Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Старец Иосиф Исихаст и возрождение святогорского монашества (Часть 1)
5 December 2013
Вера / Святая Гора   Профессор  Мандзаридис Георгий

«Пемптусия» публикует первую часть статьи бывшего преподавателя Аристотелевского университета города Салоники господина Георгиоса Мантзаридиса. Статья посвящена огромному вкладу, внесенному этим преподобным старцем, уникальным представителем современного монашества, остановке численного сокращения монахов, столь характерного для Афона в последние годы.

Возрождение афонского монашества, которое наблюдается в настоящее время, стало фиксироваться статистически в начале 70-х годов. Статистическое исследование, проведенное в июле 1972 года, показало, что общее количество монахов на Афоне достигло 1 146 человек. Это на единицу превышает число монахов, указанное в прошлом 1971 году журналом Irenikon [1], который публикует периодические статические данные афонского монашества. С тех пор постоянное уменьшение числа монахов афонского сообщества сменилось стабильным и впечатляющим ростом.

Этому росту содействовали несколько факторов. К ним относятся, в частности, групповые приходы братии из монастырей, находящихся за пределами Святой Горы. Эти приходы происходят благодаря сильным личностям, носителям глубокой духовности и нравственности. Они подготовили почву и поддержали численный рост монашества Святой Горы. Значительное место среди них занимает старец Иосиф Исихаст, и сегодня 6 из 20 обителей Святой Горы считают себя его духовными наследниками [2].

gerwnioshs

Старец Иосиф Исихаст родился, вырос и пришел к монашеству в период секуляризации и упадка монашеской и церковной жизни в целом. Спустя примерно десять лет после его рождения, в 1907 году, архимандрит Евсевий Матфопулос основал братство богословов «Жизнь», состоящее как из клириков, так и из мирян, связанных монашескими обетами. Это явилось попыткой заполнить существенные пробелы пастырской миссии в Церкви. Создание этого братства возродило монашество в миру, которое решающим образом повлияло на ход церковной и социальной жизни Греции и других стран.

Вместе с этим многие иеромонахи и монахи, подвергшиеся влиянию секуляризации, оставляли монастыри и осуществляли церковное служение в миру. Наконец, многочисленные иерархи  были отрицательно настроены по отношению к отшельнической жизни, в то время как Священный Синод Греческой Церкви в положении «Об организации монашеской жизни», изданном в 1932 году, посвященном возрождению монашества, определяет главной целью монашеской жизни «просвещение народа проповедованием Слова Божия, катехизиса, святого таинства исповеди, обучение различным искусствам и благотворительную деятельность» [3].

Конечно, не переставала существовать и традиция добротолюбия, оказавшая большое влияние не только на Афон, но и на весь греческий мир. Различные христианские движения, такие как, например, движение «Жизнь», достаточно много унаследовали от добротолюбия [4]. Эта традиция особенно сильно проявилась на острове Парос, где провел свои детские и юношеские годы молодой Франциск, как в миру звали старца Иосифа. К своему решению уйти в монахи он пришел через чтение житий святых, а также после одного сна-видения, в котором он был призван служить в «царском дворце». Он начал удаляться в тихие и спокойные места для молитвы и подвижничества, пытаясь подражать всем видам аскезы, которые он встречал в житиях святых. Тогда он и задумался о Святой Горе, куда ушел в 1921 году в возрасте двадцати трех лет.

Там Иосиф ожидал увидеть отцов, подобных святым, о которых он читал. Однако, этого не произошло. «Оказавшись на Святой Горе, – пишет старец Иосиф, – я плакал днями и ночами, ибо не нашел тех, кто был бы подобен афонским святым» [5]. Несмотря на то, что духовные ожидания Иосифа были весьма высоки, разочарование, которое он испытал на Афоне, не было субъективным и безосновательным. Общая картина духовного состояния Святой Горы в тот период, даже при отсутствии серьезных исследований в этой области, представляется далеко не идеальной. Здесь стоит добавить, что и старец Софроний, будучи монахом монастыря святого Пантелеймона, примерно за одно десятилетие до прихода старца Иосифа на Афон, пишет: «Умственная работа, которая является ядром истинной монашеской жизни, находится сейчас в состоянии крайнего упадка» [6].

