Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Почему ереси не имеют действительных таинств?

 

 

 

СВЯЩЕННАЯ ПИРЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ЕРЕСЕЙ И РЕЛИГИЙ

В Пирее 10 ноября 2025 г.

ПОЧЕМУ У ЕРЕСЕЙ НЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ТАЙНСТВ?

ΓΙΑΤΙ ΔΕΝ ΕΧΟΥΝ ΕΓΚΥΡΑ ΜΥΣΤΗΡΙΑ ΟΙ ΑΙΡΕΣΕΙΣ;

         Мы живём в эпоху беспрецедентной духовной путаницы, культивируемой циркулирующим синкретическим   духом экуменизма, возникшим в начале прошлого века и имеющим своей целью и делом духовно-религиозное (и не только) объединение человечества. Для достижения своей цели он пытается размыть отдельные религиозные верования, сделать их не «исключительными», чтобы их могли принять другие. Мы напоминаем совместное решение « Всемирного совета церквей » в Торонто: «Ни одна Церковь не может претендовать на положение превосходства или церковной исключительности, требуя возвращения к ней других » [1] . Мы также напоминаем позицию епископа и профессора: « Учение об исключительности Церкви не является догматическим учением Православной Церкви » [2] !

 

      Что касается раздробленного христианства, то оно пытается принизить основные принципы отдельных «церквей» и конфессий, чтобы добиться «объединения» . Оно также пытается сделать то же самое с нашей Православной Церковью, истинной и единственной, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Христовой, принижая её веру в то, что только в Ней совершается спасение. Убеждать, что спасение совершается и в «других церквях» и конфессиях.

      Лидеры экуменического синкретизма, как внутри Церкви, так и вне ее, утверждают, что ни одна «церковь» не имеет права монополизировать исключительность Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, поскольку они считают ее «невидимой» и что все «церкви» являются ее «ветвями» . Таковы современные экклезиологические заблуждения «невидимой церкви» и «теории ветвей» . Кроме того, были сформулированы другие вредоносные теории (и, к сожалению, также православными христианами) — « теология крещения » и «теология евхаристии». Согласно им, все христиане, крещенные в любой «церкви», считаются членами «невидимой церкви» , и в любой «церкви», где совершается Святая Евхаристия, она принадлежит «невидимой церкви »!

       В этих рамках продвигается новоявленная парадоксальная теория, явно вредоносная, о том, что якобы Церковь не ограничивается своими «каноническими границами» , но простирается за пределы этих « харизматических границ »! Вышеупомянутый епископ и профессор писал: « Православное богословие считает, что Благодать Божия может дышать и за пределами канонических границ Церкви, и это соответствует библейскому и патристическому учению»! «Это данность и совершенно понятно, что для того, чтобы иметь возможность говорить о Церкви вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, нужно выйти за рамки понятия исключительности и признать существование благодати и дыхания Святого Духа вне ее. Другими словами, возникает вопрос: могут ли в раздробленных и разделенных группах быть таинства, начиная с крещения » [3] . Что просто означает, что… она спасает даже за пределами своих границ, то есть в расколах и ересях! Как она «спасает»? Признавая действительность «таинств» еретиков! Яркий пример — принятие Крещения еретиков, при этом они отказываются крестить их при принятии в Церковь, а только помазывают! Они говорят, что достаточно того, что формула Таинства соблюдена! 

      Признавая таинства еретиков действительными, они также признают священническое «апостольское преемство» , даже у еретических протестантов, которые отрицают таинство священства, как и все другие таинства, или изменили их значение! Историк , профессор Власиос Фидас , утверждает, что это « отклоняющаяся экклезиология святого Августина, которая также в этом пункте изменила традиционную экклезиологию до того времени и признала действительность таинств внецерковных общин » [4] .

      К сожалению, в церковной сфере культивируется атмосфера смущения сторонниками «союза церквей» , без условий, поставленных нашей церковной традицией, а именно покаяния еретиков и их возвращения в наше Православие, которое имеет все элементы, которые идентифицируют его с Единой и Неделимой Церковью Христовой, поскольку только Она из многочисленного существующих семян еретических групп ничего не прибавила и не убавила от веры, «когда-то преданной святым» (Иуда, 3). По этому поводу профессор Н. Мацукас заметил : « Православный взгляд ясен и непреклонен. Он настаивает на древности учения. Только это является критерием подлинности и подлинности » [5] .

      Среди православных верующих также существует путаница относительно таинств еретиков, являются ли они действительными или недействительными.

