Пидалион Правило 47 _ред (3).rtf
Выдержки из творений св. Никодима Святогорца
ПИДАЛИОН
Агапия иеромонаха и Никодима монаха (Святогорца)
Издание 4-е. Афины, 1886.
Правила святых апостол
(Скачать текст в формате rtf здесь: https://files.fm/u/wptt37tb)
Апостольское правило 47
Епископ или пресвитер, если имеющего истинное крещение вновь окрестит, или оскверненного нечестивыми не окрестит, да будет извержен, как осмеивающий Крест и смерть Господню, и не различающий священников от лжесвященников.
Ср.: Ап. 46 и 68; 2 Всел. 7; 6 Всел. 95; 1 Карф. 84; Карф. 36, 57 и 80, Василия Вел. 1 и 47.
Толкование
Единое крещение было передано нам, православным христианам (Еф. 4, 4), как от Господа нашего, так и от божественных Апостолов и святых отцов, потому что един раз совершились крест и смерть Господа, по образу которых происходит крещение. По этой причине настоящее Апостольское Правило определяет, что, если какой-либо епископ или пресвитер восхочет крестить второй раз повторно и с самого начала, как совершенно некрещеного, того, кто был истинно крещен, по заповеди Господа, повторенной св. Апостолами и божественными отцами, т. е. точно так же, как крестят всех православных христиан, таковой (епископ или пресвитер) должен быть извергнут, ибо этим вторым перекрещиванием он снова распинает и осмеивает Сына Божия, что невозможно, глаголет св. ап. Павел, и предлагает вторую смерть Господу, Которого больше смерть не победит (Евр. 6, 4; Рим. 6, 5), по тому же Павлу(1). Точно также, когда некий епископ или пресвитер не пожелает крестить крещением Кафолической Церкви оскверненного, т.е. «крещеного» нечестивыми, точнее еретиками, да будет извергнут, ибо посмеялся кресту и смерти Господа, воображая ложно и ошибочно, что оскверняющее и мерзкое крещение еретиков является образом креста и смерти Господа, что, однако, не так, и потому принимает его (т.е. крещение еретиков) и приравнивает его к крещению православных христиан. И, кроме того, будучи не в состоянии различить истинных священников православных от ложных священников еретиков, он, напротив, принимает и тех, и других, как истинных. Ни скверное крещение еретиков не делает истинными христианами тех, кого они крестили, ни рукоположение еретиков не делает ими рукоположенных истинными иереями, согласно 68-му Апостольскому Правилу. Подчеркнем же, что, как мы уже говорили, святое Крещение совершается по образу креста и смерти Господа. «Яко елицы, − говорит св. ап. Павел, − во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим. 6, 3). И «спогребохомся убо Ему крещением в смерть» (Рим. 6, 4). И «мы соединены с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6, 5). Вот почему даже крест «крещением» именуется от Господа, согласно Златоусту, когда Господь сказал: «Крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися» (Мф. 20, 22-23; Рим. 6, 9). И снова: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится» (Лк. 12, 50).
_______________________________________
-
Таким образом, неправильно говорит Вальсамон в своем толковании на 19-е Правило Первого Вселенского Собора и, возможно, другие единомышленники Вальсамона, утверждая, что должны креститься во второй раз те, кто ранее были крещены в Православной Церкви, позже стали еретиками, а затем снова вернулись к Православной вере. Приводя в качестве свидетельства настоящее Апостольское Правило и 19-е Правило Первого Вселенского Собора, которое гласит, что следует вновь крестить «бывших Павлианами, но потом прибегнувших к Кафолической Церкви», таковые, по моему мнению, не правы по трем причинам:
-
Этим вторым перекрещиванием, за которое они выступают, они вводят два крещения в Кафолическую Церковь, которая, однако, в своем Символе веры исповедует едино крещение, основывая свое исповедание веры на словах св. апостола Павла: «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4, 5). И поскольку через перекрещивание они снова распинают Сына Божия и предлагают Ему второй крест и смерть, таковое является величайшим нечестием. «Ибо, − говорит св. ап. Павел, − если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евр. 10, 26), а согласно божественному Златоусту (1-я Беседа на Послание к Евреям), крест и крещение являются прообразом распятия. «Ибо, − говорит св. ап. Павел, − Он одним приношением навсегда соделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 14). Соответственно, «невозможно однажды просвещенных и отпадших (здесь, согласно свт. Иоанну Златоусту, имеется в виду отпадение в иудаизм или в какую-либо ересь) опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия» (Евр. 6, 4-6).