В этот же период в монастыре святого Пантелеймона жил святой Силуан, который вместе со старцем Софронием, составившим его биографию, оказал решающее влияние на возрождение как афонского монашества, так и православного монашества в целом. Известными отцами этого периода являются киновиаты и пустынники, такие как: Иероним Симонопетрит, Афанасий Григориат, отец Савва, отец Тихон, старец Косма из монастыря Пантократор, старец Августин из монастыря Филофей и др. [7]. Старец Иосиф Исихаст в своих творениях приводит имена великих аскетов, которых он встретил в годы своей жизни на Афоне. В ските Катунакья, первой обители, где жил старец, он познакомился с мудрейшим старцем Даниилом и его братией. Другие важные подвижники обители: старец Каллиник Исихаст, который по неизвестной причине отказался посвятить его «в таинства исихии и молитвы» [8], последующие его духовники, старцы Даниил и Евфимий, а также и другие благочестивейшие отцы. В конце концов, старец Иосиф приобретает дар непрестанной молитвы, который он получил благодаря исключительному усердию и посещению Божественной благодати [9].

Благодатный старец Иосиф Исихаст положил основание для возрождения монашества Святой Горы, что подтверждается, как мы сказали, статистическими данными начала 70-х годов XX века. Из его братии, с которой он жил с 1953 года до конца своих дней (1959) в Новом Ските, вышли духовные отцы, которые уже со своей собственной братией распространились по всей Святой Горе.

Катализатором этого благого начинания, которое внесло исключительный вклад в возрождение Святой Горы, явился старец Иосиф. Применяя необычный по тому времени духовный порядок, он давал каждому из своих духовных чад благословение на создание собственного братства. Такой подход старца Иосифа был основан на его заботе о будущем монастырской братии. По прошествии многих лет, когда один знакомый старца, Иоанн Бициос, спросил его, относятся ли три монаха, находящиеся рядом с ним, к его братии, старец ответил: «Конечно». Затем он добавил: «Видишь этих братьев, Яни? Придет время, и они заполнят всю Святую Гору монахами.» [10]. Так, за восемь месяцев до его кончины, в декабре 1958 года, в каливах Нового Скита появились четыре братства, ставшие магнитами, притягивающими все новых и новых монахов. Кроме того, слава этих отцов-исихастов дошла до соседних монастырей, два из которых поспешили пригласить этих отцов в духовники [11].

В возрождении святогорского монашества существенную роль сыграла исихия (спокойствие, безмолвие) пустыни. Обстановка в святых обителях этого периода оставалась неблагоприятной, так что молодые люди, начинающие монашескую жизнь, предпочитали монастырям небольшие братства с духовными старцами, находящиеся в подчинении у монастырей. Однако рост числа монахов в этих братствах означал и рост их потребностей в жилье, что, в свою очередь, осложняло их дальнейшее пребывание в этих небольших поселениях. Появилась необходимость поиска более подходящих мест проживания. Этими местами стали большие скиты и, главным образом, монастыри, опустевшие с течением времени и имеющие много места для удовлетворения растущих потребностей братств.

Ссылки:

  1. См. Irénikon N44, 1971. С. 529-530.
  2. Подробнее о причинах возрождения монашества Святой Горы см. Γ. Мантзаридис, Социология Христианства, Салоники, 1999. С. 409-410.
  3. Изд-во Синода Греческой Церкви, Αι Συνοδικαί Εγκύκλιοι, 1 том (1901-1933), Афины, 1955. С. 590. Α. Γουσίδη, Οι χριστιανικές οργανώσεις, Θεσσαλονίκη 1996. С. 21 и далее.
  4. Архимандрит Илиа Мастрояннопулос, Αναγεννητικό κίνηµα. Παραφυάδες των Κολλυβάδων, Αθήναι, 1987. С. 79-80.
  5. Старец Иосиф Ватопедский, Έκφρασις Μοναχικής Εµπειρίας, Επιστολή 37, Ιερά Μονή Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2003. С. 220.
  6. Архимандрит Софроний, Αγώνας θεογνωσίας, Η αλληλογραφία Γέροντος Σωφρονίου µέ τον Δ. Μπάλφουρ, перевод. Αρχιµ. Ζαχαρία, Έσσεξ Αγγλίας 2004.С. 135.
  7. Паисий Святогорец, «Отцы-святогорцы и святогорские истории», Салоники, 1994.
  8. Старец Иосиф Ватопедский, «Старец Иосиф Исихаст», Ведикая Святая Обитель Ватопед, Святой Афон, 2004. С. 41.
  9. Старец Иосиф Исихаст, Έκφρασις Μοναχικής Εµπειρίας, Επιστολή 9, С. 90-92, Επιστολή 37, С. 221 и далее.
  10. Старец Иосиф Ватопедский, «Старец Иосиф Исихаст», С. 12.
  11. См. Ιωσήφ Μ. Δ., Ο Γέρων Αρσένιος ο Σπηλαιώτης (1886-1983), Θεσσαλονίκη 2001. С. 91.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

- See more at: http://www.pemptousia.ru/2013/12/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b5%d1%86-%d0%b8%d0%be%d1%81%d0%b8%d1%84-%d0%b8%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%b0%d1%81%d1%82-%d0%b8-%d0%b2%d0%be%d0%b7%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b2/#sthash.H9PL4tbt.dpuf
Старец Иосиф Исихаст и возрождение святогорского монашества (Часть 1)
5 December 2013
Вера / Святая Гора   Профессор  Мандзаридис Георгий

«Пемптусия» публикует первую часть статьи бывшего преподавателя Аристотелевского университета города Салоники господина Георгиоса Мантзаридиса. Статья посвящена огромному вкладу, внесенному этим преподобным старцем, уникальным представителем современного монашества, остановке численного сокращения монахов, столь характерного для Афона в последние годы.