      В этом заявлении мы попытаемся доказать, что вне нашей Православной Церкви нет действительных таинств, а следовательно, нет и спасения. Это не наше субъективное мнение, а основополагающее убеждение нашей Церкви.

     Покойный архиепископ Георгиос Капсанис , настоятель Святого Григория Афонского и исповедник православной веры, написал о нем следующие важные вещи, которые перекликаются с православным учением : « Предание Церкви, отраженное в Канонах, всегда понимало ересь и раскол как ужасные и отвратительные средства, с помощью которых враг спасения пытается «разделить тело Христово», чтобы помешать спасению человека. […] Отцы Церкви, последователи учения Нового Завета и особенно апостола Павла и евангелиста Иоанна, которые яростно осуждают ересь, не допускали никакого примирения или сосуществования с ересью, отказываясь видеть ее под призмой релятивизма и скептицизма, как неудачную, но тем не менее благородную и законную попытку истолкования христианской истины. Таким образом, еретики, которые упорствуют в ереси, рассматриваются святыми Отцами как «нечистые», «противники Христа -“αντίπαλοι Χριστού», «кошунники и грешные - ιερόσυλοι και αμαρτωλοί», «противные (Христу), то есть враги и антихристы - αντικείμενοι (τω Χριστώ) τουτ’ έστι πολέμιοι και αντίχριστοι», «которых Господь называет врагами и противниками в Евангелия » (Канон Карфагенский), «мертвые» (святой Афанасий, XIX век, послание), «враги истины - -εχθροί της αληθείας» (1-е VI). Ересь характеризуется как «заблуждение» и «порок», несущие погибель (н. Карфаген), как «извращение» (Канон Карфагенский), как «жалкое заблуждение», в которое «впали» еретики (XV Карфагенский), как «испорченное общение» (XV Карфагенский), как «горечь, растущий сверху», который «стал миазмом в Кафолической Церкви, или ересью христианских обвинителей» (XV G'). Эта строгая позиция Святых Отцов является следствием их экклезиологии. Поскольку существует только одна Церковь (одно тело соответствует одной главе), естественно, что те, кто отсекает себя ересью или расколов от Единой Церкви, перестают быть членами Тела Христова и иметь Святого Духа. Их «дом остается пустым», и они попадают в «церковь нечестивых» (Никейское исповедание, Послание 3). Поскольку еретик лишен благодати, для него невозможно сохранить статус члена Церкви. Анафема не отсекает его от Церкви, но возвещает полноте Церкви о самоисключении, совершённом этим еретиком через его отпадение от правой веры ради спасения как его самого, так и других членов Церкви». И блаженный отец Георгий Капсанис заключает: «Поэтому таинства еретиков также считаются недействительными, поскольку еретики лишены Святого Духа. Отдельно от еретиков нет истинного крещения или помазания » [6] .

       Покойный профессор Богословской школы Афинского национального университета, преподобный Иоаннис Романидис , также весьма проницателен в этом вопросе, рассматривая концепцию Святых Таинств в их истинном, православном измерении как терапевтическое средство для духовно больного человека: « В Средние века правителям было очень хорошо известно, чем отличается Православие от ереси. В чём же разница? Разница очень проста. В ереси нет лечения человеческого разума. В Православии же лечат человеческий разум. В Православии лечат человеческую личность, и доказательством этому служат святые. Еретики были чем-то похожи на компоянитов и обещали некую жизнь после смерти. Однако в этой жизни они не лечили своих верующих и не предлагали ничего, кроме ещё одного суеверия. Ереси были и остаются религиями после смерти. Еретик — это тот, чьи учения не были православными; поэтому они не позволяли ему достичь катарсиса и просветления. Православие же предлагает это лечение и ведёт человека к катарсису и просветлению [...] Православие отличается уникальным феноменом, которого нет в других религиях. Это явление антропологическое и терапевтическое. В этом его отличие. Православие – это терапевтическое лечение, исцеляющее человеческую личность... » [7] .

       Следовательно, очевидно, что ересь неизлечима, поскольку сама по себе ересь – это тяжкий заразный духовный недуг, изобретение дьявола, призванное вырвать души из спасительных объятий Церкви. Святые Таинства – целительное средство для исцеления верующих. Возникает резонный вопрос: как ереси, сами по себе являющиеся болезнью, могут быть лекарством? Как же целительные средства, таинства, могут принести спасение? 

      Церковь Христова – это божественное и единственное учреждение, единственный санаторий, где духовно больные могут найти приют для исцеления. Как существуют истинные больницы, где учёные врачи, владеющие научными методами, предлагают лечение больным, так существуют и шарлатаны, которые эксплуатируют человеческие страдания, обещая исцеление ради собственной выгоды, но безрезультатно. Так и в духовной сфере существуют еретики-шарлатаны, которые ради собственной выгоды, движимые дьяволом, обещают спасение, которое ложно.