-
В этом Апостольском Правиле, которое они приводят в подтверждение своего мнения, говорится не о тех, кто был крещен в Православии и отпал от него, а о тех, которые принадлежали еретической группировке от рождения и были осквернены еретиками, и уже после этого пришли к Православию. Следовательно, здесь не говорится об их перекрещивании, как если бы они уже были крещены ранее, но об их крещении, так как они никогда не были крещены по-православному (ибо там написано «если не окрестит»). В 19-м Правиле Первого Вселенского Собора, где идет речь о повторном крещениибывших павлианами, под «бывшими павлианами» имеются в виду те, кто от рождения пребывал в ереси Павла Самосатского, а не те, кто перешел к нему после православного Крещения (хотя и кажется, что слово Παυλιανίσαντες1 («бывшие павлианами»2), произошедшее от глагола παυλιανίζω,3 может иметь такое значение). Ибо в своем 95-м Правиле Шестой Вселенский Собор, вспоминая об этом же Правиле Первого Вселенского Собора, изменил слово Παυλιανισάντων («бывших павлианами») наΠαυλιανιστών («павлиан»),4 уподобив его словам «донатистов» и «монтанистов», которые скорее означают, что человек от рождения принадлежал к этой еретической группировке, а не присоединился к ней позднее. И не только Вальсамон, но и Зонара толковал это Правило именно в таком смысле, как мы увидим в его толковании. Несмотря на то, что в этом Правиле используется слово «αναβαπτίζω», которое означает «перекрещивать, крестить повторно», это слово здесь не понимается буквально, а обозначает православное Крещение, совершенное после лже-крещения еретика Павла. Точно также и святой Василий Великий в своем 47-м Правиле использовал слово «перекрещивание»,5 не подразумевая, что крещение еретиков было истинным, но лишь потому, что так называли его еретики.
Точно также и св. апостол Павел называл богов, которым поклонялись греки, «богами и господами»,6 не потому, что они действительно были богами, а просто потому, что греки именовали их таким образом (1 Кор. 8, 5).
-
Если бы было разрешено креститься повторно тем христианам, которые стали еретиками или отреклись от веры, то почему тот же Первый Вселенский Собор в своем 11-м и 12-м Правилах предписывает отступившим от веры во время гонений, да проведут несколько лет между слушающими чтение писаний и несколько лет «да припадают в церкви, прося прощения», 7 в то время, как можно было бы крестить их во второй раз и таким образом очистить их от отречения, не доставляя Церкви столько хлопот и забот, связанных с исправлением их души?
Таким образом, по этим причинам недопустимо крестить во второй раз того, кто крестился истинным Крещением, согласно рассматриваемому нами 47-му Апостольскому Правилу, а также 57-му Правилу Карфагенского Собора,8 несмотря на то, что позднее они были осквернены еретиками: первое Крещение остается в силе, ибо дары Божии непреложны.9 Вот почему и 35-е Правило Карфагенского Собора10 не дозволяет перекрещивать клириков, извергнутых из сана за преступления, и после этого снова возводить их в священный сан. [Если же какой-то христианин впадает в ересь], то он очищается от осквернения ересью после анафематствования этой ереси; глубокого покаяния; очистительных молитв, составленных Патриархом Мефодием,11 которые читаются в Церкви для тех, кто отрекся от веры, и, наконец, помазания святым миром. А затем, после надлежащих вопрошений в вере и выполнения епитимьи, назначенной духовным отцом, он может причаститься Тела и Крови Господних, ибо «кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 7).
Что касается детей агарян,12 которых крестили православным крещением не с какой-либо благочестивой целью, а чтобы защитить их тела от злосмрадия и болезни, то при Патриархе Луке13 было принято соборное решение крестить их во второй раз, если они хотели перейти в нашу веру, ибо крещение детей должно совершаться по вере родителей, а их родители были нечестивы. 14 Точно так же следует крестить и тех, которые были крещены лицами, не имеющими священного сана, но ложно изображающими из себя священников. А также и тех, которые во время опасности захотели принять крещение и были крещены мирянином, если они не умрут, а останутся в живых. В соответствии с 47-м Апостольским Правилом только епископам и пресвитерам дозволяется совершать Таинство Крещения, но никак не мирянам, согласно I-му Правилу святого Василия Великого, которое гласит, что крещеных мирянами подобает вновь «очищать истинным церковным Крещением». 15
Ибо то, что происходит во время серьезной опасности и в чрезвычайных обстоятельствах, не является законом для Церкви, согласно 17-му Правилу Двукратного собора.16 Вальсамон и Властарис говорят то же самое. Мы должны добавить к настоящему примечанию еще и то, что, согласно 80-му Правилу Карфагенского Собора17 и 84-му Правилу Шестого Вселенского Собора, следует крестить детей, которые сами не знают, были они крещены или нет, в силу своего малого возраста, и когда не находятся другие свидетели, могущие подтвердить их крещение. См. также примечание к 24-му Правилу св. Иоанна Постника18 относительно младенца, который во время серьезной опасности был крещен мирянином, не имеющим священного сана, где говорится о том, что, если он выживет, то должен быть крещен иереем. Это согласуется с тем, что св. Дионисий Александрийский вновь окрестил иудея, который был крещен мирянином во время болезни, угрожавшей ему смертью, после того как смертельная опасность миновала и он выжил («Византис», том XI, стр. 188). Мы добавим к сему еще и то, что если согласиться с утверждением, согласно которому мирянин в чрезвычайных обстоятельствах может крестить, то, следовательно, он может совершать и миропомазание, и причащение (см. также его примечание к 58-му Правилу Шестого Вселенского собора). Некоторые считают, что младенцев, крещеных мирянами в чрезвычайной ситуации, следует поминать вместе с православными, если они умрут, как имеющих надежду сподобиться милости Божией. Но тех, кто был крещен не в связи с чрезвычайным положением мирянином или лицом, не имеющим священного сана и выдающим себя за священника, не следует поминать после смерти, ибо они не крещены. Заметь же, что, говоря о латинянах, мы не употребляем слово «перекрестить», но слово «крестить». Ибо их обряд «крещения» не достоин носить такое имя. Это вовсе не крещение, а всего лишь окропление, лишенное благодати.