Возрождение афонского монашества, которое наблюдается в настоящее время, стало фиксироваться статистически в начале 70-х годов. Статистическое исследование, проведенное в июле 1972 года, показало, что общее количество монахов на Афоне достигло 1 146 человек. Это на единицу превышает число монахов, указанное в прошлом 1971 году журналом Irenikon [1], который публикует периодические статические данные афонского монашества. С тех пор постоянное уменьшение числа монахов афонского сообщества сменилось стабильным и впечатляющим ростом.

Этому росту содействовали несколько факторов. К ним относятся, в частности, групповые приходы братии из монастырей, находящихся за пределами Святой Горы. Эти приходы происходят благодаря сильным личностям, носителям глубокой духовности и нравственности. Они подготовили почву и поддержали численный рост монашества Святой Горы. Значительное место среди них занимает старец Иосиф Исихаст, и сегодня 6 из 20 обителей Святой Горы считают себя его духовными наследниками [2].

gerwnioshs

Старец Иосиф Исихаст родился, вырос и пришел к монашеству в период секуляризации и упадка монашеской и церковной жизни в целом. Спустя примерно десять лет после его рождения, в 1907 году, архимандрит Евсевий Матфопулос основал братство богословов «Жизнь», состоящее как из клириков, так и из мирян, связанных монашескими обетами. Это явилось попыткой заполнить существенные пробелы пастырской миссии в Церкви. Создание этого братства возродило монашество в миру, которое решающим образом повлияло на ход церковной и социальной жизни Греции и других стран.

Вместе с этим многие иеромонахи и монахи, подвергшиеся влиянию секуляризации, оставляли монастыри и осуществляли церковное служение в миру. Наконец, многочисленные иерархи  были отрицательно настроены по отношению к отшельнической жизни, в то время как Священный Синод Греческой Церкви в положении «Об организации монашеской жизни», изданном в 1932 году, посвященном возрождению монашества, определяет главной целью монашеской жизни «просвещение народа проповедованием Слова Божия, катехизиса, святого таинства исповеди, обучение различным искусствам и благотворительную деятельность» [3].

Конечно, не переставала существовать и традиция добротолюбия, оказавшая большое влияние не только на Афон, но и на весь греческий мир. Различные христианские движения, такие как, например, движение «Жизнь», достаточно много унаследовали от добротолюбия [4]. Эта традиция особенно сильно проявилась на острове Парос, где провел свои детские и юношеские годы молодой Франциск, как в миру звали старца Иосифа. К своему решению уйти в монахи он пришел через чтение житий святых, а также после одного сна-видения, в котором он был призван служить в «царском дворце». Он начал удаляться в тихие и спокойные места для молитвы и подвижничества, пытаясь подражать всем видам аскезы, которые он встречал в житиях святых. Тогда он и задумался о Святой Горе, куда ушел в 1921 году в возрасте двадцати трех лет.

Там Иосиф ожидал увидеть отцов, подобных святым, о которых он читал. Однако, этого не произошло. «Оказавшись на Святой Горе, – пишет старец Иосиф, – я плакал днями и ночами, ибо не нашел тех, кто был бы подобен афонским святым» [5]. Несмотря на то, что духовные ожидания Иосифа были весьма высоки, разочарование, которое он испытал на Афоне, не было субъективным и безосновательным. Общая картина духовного состояния Святой Горы в тот период, даже при отсутствии серьезных исследований в этой области, представляется далеко не идеальной. Здесь стоит добавить, что и старец Софроний, будучи монахом монастыря святого Пантелеймона, примерно за одно десятилетие до прихода старца Иосифа на Афон, пишет: «Умственная работа, которая является ядром истинной монашеской жизни, находится сейчас в состоянии крайнего упадка» [6].