      Насколько далеки от истины еретики и насколько они достойны порицания, так что не имеют Божественной благодати и тайн, подтверждает нам святой Максим Исповедник : « Многие говорят, но мало делают. Но никто не должен искажать слово Божие по собственной нерадению, но лучше исповедовать свою болезнь, а не скрывать истину Божию, чтобы нам не быть в ответе за преступление заповедей и неправильное понимание слова Божия… » [8] . А святой Дамаскин замечает: « Ибо тот, кто не верует по преданию Кафолической Церкви или участвует в неправедных делах диавола, тот неверующий ». [9] Возможно ли, что тогда судимые пред Богом и неверующие еретики, как их характеризуют вышеупомянутые Отцы, являются «сосудами» Божественной благодати и имеют подлинные тайны?   

      Великий Врач в Церкви — Святой Дух , Который через Святые Таинства предлагает спасение и искупление. По словам Отцов Церкви, «ubi Ecclesia, ibi et Spiritus Sanctus» (т. е. где Церковь, там и Святой Дух), действует внутри Церкви. И даже, по словам великого Отца и Вселенского Учителя Церкви, святителя Киприана Карфагенского , « вне Церкви нет спасения» , а также из аналогичного отрывка в другом его произведении,   что « никто не может иметь Бога отцом, если он не имеет   Церковь матерью ». Профессор Вл. Фидас утверждает, что это « главная древняя церковная «линия», выраженная святым Киприаном Карфагенским » [10] , что означает, что вне Церкви нет средств спасения, то есть нет Таинств! Вот почему отцы упорно боролись за определение православной веры и за то, чтобы показать ереси как пути к погибели, как семена дьявола , «человекоубийцы от начала » (Ин. 8:40).

     Православное богословие признаёт Церковь единственной хранительницей ковчега Божественной благодати, поэтому всё, что существует вне её, не может передавать искупительную благодать Господа. Еретики, находящиеся вне Церкви, не могут передавать утраченную ими благодать. Человек отдаёт то, что имеет, а не то, чего не имеет!

      Мы завершаем наше объявление весьма серьезным замечанием покойного архиепископа Георгиоса Капсаниса относительно снисходительности многих православных священнослужителей и мирян-богословов, которые придают церковный статус еретическим группам. « Если пастыри Церкви займут синкретическую позицию по отношению к ереси, паства утратит свою конфессиональную чуткость и легко впадет в ересь, в то время как еретики создадут впечатление, что они недалеки от Истины и поэтому не нуждаются в покаянии. Очень строгое отношение, которое Каноны навязывают еретикам, по сути своей является человеколюбивым отношением, как потому, что оно защищает паству от бича ереси, так и потому, что оно дает намеки совести еретиков на их возвращение » [11] . Мы также должны следовать этой строгости в отношении неподлинности таинств в ересях!

Из Управления по ересям и парарелигиям

 

 

[3] Όπου ανωτέρω

[4] ΒΛ. ΙΩ. ΦΕΙΔΑ, Εκκλησιαστική Ιστορία, τόμ. Α΄, Αθήναι 1994, σελ.  567ε.569.570

[5] Ν. ΜΑΤΣΟΥΚΑ, Ορθοδοξία και αίρεση, Φιλοσοφική και Θεολογική Βιβλιοθήκη 23, εκδ. Π. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 19922, σελ. 34.99.102.103.

[7] ΠΡΩΤΟΠΡ. ΙΩΑΝΝΟΥ ΡΩΜΑΝΙΔΟΥ, ΚΑΘΗΓΗΤΟΥ ΠΑΝΕΠΙΣΤΗΜΙΟΥ, Πατερική Θεολογία, εκδ. Παρακαταθήκη, Θεσσαλονίκη 2004, σελ. 127.30. 168.

[8] Άγιος Μάξιμος ο Ομολογητής p.g.90,1069.360

[9] ΑΓΙΟΥ ΙΩΑΝΝΟΥ ΔΑΜΑΣΚΗΝΟΥ, Έκδοσις ακριβής της Ορθοδόξου Πίστεως, 4, 10, PG 94, 1128A

[10] ΒΛ. ΙΩ. ΦΕΙΔΑ, Εκκλησιαστική Ιστορία, τόμ. Α΄, Αθήναι 1994, σελ.  567ε.569.570. 



Подписка на новости

Последние обновления

События