пламенем, именем Господа Иисуса отразить его».[5]

 

«…Я бы даже не осмелился заговорить с вами об этом раньше, потому что сначала вам нужно было убедиться, что, приняв православие, вы действительно избежите ада…»[6]

 

«... Мне бы и в голову не пришло считать католическую церковь «какой-то мирской, земной организацией». Если я всё же называю её «мирской», то делаю это в сравнении с тем, что Господь дал мне познать в православии. Я надеюсь, что Господь поможет вам также осознать, что они «секуляризировались». Эти «мирские» или «человеческие» элементы проникли во все сферы жизни католической церкви. Мы не будем говорить об этом, потому что невольно начнём обсуждать то, что уже обсуждалось многими людьми и было подробно изложено. И вы, без сомнения, всё это читали. Глупо, когда кто-то защищает свою церковь, обвинять другую в преходящих и несущественных вещах, таких как, например, соответствие личной жизни духовенства, ритуалов и тому подобного. Но в католицизме (по сравнению с православием) есть много фундаментальных ошибок как с догматической точки зрения, так и с точки зрения (духовной) церковной жизни. [Римско-католическая] точка зрения на покаяние и практику исповеди не соответствует духу Христа (насколько я его понимаю), и это связано с неверным представлением о работе искупления человека. Существует некий «мирской», «юридический» подход к решению этих вопросов. Аномалии и даже откровенно грубые заблуждения в нравственно-аскетической жизни принимаются как дарованные благодатью и считаются критериями святости (например, феномен стигматов). И в то же время духовные практики православных аскетов попираются, высмеиваются и отвергаются. Некоторые святые отцы, которые были более продвинуты в этой познавательной деятельности — внутренней молитве, считаются закоренелыми еретиками (например, святой Григорий Палама).

 

Однако вы увидите, что гностическая практика, о которой учит православная аскетическая традиция, существовала в Церкви на протяжении веков. Многие святые Церкви в прошлом, вплоть до времени раскола, писали о умной молитве, и ещё большее число их практиковало её, достигая высших степеней благодати, доступных на земле. Святые Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Исихий Иерусалимский (ученик Григория Богослова, живший в начале V века, умер в 433 году, который уже тогда жаловался на «ослабление и отказ от умственного труда») Иоанн Лествичник, Варсануфий Великий, авва Дорофей [из Газы] и другие.

 

Старец, отец Силуан, запрещает нам занимать свой ум анализом учений Православной и Католической Церквей и их сравнением. Он говорит, что для нас важнее и полезнее всего молиться с чистым умом… Для меня вопрос о Церквях был окончательно разрешён — не путём детального изучения и сравнения, а с помощью молитвы. Сколько я молился об этом, знает только Господь! Однако теперь я полностью предан Православной церкви, в том числе на уровне интеллектуальных убеждений, но подробно объяснять это излишне...

 

Я желаю, чтобы в вашей душе произошли решительные перемены, чтобы вопрос о том, где находится истинная Церковь и существует ли она вообще, больше не беспокоил вас и не отвлекал от вашего пути. Этот вопрос также поднимается в вашем письме из Парижа, где вы пишете, что ваша душа тянется к православию, потому что вы чувствуете себя в нём как дома, в то время как католицизм кажется вам чем-то чуждым, но, конечно, «дело не только в этом». Тем не менее я, как и вы, верю, что Господь дарует вам знание истины».[7]

 

«Вы пишете: «Я остался православным в культурном смысле этого слова», но при этом «я перестал верить во многие православные догматы» и даже «мой образ жизни совсем не аскетичен».

 

Так из чего же тогда состоит православная культура? Мне кажется, что если отвергнуть православное вероучение и аскетический опыт, накопленный за столетия жизни во Христе, то от православной культуры останутся лишь минорные тона византийского песнопения и русского четырёхголосного пения…

 

Ваши слова создают впечатление, что вы предпочли протестантскую свободу узким рамкам церкви. «В результате внутренней борьбы я обрёл определённую духовную свободу». В этой борьбе победу одержал естественный разум. Исторический опыт показал, что естественный разум, предоставленный самому себе, неизбежно приводит к пантеистическому восприятию мира и мистицизму. И если это происходит в душе христианина, который на самом деле не хочет отрекаться от Христа… Лев Толстой — яркий тому пример: он приходит к протестантскому рационализму или «духовности» — мистицизму, близкому к пантеизму. Так или иначе, я убедился, что отказ от Церкви ведёт к отказу от проповеди апостолов. «То, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и к чему прикасались наши руки, — Слово жизни». Ибо жизнь явилась, и мы видели её, и свидетельствуем, и показываем вам, что она есть вечная жизнь» (1-е послание Иоанна 1:1–2).

 

«Слово стало плотью» (Ин. 1:14). Именно этот воплощённый Логос — видимый, слышимый, осязаемый — проповедуется Церковью в её догматах. Высшая конкретная Реальность. Тело и Кровь Христовы в литургии….”[8]

 

«...Я был бы рад услышать от вас, что вы осознаёте, что только духовное является истинной реальностью, а всё остальное похоже на нереальный сон.

 

В аскетической терминологии мы можем встретить выражения, которые на первый взгляд расходятся с [церковным] догматическим учением, что на самом деле, конечно, невозможно, потому что эти два понятия неразрывно связаны. Тот, кто ошибается в догматике, неизбежно будет ошибаться и в своей внутренней, нравственной жизни. Поэтому мы непременно должны придерживаться мнения, что истинная Церковь должна быть истинной и в том, и в другом, потому что если она ошибается в одном, то неизбежно будет ошибаться и в другом.

 

Конечно, здесь я имею в виду Церковь в целом. Отдельные члены Церкви могут не знать многих вещей и даже в чём-то ошибаться, но при этом не терять своего спасения из-за недостатка знаний. На самом деле знания не доступны отдельному человеку во всей полноте; они принадлежат всей Церкви.

Я имею в виду, что для спасения необходимо быть членом истинной Церкви. Вне её человек не может получить ни истинной благодати, ни истинного знания [во всей их полноте].[9]

 

 

 

 

 

Ссылки: * Хотя благодать Святого Духа «повсюду присутствует и всё наполняет», Святой Дух входит в сердце человека и действует в нём ради его очищения, просвещения и обожения только через Таинства Православной Церкви. По этой причине Отцы Церкви учили, что благодать Божья действует в жизни тех, кто находится вне Церкви, чтобы привести их в Церковь, но при этом утверждали, что в таинствах, совершаемых вне Церкви раскольниками и еретиками, нет благодати. Подробнее об этой цитате из святого Софрония и о разнице между общей деятельностью благодати во всём творении и уникальной работой Святого Духа в таинствах Православной церкви см. в главе 19 книги «О принятии инославных в Православную церковь: святоотеческий консенсус и критерии» издательства Uncut Mountain Press. — Редактор.

[1]Святой Софроний (Сахаров), Стремящийся к богопознанию, (Эссекс: Ставропигиальный монастырь Святого Иоанна Крестителя, 2016), 144-146. [2]Там же, 60. [3]Там же, 80. [4]Там же, 97-98. [5]Там же, 99. [6]Там же, 116. [7]Там же, 159-162. [8]Там же, 278-279. [9]Там же, 304.



Подписка на новости

Последние обновления

События