В этот же период в монастыре святого Пантелеймона жил святой Силуан, который вместе со старцем Софронием, составившим его биографию, оказал решающее влияние на возрождение как афонского монашества, так и православного монашества в целом. Известными отцами этого периода являются киновиаты и пустынники, такие как: Иероним Симонопетрит, Афанасий Григориат, отец Савва, отец Тихон, старец Косма из монастыря Пантократор, старец Августин из монастыря Филофей и др. [7]. Старец Иосиф Исихаст в своих творениях приводит имена великих аскетов, которых он встретил в годы своей жизни на Афоне. В ските Катунакья, первой обители, где жил старец, он познакомился с мудрейшим старцем Даниилом и его братией. Другие важные подвижники обители: старец Каллиник Исихаст, который по неизвестной причине отказался посвятить его «в таинства исихии и молитвы» [8], последующие его духовники, старцы Даниил и Евфимий, а также и другие благочестивейшие отцы. В конце концов, старец Иосиф приобретает дар непрестанной молитвы, который он получил благодаря исключительному усердию и посещению Божественной благодати [9].

Благодатный старец Иосиф Исихаст положил основание для возрождения монашества Святой Горы, что подтверждается, как мы сказали, статистическими данными начала 70-х годов XX века. Из его братии, с которой он жил с 1953 года до конца своих дней (1959) в Новом Ските, вышли духовные отцы, которые уже со своей собственной братией распространились по всей Святой Горе.

Катализатором этого благого начинания, которое внесло исключительный вклад в возрождение Святой Горы, явился старец Иосиф. Применяя необычный по тому времени духовный порядок, он давал каждому из своих духовных чад благословение на создание собственного братства. Такой подход старца Иосифа был основан на его заботе о будущем монастырской братии. По прошествии многих лет, когда один знакомый старца, Иоанн Бициос, спросил его, относятся ли три монаха, находящиеся рядом с ним, к его братии, старец ответил: «Конечно». Затем он добавил: «Видишь этих братьев, Яни? Придет время, и они заполнят всю Святую Гору монахами.» [10]. Так, за восемь месяцев до его кончины, в декабре 1958 года, в каливах Нового Скита появились четыре братства, ставшие магнитами, притягивающими все новых и новых монахов. Кроме того, слава этих отцов-исихастов дошла до соседних монастырей, два из которых поспешили пригласить этих отцов в духовники [11].

В возрождении святогорского монашества существенную роль сыграла исихия (спокойствие, безмолвие) пустыни. Обстановка в святых обителях этого периода оставалась неблагоприятной, так что молодые люди, начинающие монашескую жизнь, предпочитали монастырям небольшие братства с духовными старцами, находящиеся в подчинении у монастырей. Однако рост числа монахов в этих братствах означал и рост их потребностей в жилье, что, в свою очередь, осложняло их дальнейшее пребывание в этих небольших поселениях. Появилась необходимость поиска более подходящих мест проживания. Этими местами стали большие скиты и, главным образом, монастыри, опустевшие с течением времени и имеющие много места для удовлетворения растущих потребностей братств.

Ссылки:

  1. См. Irénikon N44, 1971. С. 529-530.
  2. Подробнее о причинах возрождения монашества Святой Горы см. Γ. Мантзаридис, Социология Христианства, Салоники, 1999. С. 409-410.
  3. Изд-во Синода Греческой Церкви, Αι Συνοδικαί Εγκύκλιοι, 1 том (1901-1933), Афины, 1955. С. 590. Α. Γουσίδη, Οι χριστιανικές οργανώσεις, Θεσσαλονίκη 1996. С. 21 и далее.
  4. Архимандрит Илиа Мастрояннопулос, Αναγεννητικό κίνηµα. Παραφυάδες των Κολλυβάδων, Αθήναι, 1987. С. 79-80.
  5. Старец Иосиф Ватопедский, Έκφρασις Μοναχικής Εµπειρίας, Επιστολή 37, Ιερά Μονή Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2003. С. 220.
  6. Архимандрит Софроний, Αγώνας θεογνωσίας, Η αλληλογραφία Γέροντος Σωφρονίου µέ τον Δ. Μπάλφουρ, перевод. Αρχιµ. Ζαχαρία, Έσσεξ Αγγλίας 2004.С. 135.
  7. Паисий Святогорец, «Отцы-святогорцы и святогорские истории», Салоники, 1994.
  8. Старец Иосиф Ватопедский, «Старец Иосиф Исихаст», Ведикая Святая Обитель Ватопед, Святой Афон, 2004. С. 41.
  9. Старец Иосиф Исихаст, Έκφρασις Μοναχικής Εµπειρίας, Επιστολή 9, С. 90-92, Επιστολή 37, С. 221 и далее.
  10. Старец Иосиф Ватопедский, «Старец Иосиф Исихаст», С. 12.
  11. См. Ιωσήφ Μ. Δ., Ο Γέρων Αρσένιος ο Σπηλαιώτης (1886-1983), Θεσσαλονίκη 2001. С. 91.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

- See more at: http://www.pemptousia.ru/2013/12/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b5%d1%86-%d0%b8%d0%be%d1%81%d0%b8%d1%84-%d0%b8%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%b0%d1%81%d1%82-%d0%b8-%d0%b2%d0%be%d0%b7%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b2/#sthash.H9PL4tbt.dpuf
Старец Иосиф Исихаст и возрождение святогорского монашества (Часть 1)
5 December 2013
Вера / Святая Гора   Профессор  Мандзаридис Георгий

«Пемптусия» публикует первую часть статьи бывшего преподавателя Аристотелевского университета города Салоники господина Георгиоса Мантзаридиса. Статья посвящена огромному вкладу, внесенному этим преподобным старцем, уникальным представителем современного монашества, остановке численного сокращения монахов, столь характерного для Афона в последние годы.