1 В греческом языке это причастие настоящего времени действительного залога, «придерживающиеся павлианской ереси», —прим. переводчика
2 В имеющемся переводе: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/104
3 Παυλιανίζω — быть сторонником Павла Самосатского, — прим. переводчикаhttp://greek_greek.enacademic.com/127860/%CF%80%CE%B1%CF%85%CE%BB%CE%B9%CE%B1%CE%BD%CE%B9%CF%83%CF%84%CE%AE%CF%82
4 Это изменение не отражено в имеющемся русском переводе: «А о бывших павлианами, потом к Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивати их непременно». https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/246.
5 https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/2#2_47
6 1 Кор. 8, 5.
7 https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-pervyj-vselenskij-sobor-nikejskij/#0_11
8 В Пидалионе 57-му Правилу Карфагенского Собора, в русской Книге правил соответствует 59-ое правило:https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-karfagenskij-sobor/#0_59
9 Рим. 11, 29.
10 В Пидалионе 35-му Правилу Карфагенского Собора, в русской Книге правил соответствует 36-ое правило:https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-karfagenskij-sobor/#0_36
11 Последование Мефодия патриарха от отвержения различных лиц, ко православней и истинней вере обращающихся https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasnopevkov_Rumovskij/novaja-skrizhal/4
12 Агаряне (исмаилиты) — «происходящие от Агари»; первоначально так византийцы именовали арабов, полагая, что их родоначальницей была рабыня и наложница патриарха Авраама Агарь, родом из Египта. Агарь имела от Авраама сына Исмаила, но после рождения Исаака у Сары, законной жены Авраама, Агарь и ее сын были изгнаны в пустыню и ушли на юг Палестины. Исмаил стал родоначальником арабского народа, поэтому арабов называли еще и исмаилитами. С XI в. агарянами и исмаилитами византийцы стали именовать не только арабов, но и турок, принявших мусульманство. http://www.etnosy.ru/node/570
В толковании 84 правила Трулльского собора Вальсамон разъясняет, как это завелось у турок. Во время патриарха Луки (1156–1169) пришли в Константинополь некоторые из турок, заявляя патриаршему синоду, что они христиане, ибо в детстве были крещены в своей земле христианскими священниками. На вопрос же, как это могло случиться, когда они следуют мухаммедову закону, отвечали, что существует у них обычай (συνήθειά έστι) крестить своих детей у православных священников (παρά ορθοδόξων ίερέων) потому, что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит как собака (κατά κύνας όζειν),пока не получит христианского крещения. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан неверными, ищут последние не с добрым православным намерением, но ради телесного лечения, и не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, но как некое лекарство и чародейство (ώς φαρμακείανή επψδήν). Таковое крещение, совершенно естественно, синод патриарший не мог признать правильным и потому определил, чтобы те турки, буде пожелали бы, были вновь крещены. Решение свое этот синод обосновал по аналогии на 8 правиле седьмого вселенского собора. Никодим (Милаш).
Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Правило 8 Седьмого Вселенского Собора, Никейского.https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/261
13 Лука́ Хрисове́рг или Лука́ Хризове́рг (греч. Λουκᾶς Χρυσοβέργης; XII век) — Патриарх Константинопольский с 1156 по 1169 год.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B3
14 В оригинале: επειδή είς το βάπτισμα αυτών δεν ήτο σύμφωνος η των ασεβών αυτών γονέων πίστις. Дословный перевод: поскольку их крещение не было согласно с верой их нечестивых родителей. — прим. переводчика.
15 https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-ottsov-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami/
16 https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-konstantinopolskij-cobor-dvukratnyj/#0_17
17 В Пидалионе 80-му Правилу Карфагенского Собора, в русской Книге правил соответствует 83-ое правило:https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-karfagenskij-sobor/#0_83
18 В Пидалионе 24-му Правилу св. Иоанна Постника, в русской Книге правил соответствует 37-ое правило:https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Postnik/pravila_svjatogo_ioanna_postnika_c_tolkovanijami/#0_37
6