Возрождение афонского монашества, которое наблюдается в настоящее время, стало фиксироваться статистически в начале 70-х годов. Статистическое исследование, проведенное в июле 1972 года, показало, что общее количество монахов на Афоне достигло 1 146 человек. Это на единицу превышает число монахов, указанное в прошлом 1971 году журналом Irenikon [1], который публикует периодические статические данные афонского монашества. С тех пор постоянное уменьшение числа монахов афонского сообщества сменилось стабильным и впечатляющим ростом.

Этому росту содействовали несколько факторов. К ним относятся, в частности, групповые приходы братии из монастырей, находящихся за пределами Святой Горы. Эти приходы происходят благодаря сильным личностям, носителям глубокой духовности и нравственности. Они подготовили почву и поддержали численный рост монашества Святой Горы. Значительное место среди них занимает старец Иосиф Исихаст, и сегодня 6 из 20 обителей Святой Горы считают себя его духовными наследниками [2].

gerwnioshs

Старец Иосиф Исихаст родился, вырос и пришел к монашеству в период секуляризации и упадка монашеской и церковной жизни в целом. Спустя примерно десять лет после его рождения, в 1907 году, архимандрит Евсевий Матфопулос основал братство богословов «Жизнь», состоящее как из клириков, так и из мирян, связанных монашескими обетами. Это явилось попыткой заполнить существенные пробелы пастырской миссии в Церкви. Создание этого братства возродило монашество в миру, которое решающим образом повлияло на ход церковной и социальной жизни Греции и других стран.

Вместе с этим многие иеромонахи и монахи, подвергшиеся влиянию секуляризации, оставляли монастыри и осуществляли церковное служение в миру. Наконец, многочисленные иерархи  были отрицательно настроены по отношению к отшельнической жизни, в то время как Священный Синод Греческой Церкви в положении «Об организации монашеской жизни», изданном в 1932 году, посвященном возрождению монашества, определяет главной целью монашеской жизни «просвещение народа проповедованием Слова Божия, катехизиса, святого таинства исповеди, обучение различным искусствам и благотворительную деятельность» [3].

Конечно, не переставала существовать и традиция добротолюбия, оказавшая большое влияние не только на Афон, но и на весь греческий мир. Различные христианские движения, такие как, например, движение «Жизнь», достаточно много унаследовали от добротолюбия [4]. Эта традиция особенно сильно проявилась на острове Парос, где провел свои детские и юношеские годы молодой Франциск, как в миру звали старца Иосифа. К своему решению уйти в монахи он пришел через чтение житий святых, а также после одного сна-видения, в котором он был призван служить в «царском дворце». Он начал удаляться в тихие и спокойные места для молитвы и подвижничества, пытаясь подражать всем видам аскезы, которые он встречал в житиях святых. Тогда он и задумался о Святой Горе, куда ушел в 1921 году в возрасте двадцати трех лет.

Там Иосиф ожидал увидеть отцов, подобных святым, о которых он читал. Однако, этого не произошло. «Оказавшись на Святой Горе, – пишет старец Иосиф, – я плакал днями и ночами, ибо не нашел тех, кто был бы подобен афонским святым» [5]. Несмотря на то, что духовные ожидания Иосифа были весьма высоки, разочарование, которое он испытал на Афоне, не было субъективным и безосновательным. Общая картина духовного состояния Святой Горы в тот период, даже при отсутствии серьезных исследований в этой области, представляется далеко не идеальной. Здесь стоит добавить, что и старец Софроний, будучи монахом монастыря святого Пантелеймона, примерно за одно десятилетие до прихода старца Иосифа на Афон, пишет: «Умственная работа, которая является ядром истинной монашеской жизни, находится сейчас в состоянии крайнего упадка» [6].

В этот же период в монастыре святого Пантелеймона жил святой Силуан, который вместе со старцем Софронием, составившим его биографию, оказал решающее влияние на возрождение как афонского монашества, так и православного монашества в целом. Известными отцами этого периода являются киновиаты и пустынники, такие как: Иероним Симонопетрит, Афанасий Григориат, отец Савва, отец Тихон, старец Косма из монастыря Пантократор, старец Августин из монастыря Филофей и др. [7]. Старец Иосиф Исихаст в своих творениях приводит имена великих аскетов, которых он встретил в годы своей жизни на Афоне. В ските Катунакья, первой обители, где жил старец, он познакомился с мудрейшим старцем Даниилом и его братией. Другие важные подвижники обители: старец Каллиник Исихаст, который по неизвестной причине отказался посвятить его «в таинства исихии и молитвы» [8], последующие его духовники, старцы Даниил и Евфимий, а также и другие благочестивейшие отцы. В конце концов, старец Иосиф приобретает дар непрестанной молитвы, который он получил благодаря исключительному усердию и посещению Божественной благодати [9].

Благодатный старец Иосиф Исихаст положил основание для возрождения монашества Святой Горы, что подтверждается, как мы сказали, статистическими данными начала 70-х годов XX века. Из его братии, с которой он жил с 1953 года до конца своих дней (1959) в Новом Ските, вышли духовные отцы, которые уже со своей собственной братией распространились по всей Святой Горе.

Катализатором этого благого начинания, которое внесло исключительный вклад в возрождение Святой Горы, явился старец Иосиф. Применяя необычный по тому времени духовный порядок, он давал каждому из своих духовных чад благословение на создание собственного братства. Такой подход старца Иосифа был основан на его заботе о будущем монастырской братии. По прошествии многих лет, когда один знакомый старца, Иоанн Бициос, спросил его, относятся ли три монаха, находящиеся рядом с ним, к его братии, старец ответил: «Конечно». Затем он добавил: «Видишь этих братьев, Яни? Придет время, и они заполнят всю Святую Гору монахами.» [10]. Так, за восемь месяцев до его кончины, в декабре 1958 года, в каливах Нового Скита появились четыре братства, ставшие магнитами, притягивающими все новых и новых монахов. Кроме того, слава этих отцов-исихастов дошла до соседних монастырей, два из которых поспешили пригласить этих отцов в духовники [11].

В возрождении святогорского монашества существенную роль сыграла исихия (спокойствие, безмолвие) пустыни. Обстановка в святых обителях этого периода оставалась неблагоприятной, так что молодые люди, начинающие монашескую жизнь, предпочитали монастырям небольшие братства с духовными старцами, находящиеся в подчинении у монастырей. Однако рост числа монахов в этих братствах означал и рост их потребностей в жилье, что, в свою очередь, осложняло их дальнейшее пребывание в этих небольших поселениях. Появилась необходимость поиска более подходящих мест проживания. Этими местами стали большие скиты и, главным образом, монастыри, опустевшие с течением времени и имеющие много места для удовлетворения растущих потребностей братств.

Ссылки:

  1. См. Irénikon N44, 1971. С. 529-530.
  2. Подробнее о причинах возрождения монашества Святой Горы см. Γ. Мантзаридис, Социология Христианства, Салоники, 1999. С. 409-410.
  3. Изд-во Синода Греческой Церкви, Αι Συνοδικαί Εγκύκλιοι, 1 том (1901-1933), Афины, 1955. С. 590. Α. Γουσίδη, Οι χριστιανικές οργανώσεις, Θεσσαλονίκη 1996. С. 21 и далее.
  4. Архимандрит Илиа Мастрояннопулос, Αναγεννητικό κίνηµα. Παραφυάδες των Κολλυβάδων, Αθήναι, 1987. С. 79-80.
  5. Старец Иосиф Ватопедский, Έκφρασις Μοναχικής Εµπειρίας, Επιστολή 37, Ιερά Μονή Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2003. С. 220.
  6. Архимандрит Софроний, Αγώνας θεογνωσίας, Η αλληλογραφία Γέροντος Σωφρονίου µέ τον Δ. Μπάλφουρ, перевод. Αρχιµ. Ζαχαρία, Έσσεξ Αγγλίας 2004.С. 135.
  7. Паисий Святогорец, «Отцы-святогорцы и святогорские истории», Салоники, 1994.
  8. Старец Иосиф Ватопедский, «Старец Иосиф Исихаст», Ведикая Святая Обитель Ватопед, Святой Афон, 2004. С. 41.
  9. Старец Иосиф Исихаст, Έκφρασις Μοναχικής Εµπειρίας, Επιστολή 9, С. 90-92, Επιστολή 37, С. 221 и далее.
  10. Старец Иосиф Ватопедский, «Старец Иосиф Исихаст», С. 12.
  11. См. Ιωσήφ Μ. Δ., Ο Γέρων Αρσένιος ο Σπηλαιώτης (1886-1983), Θεσσαλονίκη 2001. С. 91.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

- See more at: http://www.pemptousia.ru/2013/12/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b5%d1%86-%d0%b8%d0%be%d1%81%d0%b8%d1%84-%d0%b8%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%b0%d1%81%d1%82-%d0%b8-%d0%b2%d0%be%d0%b7%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b2/#sthash.H9PL4tbt.dpuf

Старец Иосиф Исихаст

 и возрождение святогорского монашества

 (Часть 1)

Профессор  Мандзаридис Георгий

«Пемптусия» публикует первую часть статьи бывшего преподавателя Аристотелевского университета города Салоники господина Георгиоса Мантзаридиса. Статья посвящена огромному вкладу, внесенному этим преподобным старцем, уникальным представителем современного монашества, остановке численного сокращения монахов, столь характерного для Афона в последние годы.

 

Возрождение афонского монашества, которое наблюдается в настоящее время, стало фиксироваться статистически в начале 70-х годов. Статистическое исследование, проведенное в июле 1972 года, показало, что общее количество монахов на Афоне достигло 1 146 человек. Это на единицу превышает число монахов, указанное в прошлом 1971 году журналом Irenikon [1], который публикует периодические статические данные афонского монашества. С тех пор постоянное уменьшение числа монахов афонского сообщества сменилось стабильным и впечатляющим ростом.

Этому росту содействовали несколько факторов. К ним относятся, в частности, групповые приходы братии из монастырей, находящихся за пределами Святой Горы. Эти приходы происходят благодаря сильным личностям, носителям глубокой духовности и нравственности. Они подготовили почву и поддержали численный рост монашества Святой Горы. Значительное место среди них занимает старец Иосиф Исихаст, и сегодня 6 из 20 обителей Святой Горы считают себя его духовными наследниками [2].

gerwnioshs

Старец Иосиф Исихаст родился, вырос и пришел к монашеству в период секуляризации и упадка монашеской и церковной жизни в целом. Спустя примерно десять лет после его рождения, в 1907 году, архимандрит Евсевий Матфопулос основал братство богословов «Жизнь», состоящее как из клириков, так и из мирян, связанных монашескими обетами. Это явилось попыткой заполнить существенные пробелы пастырской миссии в Церкви. Создание этого братства возродило монашество в миру, которое решающим образом повлияло на ход церковной и социальной жизни Греции и других стран.

Вместе с этим многие иеромонахи и монахи, подвергшиеся влиянию секуляризации, оставляли монастыри и осуществляли церковное служение в миру. Наконец, многочисленные иерархи  были отрицательно настроены по отношению к отшельнической жизни, в то время как Священный Синод Греческой Церкви в положении «Об организации монашеской жизни», изданном в 1932 году, посвященном возрождению монашества, определяет главной целью монашеской жизни «просвещение народа проповедованием Слова Божия, катехизиса, святого таинства исповеди, обучение различным искусствам и благотворительную деятельность» [3].

Конечно, не переставала существовать и традиция добротолюбия, оказавшая большое влияние не только на Афон, но и на весь греческий мир. Различные христианские движения, такие как, например, движение «Жизнь», достаточно много унаследовали от добротолюбия [4]. Эта традиция особенно сильно проявилась на острове Парос, где провел свои детские и юношеские годы молодой Франциск, как в миру звали старца Иосифа. К своему решению уйти в монахи он пришел через чтение житий святых, а также после одного сна-видения, в котором он был призван служить в «царском дворце». Он начал удаляться в тихие и спокойные места для молитвы и подвижничества, пытаясь подражать всем видам аскезы, которые он встречал в житиях святых. Тогда он и задумался о Святой Горе, куда ушел в 1921 году в возрасте двадцати трех лет.

Там Иосиф ожидал увидеть отцов, подобных святым, о которых он читал. Однако, этого не произошло. «Оказавшись на Святой Горе, – пишет старец Иосиф, – я плакал днями и ночами, ибо не нашел тех, кто был бы подобен афонским святым» [5]. Несмотря на то, что духовные ожидания Иосифа были весьма высоки, разочарование, которое он испытал на Афоне, не было субъективным и безосновательным. Общая картина духовного состояния Святой Горы в тот период, даже при отсутствии серьезных исследований в этой области, представляется далеко не идеальной. Здесь стоит добавить, что и старец Софроний, будучи монахом монастыря святого Пантелеймона, примерно за одно десятилетие до прихода старца Иосифа на Афон, пишет: «Умственная работа, которая является ядром истинной монашеской жизни, находится сейчас в состоянии крайнего упадка» [6].

В этот же период в монастыре святого Пантелеймона жил святой Силуан, который вместе со старцем Софронием, составившим его биографию, оказал решающее влияние на возрождение как афонского монашества, так и православного монашества в целом. Известными отцами этого периода являются киновиаты и пустынники, такие как: Иероним Симонопетрит, Афанасий Григориат, отец Савва, отец Тихон, старец Косма из монастыря Пантократор, старец Августин из монастыря Филофей и др. [7]. Старец Иосиф Исихаст в своих творениях приводит имена великих аскетов, которых он встретил в годы своей жизни на Афоне. В ските Катунакья, первой обители, где жил старец, он познакомился с мудрейшим старцем Даниилом и его братией. Другие важные подвижники обители: старец Каллиник Исихаст, который по неизвестной причине отказался посвятить его «в таинства исихии и молитвы» [8], последующие его духовники, старцы Даниил и Евфимий, а также и другие благочестивейшие отцы. В конце концов, старец Иосиф приобретает дар непрестанной молитвы, который он получил благодаря исключительному усердию и посещению Божественной благодати [9].

Благодатный старец Иосиф Исихаст положил основание для возрождения монашества Святой Горы, что подтверждается, как мы сказали, статистическими данными начала 70-х годов XX века. Из его братии, с которой он жил с 1953 года до конца своих дней (1959) в Новом Ските, вышли духовные отцы, которые уже со своей собственной братией распространились по всей Святой Горе.

Катализатором этого благого начинания, которое внесло исключительный вклад в возрождение Святой Горы, явился старец Иосиф. Применяя необычный по тому времени духовный порядок, он давал каждому из своих духовных чад благословение на создание собственного братства. Такой подход старца Иосифа был основан на его заботе о будущем монастырской братии. По прошествии многих лет, когда один знакомый старца, Иоанн Бициос, спросил его, относятся ли три монаха, находящиеся рядом с ним, к его братии, старец ответил: «Конечно». Затем он добавил: «Видишь этих братьев, Яни? Придет время, и они заполнят всю Святую Гору монахами.» [10]. Так, за восемь месяцев до его кончины, в декабре 1958 года, в каливах Нового Скита появились четыре братства, ставшие магнитами, притягивающими все новых и новых монахов. Кроме того, слава этих отцов-исихастов дошла до соседних монастырей, два из которых поспешили пригласить этих отцов в духовники [11].

В возрождении святогорского монашества существенную роль сыграла исихия (спокойствие, безмолвие) пустыни. Обстановка в святых обителях этого периода оставалась неблагоприятной, так что молодые люди, начинающие монашескую жизнь, предпочитали монастырям небольшие братства с духовными старцами, находящиеся в подчинении у монастырей. Однако рост числа монахов в этих братствах означал и рост их потребностей в жилье, что, в свою очередь, осложняло их дальнейшее пребывание в этих небольших поселениях. Появилась необходимость поиска более подходящих мест проживания. Этими местами стали большие скиты и, главным образом, монастыри, опустевшие с течением времени и имеющие много места для удовлетворения растущих потребностей братств.

Ссылки:

  1. См. Irénikon N44, 1971. С. 529-530.
  2. Подробнее о причинах возрождения монашества Святой Горы см. Γ. Мантзаридис, Социология Христианства, Салоники, 1999. С. 409-410.
  3. Изд-во Синода Греческой Церкви, Αι Συνοδικαί Εγκύκλιοι, 1 том (1901-1933), Афины, 1955. С. 590. Α. Γουσίδη, Οι χριστιανικές οργανώσεις, Θεσσαλονίκη 1996. С. 21 и далее.
  4. Архимандрит Илиа Мастрояннопулос, Αναγεννητικό κίνηµα. Παραφυάδες των Κολλυβάδων, Αθήναι, 1987. С. 79-80.
  5. Старец Иосиф Ватопедский, Έκφρασις Μοναχικής Εµπειρίας, Επιστολή 37, Ιερά Μονή Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2003. С. 220.
  6. Архимандрит Софроний, Αγώνας θεογνωσίας, Η αλληλογραφία Γέροντος Σωφρονίου µέ τον Δ. Μπάλφουρ, перевод. Αρχιµ. Ζαχαρία, Έσσεξ Αγγλίας 2004.С. 135.
  7. Паисий Святогорец, «Отцы-святогорцы и святогорские истории», Салоники, 1994.
  8. Старец Иосиф Ватопедский, «Старец Иосиф Исихаст», Ведикая Святая Обитель Ватопед, Святой Афон, 2004. С. 41.
  9. Старец Иосиф Исихаст, Έκφρασις Μοναχικής Εµπειρίας, Επιστολή 9, С. 90-92, Επιστολή 37, С. 221 и далее.
  10. Старец Иосиф Ватопедский, «Старец Иосиф Исихаст», С. 12.
  11. См. Ιωσήφ Μ. Δ., Ο Γέρων Αρσένιος ο Σπηλαιώτης (1886-1983), Θεσσαλονίκη 2001. С. 91.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События